Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Широкое применение логистики в практике хозяйственной деятельности объясняется необходимостью сокращения временных интервалов между приобретением сырья и поставкой товаров конечному потребителю. Логистика позволяет
минимизировать товарные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования, позволяет существенно сократить время доставки товаров, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхода — органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода — сквозное управление материальными потоками.
Глава 1 Теоретические аспекты анализ технико-экономических показателей работы склада
1.1 Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении
В процессе планирования и управления производством должно достигаться строгое взаимодействие органов управления
на всех стадиях производственного процесса - от получения сырья до реализации продукции - с целью выполнения пла-
3
на поставок сырья и готовой продукции в необходимом количестве, нужного качества, в нужное время и место, с минимальными совокупными затратами.
В основе оперативного планирования и управления лежит производственная программа, в рамках которой разрабатываются детализированные плановые задания для каждого производственного подразделения (цеха, участка, рабочего места) на определенный период времени, а также осуществляются текущее руководство производственного процесса и
контроль его хода.
Оперативное планирование и управление производством по сфере действия и соподчиненности подразделяются на два
уровня: межцеховое (на уровне предприятия) и внутрицеховое (на уровне цеха).
Межцеховое оперативное планирование и управление позволяют согласовывать деятельность производственных цехов
предприятия по изготовлению деталей, узловой сборке и изделий. Координация деятельности на данном уровне позволяет распределить годовую и квартальную производственную программу предприятия во времени и по производственным подразделениям, с тем, чтобы месячная программа каждого цеха и участка с учетом переходящих работ соответствовала их пропускной способности и согласовывалась со сроками комплектации и сдачи готовой продукции на склад.
1.2 Оценка рентабельности системы складирования и оптимизации внутрипроизводственных потоковых процессов
Основное производство потребляет как основные, так и вспомогательные материалы. Потребность в основных материалах рассчитывается по трем направлениям - по типосорторазмерам материалов, по производственным подразделениям
предприятия, по выпускаемой продукции.
4
Первое направление - расчет потребности по конкретным типосортораз-мерам материалов, который осуществляется в
два этапа:
1) на основании индивидуальной (подетальной) нормы расхода и количества определенной детали, входящей в изделие
(базовое изделие или изделие-модификацию), рассчитывается потребность в конкретном типосорторазмере материала на
определенную деталь;
2) потребность на все детали, изготавливаемые из данного типосортораз-мера, суммируются, и определяется его общая
потребность Ylin по следующей формуле:
где i - конкретный типосорторазмер материалов;
n - изделие, по которому рассчитывается потребность в i-м типосорторазмере материала;
k - деталь, изготавливаемая из i-го типосорторазмера материала;
t - количество наименований деталей, изготавливаемых из i-го типосорторазмера материала;
TJik - потребность в i-м типосорторазмере материала для изготовления детали k;
П1кз - потребность в i-м типосорторазмере материала для изготовления детали k, прикладываемой к изделию в виде запасной части.
Второе направление - расчет потребности в основных материалах отдельно по каждому производственному подразделению предприятия, в котором изготавливаются детали из конкретного вида материала. Потребность по деталям суммируется и определяется общая потребность данного типосорторазмера материала по конкретному цеху-изготовителю Пщ по
формуле:
5
где mik - норма расхода i-го типосорторазмера материала на деталь k;
Nk - плановое количество детали k, входящее в изделие и предназначенное к изготовлению;
Nk3 - количество детали k, прикладываемое к изделию в виде запасных частей.
1.3 Характеристика и методы расчёта технико-экономических показателей работы склада
Для оценки работы склада используются следующие основные технико-экономические показатели: мощность склада,
размер грузооборота, пропускная способность, коэффициенты использования площади и вместимости склада, уровень
механизации складских работ, себестоимость переработки 1 т груза, производительность труда работников склада и
окупаемость капитальных вложений.
