Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной дипломной работе, заключается в том, что семья – это один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно недооценивать. Очень велико влияние родителей на развитие ребенка. В семье очень тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения.
Как отмечала один из ведущих специалистов в области психологии и психотерапии семьи А.С. Спиваковская, «потребность в родительской любви не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная». По мнению многих социологов, современные семьи испытывают кризис. В данной ситуации самыми уязвимыми являются дети. Они остро реагируют на все изменения, происходящие в семье: взаимоотношении матери и отца, своей позиции в семье, оценка взрослых и т.д.
Дети, которые растут в атмосфере любви, понимания, заботы имеют меньше проблем и трудностей, связанных со здоровьем, обучением в школе, общением с взрослыми и сверстниками, с окружающим миром. И, наоборот, в семьях, где нарушены здоровые детско-родительские отношения, у детей наблюдаются отклонения и различные психологические проблемы и комплексы.
В современном обществе никто не вправе посягать на роль родителей в воспитании своего собственного ребенка, на выбор методов и форм воспитания. Однако, все больше фактов говорит о том, что дети в собственных или замещающих семьях становятся жертвами психического или физического, а зачастую и сексуального насилия. Жестокое отношение к детям является обыденным в современном обществе.
Много детей погибают, а у тех, кто стал жертвой, появляются отклонения в психическом развитии, физическом развитии и эмоциональной сфере, это наносит не поправимый вред здоровью маленького человечка в этом мире, травмирует его психику, в целом тормозит развитие личности, что в последствии повлечет за собой социальную дезадаптацию.
Взрослые, пережившие в детстве тяжелые психологические травмы и давления не способны создать крепкие здоровые семьи, не могут быть хорошими родителями. Зачастую они выстраивают туже модель семьи и взаимоотношения, в которой они росли. Как правило, жестокое обращение они переносят на своих собственных детей.
В настоящее время это стало социальной проблемой. Как же так получается, что в современном обществе, где существует столько возможностей для счастливого детства, гармоничного развития личности огромное число проблем?
Конечно, все это вытекает из ряда проблем: падение уровня жизни всего общества, экономические проблемы, утрата значимых для общества ценностей, интеллектуальные, нежелание брать ответственность за свою жизнь на себя, нежелание принимать жизненно важные решения.
Одной из наиболее значимых проблем так же является неполная семья, в составе которой один родитель и ребенок или дети. Зачастую, этим родителем выступает женщина, на плечи которой ложатся все функции и проблемы по воспитанию ребенка или детей.
Исследования специалистов разных областей знаний, наблюдавших более 1000 семей, пришли к выводу, о низкой медицинской, экономической, психологической культуре родителей.
Все дети разные, они отличаются не только своими внешними данными, но и характером, темпераментом, поведением, своими уникальными внутренними способностями. Зачастую родители не могут понять, а иногда и осознать, причины недовольства собственным ребенком.
Цель исследования – изучить особенности принятия-отвержения и воспитательных установок родителей в процессе игровых занятий с детьми.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста, родители.
Предмет исследования: детско-родительские отношения.
Гипотеза исследования: разработанный цикл игровых занятий оказался эффективным для коррекции детско-родительских отношений в исследуемой выборке.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие теоретические и практические задачи исследования:
1. Рассмотреть принятие-отвержение как значимый аспект детско-родительских отношений в развитии ребенка.
2. Определить роль значимого взрослого в совместной игре с ребенком, выявить основные характеристики совместной игры.
3. Изучить проявление воспитательных установок родителей и их коррекция в игровых занятиях с детьми.
4. Разработать план проведения экспериментального исследования.
5. Провести сравнительный анализ характеристик принятия-отвержения и родительских установок до начала цикла игровых занятий с детьми и после его завершения.
6. Проанализировать рисунки детей на тему «Я играю с мамой» до начала совместных игровых занятий и после их завершения.
