Фрагмент для ознакомления
2
и брахманской ортодоксальной традиции. Известная общность прослеживается и в тематике метафизических рассуждений. Вместе с тем, буддизм нёс в себе много принципиально нового, радикально отличавшее его от других религиозно-философских течений. Учение Будды
Возникновение буддизма связывают с жизнью и проповедческой деятельностью Сиддхартхи Гаутамы (по инд. традиции, ок. 623-546 г до н.э., по европ. исследованиям, ок. 540-480 г. до н.э.). В преданиях он именуется также Шакьямуни (отшельник из рода Шакья), Татагата (Возвышенный), Совершенный и пр. По мнению большинства исследователей буддизма Гаутама являлся исторической личностью. Согласно легенде, он родился в семье князя из племени шакья. С детства окруженный заботой и роскошью, Сиддхартха даже и не подозревал, что в жизни есть и боль, и немощь, и старость, и смерть. Однако первые соприкосновения с жестокой действительностью существенным образом изменили взгляды молодого аристократа. По одному из позднейших преданий, толчком к духовному перевороту стали встречи с мучительно страдающим больным, немощным стариком, похоронной процессией и, наконец, с нищим монахом, нашедшим духовный покой в аскетизме. Последовав его примеру, Сиддхар-тха расстался со всеми благами шикарной жизни, оставил жену и сына и в 29 лет превратился в отшельника-аскета.
Более шести лет Гаутама (так стали называть молодого отшельника) прожил в лесу, где в поисках душевного успокоения фанатично самоистязал себя. Но все усилия не приносили умиротворения. Постепенно пришло осознание ошибочности избранного пути к спасению. Тогда Гау-тама предался размышлениям о причинах страданий и способах их преодоления. Долгие тяжкие думы о смысле жизни в конечном итоге увенчались успехом. Однажды, сидя под деревом Бодхи (древо познания) и погрузившись в раздумья, он внезапно «прозрел». С этого момента Гаутама становится Буддой, т.е. просветлённым. Для него открываются тайны мироздания, проясняется путь к полному освобождению от страданий - нирване. Некоторое время спустя Будда отправляется в Бенарес и, обретя там учеников, читает им первую проповедь. В ней излагались основы нового вероучения. Незадолго до смерти, в Вай-шали, по просьбе уже многочисленных последователей, Будда вновь изложил основные принципы своей доктрины. Они однозначно принимаются всеми направлениями буддизма и сводятся к следующим основным элементам: «четыре благородные истины», теория причинности, непостоянство элементов, «срединный путь», «восьмеричный путь».
Сформулированные Буддой ещё в бенаресской проповеди четыре благородные истины представляют собой положение о том, что: 1) жизнь есть цепь постоянных страданий, 2) стремление к жизни - причина этих страданий, 3) можно освободиться от страданий, 4) есть путь, ведущий к освобождению от страданий.
Вся жизнь, учил Будда, это страдание. Источник всех страданий -рождение. Рождение есть страдание; старость есть страдание, болезнь есть страдание; соединение с немилым есть страдание; не достижение желаемого есть страдание...». Смерть не избавляет человека от страданий, она лишь прерывает данный круг бытия, но за ним следует новый. Эта бесконечная смена рождений и перерождений через сплошной ряд страданий почерпнута буддистами в традиционных индийских воззрениях и называется сансара.
Причина страданий в поступках, совершенных человеком в прошлой жизни. Они отягощают не только нынешнее существование индивида, но и предопределяют его последующие возрождения. Сущность поступков детерминирована жаждой бытия, приверженностью к земным благам и связанными с этими благами страстями. Прекратить страдания можно только посредством устранения всех желаний, подавления всех привязанностей к чему бы то ни было.
Освобождения от страданий нельзя добиться ни путём, полным жизненных удовольствий и благ, ни добровольными страданиями. Правильный выбор лежит посредине. Развивая эту мысль, Будда разработал подробный, основанный на сознательных усилиях человека, так называемый восьмеричный путь приближения к нирване. Нирвана (букв. остывание, затухание, угасание) - последнее, означающее прекращение цепи перерождений, а, следовательно, и всяческих страданий, состояние, к которому должен стремиться последователь буддийского вероучения.
