Фрагмент для ознакомления
2
Экономическая безопасность обусловливается уровнем развития экономики, которая представляет собой народно-хозяйственный комплекс, состоящий из стадий экономической деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. В настоящее время при разработке мер по достижению экономической безопасности страны необходимо учитывать тенденции глобального развития.
В науке вопрос о сущности экономической безопасности получил свое отражение. Сущность экономической безопасности в науке определяется как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, достаточный оборонный потенциал, социально направленное развитие страны в целом даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов .
Так, ряд западных специалистов считают (в частности, Г. Мачовский), что экономическая безопасность государства характеризуется двумя важнейшими признаками:
• экономической самостоятельностью государства, т. е. его способностью проводить независимую экономическую политику;
• способностью государства поддерживать достигнутый уровень жизни населения и обеспечивать его дальнейшее повышение .
Иными словами, обеспечение экономической безопасности означает обеспечение экономических прав граждан, в частности, права на достойную жизнь. Соответственно, понятие «экономическая безопасность» является очень важным и практически ориентированным на обеспечение конституционных экономических прав граждан.
Экономическую безопасность в качестве правовой категории можно определить как состояние защищенности общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ от реальных и потенциальных угроз, которое должно характеризоваться определенными качественными критериями и количественными (пороговыми) показателями и надежно обеспечить существование и прогрессивное развитие личности, государства и общества .
Можно привести другое определение экономической безопасности. Экономической безопасностью является, регулированное правовыми нормами состояние защищенности общественных отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ от внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность характеризуется определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями). Она формируется и поддерживается всей совокупностью государственно-правовых средств и надежно обеспечивает существование и прогрессивное развитие личности, общества и государства .
И.А. Аксенов уделяет особое внимание конституционно-правовому механизму обеспечения экономической безопасности. Основными элементами его являются: общественные отношения в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ; правовые нормы; мониторинг фактов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности; субъекты экономической безопасности; правоприменение и правотворчество .
По мнению Г.Ю. Малумова, система экономической безопасности представляет собой целенаправленно сформированную на основе принципов и норм Конституции РФ структуру взаимодействия специальных субъектов, посредством деятельности которой обеспечивается состояние устойчивости и защищенности общественных отношений в сфере экономики и, следовательно, в сфере независимости и суверенитета Российской Федерации в целом .
Наиболее удачное определение экономической безопасности, на мой взгляд, дал И.Я. Богданов. По его мнению, экономическая безопасность - это такое состояние экономики страны, которое по объемным и структурным параметрам является достаточным для обеспечения существующего статуса государства, его независимого от внешнего давления политического и социально-экономического развития, а также достаточное для поддержания уровня легальных доходов, обеспечивающих абсолютное большинству населения благосостояние, соответствующее стандартам цивилизованных стран .
Данное определение является удачным, потому что в нем делается акцент на реализацию ч. 1 ст. 7 Конституции РФ.
Разработка основных направлений экономической безопасности как необходимой составляющей национальной безопасности обусловливает необходимость исследования правовой природы экономической безопасности.
Особенность угроз экономической безопасности заключается в том, что они диверсифицированы и не всегда предсказуемы.
В науке сформированы различные научные позиции касательно понятия экономической безопасности. Однако главным является то, что обеспечение экономической безопасности неразрывно связано с обеспечением экономических прав граждан.
В данном ключе сформулировано понятие национальной безопасности в Указе Президента РФ от 31.12.2015 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Таким образом, экономическая безопасность имеет достаточно емкое содержание, включающее и продовольственную безопасность, и технологическую безопасность, и другие виды безопасности, закрепленные в нормативных правовых актах.
3.2.Формы и методы деятельности органов государственной власти в системе обеспечения экономической безопасности в социальной сфере
Обеспечение экономической безопасности представляет собой сложный непрерывный процесс, требующий привлечения значительных сил и средств, объединения усилий всех сторон, заинтересованных в его протекании. Все, что нужно для обеспечения экономической безопасности страны, должно быть сведено в эффективно работающую систему обеспечения экономической безопасности (СОЭБ).
Понятие безопасность самым тесным образом связано с понятием защищенность. Определение безопасности через состояние защищенности, данное в Федеральном законе от 28.12.2010 г № 390 «О безопасности» «Экономическая безопасность есть ни что иное, как защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз».
Обеспечение защиты национальных экономических интересов России от внутренних и внешних угроз невозможно без надежной системы обеспечения экономической безопасности, основой которой является законодательство Российской Федерации.