7. Осуществить статистический анализ полученных данных, подтвердить или опровергнуть гипотезу экспериментального исследования.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, классификация, обобщение, синтез, хронологический, биографический, наблюдение, тестирование, моделирование, проектирование, эксперимент, методы математической статистики.
Выборка исследования: 30 семей старших дошкольников.
База исследования: ГБДОУ детский сад № 10 Невского района города Санкт Петербурга.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в дипломной работе проводится разработка специальных мероприятий по коррекции детско-родительских отношений в условиях ДОУ, формируются методы улучшения методов родительского воспитания старших дошкольников.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРИНЯТИЯ-ОТВЕРЖЕНИЯ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
1.1. Принятие-отвержение как значимый аспект детско-родительских отношений в развитии ребенка
В течение многих десятилетий проблема детско-родительских отношений не рассматривалась, не была предметом изучения. В обществе, к сожалению, агрессия, жестокое обращение, насилие над детьми до сих пор имеет место быть. Несмотря на то, что открыто много центров помощи семьи и детям, службы ранней помощи – тема остается достаточно острой и актуальной, требует более глубокого изучения .
Растить детей – это самое большое счастье для многих родителей. Но не редко прекрасное чувство омрачается проявлением других чувств к ребенку, которых хотелось бы избежать и не чувствовать вовсе. Хорошо, если эти ощущения, эти чувства осознаются родителями, но подчас они могут быть неосознанными.
Идеальных родителей не существует и каждому предстоит испытать всю гамму чувств на долгом пути по воспитанию ребенка, становлению его как личности. Каждая семья в праве выбирать методы и приемы воспитания своего сокровища, и никто не вправе их осуждать за это .
Большинство семей по той или иной причине можно отнести к неблагополучным. Экономический кризис, пандемия, потеря работы или постоянного заработка привела к тому, что семьи попали в разряд нищих или малообеспеченных. Ухудшающаяся экологическая обстановка, плохое питание, низкая социальная ответственность способствуют тому, что на свет все больше детей появляются с отклонениями в здоровье .
Наркомания, алкоголизм также не способствуют появлению на свет здоровых малышей. Ребенку необходимо, чтоб с первых минут жизни его окружали любящие и заботливые родители, которые понимают нужды и потребности, помогут вырасти гармоничным, целостным человеком, сформироваться как личность.
Они желают своему ребенку только самого лучшего, но не каждый знает, как это должно быть и что для этого надо делать. В современном мире ребенок растет и развивается не только под присмотром и влиянием родителей, но и общества в целом. Немаловажную роль в формировании личности ребенка играет телевидение, интернет, компьютерные игры. Во многих семьях не принято играть дома в игры с детьми, так как родители считают, что в саду ребенок достаточно наигрался, а им после работы нужен отдых .
Ребенок часами может играть в игры на планшете или телефоне, проводить время за просмотром мультфильмов, качество и сюжет которых желает оставлять лучшего. Впоследствии родители искренне удивляются, почему ребенок становится неуправляемым, не таким, как они хотели и вообще они не такого воспитывали.
Причины испорченности ищут вовне. Не понимание и непринятие ребенка, не желание смиряться с тем, что у него могут быть свои желания и потребности – зачастую приводит к отверженности ребенка родителем, а иногда и другими родственниками .
Проанализировав ряд существенных трудностей в детско-родительских отношениях, нами были выделены причины, которые можно разделить на три группы :
• интраиндивидуальные – зависят от биологических особенностей личности;
• интериндивидуальные – связаны с особенностями воспитания в семье;
• макросистемные – социокультурные особенности жизни семьи.
Интраиндивидуальные причины подразумевают особенности темперамента самого ребенка, в основе которого имеются в виду врожденные физиологические процессы.