Мощность склада характеризуется складской площадью в квадратных метрах и вместимостью в кубических метрах.
При определении мощности склада используются следующие понятия.
Общая складская площадь — полезная площадь склада, вспомогательных площадей и рабочих мест.
Полезная площадь склада — площади, предназначенные для приемки, хранения, подработки, подсортировки, комплектования, упаковки и отправки товаров.
Вспомогательные площади — проходы и проезды как основные, и вспомогательные.
Площадь рабочих мест - площади для размещения рабочих мест заведующего складом, кладовщика, отборщиков, товароведов-бракеров и т.д.
Вместимость склада — выражается в кубических метрах. Она исчисляется путем деления товарных запасов в тоннах,
хранимых на складе, на массу 1 м3 товаров, выраженную также в тоннах. Вместимость склада может выражаться также
6
в условных поддонах (один условный поддон равен 1 м3 товара) или в условных вагонах (один условный вагон равен
100 условным поддонам).
Размер грузооборота склада — количество переработанных тонн товаров по поступлению и отпуску. Он характеризуется не только количеством переработанного груза, но и трудоемкостью выполнения операций с товаром.
Пропускная способность склада (П) — определяется путем умножения единовременной емкости склада (Е) на оборачиваемость среднего товарного запаса в разах (Kоб). Пропускная способность (склада находится в прямой зависимости от
Коб и определяется по формуле
П = Е •. Kоб
Оборачиваемость среднего товарного запаса (Коб) ~ отношение годового оборота товаров к среднему остатку на складе
за тот же период. Чем больше этот показатель, тем лучше работает склад, т.е. с меньшими товарными запасами склад
обеспечивает бесперебойное товароснабжение своей зоны деятельности.
Глава 2 Анализ работы склада Отеля Гранд отель Европа
2.1 Организационно-экономическая характеристика Отеля Гранд отель Европа
Гранд отель Европа расположен в центре Санкт-Петербурга, в 3 минутах ходьбы от Исаакиевского собора. К услугам
гостей эксклюзивная терраса на крыше, спа-центр и конференц- зал WOUNGE с панорамным видом.
Гранд отель Европа – это 137 номеров, 7 люксов, 2 люкса WOW, 1 люкс Extreme WOW.
Для Гранд отель Европа характерна функциональная структура управления (ФСУ).
7
Функциональная структура предполагает разделение всей гостиничной деятельности, а также внутренних процессов по
направлениям, каждое из которых возглавляет функциональный руководитель. Такими направлениями являются: организация приема и размещения гостей, организация питания в гостинице, продвижение услуг гостиницы на рынок и организация маркетинговых исследований, организация учета и контроля над поступлением и использованием средств
(бухгалтерия), управление человеческими ресурсами (отдел кадров), обеспечение технической и информационной поддержки внутренних операций и процессов (инженерная служба, IT-служба) и т.д.
На сегодняшний день ФСУ является самой распространенной системой управления в гостиничном бизнесе и наиболее
часто используется для организации управления средними и крупными отелями, особенно первоклассными, предоставляющими широкий спектр услуг своим клиентам. Подобную систему организации используют «Националь Ле Меридиан», «Рэдиссон САС», «Метрополь» в Москве, «Гранд Отель Европа» и «Астория» в Санкт-Петербурге, а также многие
другие.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются величиной полученной прибыли и уровнем рентабельности. Источником информации для анализа финансовых результатов служит «Отчет о финансовых результатах»
(Приложение).
Данные таблицы 2 позволяют видеть, что в отчетном году по сравнению с предыдущим произошло увеличение чистой
прибыли на 20%.
Это произошло в связи с увеличением прочих доходов на 4137% (в 41,37 раз), которые увеличились за счет поступлений
от долгосрочных финансовых вложений (долгосрочные финансовые вложения уменьшились по сравнению с предыдущим годом) и поступлений, связанных с предоставлением имущества в аренду.
