Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Несколько лет назад импортозамещение было одним из основных трендов российской политики. Несмотря на множество предпринятых мер, сегодня эта экономическая политика остается по-прежнему актуальной. Представляется важным выявить есть ли сейчас необходимость в реализации политики импортозамещения и реализации соответствующих региональных программ и проектов в регионах Российской Федерации. Опыт Алтайского края, где импортозамещение начало реализовываться в 2014 году достаточно неоднозначный, что вызывает необходимость проведения дополнительных исследований по данному вопросу.
Цель исследования заключается в анализе вопросов расширения государственного вмешательства в импортозамещение (на примере производства тканей).
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
- исследовать теоретическое основы импортозамещения, его сущность и задачи;
- изучить механизм государственного вмешательства в импортозамещение;
- представить характеристику субъекта импортозамещения – ООО «Барнаульского меланжевого комбината»;
- осуществить анализ процессов импортозамещения на предприятии;
- определить особенности влияния кризиса на экономику компании;
- разработать стратегию расширения государственного вмешательства импортозамещения в компании;
- осуществить оценку эффективности стратегии расширения государственного вмешательства импортозамещения.
Предмет исследования – процессы импортозамещения на российских предприятиях.
Объект исследования – ООО «Барнаульский меланжевый комбинат».
Методы исследования: анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнительного и исторического анализа, комплексного анализа.
Нормативно-правовые основы исследования включают совокупность правовых актов, регламентирующих вмешательство государство в импортозамещение на российских предприятиях.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена и семью параграфами, заключением и списком использованных источников.
1. Импортозамещение как актуальное современное направление отечественного экономического развития
1.1 Импортозамещение: теория, понятие, сущность
Сегодня в качестве важнейших структурных оставляющих политики в области обеспечения национальной и экономической безопасности России на макро- и мезоуровне может рассматриваться импортозамещение. Под импортозамещением мы будем понимать стратегическое направление национальной экономической политики, ориентированное на замещение нецелесообразного по экономическим и/или политическим соображениям ввоза товаров иностранного производства соответствующей или аналогичной продукцией, изготавливаемой отечественными производителями [32, с.56]. Такая политика может реализовываться как для всего национального внутреннего рынка страны, так и для отдельных его сегментов.
В экономической литературе можно найти и другие толкования понятия импортозамещение, которое рассматривают как «стратегию экономического роста, что предусматривает развитие промышленности с помощью импортного протекционизма, тарифных и нетарифных ограничений» или «политику стимулирования внутреннего производства товаров, которые в противном случае будут импортироваться» [22, с.63]. Политику импортозамещение называют также «импортозамещение индустриализацией», несмотря на то, что замена импортируемых товаров на отечественные в большинстве случаев предусматривает развитие отраслей, где производятся аналоги импортных товаров [18, с.93].
При этом некоторые из исследователей предлагают различать импортозамещения (import substitution) как замену импорта товарами, которые уже производятся внутри страны, и ипортозамену (import replacement) – замену импорта товарами, которые страна может производить для собственных нужд.
По мнению Я. Жалела и В. Гацько, импортозамещения является разновидностью государственной политики, направленным на уменьшение потребности национальной экономики страны в импорте определенных видов товаров благодаря увеличению доли реализации на внутреннем рынке таких товаров, произведенных на ее территории.
Хотя подано определения и позволяет абстрагироваться от конкретных инструментов обеспечение импортозамещения, избегая дискретности «импорт/национальное производство», что следует из термина «замещение», все же касается лишь товарного импорта.
На наш взгляд, импортозамещение нужно рассматривать шире, в частности управление не только товаропотоками, а всеми материальнымии нематериальными активами, ценностями, имеют и не имеют овеществленного формы, которые могут импортироваться или завозиться на территорию государства и влиять на объемы их внутреннего производства, снабжения, создания и, соответственно, потребление.
К примеру, на внутренний рынок или в систему национального хозяйства могут «импортироваться» капитал, технологии, финансовые, материально-технические и трудовые ресурсы [17, c. 87].
Импортозамещение охватывает также сектор услуг, что особенно очевидно на примере деятельности транснациональных логистических компаний, который активно развиваются на российском рынке.
