Фрагмент для ознакомления
2
(здесь нет установленного перечня ответов, могли называть любые игры)
В какую игру ты бы хотел поиграть, но еще не удавалось?
(здесь нет установленного перечня ответов, могли называть любые игры)
Нравятся ли тебе игры и игрушки, которые есть в группе?
• Да
• Нет
• Нравятся не все
Для диагностики уровня развития игры был использован метод наблюдения. Наблюдение дало нам возможность выявить особенности игровых умений у детей, игровые интересы, степень активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.
В целом, первая серия констатирующего эксперимента позволила установить особенности самостоятельных игр детей.
2 серия. Цель: изучить уровень развития игровых умений в игре-драматизации детей 4-5 лет.
Цель второй серии соответствовала решению второй задачи констатирующего эксперимента. Для её реализации были использованы следующие диагностические методы:
мини-игровые ситуации (этюды. Примеры игровых этюдов – автор Т.Н. Доронова - представлены в приложении 1)
К 5 годам игровые действия детей становятся разнообразными, дети свободно пользуются предметами-заместителями, проявляют большое количество речевых и игровых действий. Игры носят совместный характер. Дети учатся согласовать свои игровые замыслы со сверстниками, овладевают новым способом построения совместной игры - сюжетосложением.
Тематика игр детей связана с отражением бытовой и социальной действительности. При этом в игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. В ходе построения сюжета происходит придумывание и комбинирование разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий. Под влиянием широкого ознакомления с окружающей действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребенка появляются каждый раз новые игровые темы.
Игры в, основном, носят недлительный характер, продолжаются 15-25 мин. В процессе разворачивания сюжета используют как реальные игрушки, так и предметы-заместители, воображаемые предметы.
наблюдение за игрой-драматизацией
В рамках методики для изучения особенностей сформированности игровой деятельности у дошкольников подготовительной группы педагогом организуется игра. В игре участвовало семь детей. Тема также задавалась педагогом. Наблюдение осуществлялось самим педагогом, организующим игру. Важным условием проведения игры является невмешательство педагога в процесс, но сохраняя возможность оказания помощи при необходимости.
Тема игры «Путешествия». Данная тема предполагает возможности выбрать роль для каждого ребенка, при этом не предполагает жестких правил и позволяет развивать сюжет и вводить новые роли. Так, в путешествии кто -то может заболеть и будет необходим врач. Или возможно при переправе через речку понадобится построить мост.
Анализ игры проводился по следующим показателям: особенности распределения роли; характеристика содержания игры; особенности игрового поведения детей; применяемые игровые действия; наличие и применение атрибутики и предметов-заместителей; использование игровой речи; соблюдение правил.
Очень много в играх детей наблюдалось однообразных действий. Попытки некоторых детей или педагога изменить привычный ход игры и по-новому представить развитие сюжета встречали сопротивление остальных. Дети единодушно высказывались негативно в адрес подобных изменений («Ты неправильно играешь!», «Не так надо играть!»).
В целом, в группе тематика игр однообразна. Активность в организации игровой деятельности проявляли одни и те же дети. Ярко выражено гендерное разделение в играх: мальчики играют с мальчиками, девочки с девочками. Совместных игр с мальчиков и девочек было очень мало.
Таблица 2.2. Форма наблюдения за игрой -драматизацией
Ребёнок Аспекты наблюдения
Замысел Роль Восприятие Ведущий мотив игры
Таблица 2.3. Анализ игрового поведения детей
Ребёнок Интерпретация Комбинирование Планирование Принятие Передача смысла образа Импровизация Внимание Сопереживание Восприятие впечатлений
В таблице обозначены структурные компоненты игры-драматизации, в соответствии с ними фиксируются умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности.
Графа «Замысел» имеет отношение к детям «режиссерского» типа, что проявляется в наличии таких умений, как:
интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки;
комбинирование замысла - комбинирование нескольких знакомых литературных сюжетов, придумывание нового сюжета для постановки, построение единой сюжетной линии, постепенное наращивание сюжетной линии, логическое перетекание одного сюжета в другой, закономерный финал, наличие характеристик образов предполагаемой постановки;
планирование игры – организация спектакля.
Графа «Роль» позволяет определить детей «актерского» типа:
принятие роли сопровождается активностью, радостью, интересом;
передача смысла образа через использование средств выразительности (слова, действия, соответствующих атрибутов);
импровизация.
Графа «Восприятие» ориентирована на детей, относящихся к «зрительскому» типу:
внимание – ребенок любит смотреть, наблюдать за происходящими событиями в спектакле;
сопереживание – ребенок сочувствует, сопереживает героям спектакля, происходящим событиям, эмоционально реагирует на спектакль;
воспроизведение впечатлений – выражает свое эмоциональное состояние, настроение любыми доступными средствами детской художественной деятельности (рисунок, слово, движение, игра и др.).