8
Отрицательным моментом в отчетном году является существенное увеличение прочих расходов на 141%. Также следует
отметить, что в 2016 году выручка от продажи уменьшилась на 1% по сравнению с 2015 годом за счет снижения себестоимости проданных товаров (продукции, работ, услуг) (-4%) и за счет снижения объема продаж.
Это значит, что снижение себестоимости не принесло желаемых результатов, а именно увеличения объема продаж.
Однако это не отразилось на прибыли от продажи – она увеличилась на 3%. Колебания остальных показателей менее
существенны.
Относительные изменения в структуре более наглядно отслеживаются с помощью показателей рентабельности продаж,
рентабельности финансово-хозяйственной деятельности и общей рентабельности.
Из таблицы 3 видно, что все показатели рентабельности имеют положительные изменения.
На основании этого, можно предположить, что организация эффективно использует свои ресурсы и извлекает прибыль
из имеющегося потока или актива.
Одним из наиболее важных аспектов анализа финансового положения предприятия по данным бухгалтерского баланса
является оценка его ликвидности и платежеспособности.
Ликвидность и платежеспособность предприятия оценивается через совокупность абсолютных и относительных показателей.
Анализ ликвидности предприятия целесообразно начинать с оценки ликвидности баланса.
2.2 Логистические процессы на складе ресторана отеля
9
На основании функций управления всех менеджеров можно условно разделить на «оперативников», «технологов» и
«контролеров». К первой группе следует отнести менеджеров, занимающихся планированием и управлением трудовыми
ресурсами. Их полномочия — выстраивание бригад, смен, нормирование и учет труда, планирование количества персонала под циклические дневные, еженедельные и сезонные нагрузки, контроль соблюдения технологий, состояние товарного учета, организация работы по повышению качества трудового ресурса (обучение, аттестация). Это тот персонал,
который руководит участками склада по технологическим операциям (приемка, хранение и набор, комплектация и отгрузка). При круглосуточном режиме работы особое значение имеют начальники смен, которые полностью отвечают за
оперативное управление всеми ресурсами склада. Их основная задача — выполнение сменного задания, обеспечение
беспрерывности технологических процессов на складе. Также к «оперативникам» относятся техническая служба и группа операторов-диспетчеров, управляющих процессами перемещения и набора товара с помощью имеющихся ITтехнологий.
«Технологи» в первую очередь занимаются внутрискладской логистикой, а именно оптимизацией процессов перемещений и набора товара с различных складов, реструктуризацией складов, программным обеспечением электронного учета
труда и выработки, контролем исполнения установленных регламентов по операциям с товаром, оперативной разработкой необходимых кастомизаций в имеющейся базе данных под текущие задачи. Они следят за оптимальным использованием складских помещений. Кроме того, они готовят мониторинги и отчеты, необходимые для оперативного управления складом. Одна из основных функций — подготовка базы данных к проведению текущих и готовых инвентаризаций.
Также к «технологам» относится и группа товарного учета (ГТУ). Ответственность специалистов ГТУ — проведение
выборочных и сплошных инвентаризаций согласно имеющемуся регламенту, изъятие товара с истекшим сроком годно-
10
сти. Мониторинг, который ведут специалисты ГТУ, позволяет определить состояние товарного учета по каждому участку склада и оперативно принимать меры.
«Контролеров» подразделяют на два типа:
- контролеры соблюдения условий хранения товара на складе — следят за соответствием температурного режима, влажности, запыленности, санитарного состояния в складских помещениях условиям хранения товара данной группы.
2.3 Анализ технико-экономические показатели работы склада Отеля Гранд отель Европа
Эффективность складского хозяйства в Гранд отель Европа- это показатель рационального использования складских
помещений, уменьшения затрат времени на выполнение различных операций, получения максимума прибыли при
наименьших затратах, гибкости принятии решения.