Определяющим элементом в СОЭБ является нормативно-правовая база, необходимая для придания легитимности процессу обеспечения экономической безопасности. В ее (базы) состав входят законы, указы, постановления, уставы, ведомственные инструкции, иные подзаконные акты, неписаные, но выработанные на основе жизненного опыта и здравого смысла нормы и правила ведения дел, а также то или иное их сочетание.
На выбор методологии управления и деятельности органов государственной власти в сфере безопасности влияет ряд факторов политического, социально-экономического и национального характера, такие как территория страны, её размеры и количество населения, культурный уровень и правовая осведомлённость граждан, существующие формы организации охраны здоровья, взаимодействие вертикального и горизонтального управления. Поэтому в оценке методов правового регулирования и их видов у учёных нет единства взглядов. Особенностью правового института возмещения экологического вреда является то, что использование правовых норм данного института предполагает выработку специальных методов государственного управления, с использованием административно-правовых, эколого-правовых и гражданско-правовых методов.
В целом, под методом государственного управления понимается способность субъектов управления на основе норм права совершенствовать индивидуально-определённые или общеобязательные меры, способы воздействия на объект управления и создавать условия либо обеспечивать надлежащую реализацию функций государственного управления в достижении управленческой цели. Применительно к правовому институту возмещения экологического вреда общественному здоровью целью государственного управления является не только восстановление нарушенных прав граждан на здоровье на основе норм гражданского законодательства, но и восстановление среды обитания определённой территории, а это уже функции и задачи органов государственной власти на основе норм публичного (административного и экологического) права. В связи с этим требуется тщательная разработка правил, по которым бы функции и методы государственного управления формировались и закреплялись за соответствующими органами исполнительной власти с учётом особенностей как объектов управления, так целей и задач функционирования самих органов управления.
Правоотношения между органами государственного управления и гражданами, получившими экологический вред в границах определённого административно-территориального образования, должны строиться на принципах равенства сторон.
Важную роль в обеспечении прозрачности, чёткости, отсутствия коллизий нормативного регулирования административных процедур играют отдельные виды административных неюрисдикционных производств, а именно: заявочные, регистрационные, контрольные, правоограничительные, регулятивные.
К заявочному виду относятся такие группы административных неюрисдикционных производств, которые осуществляются на основании заявления граждан, юридических лиц и связаны с предоставлением им субъективных прав или правового статуса.
К контрольному виду административных неюрисдикционных производств отнесено производство, которое осуществляется на основании норм действующего законодательства, определяющего права и обязанности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц реализовывать функции контроля и надзора.
К правоограничительному виду административных неюрисдикционных производств отнесено производство, осуществляемое в соответствии с Законом о чрезвычайном положении и иными законодательными актами. Их выделение основывается на правоограничительном характере отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов, выделенных в соответствии с указанными законами.
Регулятивное административное неюрисдикционное производство связано с принятием управленческих решений в форме индивидуальных и нормативных актов. При этом производство относительно принятия индивидуальных актов касается внутриорганизационной деятельности органа исполнительной власти, органа местного самоуправления.
Конституция РФ в п.1 «г» ст. 72 устанавливает, что разграничение государственной собственности является предметом совместного ведения Федерации и ее субъектов. В рамках Конституции данное положение реализуется путем заключения двусторонних договоров и соглашений между федеральными органами власти и управления и органами власти и управления субъектов Федерации.
Регулирование отношений собственности в договорной практике Федерации и ее субъектов в основном реализуется по следующим основным блокам:
разграничение собственности Федерации и ее субъектов и проблемы управления двумя видами государственной собственности;
трактовка и регулирование института общей собственности Федерации и ее субъектов;
разграничение полномочий в сфере приватизации «производственного» и «непроизводительного» (социального) капитала;
разграничение собственности, «собственнических» прав и ответственности в сфере природопользования.
Анализ существующих договоров и соглашений свидетельствует о том, что при принятии таких документов не всегда четко используются формулировки гражданского законодательства, а также принципов и презумпций, установленных в ст. 214 Гражданского кодекса РФ, например, все государственное имущество, за исключением прямо определенного в качестве муниципальной собственности, предполагается федеральным. Некоторые документы пытаются формулировать свои определения гражданско-правового порядка, что не совсем корректно, поскольку Гражданское законодательство и правила поведения гражданско-правового порядка могут быть сформулированы только на федеральном уровне, а предметом совместного ведения Федерации и ее субъектов могут быть только отношения
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398. (с учетом поправок от 30.12.2008 г., 05.02.2014 г. и 21.07.2014 г.).
2. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
3. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 26. (часть I). Ст. 3378.