Стратегия импортозамещение является одной из форм торгового протекционизма, целью которой является содействие развитию местного производства в рамках выбранных определенным образом отраслей, удовлетворяющих внутренний спрос на импортируемые товары. Она преимущественно использовалась развивающимися странами, а следовательно, можно предположить, что основой теории импортозамещения являются теории развития периферийной экономики. Увеличение масштабов международной торговли, формирование мирового рынка и углубление международного разделения труда сыграли в жизни стран, неоднозначную роль. С одной стороны, указанные процессы стали основой для включения этих стран в сферу общего экономического развития. С другой – этот процесс состоялся в рамках и на базе так называемого “зависимого типа развития”. Находясь в зависимости от интересов и потребностей постиндустриальных стран, страны, развиваются, “находятся на траектории догоняющего развития”, которая направлена на достижение мирового экономического авангарда.
Под политикой импортозамещения понимают государственную политику, которая реализуется через внешнеторговый протекционизм в отношении отраслей промышленности, производящих заменители импорта. Она является составной частью политики защиты молодых отраслей – одного из наиболее дискуссионных аргументов в пользу протекционизма[34, c. 43].
Защищая молодые отрасли на первый план выходит аргумент несовершенства рыночных механизмов, которые еще не сформировались и не могут в полной мере аккумулировать и перераспределять ресурсы в сторону производств с высоким потенциалом. Однако, в этой связи возникают сомнения, что при поддержки государства политикой импортозамещения эти молодые отрасли никогда не «научатся» развивать механизмы конкурентоспособности.
Политика защиты молодых отраслей, по мнению Л. Шинкарука, не оправдывает себя в условиях отсутствия или недостаточности таких факторов, как:
- открытость, непредвзятость и защита от коррупции относительно процедур принятия государственных решений по вопросам предоставления льготных режимов;
- высокий уровень квалификации и моральных качеств персонала государственного управления, способного правильно определять отрасли производства, имеющие перспективные сравнительные и конкурентные преимущества;
- наличие качественной рыночной информации об относительных издержках производства и их динамику, что позволяет принимать обоснованные решения про относительную конкурентоспособность;
- нацеленность общества на ценности развития, самосовершенствования, а не материального потребления.
Под импортозамещением принято понимать стратегию поощрения внутренней промышленности путем введения ограничений на импорт. Однако, такая трактовка импортозамещения несколько ограниченное, ведь импортозамещение не может сводиться исключительно к необоснованному протекционизму, а имеет содержать комплекс мер по структурной перестройке, обновлению и диверсификации производства концентрации усилий и ресурсов с целью создания эффективной экономики.
Цель импортозамещения – вызвать у деловых кругов интерес к диверсификации деятельности, до производства в стране новых или более качественных товаров.
Практика реализации импортозамещения демонстрирует два направления:
- применение протекционистских барьеров, которые снижают экономическую эффективность импорта,
- поддержка национальных импортозамещающих производств с помощью прямых и косвенных мер, включающих субсидии, льготное кредитование и налогообложение и др.
Однако в некоторых случаях используются оба эти механизма, что позволяет добиться лучшего эффекта.
Опыт развития импортозамещения в других странах показал, что импорт стал альтернативой развития местной обрабатывающей промышленности, которая в силу своей неразвитости и отсутствия достаточных средств не могла конкурировать с ним и удовлетворить внутренний потребительский и производственный спрос. В свою очередь, иностранные предприятия считали более выгодным для себя ввозить необходимые средства производства, чем организовывать их производство на территории страны.
Следовательно, сохранение экспортно-сырьевого вектора экономического развития периферии одновременно не только не давало возможности интеграции сырьевых отраслей производства с другими отраслями местного производства, но и создавало существенные барьеры для такой интеграции в будущем, прямо или косвенно признается многими учеными-экономистами.
Таким образом, импортозамещение представляет собой процесс сокращения или прекращения импорта определенных товаров путем их замещения на внутреннем рынке страны аналогичной отечественной продукцией, что по потребительским свойствам и качеству не уступает импортной.
На наш взгляд, политика защиты молодых отраслей и политика импортозамещения не может рассматриваться как универсальная “панацея” для долговременного и устойчивого экономического роста. Их действенность существенно зависит от широкого комплекса условий развития, включая активную политику институционального и инфраструктурного развития, активное формирование человеческого и интеллектуального капиталов, расчетливую макроэкономическую политику и борьбу с коррупцией и создание эффективного государственного аппарата. В то же время следует понимать различия в сущности понятий импортозамещение как экономической категории, экономического процесса и государственной экономической политики.
