Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Молодежь – это специфическая социальная группа, которая полностью еще не сформировала систему своих ценностей. Такой группой людей легко манипулировать, навязывать те или иные убеждения. Во многом, объединение молодежи в неформальные объединения – это естественный процесс. Это связано с тем, что молодые люди легко воспринимают идеи и взгляды, которые носят неофициальный характер.
Кроме того, следует учесть, что до конца 80-х годов в отечественной науке господствовало отношение к неформальным молодежным движениям как к социальной аномалии, которую надо изучать только для того, чтобы найти способ ее исправить. Но даже после того, как отношение к этим движениям изменилось к лучшему, исследования в этой области оставались достаточно разрозненными, и многие явления выпадали из поля научного зрения.
Между тем молодежь часто прибегает к какой-либо из субкультур пытаясь активно проявить свою индивидуальность, где она может найти какие-то ассоциации со своим духовным миром или интересами. Субкультуры являются одним из важнейших факторов социализации и играют большую роль в адаптации человека в социуме, так как приобщают его к культуре, принятой в данном обществе.
Субкультура – это обособленная часть доминирующей культуры, выделяющаяся на ее общем фоне. Она может формироваться на основании моральных ценностей, взглядов, традиций, обычаев и прочих социокультурных особенностей.
В настоящее время субкультуры прочно вошли в повседневную жизнь. Некоторые из молодежных субкультур создают платформу для развития отрицательных тенденций в молодежной среде, другие оказывают глубокое положительное влияние на общество. Однако, в большей степени субкультуры, выступают как молодежные объединения, формируемые на основе общности интересов. Следовательно, ценности в молодежных субкультурах играют роль своеобразных ориентиров в процессе становления личности.
Тема молодежи глубоко проработана в трудах Д.А. Астафьева, О.И. Белого, И.В. Герлах, Д.А. Кузьмичевой, Б.А. Намаканова, мотивы молодежи, которыми они руководствуются для создания объединений были исследованы работы С.Н. Бородиной, А.И. Бучковой, Н.Н. Воронова, А.М. Еруслановой, Л.К. Синякова, В.П. Никитина, В.И. Кравченко, С.П. Карейша, П.О. Потапейко, Е.А. Борисова, Е.М. Галицкой. Непосредственно неформальными молодежными движениями занимались А.А. Казаникова, Н.Л. Чукарина, Н.В. Кирилюк, П.Г. Уткин и др.
Несмотря на существующие исследования все еще не выявлены психологические детерминанты ориентации молодёжи на субкультуры.
Цель исследования – выявить психологические детерминанты ориентации молодёжи на субкультуры.
Объект исследования – молодежные субкультуры.
Предмет исследования - психологические детерминанты ориентации молодёжи на субкультуры.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения психологических детерминант ориентации молодёжи на субкультуры.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование психологических детерминант ориентации молодёжи на субкультуры.
3. Выявить психологические детерминанты ориентации молодёжи на субкультуры.
Гипотеза исследования: психологическими детерминантами ориентации молодёжи на субкультуры выступают индивидуально – психологические особенности лиц молодого возраста.
Методы исследования: Для реализации поставленных задач и проверки гипотез применялся комплекс взаимодополняющих методов. Решение теоретических задач осуществлялось посредством логико-теоретического анализа и обобщения психологической литературы, связанной с предметом исследования. При сборе эмпирического материала применялись следующие методы:
1 Организационные методы: сравнительный метод.
2. Эмпирические методы: диагностические (опрос, анкеты).
3. Статистические методы.
Использовались следующие психодиагностические методики:
1. Анкета для руководителей.
2. Опросник «Удовлетворенность жизнью» (УДЖ) (Н.Н. Мельникова).
3. Личностный опросник РЕN Г. Айзенка и С. Айзенк
4. 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела (16PF), форма С.
5. Тест оценки коммуникативных и организаторских склонностей Б.А. Федоришина.
6. Методика диагностики склонности к определенному стилю руководства Е.П. Ильина.
7. Методика оценки удовлетворенности личности трудом А.В. Батаршева.
8. Анкета «Зрительно-аналоговая оценка организационного климата».
Глава I. Теоретические аспекты изучения психологических детерминант ориентации молодёжи на субкультуры
1.1. Психологические особенности людей молодого возраста
Молодежь – это особая социально-демографическая группа, которая характеризуется сложными процессами развития и интеграции в общество. Молодежь – это особое поколение, которое вступает в фазу экономической активности и должна стать поколением, от которого будет зависеть социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества [12].
Молодежь, как особая социально-демографическая группа долго не рассматривалась в отечественной социологии. В 1968 г. одним из первых трактовку определения дал В.Т. Лисовский: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие 7 социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные категории молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [20, с. 13].
Более полное определение позже дает И.С. Кон: «Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологическое особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного настроя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [16, с. 49].