Исследованиями в этой области занимались С. Чесс и А. Томас. В своих исследованиях они говорят о девяти врожденных темпераментах у детей, которые играют немаловажную, а скорее существенную роль в определении насколько легко или трудно будет вырастить и воспитать ребенка, заботиться о нем. Эти исследования внесли огромный вклад в изучение детско-родительских отношений и показали, что то, каким вырастит ребенок имеет значение не только домашняя обстановка, но и его личностные характеристики .
Интериндивидуальные причины отражают непосредственно опыт общения родителей с ребенком, Данными исследованиями занимались М. Эйнсворт и К. Рубина. Они выявили два способа взаимодействия: надежный и ненадежный. При надежных взаимодействиях родители чутко реагируют на потребности ребенка, внимательны, заботливы. Поддерживают ребенка во всех его начинаниях, воспитывают уверенность в себе, развивают его внутренний потенциал личности .
В ненадежных отношениях все происходит по другому – родители не воспринимают своего ребенка как личность, угнетают, раздражаются, проявляют нетерпение, что приводит к низкой познавательной активности, негативному взаимоотношению с детьми, окружающими. Отвержение ребенка родителями может привести к снижению самооценки, а возможно и к деформации личности .
Макросистемные причины подразумевают; в каких условиях находится семья, характер взаимодействия внутри семьи, культурные традиции, образование родителей, экономическое положение семьи.
Многие родители хотят, чтоб ребенок соответствовал их ожиданиям, имел те или иные таланты или способности, рос примерным и трудолюбивым. Мало кто из родителей понимает, что ожидания часто не совпадают с действительностью .
По исследованиям ученых как отечественных, так и зарубежных выявлено, что только маленький процент родителей принимают и понимают своего ребенка именно таким, какой он есть. Подавляющее большинство ребенка не принимают, стараются переделать или отвергают.
Принять своего малыша таким, какой он есть способен не каждый родитель. Принять – значит, безусловно любить, быть довольным всеми его талантами, недостатками присущими малышу. Принимающий родитель ориентирован на самого ребенка, на развитие его талантов, способностей, на развитие и сохранение его психического, физического, интеллектуального здоровья .
Родитель, способный понять своего малыша, увидеть в нем маленькую личность, готовый помочь ему освоить те навыки и развить те задатки, которые в будущем помогут реализовать себя, раскрыть свой внутренний потенциал, не придавая себя в угоду другим, ощутить собственную ценность, научат ценить окружающий мир таким, какой он есть.
В большинстве семей дети отвергаются по тем или иным причинам. Иногда эти причины не обоснованы и не зависят от самого ребенка. Одна из основных причин – это родительские ожидания: ребенок родился не того пола, как хотелось бы; не такой цвет глаз или цвет волос; у ребенка есть физические недостатки или врожденное заболевание .
Причиной отвержения ребенка может быть нежеланная беременность для одного или обоих родителей. Ребенок сильно похож на кого-то из родственников, с кем родители могли иметь конфликтные отношения. Непринятие имени, данного ребенку одним из родителей.
Кроме того, существует такое понятие как «ребенок, удерживающий отца». По мнению мамы, отец должен остаться в семье ради ребенка. Холодность во взаимоотношениях между супругами, связи на стороне, ссоры (иногда при ребенке) – все это отражается на самом малыше. Мать считает, что ребенок берет на себя некую миссию по сохранению семьи. Ребенок ее негласно принимает. Но что, если отец уходит? Не справился с задачей, не выполнил свою миссию? Каковы чувства ребенка и матери? Догадаться о последствиях нетрудно .
Подорванное здоровье матери во время беременности и родов также являются одной из причин отвержения обоими родителями или кем-то одним. Опасность заключается в том, что ребенка могут отвергнуть и другие родственники.
Можно много говорить о причинах принятия или отвержения детей в семье, но факт остается фактом – уровень эмоционального отвержения родителями своего ребенка достаточно высок. Можно предположить, что существует некая тенденция в детско-родительских отношениях.