Обратите внимание на ведущий мотив игры-драматизации. Если она возникает из-за замысла, то, очевидно, что ребенок – «режиссер», если из-за роли, то ребенок – «актер», если ведущий мотив – восприятие, то ребенок, скорее всего, «зритель». Результаты наблюдения, зафиксированные в таблице, позволяют увидеть, какие умения, способности развиты у ребенка лучше. Обратите внимание, что возможно сочетание, комбинирование позиций ребенком.
Дети, которых условно можно отнести к позиции «художник-оформитель», проявляются в наблюдении через показатели, обозначенные в графах «Замысел» и "Роль». Принципиально в этом случае:
интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки, выраженная в детских рисунках;
комбинирование замысла – создание декораций спектакля;
передача смысла образа литературного персонажа через создание соответствующих игровых атрибутов, костюмов.
С помощью наблюдения становится возможным определить, какую позицию занимает ребенок в играх-драматизациях.
Для уточнения выявленных в ходе наблюдения позиций проводится диагностика игровых позиций ребенка в театрализованной деятельности через этюды и упражнения.
Вторая серия эксперимента позволила определить уровень развития игровых умений детей.
3 серия. Цель на данном этапеюанализ планов на предмет развития игровых умений в игре-драматизации.
Данная серия была посвящена решению третьей задачи констатирующего эксперимента. Использовались следующие диагностические методы:
Анкета для воспитателей «Организация игры-драматизации в ДОУ». Цель анкетирования – определение отношения педагогов к организации воспитательного процесса.
1. Что означает термин «инсценировка»? С каким значением он используется в педагогике?
а) приспособление литературного произведения для его постановки в театре (на экране);
б) обучение пересказу знакомого произведения;
в) это смысловое развернутое высказывание, состоящее из логически сочетающихся предложений, обеспечивающих общение и взаимопонимание.
2. Для обыгрывания художественных произведений используется несколько терминов – инсценировка, театральные представления, театрализованные игры, драматизации, ролевые игры. Какое определение подходит к термину драматизации?
а) спектакль;
б) игра-инсценировка на темы прослушанных и освоенных произведений;
в) обыгрывание популярного среди детей сюжета.
3. Какие творческие проявления детей реализуются в театрализованных играх и представлениях?
а) заучивание наизусть, декламация;
б) исполнительское (речевое и двигательное, оформительское, продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация известного сюжета);
в) пересказ по ролям или от лица персонажа.
4. Каковы условия для проведения игр-драматизаций?
а) деятельность методического кабинета, подбор учебно-методической литературы, проведение разных форм методической работы с воспитателями;
б) проведение диагностических мероприятий, выявление уровня готовности детей к театрализации и сформированности необходимых умений и навыков;
в) освоение художественных произведений детьми, наличие в них диалога, организация предметно-пространственной среды (уголка, студии для игр, подготовка необходимой атрибутики, участие педагога в деятельности.
5. Возможно ли вносить исправления или делать замечания в ходе драматизации?
а) да;
б) по ситуации;
в) нет.
6. Как следует использовать театрализацию в течение дня?
а) дозированно, в соответствии с планом;
б) не регулировать вообще;
в) как можно шире – как метод обучения на занятиях, как форму совместной с педагогом или свободной деятельности детей, объединять детей для выполнения похожих ролей и массовых сцен.
7. Следует ли приобщать к драматизации только наиболее способных детей?
а) нет;
б) да;
в) стараться привлечь к драматизации каждого ребенка группы, формируя подходящую мотивацию.
8. От чего зависит успех драматизации?
а) только от детей;
б) только от педагога;
в) от подготовительной работы, от условий ее организации и проведения.
10. Выделите этапы драматизированной игры:
а) этап постановки навыков, этап уточнения и закрепления, этап активизации навыков, этап дифференциации смешиваемых навыков;
б) этап первичного ознакомления, этап более глубокого обследования и анализа, этап родовидовых обобщений в предметной деятельности;
в) этап чтения и рассказывания, этап подготовки сценарного материала, этап освоения произведения (пересказ или заучивание наизусть, подготовка предметно-пространственной среды, реализация игры.
Анализ ответов позволяет определить отношение воспитателей к организации игр-драматизаций. Например, в вопросе о привлечении к такой игре всех или только наиболее способных детей, большинство опрошенных предпочли ответ «в» - «стараться привлечь к драматизации каждого ребенка группы, формируя подходящую мотивацию». Это свидетельствует об отношении к педагогическому процессу: способности детей могут и должны быть развиты средствами игр.
