Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена низким уровнем патриотического воспитания и гражданского образования подрастающего поколения. А наше государство и общество нуждается в высоконравственных, всесторонне развитых, любящих свою страну людях, которые обладают не только практическими и теоретическими знаниями, но и качествами, присущие настоящему гражданину – патриоту.
Чтобы решить данную проблему нужно формировать активную жизненную позицию у подрастающего поколения, приобщать его к нравственным и духовным ценностям современного мира, пытаться возрождать традиции нашей страны. Не существует универсального алгоритма действий о том, как воспитать ребенка, чтобы он в будущем стал настоящим гражданином, который любит свою Родину и гордится ею.
Патриотическое воспитание школьников младших классов в условиях современной школы приобретает особую актуальность и значимость, что является как частью общегражданской культуры, так и основой общегражданского воспитания, опирающаяся на общепринятые человеческие ценности (жизнь, здоровье, духовно-нравственное принципы человека и гражданина, права и свободы личности и др.). Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Младший школьный возраст открывает большие возможности для систематического и последовательного воспитания в самом широком спектре: патриотического, нравственного, эстетического. Основы, заложенные в характер и мировоззрение ребенка в этом возрасте, имеют прочную и устойчивую основу. Данный возраст характеризуется высокой восприимчивостью воздействий извне, верой в истинность только изучаемого, проговариваемого, в непреложность и значимость нравственных общепризнанных мерок. Наше государство нуждается в грамотных, дисциплинированных, мужественных, разносторонне развитых, смелых людях, которые готовы учиться, работать на его благо, а в случае необходимости, встать на его защиту. Без такой составляющей процесса воспитания как формирование и развитие патриотических чувств нельзя говорить о воспитании по–настоящему гармоничной личности. От того, насколько сильно привито молодежи чувство любви к своим близким, к своему народу, к своей культуре, к родному краю и Родине зависит развитие страны. Не стоит недооценивать значение патриотизма как одной из главных составляющих сознания человек, так как это может привести к ослаблению духовных, социально – экономических и культурных основ развития нашего общества и государства. Ведь этим определяется в общей системе воспитания граждан Российской Федерации приоритетность патриотического воспитания.
На сегодняшний день приоритетным значением будет являться то, чтобы восстановить в российском обществе чувство искреннего патриотизма, как духовную и нравственную ценность, способствовать формированию у молодого поколения такие качества, которые оно сможет проявить в созидательном процессе, во всех видах деятельности, которые связаны с защитой Отечества и процветанием нашей страны. Все это определило выбор и актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить оорганизацию гражданско- патриотического воспитания первоклассников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: образовательный процесс начальной школы.
Предмет исследования: патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза: патриотическое воспитание может быть эффективным, если реализуется в условиях, обеспечивающих, главным образом, формирование позитивного образа Родины:
– обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с природой России, побуждение к участию в ее сохранении и совершенствовании;
– обеспечение непосредственного взаимодействия школьников с историческими материалами и элементами культуры в школьных музеях и в культурных центрах;
– формирование в учебно-познавательной деятельности мотивации к поиску и постижению социальных и духовных основ Родины, ее народа;
– формирование социально-активной позиции через участие в добровольных социальных проектах, направленных на совершенствование условий жизни;
– выбор содержания образования (элементы истории, литературы, этики, отечественной культуры, математики, физики, русского языка и т.д.), которое бы служило решению задач патриотического воспитания.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи:
- изучить понятие патриотизма в психолого-педагогической литературе;
- рассмотреть особенности гражданско-патриотического воспитания первоклассников;
- определить организацию гражданско-патриотического воспитания первоклассников во внеурочной деятельности;
- рассмотреть мониторинг занятий о природе родного края первоклассников;
- изучить план занятия по ознакомлению первоклассников с природой родного края;
- дать анализ результатов работы первоклассников по ознакомлению с родным краем в аспекте гражданско-патриотического воспитания.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по данной проблеме, анализ документации (рабочих программ, ведомостей успеваемости и учета рейтинговых баллов, статистических данных по итогам участия обучающихся в мероприятиях патриотической направленности), анкетирование школьников, родителей, математическая обработка статистических данных.
Всего в исследовании приняли участие МОБУ СОШ № 87 г. Сочи.
Исследование проводилось поэтапно.
На первом этапе осуществлялось изучение, обобщение и систематизация научной информации по проблеме исследования в педагогической и методической литературе. Это позволило сформулировать проблему, определить объект и предмет, цель и задачи исследования, сформулировать рабочую гипотезу исследования.