4. Письмо Президента РФ от 30.03.2002 г. № Пр- 576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» // Справочная правовая система «Гарант».
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Российская газета от 04.12.2015 г. № 275 (6846). С. 3.
6. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 04.01.2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
7. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - С. 5-9.
8. Аксенов И.А. Конституционно-правовые аспекты экономической безопасности Российской Федерации и роль органов внутренних дел в ее обеспечении. Автореф. ... канд. юр. наук. М., 2000. С. 6.
9. Андреев В.Д. Особенности риск-ориентированного подхода к проблеме управления налоговыми рисками в туризме // Sochi Journal of Economy. 2014. № 3 (31). С. 68-73.
10. Архипов А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов // Вопросы экономики. 1994. - №12. - С. 36.
11. Безденежных В.М. Регулирование рисков вступления России в ВТО // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 4. С. 38-43.
12. Богданов И. Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. - М. : 2001. - С. 21.
13. Дейнега В.Н. Построение эффективной системы внутреннего контроля корпорации на основе риск-ориентированного подхода // Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 1-3. С. 62-64.
14. Есаян А. К. Криминологические основы обеспечения евразийской экономической безопасности : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. 431 с.
15. Игнатьев В. С. Гармонизация промышленной и торговой политики с учетом экономической безопасности (на примере проявления неравенства доходов): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2005.
16. Карданов В. З. Правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. 207 с.
17. Кардашова И. Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 2006. 494 с.
18. Колесниченко Е. А., Спицына Е. В. Факторы экономической безопасности: региональный уровень анализа // Лесотехнический журнал. 2015. Т. 5. № 3(19). С. 273-282.
19. Кондаков И. А. Угрозы экономической безопасности региона и пути их преодоления / И. А. Кондаков, Т. В. Ускова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - №2. - С.37-50.
20. Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и регионов. М.: Юнити, 2011. С. 22.
21. Лайкам К. Государственные меры по регулированию дифференциации доходов населения и снижения бедности // Общество и экономика. 2003. №12. С. 30 - 49.
22. Максимов С. Н. Административно-правовое обеспечение экономической безопасности в Российской Федерации: концептуальные и методологические аспекты : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. 313 с.
23. Малумов Г. Ю. Конституционно-правовой статус системы экономической безопасности Российской Федерации и ее субъектов : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 209 с.
24. Малумов Г.Ю. Конституционно-правовой статус системы экономической безопасности Российской Федерации и ее субъектов: автореф. дис. ... канд. юр. н. М., 2009. С. 15.
25. Мельников Р.М. Проблемы и перспективы внедрения риск-ориентированных подходов к формированию Российского фонда страхования вкладов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 44 (230). С. 2-11.
26. Моисеев П. С. Специфика экономической безопасности регионов России / П. С. Моисеев // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 12 (046). - С. 218-222.
27. Мошонкин А. В. Анализ и планирование налоговой политики субъектов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2013.
28. Османов Ж. Д., Моисеев П. С. Специфика обеспечения экономической безопасности в условиях усиления санкций // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. Т. 10. № 10. С. 111-115.
29. Петров И. В. Некоторые аспекты классификации индикаторов экономической безопасности региона / И. В. Петров, Т. М. Оганян // Пространство экономики. - 2012. - № 1-3. - С. 201-204.
30. Плаксин С.М., Чаплинский А.В. Текущая практика применения риск-ориентированного подхода в России. URL: http://gos.hse.ru/downloads/2015/Riskapproach2015.pdf
31. Социально-экономические риски: диагностика причин и прогнозные сценарии нейтрализации / В. А. Черешнева, А. И. Татаркина. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, - 2010.
32. Сюсюкин А. В. Административно-правовое регулирование в сфере обеспечения экономической безопасности : дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. 191 с.
33. Хаджалова Х.М. Социально-экономическая безопасность и угрозы социальной стабильности в регионе // Экономические науки. 2009. №9 (58). С. 38 - 41.
34. Хочуев В. А. Формирование и функционирование системы налогообложения в условиях перехода к социальной рыночной экономике: автореф. дис. ... канд. экон. наук: Краснодар, 1999.
35. Чимитова А. Б. Вопросы устойчивого и безопасного развития экономики региона: Учебное пособие / А. Б. Чимитова, Е. А. Микульчинова. - Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2007. -255 с.
36. Щедрин Н. В. Введение в правовую теорию мер безопасности: монография. Красноярск, 1999. 180 с.
37. Экономическая безопасность России: общий курс : учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. - 2-е изд. - М. : Дело, 2005. - С. 82.