Под влиянием различных самостоятельных факторов, таких как: школа, семья, высшее учебное заведение, трудовой коллектив, средства массовой информации, молодежные организации – происходит становление социальной зрелости молодежи. Поэтому уже в возрастной психологии юность, молодость характеризуется как период становления самосознания, формирование социального статуса личности, определение его роли в обществе, а также формирование устойчивой системы ценностей.
Различные институты и механизмы социализации не имеют определенную иерархическую систему, они независимы относительно друг друга и выполняют свои специфические функции в социализации индивида.
В психологических периодизациях нет четких границ юношеского и молодого возраста. Психоаналитические теории видят в юности определенный этап психосексуального развития, когда приток инстинктивной энергии либидо должен быть компенсирован защитными механизмами Я [17].
Э. Эриксон определил юность как период 12-19 или 13-20 лет. Успешность выхода из кризиса юного периода может выразиться в появлении положительного качества – верности, когда подросток, сделав выбор, найдя свою дорогу в жизни, остаётся верным обязательствам, возложенным на себя, он принимает устои общества и далее их придерживается.
Субъектами значимых отношений являются друзья, сексуальные партнеры. При позитивной линии развития устанавливаются близкие интимные связи (любовь, стремление к контактам с людьми, желание и способность действовать для других). При негативной линии развития появляется чувство изоляции и одиночества, избегание людей, замкнутость, непредсказуемое поведение, чувство ущербности [34].
Д. Б. Эльконин считал, что для каждого возраста присуща своя система видов деятельности, однако, особое место в ней занимает ведущая деятельность. При этом ведущей является необязательно та деятельность, которая у ребёнка занимает больше времени, а та, что является главной по своему значению для развития психики. В соответствии с ведущими видами деятельности Д.Б. Эльконин выделяет юность (16-18 лет) - с доминированием учебно-профессиональной деятельности [34].
В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.
Молодежь характеризуется как социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущее его обновление. Данная группа переживает важный этап семейной и внесемейной социализации, интернализации норм и ценностей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статусов, что выражается в специальных молодежных формах поведения и сознания, в понятиях молодежной субкультуры и т. д. Границы группы размыты и подвижны, но обычно их связывают с возрастом 16-30 лет [12].
Особенности социального положения молодежи:
- переходность положения;
- высокий уровень мобильности;
- освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса;
- активный поиск своего места в жизни;
- благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Период юношеской жизни для каждого человека представляет собой достаточно значимый и, во многом, определяющий отрезок его жизни. Юношеский возраст классифицируют как заключительную фазу роста и становления человека. Характерными чертами этого этапа человеческой жизни являются активное развитие процессов самосознания и решение проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Основным видом деятельности в этом возрасте является образовательная и профессиональная деятельность.
Социальная ситуация развития характеризуется тем, что молодые люди готовы самостоятельно вступить на трудовой путь и определить свое место в обществе. Молодой человек становится полноценным членом семьи, который вносит вклад в семейный бюджет и заботится о младших членах семьи. Приобретенные навыки и профессиональные знания побуждают молодых людей искать пути для достижения своих профессиональных устремлений. Более того, на этом этапе необходимость познавательной и образовательной деятельности становится актуальной [12].
С появлением в жизни молодого человека новых институтов социализации – армия, вуз, а также новых знакомств, он удаляется от более строгого контроля семьи. Под воздействием новых институтов и агентов социализации некоторые стороны жизни человека существенно меняются [23].
В настоящее время молодежь чаще всего имеет студенческий социальный статус. Группу студентов можно рассматривать как малую группу, поскольку ее состав невелик. Кроме того, группа хорошо организована, является единицей, независимой от социальной структуры общества. Члены группы объединены общей целью, общим делом и находятся в личном контакте друг с другом. Группа студентов относится к небольшим формальным группам, потому что она имеет официально определенную структуру извне. В этом случае они подчиняются структуре - уставу высшего учебного заведения.
Студенты имеют определенные знания и права. Их основная цель - приобретение знаний. В то же время молодые люди не образуют однородную массу, потому что они делятся на более мелкие группы. В последнее время социальная значимость студентов возросла вместе с престижностью высшего образования. Молодые люди лучше включены в учебный процесс и уделяют ему все внимание. Их готовность стать высококвалифицированными специалистами воплощается в творческом подходе к обучению, требованиям как к себе, так и к организаторам образовательного процесса [22]. В трудовой деятельности молодые люди проявляют преимущественно усердие, ответственность, дисциплину и точность.
Высшее образование влияет на культурный рост молодежи. Юноши и девушки не только становятся культурными людьми, они обогащают свой духовный облик. Они в основном начинают вести свою жизнь самостоятельно, основываясь на своих материальных возможностях. Некоторые молодые люди, обучающиеся в университете или работающие, заводят семью и становятся родителями. В этом смысле у них усиливается чувство ответственности и долга и возрастает чувство ответственности перед близкими.