Практическое внедрение намерений относительно импортозамещения требует разработки государственных программ импортозамещения. К сожалению, в системе международной торговли Россия продолжает позиционируется как страна, специализирующаяся на производстве сырья и полуфабрикатов; имеет емкий открытый рынок, способный потреблять импорт высокотехнологичных товаров и готовых товаров бытового
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза.
2. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 г. (с изм. на 28.09.1979 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза.
3. Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций [рус., англ.] (заключена в г. Риме 26.10.1961) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза.
4. Венская Конвенция о праве международных договоров (заключена в Вене 23.05.1969) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза.
5. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29.10.1971 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1900271, свободный.
6. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза.
7. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли–продажи товаров (Заключена в г. Вене 11.04.1980) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза.
8. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Заключена в Оттаве 28.05.1988) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза.
9. Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза.
10. Директива № 94/62/ЕС Европейского Парламента и Совета об упаковке и отходах от упаковки (г. Брюссель, 20 декабря 1994 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.icqc.eu/, свободный.
11. Commission Directive 2002/72/EC of 6 August 2002 relating to plastic materials and articles intended to come into contact with foodstuffs (Text with EEA relevance) [Электронныйресурс]. – Режимдоступа: https://eur–lex.europa.eu/eli/dir/2002/72/oj, свободный.
12. Регламент № 10/2011 Европейской комиссии о пластиковых материалах и изделиях, предназначенных для контакта с продуктами питания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.icqc.eu/, свободный.
13. МСФМ 15.2013. Регулирование древесного упаковочного материала в международной торговле [Текст]. – Рим: МККЗР; ФАО, 2013. – 23 с.
14. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза.
15. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (подписан в г. Москве 11.04.2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза.
16. Договор о зоне свободной торговли (Подписан в г. Санкт–Петербурге 18.10.2011) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза.
17. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.08.2000 N 117–ФЗ // Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза.
18. Голованова С.В. Нетарифные методы регулирования внешней торговли [Электронный ресурс] / С.В. Голованова // Федеральный образовательный портал ЭСМ (экономика, социология, менеджмент). – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/19211913/, свободный.
19. Головин А.А. Специфика таможенно–тарифного регулирования внешней торговли развитых и развивающихся стран [Электронный ресурс] / А.А. Головин // Вестник Евразийской науки. – 2019. – Том 11. – Режим доступа: file:///C:/Users/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D1%8F/Downloads/spetsifika–tamozhenno–tarifnogo–regulirovaniya–vneshney–torgovli–razvityh–i–razvivayuschihsya–stran.pdf, свободный.
20. Голубев С.П. Производство по делам о нарушении таможенных правил [Текст]: учебник / С.П. Голубев. – 2010. – 156с.
21. Дегтярева О.И. Управление внешнеэкономической деятельностью в РФ в условиях интерграции в рамках ЕАЭС [Текст]: учеб. пособие / О. И. Дегтярева. – М.: Магистр: ИНФРАМ, 2017. – 368 с.
22. Дробот Е.В. Таможенно–тарифное регулирование внешнеторговой деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности[Электронный ресурс] / Е.В. Дробот, Н.В. Потехина // Экономические отношения. – 2017. – Том 7. – № 3. – С. 229–246. – Режим доступа: https://creativeconomy.ru/lib/37803, свободный.
23. Иванова И.Н. Внешнеэкономическая деятельность предприятия [Текст]: учебник / под ред. Засл. Деят. Науки РФ, д–ра экон. Наук, проф И.Н. Иванова. – М.: ИНФРА–М, 2019. – 297 с.
24. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег [Текст] / Дж. М. Кейнс; [пер. с англ.: Е. В. Виноградова и др.]. – М.: Эксмо, 2007. – 957 с.
25. Киреев А.П. Международная экономика [Текст]: учебное пособие для вузов / А.П. Киреев. – М.: Междунар. Отношения, 2000. – 416 с.
26. Косаренко Н.Н. Таможенное право России: курс лекций [Текст]: учебник / Н.Н. Косаренко. – 2009. – 216 с.
27. Костенко А.А. Сравнительный анализ товарной структуры экспорта и импорта российской федерации [Электронный ресурс] / А.А. Костенко // Ростовский научный журнал. – 2019. – Режим доступа: http://rostjournal.ru/?p=4507, свободный.