Родителям, отвергающим свое дитя присущ жесткий контроль ребенка, безоговорочное послушание, дисциплина. Им не важны настроение и чувства ребенка, не важны желания и потребности, не доверяют, не помогают. Такие родители часто используют насильственные методы воспитания, такие как эмоциональные и физические, что в последствии может сказаться на здоровье ребенка в целом .
А.С. Спиваковская в своей книге «Как быть родителями: о психологии родительской любви» выделила типы неблагополучных семей и дала подробное их описание. К ним относятся :
1. «Семья – санаторий» характеризуется чрезмерной защитой от мнимых опасностей, жесткий контроль, мелочная опека. В такой семье у ребенка наблюдаются нервные перегрузки, нервное истощение, срывы, повышенная чувствительность, раздражительность. У ребенка часто возникают реакции протеста, а порой и повышенная агрессивность.
2. «Семья – третий лишний» – значимыми являются только супружеские отношения, ребенок в расчет не берется. Ему внушают чувство неполноценности, несовершенства. В ребенке порождают чувство неуверенности в себе, ущербности. Такой ребенок с трудом идет на контакт с окружающими его людьми.
3. «Семья – крепость» – в таких семьях зачастую родители стараются поступать излишне принципиально, правильно с их точки зрения. Ребенок становится безынициативным, неуверенным в себе. Он фокусируется на себе, на своих собственных переживаниях, что может привести к внутриличностному конфликту, срывам нервной системы, повышенному риску невротических заболеваний.
Так же исследователями выделены факторы, влияющие на детско-родительские отношения :
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулина, М. Детско-родительские отношения [Текст] / М. Акулина. – М.: Lambert Academic Publishing, 2012. – 108 c.
2. Анисимова, А.А., Петренко, И.Т., Словенова, Г.В. Воспитательные установки родителей как объект педагогического исследования [Текст] / А.А. Анисимова, И.Т. Петренко, Г.В. Словенова // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 7. – С. 90–105
3. Аристархова, И.А., Смолякова, А.С., Федоренко Т.И. Принципы классификации игр в современной дошкольной педагогике [Текст] / И.А. Аристархова, А.С. Смолякова, Т.И. Федоренко // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. Вып. 4. – Казань: Издательство Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2019. – С. 46–50
4. Бердяева, Л.Д., Фирсова, И.М. Принципы коррекции воспитательный стратегии родителей [Текст] / Л.Д. Бердяева, И.М. Фирсова // Вестник педагогики. – 2017. – № 3. – С. 106–119
5. Боровкова, Т.И., Велинская, А.А. Роль родителей в развитии игровой деятельности дошкольников: психологический аспект [Текст] / Т.И. Боровкова, А.А. Велинская // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной психологии и педагогики». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2020. – С. 100–109
6. Волков, Б.С. Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 420 с.
7. Гаврина, С.И., Мелиханова, О.В. Воспитание детей [Текст] / С.И. Гаврина, О.В. Мелиханова. – Вологда: Паритет, 2020. – 270 с.
8. Гридасова, П.А., Федорова, И.И. Психологические особенности взаимодействия родителей и дошкольников в процессе игры: научно-методические подходы исследования и классификации [Текст] / П.А. Гридасова, И.И. Федорова // Психолого-педагогические исследования. – 2018. – № 7. – С. 42–53
9. Захарова, Е.И. Исследование особенностей эмоциональной cтороны детско-родительского взаимодействия [Текст] / Е.И. Захарова // Журнал практического психолога. – 1996. – № 6. – С. 96–104
10. Иванов, П.А., Хрулева, С.С., Марченко, О.В. Психологические особенности организации детской игры: теоретические и практические аспекты исследования [Текст] / П.А. Иванов, С.С. Хрулева, О.В. Марченко // Вестник Астраханского государственного университета. – 2017. – № 6. – С. 4–12
11. Ижванова, Е.М. Проблемы детско-родительских отношений [Текст] / Е.М. Ижванова. – М.: Форпост, 2015. – 350 с.