Очевидно, что невозможно охарактеризовать молодежный возраст одинаково. Все молодые люди все разные. Кто-то очень ответственный и дисциплинированный, кто-то успевает учиться и работать, а кто-то ведет пустой образ жизни и не заботится о будущем [23].
Вступление в молодежный период связано с переосмыслением жизненных ценностей, но ценности, которые существовали ранее, в школе, сохраняются. Разница в ценностной ориентации связана с возрастными различиями. В то же время, все молодые люди имеют движущую систему ценностной ориентации, так как их мировоззрение меняется, оно нестабильно и подвержено влиянию внешних и внутренних обстоятельств.
Стремление получить высшее образование, профессию для развития карьеры является важной социальной ценностью для молодых людей. Формированию у них чувства сплоченности способствуют несколько существенных моментов, среди которых: общая цель, а именно стремление получить специальное или высшее образование; активно участвовать в студенческих мероприятиях, влиять на общественную жизнь и т. д. Молодые люди характеризуются стремлением к расширению общения между собой, объединенным общими интересами и целями, они активно участвуют в общественной жизни и ведут мобильный образ жизни [10].
Социальная зрелость и юношеский возраст предполагают несколько критериев: завершение учебы, получение стабильной работы, начало самостоятельной занятости, материальная независимость по отношению к родителям, политический и гражданский возраст, служба, брак, рождение первого ребенка и т. д. И здесь можно наблюдать гетерохронизм: молодой человек может иметь подготовку и профессию, быть достаточно зрелым и оставаться подростком в межличностных отношениях, в сфере культурных потребностей и т. д.
Индивидуально-личностные качества, психофизиологические функции этого периода составляют социоприродную, социокультурную основу для последующего развития личности, ее социализации.
Среди психологических особенностей молодежи следует отметить:
- процессы восприятия достигают высочайшего уровня развития, позволяя человеку долгое время сосредотачиваться на предмете или учебном материале;
- сформированные гражданские качества находят выход в необходимости быть частью группы, команды;
- дружба приобретает признаки универсальности (углубляется содержание понятия дружбы, расширяется область интеллектуальных и эмоциональных контактов);
- система убеждений и моральных понятий принимает полный, завершенный формат.
Улучшение процессов мышления и памяти проявляется в преобладании смыслового запоминания. Молодые люди намеренно идентифицируют семантические связи и ориентиры, имеющиеся в учебном материале, это позволяет быстро запомнить и усвоить полученные знания, чтобы иметь возможность применять их во время профессиональной деятельности.
Основными психическими новообразованиями в юношеском возрасте являются:
- глубокие размышления;
- развитое осознание своей личности;
- формирование конкретных жизненных планов;
- готовность к самоопределению жизни;
- установка на сознательное построение своей жизни;
- вход в различные сферы жизни и деятельности;
- развитие самосознания;
- активное формирование мировоззрения [22].
Эмоциональное развитие в молодости тесно связано с личностными свойствами человека, самосознанием, самооценкой и так далее.
Развитие самооценки в молодости идет в направлении повышения ее целостности и интеграции, с одной стороны, и ее дифференциации, с другой стороны. Для многих нормализуется самооценка, что также положительно влияет на внутриличностные и межличностные отношения.
При значительной важности профессионального выбора в жизни некоторые сохраняют довольно «оптимистическую» самооценку, которая не слишком высока, что устанавливает гармоничную взаимосвязь между желаниями, потребностями и оценкой собственных способностей. Для других самооценка очень высокая и всеобъемлющая, она охватывает все аспекты жизни, смешивая желаемое и реально достижимое. Некоторые молодые люди, чаще всего девушки, характеризуются неуверенностью в себе, потому что они понимают разницу между своими желаниями и своими способностями. Самооценка этих молодых людей слаба и противоречива.
В молодом возрасте выраженность межличностных конфликтов уменьшается в отношениях с другими людьми и негативность проявляется в гораздо меньшей степени. Улучшается общее физическое и эмоциональное состояние молодых людей, повышается их открытость и общительность. В то же время происходит определенная стабилизация внутренней жизни, которая проявляется в снижении уровня тревоги.
Молодые люди испытывают растущую потребность в социальной и пространственной, территориальной автономии, бессознательной потребности в общении с друзьями. Кроме того, в молодом возрасте стремление показать свою оригинальность, непохожесть на других, стремление выделиться чем-то из общей массы сверстников и взрослых становится очень выраженным. Эти проявления связаны с усилением личного контроля, самоуправления, новым этапом развития интеллекта, а также с процессом формирования Я - концепции, являющейся центральным психологическим новообразованием молодого возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров Р. Ю. Социально-философские аспекты развития моло-дежной субкультуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2008. – № 5 – С. 77–81.