28. Курникова Л.П. Таможенно–тарифные компетенции государственной системы регулирования ВЭД [Электронный ресурс] / Л.П. Курникова //Журнал экономические науки «Проблемы экономики». – 2013. – Режим доступа: file:///C:/Users/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D1%8F/Downloads/tamozhenno–tarifnye–kompetentsii–gosudarstvennoy–sistemy–regulirovaniya–ved.pdf, свободный.
29. Лебедева С.Н. Внешнеторговая политика [Текст]: учебное пособие / С.Н.Лебедева, О.В.Морозова, М.В.Тимошенко. – Минск : Изд–во Гревцова, 2014. – 160 с.
30. Логинова А.С. Таможенные платежи [Текст]: учебное пособие / А.С. Логинова. – СПб.: Троицкий мост, 2016. – 152 с.
31. Манушина А.П. Экономические науки [Электронный ресурс] / А.П. Манушина // Сборник материалов научно–практической конференции. М.: РИО Российской таможенной академии. – 2019. – 60 с. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/tamozhenno–tarifnoe–regulirovanie–kak–instrument–razvitiya–importozamescheniya–v–rossiyskoy–federatsii, свободный.
32. Миронова, О. А. Стратегические аспекты реализации политики им-портозамещения в регионе на примере Ростовской области // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. — 2015. — № 1-3. — Т. 3. — С. 32.
33. Миронова О.А. Политика импортозамещения в контексте обеспечения национальной и экономической безопасности России // Вестник РГЭУ РИНХ. 2018. №1 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-importozamescheniya-v-kontekste-obespecheniya-natsionalnoy-i-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossii (дата обращения: 08.05.2021).
34. Мищенко В.В. Проблемы и перспективы реализации импортозамещения (по итогам опроса предпринимателей Алтайского края) // Экономика и предпринимательство. – 2016. - №12. Ч.2. – С.310-313
35. Могзоев А.М. Мировая экономика и международные экономические отношения [Текст]: учебник / А.М. Могзоев. – М.: РИОР: ИНФРА–М, 2016. – 228 с.
36. Мусина К.П. Особенности ценообразования на металлургических предприятиях [Текст] / К.П. Мусина //Вестник. – 2007. – №3. – С. 81–87.
37. Новиков В.Е. Таможенно–тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость [Текст] / В.Е. Новиков, В.Н. Ревин, М.П. Цветинский. – Эл. изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 328 с.
38. Побирченко П.Г. Особенности таможенно–тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности [Электронный ресурс] / П.Г. Побирченко // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. Ст. По мат. LIII междунар. Студ. Науч.–практ. Конф. № 5(53). – Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/5(53).pdf, свободный.
39. Покровская В.В.Таможенно–тарифное регулирование внешнеторговой деятельности [Текст]: учебник / В.В. Покровская. – СПб.: ИЦ Интермедия, 2014. – 136 с.;
40. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность [Текст]: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин ; под ред. Е. Ф. Прокушева. – 9–е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2015. – 537 с.
41. Рикардо, Д. Начала политической экономии и налогового обложения [Текст] / Д. Рикардо; [пер. с англ.: Сраффа П.]. – М.: Эксмо, 2007. – 953 с.
42. Руднева А.О. Международная торговля [Текст]: Учебное пособие / А.О. Руднева. – М.: НИЦ Инфра–М, 2013. – 234 с.
43. Сберегаев Н.А. Практикум по внешнеэкономической деятельности предприятий [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Сберегаев. – 7–е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2019. – 369 с.
44. Сидоров В.Н. Таможенное право [Текст]: учебно–методический комплекс / В.Н. Сидоров. – Евразийский открытый институт. – 2008. – 194 с.
45. Силин Я.П. Экономика предприятия [Текст]: Учебник для вузов / Я.П. Силин, В.И. Гришин, А.Н. Головина и др.; под ред. Я.П. Силина, В.И. Гришина. – 2–е изд., перераб. и доп. – Москва, Екатеринбург: Издательство АМБ, 2017. – 508с.
46. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Текст] / А. Смит; [пер. с англ., предисл. В. С. Афанасьева]. – М.: Эксмо, 2007. – 956 с.