Анализ планирования деятельности педагогов
Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей посредством игры-драматизации.
Таблица 2.4. Методика оценки воспитателей
№ Разделы контроля Содержание Методика
1 Планирование работы по игре-драматизации Система работы по игре-драматизации Анализ календарного плана
2 Оценка профессиональных умений воспитателя Умение воспитателя использовать игровые средства для развития познавательной деятельности детей Карта оценки профессионального мастерства воспитателя в организации игре-драматизации
3 Создание условий Создание условий для развития творческих способностей детей в игре-драматизации Протокол обследования предметно-развивающей среды по игре-драматизации детей
4 Мониторинг развития детей Обследовать развитие эмоциональной, выразительной речи детей, способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками Наблюдение проведения утренников, досугов, игр. Карта анализа
5 Оценка форм взаимодействия с семьями воспитанников по данной теме Формы и методы работы с родителями по данной теме Анализ наглядной информации для родителей (консультации, индивидуальные беседы)
Таблица 2.5. Карта оценки профессионального мастерства воспитателя в организации игре-драматизации
Перечень оценки профессиональных знаний и умений воспитателя ФИО воспитателя
Умение педагога мотивировать на игру
Роль педагога в театрализованной игре (организует, управляет, подключается)
Создание условий педагогом для развития творческой активности детей в игре-драматизации
Эмоциональность воспитателя
Умение интегрировать театрализованную деятельность с другими видами (использование игры-драматизации по речевому развитию, при чтении художественной литературы, при организации сюжетно-ролевой игры и т. д.)
Умение воспитателя включиться в совместную деятельность
Умение воспитателя использовать игру для развития речевой активности детей. Культура речи воспитателя (краткость, точность, литературность)
Знание педагогом различных видов театра в ДОУ и использование их в своей работе
Общий балл
Для развития игровой деятельности дошкольников необходимо организация специального времени для самостоятельных игр детей по их инициативе и выбору. Педагог должен давать возможность вариативной деятельности, внося в окружающую среду различные игры, предметы-заместители и многофункциональные материалы для развития творчества. Значимо для детей создавать условия по постоянному изменению предметно-игровой среды. Необходимо оснащение для игры располагать так, чтобы дети не мешали друг другу. В связи с этим важно рациональное использование свободного пространства в группе. Также необходимо организовать пространство на участках при прогулке.
При организации игровой деятельности необходимо создавать следующие условия
I. Условия для возникновения и развертывания игр детей.
Разработка условий для развития эмоциональной сферы детей для дальнейшей работы с этими эмоциями в игре (совместное чтение игр, слушание музыки, обсуждение событий из жизни детей, воспитанникам предлагается рассказать о себе и окружающих их людях, проведение экскурсий, прогулок, походы в музеи, театры; привлечение внимания детей к содержанию деятельности окружающих и их взаимоотношениям, на взаимовлияние событий в живой и неживой природе и прочее).
Мотивирование дошкольников к разворачиванию игры (прямое обращение к детям: «Зайчата проголодались. Давайте покормим их!»; предоставление детям возможности выбора темы и сюжета игры, побуждение к принятию или распределению ролей, созданию правил вместе со сверстниками).
Предложение воспитанникам образцов игровых действий (например, сам педагог кормит куклу, демонстрирует как построить корабль, рассказывает о правилах игры в прятки, учит использовать считалки).
Обеспечение баланса времени в образовательном процессе между игровой деятельностью и другими видами занятий, создавая плавный переход к соблюдению режима.
Создание баланса разнообразных видов игр (подвижных, спокойных, индивидуальных и совместных, дидактических и сюжетно-ролевых).
II. Условия для развития общения между детьми в игре
Организация совместной игровой деятельности детей (включение воспитанников в игры с разным количеством участников, с учетом дружеских связей, объединение отдельно играющих в общий сюжет, обогащение игрового опыта детей).
Обогащение приемов для общения в игре (демонстрация диалогов между персонажами, организация ролевых действий).
Развитие способности воспитанников взаимодействовать по теме игры (умение договариваться, делиться, соблюдать правила, очередь, разрешать конфликты).
III. Условия для развития творческой активности детей в игре.
Отсутствие жесткой регламентации игровых действий, уход от копирования стереотипных сюжетов и приемов.
Предоставление возможностей выбора в игровой деятельности (видов игр, сюжетов, ролей, атрибутов, игрового пространства и т.д.).
Стимулирование творчества и импровизации (фантазирование по сюжету, придумывание новых персонажей, изменение ролей, использование костюмов и предметов-заместителей).