Для оценки эффективности использования складов можно использовать систему экономических показателей:
-складской оборот;
-складской грузооборот;
-производительность труда складских работников;
-себестоимость складской переработки 1 т груза;
-коэффициент полезной площади склада;
-коэффициент использования полезного объема склада;
-уровень механизации складских работ.
Данные таблицы 8 взяты из складской документации организации за соответствующие периоды.
11
Абсолютное отклонение показателей есть разница между данными технико-экономических показателей за 2016 год и
2015 год.
Относительное отклонение показателей есть отношение соответствующих показателей за 2016 год к значению 2015 года и умноженному на 100 %.
Как видно из таблицы 8, в Гранд отель Европа наблюдался снижение некоторых технико-экономических показателей
склада в 2016 году по сравнению с 2015 годом.
Единовременная ёмкости хранения увеличилась на 2250 или 15 % это связно с обновлением холодильного и морозильного оборудования на складе при этом площадь склада осталась не изменой, как и показано в таблице, а также попрежнему составляет 272 квадратных метра.
Коэффициент оборачиваемости грузов на складе снизился на 18,25 пунктов или 20 % это связано с увеличением среднего срока хранения запасов.
Складской оборот увеличился на 76 576.000 руб. или 29,82 %.
Складской грузооборот также увеличился на 109 101.000 руб. или 54,34 %.
2.4 Предложения по совершенствованию технико-экономических показателей работы склада Отеля Гранд отель Европа
В основу рационального использования складов в Гранд отель Европа положены следующие важнейшие принципы:
-планомерность;
-ритмичность;
-рациональная организация товарного потока на складе;
12
-эффективное использование средств труда;
-механизация и автоматизация складских операций;
-полная сохранность свойств товаров.
Складской технологический процесс должен быть четко спланирован. Для этих целей в Гранд отель Европа разрабатываются календарные графики, планы поступления и отпуска товаров, которые позволяют заблаговременно подготовиться к выполнению операций по разгрузке, приемке, хранению и отпуску товаров, более производительно использовать
складские площади, транспортные средства и рабочую силу.
Ритмичность технологического процесса в Гранд отель Европа предполагает повторяемость всего цикла и отдельных
операций в равные отрезки времени. Соблюдение ритмичности в работе склада способствует планомерному распределению рабочего времени, что обеспечивает надлежащий режим труда и отдыха работников, а также наиболее полному
использованию транспортных средств и складских помещений.
Рациональная организация товарного потока в Гранд отель Европа предусматривает внутрискладские перемещения товаров максимально короткими, непересекающимися, противоположно направленными путями. Пути движения товаров
должны быть максимально выпрямленными как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Такая организация товарного потока обеспечивает сокращение длительности выполнения отдельных операций и требует меньших затрат на перемещение грузов.
Принцип эффективного использования средств труда в Гранд отель Европа предполагает оптимальное использование
площади, емкости и оборудования складов.
13
Важную роль в рациональной организации и осуществлении технологического процесса в Гранд отель Европа играют
механизация и автоматизация складских операций. В механизации и автоматизации складских операций заложены
огромные резервы роста производительности труда складских работников, повышения эффективности использования
площади и емкости погрузо-разгрузочных работ, сокращения простоев транспортных средств.
Обеспечение полной сохранности свойств товаров в Гранд отель Европа- также один из важнейших принципов рациональной организации складского технологического процесса. Оно достигается созданием надлежащего гидротермического режима хранения товаров, удобной системой их укладки и размещения, организацией постоянного контроля в
процессе хранения.
Одним из условий в рациональной организации складского технологического процесса в Гранд отель Европа является
четкое распределение обязанностей между работниками, выполняющими соответствующие операции.
Существенным резервом повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем на складах в
Гранд отель Европа является переход от традиционного разрозненного решения задач складирования и транспортировки
к проектированию единых транспортно- складских процессов.