На втором этапе была составлена и реализована программа исследовательской работы; разработаны материалы для анкетирования и выбраны методики, направленные на выявление сформированности чувства патриотизма у обучающихся.
На третьем этапе проводилась и обработка, систематизация, обобщение и оформление результатов исследовательской работы; уточнялись теоретические и практические выводы; выполнялось литературное оформление выпускной квалификационной работы.
Научная новизна и теоретическое значение исследования заключается в том, что проведен анализ особенностей патриотического воспитания в условиях городской школы города Сочи, определено и доказано значение системы гражданско–патриотического воспитания в развитии патриотических качеств у обучающихся и обозначена роль учителя в формировании чувства патриотизма.
Практическая значимость заключается в том, что: определено значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе работы школы по формированию патриотических качеств школьников; определены основные критерии, характеризующие результаты работы по патриотическому воспитанию обучающихся.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие патриотизма в психолого-педагогической литературе
Современное российское общество глубоко отмечено моральной и психологической деградацией, вызванной социальной дифференциацией и ослаблением уверенности в принципах, связывающих личностное позитивное отношение к успеху граждан в общественно полезной деятельности. Кризис нравственных устоев связан с объективными политическими и социально-экономическими процессами, имевшими место в новейшей российской истории, но моральное разложение самого общества является частью этих процессов. Непосредственным рычагом выхода из кризиса является просветительская работа с молодежью, реализация таких целей образования, как формирование гражданственности и патриотизма.
Многие авторы связывали процесс воспитания с воспитанием патриотизма: Ю. К. Бабанский, Х.Й. Лийметс, А. В. Мудрик и другие. Патриотизм (от греч. patris – родина, отечество и patriotes – соотечественник) можно определить как нравственный и общественный принцип, предполагающий любовь к своей Родине, преданность своему Отечеству, народу, стране, стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать Родину, Отечество, страну от врагов. Патриотизм определяется в толковом словаре русского языка, составленном С.И. Ожегова, как преданность и любовь к Родине, к своему народу. Таким образом, патриот - это человек, любящий свою Родину, верный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины [19, с. 10].
Одним из важнейших направлений деятельности государства выступает формирование патриотической направленности личности граждан страны. Патриотизм – это однео из важнейших нравственных качеств личности, определяющих жизненную позицию человека и линию его поведения. Это не только мировоззрение человека, но и его поступки.
Патриотическое воспитание является основополагающим в формировании личности военнослужащего внутренних войск как военного специалиста и гражданина своей страны. Свою историю, традиции и обычаи народа надо бережно хранить, а нашу культуру и духовно-нравственные ценности – нести людям, нашим подчиненным. Военнослужащий должен воспитываться не на лозунгах, а на личностном восприятии своей истории как в широком смысле этого слова, так и в узком – знании нашей культуры. На формирование духа патриотизма граждан при этом должны быть направлены усилия всех общественных институтов – от властных структур и общественных организаций до школы и семьи [32,c.88].
В повседневной жизни понятия «родина» и «отечество» применяются как синонимы. Но слово «отечество» - это нечто более высокое. Отечество не просто родная земля, не пейзажи, знакомые с детства, а данная политическая, социальная, культурная среда. Политическая среда – это государство, власть. Социальная среда – общество, находящееся на определенной ступени общественного развития. Культурная среда – это, прежде всего, и ценности, составляющие идеологию государства. Таким образом, патриотизм - это гордость за социальные, экономические и культурные завоевания своего народа, бережное отношение к его трудовым и боевым традициям. Стержнем, основой морального духа народа Беларуси является патриотизм, который и начинается с понимания ее населением, гражданами суверенитета и независимости своей страны. Патриотизм по своей природе категория социально-педагогическая [10, с. 23].
Во-первых, в патриотизме выражены определенные социальные отношения: к Родине, где человек родился, воспитывался; к Отечеству, где реализует себя как личность; к своему народу, делами и традициями которого гордится и их приумножает; к духовным ценностям общества, представляющим мировоззренческие, нравственные, эстетические идеалы; к самому себе как члену общества, наделенному правами и обязанностями.
Во-вторых, патриотизм как педагогическая категория имеет свое содержание (любовь к Отечеству, чувство национальной гордости, дела и поступки на благо Родины); структурные компоненты (целевой, мотивационный, познавательный, чувственный, поведенческий, оценочно-коррекционный); критерии и показатели для определения патриотической воспитанности. В формировании такого качества важную роль играют обучение и воспитание.