Движение к освобождению начинается с акта признания праведными «четырёх благородных истин». Постижение их приводит к праведному стремлению к нирване. Праведное стремление реализуется через соблюдение шести заповедей. Три из них:1) правильная, т.е. правдивая и доброжелательная речь, 2) правильное, не допускающее недоброжелательных поступков поведение, 3) правильный, не допускающий вреда всему живому образ жизни, относятся к правилам внешнего поведения. Остальные: 1) правильное, недопускающее эгоистических помыслов усилие, 2) правильные, без концентрации внимания на собственной личности мысли; 3) правильное, характеризуемое умением сосредоточиться, углубиться в истину созерцание - нормы внутреннего состояния. Следуя этим «восьмеричным путём», человек становится архатом-святым и погружается в нирвану.
«Внемлите братья, - говорил Совершенный в бенаресской проповеди, - освобождение от смерти найдено; внемлите, монахи, я наставлю вас, я открою вам своё учение. Если последуете вы моему наставлению, то вскоре достигнете высшего завершения святого стремления... Вы еще в этой жизни познаете истину и станете с нею лицом к лицу».
Особенность буддизма как религиозно-философского учения в его этико-практической направленности. Сам Будда не придавал особого значения чисто философским вопросам своего учения. Когда его спрашивали о законах развития и существования мира, он, согласно легендам, отвечал «благородным молчанием». Своё нежелание высказаться по данным вопросам он как-то пояснил следующим сравнением: если человек, в теле которого застряла отравленная стрела, вместо того чтобы извлечь её будет выяснять кто его враг, какого он роду-племени, он умрет, не успев обратиться к врачу. Поэтому, важно не заниматься решением бесполезных проблем, а следовать предписанным наставлениям путем, ведущим к «освобождению».
Были и иные причины пренебрежения к познавательной стороне учения. Так, по мнению известного знатока древнеиндийской цивилизации ГМ. Бонгард-Левина, буддизм сознательно противопоставлял себя другим религиозно-философским доктринам, фактически игнорировавшим этические проблемы и своим беспредельным фатализмом, сводившим «на нет само понятие воли индивида».
Разумеется, буддизм не оставлял в стороне вопросы о природе мира, его происхождении и законах. Зародившись в эпоху напряжённых духовных поисков и дискуссий, он, с одной стороны, должен был находиться на уровне общих культурных достижений, с другой - обязан был подчеркнуть оригинальность своей системы. Так, несмотря на последовательное принятие ряда концептуальных идей и частностей брахманизма (кармы, мокши и пр.), буддизм категорически отрицал существование индивидуальной души - краеугольный камень брахманизма. Теоретической основой такого отрицания стали выдвинутые ранним буддизмом принципы «зависимого происхождения» (пратитьясамутпада) и «непостоянства элементов». Они же легли в основу более поздних философских изысканий.
Брахманистской и другим древнеиндийским религиозно-философским трактовкам души (атмана, дживы) буддизм противопоставил идею сантаны (букв. поток, последовательность). В соответствии с ней душа - есть лишь поток взаимосменяющих друг друга состояний, образующий жизнь и являющийся источником иллюзий постоянной души. В дальнейшем эта концепция получила развитие в теории дхарм (на языке пали - дхамм). Учение о дхармах утверждает, что основу психической жизни человека составляет не душа, а отдельные дхармы и их комбинации. Соединяясь друг с другом дхармы порождают то движение ментальных состояний, которое и называется земной жизнью.
Слово «дхарма» имеет множество значений: закон, порядок, качество, долг, характер и пр. В буддийской философии его основное значение - носитель душевных качеств, своего рода психический первоэлемент существующего, безначального и безличного жизненного процесса. Таких первоэлементов у человека много. В их числе дхармы, связанные с восприятием материального мира, подчиняющиеся в своём бытии действию пратитьясамутпада, дхармы, подверженные этим влияниям (нирвана). Дхармы непостоянны, мгновенный. Это своеобразные «вспышки» психофизической энергии.
Согласно закону зависимого происхождения деятельность дхарм осуществляется по принципу «если есть то, случается это». Он представляет собой сочетание 12 звеньев, или нидан: авидья (неведение), джати (рождение), санскара (склонности), виджняна (сознание), нама-рупа (психические и чувственные элементы), шадаятана (органы чувств), спариа (соприкосновение), ведана (ощущения-эмоции), танха (желание), упадана (схватывание), бхава (становление), джарамаран (старость-смерть). Таким образом, ниданы - это причинно-следственные звенья круговорота дхарм («колеса бытия»), вырваться из которого человек может, только уяснив иллюзорность тех ценностей, которыми он дорожит. Не сознавая этой иллюзорности, находясь в неведении, он становится жертвой страдания.