Сопряженность складского процесса в Гранд отель Европа с внешней средой достигается решением различных задач,
значительная часть которых связана с обработкой материальных потоков на постах разгрузки и приемки товаров.
Заключение
В основе оперативного планирования и управления лежит производственная программа, в рамках которой разрабатываются детализированные плановые задания для каждого производственного подразделения (цеха, участка, рабочего ме-
14
ста) на определенный период времени, а также осуществляются текущее руководство производственного процесса и
контроль его хода.
В производственном процессе используются следующие виды ресурсов: материальные, финансовые, трудовые, информационные и др.
Для оценки работы склада используются следующие основные технико-экономические показатели: мощность склада,
размер грузооборота, пропускная способность, коэффициенты использования площади и вместимости склада, уровень
механизации складских работ, себестоимость переработки 1 т груза, производительность труда работников склада и
окупаемость капитальных вложений.
Объектом исследования является Гранд отель Европа расположен в центре Санкт-Петербурга, в 3 минутах ходьбы от
Исаакиевского собора. К услугам гостей эксклюзивная терраса на крыше, спа-центр и конференц- зал WOUNGE с панорамным видом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Белый Б.Н., Дербенцев Д.А., Юхименко А.И. Модели управления товарными запасами. – Киев: КТЭИ, 2014. – 145
с.
2. Бланк И.А. Управление торговым предприятием: Учеб. – м.: Тандем, 2015. – 456 с.
3. Вебер М. Коммерческое товароведение: расчеты от А до Я. – М.: Приор, 2016. – 345 с.
4. Геронимус Б.Л., Царфин Л.В. Экономико-математические методы в планировании на автомобильном транспорте:
Учеб. – М. : Транспорт, 2012. – 192 с.
15
5. Горячко В.И. Оптимизация товарных запасов в кооперативной торговле . – М. : Инфра- м, 2015. – 567 с.
6. Дашков В.А., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. – 4
изд., переаб., доп. – М.: Маркетинг, 2014. – 400 с
7. Дашков В.А., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговой организации: Учеб. – 3 изд., перераб., доп. –
М.: Маркетинг, 2014. – 596 с.
8. Логистика: Учеб. / Под ред. Б.А. Аникина. – 2 изд., переаб., доп. – М.: Инфра- м, 2010. – 352с.
9. Логистика запасов/ практикум по логитке6 Учеб. пособ./ Под ред. Б.А. Аникина. – М. : Гардарики, 2016. – 299 с.
10. Лукинский В.С., Цвиринько И.А. Варианты решения логистической задачи определения оптимального размера заказа. Организация международных и внутренних перевозок с применением принципов логистики: Сб. науч. трудов/ Под
ред. В.С. Лукмнского. – Спб.: СПбГИЭУ, 2014. – 228 с.
11. Оформление тарных операций. Упаковка товаров. – М.: Приор, 2016. – 48 с
12. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2016. – 320 с.
13. Панкратов С.А., Серегина С.М. Коммерческая деятельность. – М.: Инфра- М, 2015. – 678 с.
14. Практикум по логистике: Учеб. пособ / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: Инфра- м, 2016. – 270 с.
15. Российская торговая энциклопедия: в 5 томах. Т. 3. – М.: РООИиП, 2016. – 496 с.
16. Рыжиков Ю.И. Теория очередей и управление запасами. –СПб.: Питер, 2014. – 384 с.: ил.
17. Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес- логистике. – М.: ФИЛИН, 2017. – 356 с.
18. Синоцкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 456 с.
16
19. Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация: Учеб./ Под ред. Т.Т. Данько и Л.А.Брагина – 2 изд., переаб.,
доп. – М.: Инфра- М, 2010. – 560 с.
20. Хедли Дж., Уайтин Т. Анализ систем управления запасами. – М.: Наука. 2014. – 512 с.
21. Щур Д.Л. и др. Основы торговли. Оптовая торговля. – М.: Приор, 2010. – 278 с.