47. Соколова Ю.А. Протекционизм. Аргументы «за» и «против» [Электронный ресурс] / Ю.А. Соколова // Проблемы современной экономики. – 2019. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/econ/archive/92/4619/, свободный.
48. Федина Е.В. Анализ механизма взимания таможенных платежей в ЕАЭС [Электронный ресурс] / Е.В. Федина, И.П. Килина // Журнал Вестник ЮУрГУ «Экономика и менеджмент». – 2018. – №1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/analiz–mehanizma–vzimaniya–tamozhennyh–platezhey–v–eae, свободный.
49. Чермянинов Д.В. Таможенное право [Текст]: учебник для бакалавров / Д.В. Чермянинов; отв. Ред. Д.Н. Бахрах. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 411с.
50. Шевченко И.В. Инновационные задачи и пути их решения в регулировании внешнеэкономической деятельности россии: таможенно–тарифная и нетарифная политика государства [Текст] / И.В. Шевченко, М.С. Коробейникова // Региональная экономика: теория и практика. – 2016.
51. Компания Сплат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.splat.ru/ , свободный.
52. Таможенно–тарифное регулирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/cDt95vaNwnA.html, свободный.
53. Таможенно–тарифная политика России и Зарубежных стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/tDs14QT9nms/all.html, свободный.
54. Особенности развития внешней торговли России в долгосрочной перспективе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://research–journal.org/economical/osobennosti–razvitiya–vneshnej–torgovli–rossii–v–dolgosrochnoj–perspektive/, свободный.
55. Таможенно–тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e–koncept.ru/2015/15190.htm, сободный.
56. Нормативно–правовая основа таможенно–тарифного регулирования РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/1368708/ekonomika/normativno_pravovaya_osnova_tamozhenno_tarifnogo_regulirovaniya, свободный.
57. Регулирование ввоза товаров на территорию России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://jusprivatum.ru/publikacii/kommercheskaya–praktika–result/vvoz–tovarov–v–rossiyu.htm, свободный.
58. Курс валюты национальных банков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finmarket.ru/currency/rates, свободный.
59. Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133133/22ad39bb36d3b8a63d493b0be82dc7170c9f82f6/, свободный.
60. China Non–ferrous Metals Monthly, оценкаСМЗ [Electronic resource]. – URL: http://minerals.usgs.gov/minerals/pubs/commodity/magnesium/mcs–2019–mgmet.pdf, свободный.
61. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс] / Таможенно–тарифное регулирование. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/catr/ttr/Pages/default.aspx, свободный.
62. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс] / Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/catr/psn/Pages/default.aspx, свободный.
63. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс] / Таможенная стоимость. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/catr/value/Pages/default.aspx, свободный.
64. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс] / Тарифные льготы. Тарифные преференции. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/catr/ttr/Pages/preferences.aspx, свободный.
65. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс] / Статистика ЕАЭС. – Режим доступа:http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/union_stat/Pages/default.aspx, свободный.
66. Налоговая служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://egrul.nalog.ru, свободный.
67. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // О состоянии внешней торговли в 2018 году. – Режим доступа: https://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/35.htm, свободный.
68. World customs organization / Всемирная таможенная организация (ВТамО) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wcoomd.org/en.aspx, свободный.
69. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс] // Классификация товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_zak/Pages/KlassPoTNVED_TS.aspx, свободный.
70. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс] // Единый таможенный тариф Евразийского экономического. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/catr/ett/Pages/default.aspx, свободный.
1. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Динамика внешней торговли России в условиях пандемии [Электронный ресурс] Режим доступа: COVID–19 https://ac.gov.ru/
2. Итоги внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в 2019 году https://www.economy.gov.ru/material/file/66eec1250c653fc9abd0419604f44bbd/VED.pdf
3. Обзоры внешней торговли [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/monitoring/foreign_trade_statistics/monthly_trade_russia/
4. Таможенная служба Российской Федерации в 2019 году [Электронный ресурс] Режим доступа: https://customs.gov.ru/
5. Изменения и тенденции в регулировании несырьевого экспорта в России и мире. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ac.gov.ru/
6. The Observatory of Economic Complexity [Электронныйресурс] Режимдоступа: https://oec.world/en/profile/country/rus
7. BPEnergyOutlook 2030 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bp.com/
8. CommissionopensproceedingsagainstGazprom[Электронныйресурс] Режимдоступа: http://europa.eu/rapid/press–release_IP–12–937_en.htm