12. Лисина, М.И. О влиянии положительного общения на эмоциональное самочувствие дошкольника [Текст] / М.И. Лисина // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 3. – С. 33–42
13. Ломаченкова, Ю.Е., Хабарова, С.И. Современные принципы классификации игр дошкольников: научно-методические подходы [Текст] / Ю.Е. Ломаченкова, С.И. Хабарова // Педагогические технологии в дошкольном воспитании. – 2020. – № 4. – С. 51–67
14. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И.М. Марковская. – СПб. : Речь, 2005. – 150 с.
15. Млодик, И.Ю. Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить [Текст] / И.Ю. Млодик. 8-е изд. – М.: Генезис, 2018. – 306 с.
16. Мусихина, Е.Е., Прянишникова, О.А., Харченко, П.И. Исследование видов и типов игровой деятельности в современной дошкольной педагогике [Текст] / Е.Е. Мусихина, О.А. Прянишникова, П.И. Харченко // Материалы научно-практической конференции «Педагогические основы изучения современной системы воспитания и обучения». – Калининград: Балтийский государственный университет, 2019. – С. 69–80
17. Нилл, А. Воспитание свободой [Текст] / А. Нилл. – М.: Свет, 2019. – 360 с.
18. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (методика АСВ) Э.Г. Эйдмиллера и В.В. Юстицкаса // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2019/11/10/oprosnik-analiz-semeynyh-vzaimootnosheniy-metodika (Дата обращения: 19.03.2021)
19. Осорина, М. Секретный мир детей в пространстве взрослых [Текст] / М. Осорина. – Воронеж: Плаза, 2019. – 220 с.
20. Петровский, В.А. Учимся общаться с ребенком [Текст] / В.А. Петровский. – М.: Педагогика, 1993. – 248 с.
21. Полозова, Я.А. Этимология формирования названий игр: методика педагогического исследования [Текст] / Я.А. Полозова // Сборник статей Ярославского государственного университета. Вып. 3. – Ярославль: Издательство Ярославского государственного университета, 2020. – С. 116–135
22. Родители и дети: Психология взаимоотношений [Текст] / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М.: Когито-Центр, 2003. – 230 с.
23. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений [Текст] / Н.Ю. Синягина. – М.: Омега, 2016. – 430 с.
24. Спиваковская, А.С. Как быть родителями [Текст] / А.С. Спиваковская. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.
25. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина // NSPortal. Социальная образовательная сеть. – [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/12/07/test-oprosnik-roditelskogo-otnosheniya-a-ya-varga-v-v-stolin (Дата обращения: 19.03.2021)
26. Урманова, И.М., Демидова, В.А., Залеская, И.И. Технологии проведения развивающих игр с дошкольниками: роль воспитателя и родителей [Текст] / И.М. Урманова, В.А. Демидова, И.И. Залесская // Вестник Барнаульского государственного университета. – 2017. – № 12. – С. 99–118
27. Форвард С., Бак К. Вредные родители [Текст] / С. Форвард, К. Бак. – СПб.: Питер, 2011. – 530 с.
28. Харламова, Т.М. Психология детско-родительских отношений [Текст] / Т.М. Харламова. – Кировск: Звезда, 2010. – 290 с.
29. Целых, С.Н. Психологический рисунок-текст «Моя семья». Диагностика и интерпретация [Текст] / С.Н. Целых // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2017/03/24/psihologicheskiy-risunok-test-moya-semya-diagnostika (Дата обращения: 19.03.2021)
30. Яковлева, Т.И., Симонян, Л.Д., Житнева, И.А. Игра как объект психолого-педагогического исследования [Текст] / Т.И. Яковлева, Л.Д. Симонян, И.А. Житнева // Материалы научно-практической конференции «Проблемы и вопросы современной педагогики». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2018. – С. 13–20