2. Астафьев Д.А. Молодежные движения России: история и современ-ность. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2012. 176 с.
3. Белый О.И. Определение понятия «Молодежь» // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 5–8.
4. Беляев И.А., Беляева Н.А. Культура, субкультура, контркультура // Духовность и государственность: сборник научных статей. Выпуск 3 / под ред. И. А. Беляева. – Оренбург: Филиал УрАГС в г. Оренбурге, 2002. – С. 5–18.
5. Валиев И.Н. Стереотипы социального взаимодействия. - М.: Проме-тей, 2016,. - 126с.
6. Воронов Н.Н. Развитие молодежного движения и неформальных объединений молодежи в России // Наука. Общество. Оборона. 2015. № 2 (5). С. 5–16.
7. Галеева Н.В. Молодежные субкультуры в современном социокуль-турном пространстве // Вестник педагогических инноваций. – 2016. – № 4 (44). – С. 105 – 112.
8. Гильяно А.С. Неформальные молодежные движения: опыт и пер-спективы исследований // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1180–1183.
9. Горшков М.К. Молодежь России: социологический портрет / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010. - 592 с.
10. Дровняшина О.С. Ценностные ориентации студентов / О.С. Дворня-шина // Аллея Науки. - 2017. - №12. - С. 399 - 402.
11. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2004.
12. Загребин В.В. Подходы к определению категории «молодёжь» / В.В. Загребин // Концепт. - 2014. - №2. - С. 3 - 8.
13. Ильюшкин В.В. Социальный стереотип как концентрированное вы-ражение социальной установки // Вестник науки и образования. - 2015. - № 1 (3). - С. 87–92.
14. Казаникова А.А., Чукарина Н.Л. Неформальные молодежные движе-ния в СССР в период перестройки // Юный ученый. 2016. № 2. С. 44–47. 13 Карпов В.В., Попов В.Г. К вопросу о соотношении поня-тий «социальная адаптация» и «социализация» // Вестник Челябин-ского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. Вып. 30. 2013. № 33 (324). С. 149–153.
15. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. - СПб.: Речь, 2007.
16. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М: Просве-щение, 1989. С. 49.
17. Коновалова Л.В. Социализация современной молодежи как социаль-ная и научная проблема // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2014. № 6. С. 58–76.
18. Кудряшов М.А. Субкультура и после нее: история фундаментально-го понятия молодежных исследований // Этнографическое обозрение. 2014. №1. С. 23 -32.
19. Леньков Р.В. Социология молодежи : учебник для академического бакалавриата / Р. В. Леньков, Е. А. Гайдукова [и др.]; под ред. Р. В. Ленькова. - М. Юрайт, 2015. - 416 с.
20. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие. – СПб., 2008. – 15 с.
21. Марцинковская Т.Д. Психология субкультуры // Вестник РГНФ. 2014. №4. С.116 – 126.
22. Минюрова С.А. Психология самопознания и саморазвития: Учебник / С.А. Минюрова. - М.: Флинта, 2016. - 480 c.
23. Ольховая Т.А. Становление гражданской позиции студента универ-ситета: монография / Т. А. Ольховая, Н. А. Гаврилова. - Оренбург: ОГУ. - 2017. - 193 с.
24. Омельченко Е.Л., Сабирова Г.А. К вопросу о молодежных культу-рах в современной России // В кн.: XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 183-191.
25. Писаревская Д.Б. Что такое постсубкультурные исследования? (об-зор) // Этнографическое обозрение. 2014. №1. С.8 – 23.
26. Полева Н.С. «Закат» молодежных субкультур / Психология субкуль-туры: феноменология и современные тенденции развития. Материа-лы международной научной конференции. – Москва, 2019. – С. 30 – 36.
27. Садриев М.М. Социология молодежи. Уфа: Гилем, 2013. 308 с.
28. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350с.
29. Степанов Ф.Г. Индивидуально-типологические особенности личности и социометрический статус студента в группе / Ф.Г. Степанов // Евразийское научное объединение. - 2015. - №7. - С 164 - 167.
30. Тимохович А.Н., Филенко С.С. Включенность молодых людей в суб-культуры: результаты эмпирического исследования // Вестник уни-верситета. – 2015. – №10. – С. 303 – 308.
31. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально - психоло-гическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.
32. Хебдидж Д. Субкультура: значение стиля. Главы из книги // Теория моды. – 2009 – № 10. – 129–175 с.
33. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики моло-дежных субкультур: социальный протест или вынужденная марги-нальность. Томск: Томский государственный университет, 2005. 399 с.
34. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Ша-поваленко. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 575 c.
35. Riesman D., Glazer N., Denney R. The lonely crowd: a study of the changing American character. L.: Yale University Press, 2001