Путь к освобождению от страданий лежит, с интеллектуальной стороны, в преодолении неведения, достижении истинного знания, с этической - в праведном поведении, безгрешности, с волевой - в независимости от внешнего мира. И всё же, главное в буддизме - проникновение в суть вещей, «истинное знание». Только оно открывает, что сансара - результат не угасших желаний индивида, а сопутствующие ей факты внешнего существования - лишь проекция его внутреннего состояния, что человек сам является причиной своих страданий. Постижение этих истин и означает прекращение страдания как такового (нирвану).
Однако переход в состояние нирваны может совершить только святой отшельник - архат, познавший истину. Рождению же в образе архата предшествует цепь перерождений. Сам Будда, как полагают буддисты, прежде чем стать Гаутамой прошёл длинный ряд перерождений: от человека низшей касты до бога.
Направление цикла перерождений, как и в брахманизме, определяется кармой (букв. действие, дело, жребий). Соглашаясь в целом с брахманистским пониманием кармического закона как влиянии совершенных в настоящем и прошлом действий на характер последующего существования, буддисты трактуют карму в сугубо этическом аспекте. По их мнению, сумма добрых и злых поступков индивида сказывается на форме следующих перерождений, представляющих этапы на пути выхода из круга бесконечных перерождений. Чем безгрешнее жизнь индивида, тем лучше его карма, тем ближе его путь к нирване.
Нирвана - центральное понятие буддийской философии, стержневая идея доктрины освобождения от страданий. Страдание и освобождение, по буддизму, означают собой различные состояния единого бытия, соответственно проявленного и не проявленного. Первое (проявленное) состояние реально, но лишь относительно, поскольку в нём отсутствуют постоянные опора и сущность. Второе реально абсолютно, поскольку означает постоянное состояние. Нирвана, следовательно, - это не небытие. Это некое качественно иное, идеальное состояние бытия, новая непроявленная сущность, находящаяся за пределами познания.
Таким образом, из анализа философских воззрений буддистов напрашиваются, по крайней мере, два принципиальных вывода. Во-первых, в основе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира. Внешний мир, хотя и признаётся относительно реальным, является только внешней проекцией психической деятельности человека. Отсюда следует, что конечной причиной бытия выступает порождающее его человеческое сознание. Оторванный от психической активности человека мир превращается в иллюзию. Иллюзорность всего, что существует безотносительно к личности, приводит к признанию, с одной стороны, ненужности бога как верховного существа, с другой - тождественности бога и человека.
Во-вторых, отождествление нирваны с абсолютной реальностью, лежащей в области непознаваемого бытия, открывало дорогу к признанию внешней религиозности, к идее универсального, вселенского бога - Адибудды.
Востребованность буддизма древнеиндийским обществом, демократизм многих положений его доктрины обусловили успех нового учения среди различных слоев населения. Изначальные этические и социальные идеи и установки буддизма: универсальность предложенного им пути к «спасению», равенство всех независимо от каст и сословий, терпимость, непричинение вреда окружающему, наконец, общая доброжелательность способствовали его быстрому распространению, встречали поддержку как общества в целом, так и отдельных его категорий. Особую роль играла поддержка буддизма правителями, с помощью которой новое вероучение широко распространилось в Индии.
Вместе с тем, строгость практических предписаний раннего буддизма, ставивших своей непосредственной целью достижение нирваны, требовала от его приверженцев ухода от мира. В связи с этим первые буддийские общины были братствами нищенствующих монахов и монахинь (бхикшу и бхикшуни). Жизнь членов таких общин строго регламентировалась. Так, монахи не могли иметь какой-либо собственности, кроме простой одежды жёлтого цвета, миски для воды, кружки для сбора подаяний, посоха и бритвы. Они питались один раз в день только вегетарианской пищей, давали обет безбрачия и т. д.
Разумеется, далеко не все последователи Будды хотели или могли следовать строгим моральным предписаниям стремящихся к совершенству аскетов. Для буддистов-мирян обязательными являлись выполнение пяти элементарных запретов: не убивать живых существ, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина, да помощь в виде пожертвований монахам. Буддизм вполне допускал существование таких мирских приверженцев вероучения, поскольку только благодаря их заботам и могла существовать монашеская община. Буддисты-миряне, чтя память наиболее выдающихся деятелей раннего буддизма, возводили в местах их захоронений памятники-ступы. Они представляли собой сооружения-склепы с наглухо замурованным входом. Вокруг этих сооружений строились специальные помещения, становившиеся убежищами для бродячих бхикшу на время сезона дождей. Так возникали первые буддийские монастыри-вихары.