Патриотическое воспитание представляет собой комплекс целенаправленных и систематических педагогических, психолого-педагогических действий, осуществляемых в ходе воспитательного процесса, при проведении специальных идеологических мероприятий государственными и общественными организациями, который призван формировать чувство патриотизма, патриотически ориентированную ценностно-мировоззренческую направленность личности, дающую соответствующее смысложизненное обоснование всем сторонам ее жизнедеятельности, включающую в себя патриотические потребности, мотивы, побуждения. Идеология патриотизма на всем пространстве СНГ на современном этапе выступает в качестве основы сплочения обществ, народов и наций.
В условиях разрушения советской системы ценностей, развития рыночных экономических отношений и тотальной прагматизации индивидуального и общественного сознания патриотизм по-прежнему остается убедительным фактором духовно-нравственного самоопределения и мобилизации личности и коллектива.
В современных исследованиях патриотизм как общественное явление анализируется с точки зрения различных проявлений субъект-объектных отношений. При этом в настоящее время не сложилось единого мнения о том, что включать в понимание объекта и субъекта патриотизма (А. Яковлев, М. Кучуков, митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев), А. Голицын, И. Ильина и др.) [5, с. 125].
Патриотизм - это сложное и во многих отношениях противоречивое чувство, основанное на иногда причудливом переплетении рационального и иррационального, сознательного и бессознательного, личного и социального. Патриотизм - это эволюционное человеческое чувство, которое является частью глубокого инстинктивного стремления объединиться и принадлежать к группе других людей.
Оказывается, человеческое тело было слишком слабым, чтобы выжить только в природе. Поэтому развитие человека и формирование его видов всегда происходило в условиях семейно-родовых сообществ, обеспечивающих общее выживание. Эволюционно развитая потребность принадлежать к сообществу дает человеку чувство безопасности и самоидентификации. Ощущение принадлежности пирамиды имеет свою собственную эволюционную иерархию: от семьи к племени, а затем к национальности, религии или политике.
Проще говоря, обычно человек осознает себя через отражение себя и своих действий в обществе и не может жить, кроме как будучи частью какого-либо большого или маленького «племен». И это легко объяснимо: шансы человека на выживание становятся намного выше, когда он присоединяется к определенной группе, процветанию которой он будет служить. Выживание группы в целом будет гарантировать выживание и ее членов, что является одной из глубинных психологических основ чувства патриотизма. В современном обществе выживание заключается не только в сохранении жизни, но и желание жить хорошей жизнью [3, с. 78].
Патриотизм - это «возвышенная любовь к своим», направленная на общее благо, гордость за «своих», основанная на положительной оценке вне зависимости от сравнения с другими странами. Трайбализм - это «ненависть к чужим», рождающая агрессию против тех, кто не похож на «своих», позитивная самооценка, основанная на унижении «других».
Как и обычная любовь – патриотизм сложное чувство, дарованное не многим. Он требует веры и набора общечеловеческих идеалов. Гораздо проще вместо любви испытывать низменные чувства – половое стремление или ненависть. Чувства, основанные на инстинктах, не требуется воспитывать – достаточно предъявить соответствующий стимул, чтобы их активировать.
Патриотизм – есть выражение любви и преданности к Отечеству и «землякам», которое предполагает участие в деле процветания своей страны, защите ее от врагов, упрочении ее глобального авторитета, поддержании культурных традиций. Одним из ценностно-мировоззренческих ориентиров формирования патриотического сознания молодежи выступает биоэтика, которая предполагает изучение механизмов становления нравственной детерминации жизни человека на основе анализа тех традиций, которые в значительной мере определяют характер и специфические особенности конкретноисторических типов человеческой жизнедеятельности.
Чувства, основанные на инстинктах – это низменные чувства, приближающие человека к животному миру. К счастью, человек, благодаря своему эволюционному развитию, смог научиться контролировать животные инстинкты и развить значительную духовную составляющую, основой которой является любовь. Настоящий патриотизм является высшим духовным чувством – любовью к своей Родине и к своему народу. И как любой вид любви, патриотизм – это созидательное чувство, основывающееся на вере и определенных моральных принципах, направленное на созидание общего блага для своей Родины и соотечественников. В настоящей любви нет агрессии и ненависти – не может быть этих низменных чувств и в настоящем патриотизме.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова, И.А. Мы –патриоты! : классные часы и внеклассные мероприятия : 1 –11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва : ВАКО, 2018. –366 с.
2. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать / Ю.П.Азаров. -М.: Образование, 2017. –231 с.
3. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015.-No4. –с.78-80.
4. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С. А. Алиева // Начальная школа. - 2017. -No 9. -С. 17 -20.
5. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – М. : Просвещение, 2016. –375с.
6. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2017. - No 4. -С. 18 -22.
7. Бороздина, Г. В. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.
8. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности / Е.Н.Бородина. –Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2016. –115с.
9. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика: учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 197 c.
10. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность младших школьников / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. – М.: Мозайка-Синтез, 2016. – 80 с.
11. Вагурина, С.Д. Педагогическая диагностика учебно-воспитательного процесса: часть II.: Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений / С.Д. Вагурина, Н.М. Савина, С.В. Строка. – Белгород: БелРИПКППС – 2015. –86 с.
12. Виноградова, Н.Д. Привычка -основа нравственного воспитания. // Педагогика. – 2017. -No5. -С. 91-96.
13. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2016. -172 с.
14. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историкокультурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. -Вологда: Книжное наследие, 2017. -686 с.
15. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»[Электронный ресурс]. – URL :https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149
16. Грязнухина, И. И. Особенности восприятия детьми младшего школьного возраста поэтического образа природы / И. И. Грязнухина, М. К. Иванова // Концепт. – 2017. – № 6. – С. 308-309.
17. Гурович, Л. М. Детство: Программа развития и воспитания детей в школе / Л. М. Гурович. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 216 с.
18. Голованова, Н. Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Ф. Голованова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c.
19. Данилюк, А.Я. Концепция духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад.образования. ― М.: Просвещение, 2016. ― 29 с.
20. Дмитров, А.Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы / А. Г. Дмитров. – М: Триумф, 2015. –299 с.
21. Иманбекова, Ш.К. Нравственное развитие младших школьников посредством разрешения конфликтных ситуаций / Ш.К. Иманбекова // Молодой ученый. —2016. —No13. —С. 806-808.
22. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 112 c.
23. Коджаспирова, Г. М. Педагогика / Г. М. Коджаспирова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 719 c.
24. Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е. Е. Кравцова. – М.: Проспект, 2016. – 320 c.
25. Крившенко, Л. П. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 364 c.
26. Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. -No 9. -С. 28 - 35.
27. Липский, И. А. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / И. А. Липский, Л. Е. Сикорская. – М.: Дашков и К, 2016. – 280 c.
28. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / Л. В. Мардахаев. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 817 c.
29. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников Национально-региональный компонент: ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» / Т.М. Маслова. – М.: 2016.-No 4. – С.11-12.
30. МОБУ СОШ № 87 г.Сочи имени С.В. Чакряна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://87.sochi-schools.ru/sveden/grants/
31. Пасько, Т.Б. Нравственное воспитание как основа становления личности / Т.Б. Пасько // Образование и воспитание. —2017. —No2. —С. 46-49.
32. Патриотизм – духовный стержень народов России. – М.: Экономическая литература, 2015. – 480 c.
33. Патриотизм – источник героизма, боевых и трудовых подвигов народа России. – М.: Бослен, 2015. – 336 c.
34. Патриотизм – один из решающих факторов безопасности Российского государства. – М.: Институт российской истории РАН, 2015. – 304 c.
35. Патриотизм и национализм как факторы российской истории (конец XVIII века – 1991 г.). – М.: Российская политическая энциклопедия, 2015. – 784 c.
36. Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования: дис. ... д‐ра пед. наук. / В.В. Пионтковский. – Якутск, 2016. –346 с.
37. Салалыкина, М. В. Метод экспериментирования, как средство познавательного развития младших школьников / М. В. Салалыкина // Молодой ученый. – 2017. – № 47.1. – С. 132-135.
38. Скоролупова, О. А. Введение ФГОС младшего школьного образования. Разработка образовательной программы ДОУ / О. А. Скоролупова. – М.: Скрипторий, 2017. – 172 c.
39. Соколенко, Т. В. Ознакомление детей младшего школьного возраста с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность / Т. В. Соколенко // Молодой ученый. – 2016. – № 20. – С. 624-626.
40. Тисленкова, И. А. Гражданско-патриотическое воспитание в 7-8 классах. Российская государственность. Беседы, классные часы, вечера, праздники, игры / И. А. Тисленкова. – М.: Учитель, 2015. – 176 c.
41. Шемелова, О. Ю. Развитие речевого творчества младших школьников (на материале загадки) / О. Ю. Шемелова // Молодой ученый. – 2017. – № 15.2. – С. 208-210.
42. Щеглова, Е. П. Мифы и Реальность Патриотизма / Е. П. Щеглова. – М.: СИНТЕГ, 2016. – 992 c.