Вскоре монастыри превратились в стационарные учреждения буддийской церкви. Их обитатели отправляли культ, изучали священные книги. Здесь же обучались грамоте вновь поступившие послушники. Изучение буддийских текстов не могло исчерпать жизненную активность монахов, количество которых постоянно росло. Она находила выход в сочинении всё новых и новых писаний. В результате многие идеи раннего буддизма (хинаяны) размывались и утрачивали свой первоначальный смысл.
Постоянно проживавшие в монастырях монахи объединялись в монашескую общину данного монастыря - сангху. В неё могли принять людей любой касты. Исключение составляли рабы, преступники, должники, солдаты, несовершеннолетние не имевшие согласия родителей. Вступавший в сангху получал равные права с другими её членами. Вначале он клялся свято соблюдать пять первых заповедей буддизма. Вместе с тем, вновь обращенный был достаточно свободен. Он всегда мог покинуть общину и вернуться к прежней жизни.
Желающие окончательно встать на путь к состоянию архата проходили через обряд посвящения. В ходе последнего послушника подвергали жестким, а порою и жестоким испытаниям на силу воли и духа. При положительном результате испытуемый становился полноправным членом сангхи и принимал на себя ещё пять важных обетов: не есть не вовремя, не умащать себя благовониями и не носить бросающихся в глаза вещей, спать только на жёсткой постели, избегать плясок, зрелищ и музыки, не иметь материальных ценностей. Десять буддийских заповедей и другие ограничения более частного характера имели целью обеспечение условий праведной жизни.
Монастыри с их хорошо организованными, построенными на строгой дисциплине монашескими общинами, успешно содействовали широкому распространению буддизма и его борьбе с брахманизмом. Распространившись по Индии, буддизм в III в. до н.э. проникает на Цейлон, а затем в Индокитай, Индонезию. В первые века новой эры он распространяется в Средней Азии и Китае. Изменения в буддийском вероучении. Буддизм Махаяны
Буддизм как религиозно-философская доктрина, претендовавшая на вселенскую роль, не мог не учитывать новых условий, вызванных изменениями во времени и пространстве его существования. Следовательно, внесение серьёзных корректив в учение являлось неизбежным. Изменения осуществлялись в основном в двух направлениях. Одно из них было связано с необходимостью преодоления характерных для раннего буддизма абстрактности догматики, бедности культа, недостаточности развития мифологии.
Дело в том, что распространение буддизма по всей Индии, его превращение в государственную религию при Маурьях и Кушанах выбивало почву из-под ног брахманистов. Это заставило брахманистов серьёзно заняться реформированием догматов и культа брахманизма.
Перевооружившись, брахманизм повел активное наступление на позиции буддизма. Кроме того, новые веяния, приносимые в Индию выходцами из Бактрии, Парфии и Греции, оказывали влияние на жизнь и воззрения коренных индийцев. В их числе античный культ телесной красоты, вступивший в противоречие с буддийским пренебрежением к телу. Всё это побуждало руководителей монашеских общин и буддийскую интеллигенцию к поиску новых методов воздействия на массы. Свою лепту в этот процесс вносили и монастыри, обитатели которых многое делали для развития философии и мифологии буддизма.
Другое направление было связано с широкой экспансией буддизма в пространстве. По мере его распространения, в особенности за пределами Индии, происходило приспособление буддийского вероучения к местным, по преимуществу примитивным, религиозно-идеологическим и бытовым традициям и, соответственно, вносились коррективы в его основы.
В результате, на IV буддийском сборе, созванном на рубеже II в.н.э., буддизм раскололся на два течения: хинаяну (малая колесница или узкий путь к спасению) и махаяну (большая колесница или широкий путь). Хинаяну представляли сторонники догматов первоначального буддизма. Их противники, выступавшие за внесение существенных изменений в учении Будды, вошли в лагерь сторонников махаяны.
Создателем учения махаяны считается видный индийский буддист Нагарджуна. Его учение внесло много принципиально нового в первоначальный буддизм. Так, в отличие от буддизма хинаяны, махаяна особо подчеркивает активные моменты в буддийском нравственном идеале. Характерная для хинаяны общая доброжелательность рассматривается махаянистами как узкая цель. Махаяна трансформирует её в идею деятельного служения людям. С этой идеей связано введение в обиход института бодхисаатв (букв. - тот, чья сущность просветление, потенциальный будда). Ботхисаттва - человек, заслуживший нирваны, но отказавшийся от нее во имя помощи в спасении других. Здесь налицо прямое