Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, не требует доказательства тот факт, что средний медицинский персонал играет весьма значимую роль в организации медицинской реабилитации и реализации конкретных реабилитационных программ. На современном этапе развития здравоохранения Российской Федерации значение медицинской реабилитации определено на законодательном уровне (ст. 40 Федерального закона № 323-ф3 от 21.11.11 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Приоритетность задач по развитию медицинской реабилитации определена государственной программой «Развитие здравоохранения», которая включает в себя отдельную подпрограмму «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей». Поставлена задача формирования в каждом субъекте Российской Федерации современной системы реабилитационной помощи с использованием ресурсов санаторно-курортных учреждений для реабилитации и профилактики заболеваний. Предусмотрено участие медицинских организаций как государственной, так и частной систем здравоохранения в реализации указанной подпрограммы . С вступлением в силу Федерального закона № З23-Ф3 медицинская реабилитация вошла в программу государственных гарантий, что определило возможность финансового обеспечения медицинской реабилитации в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Проблема психологической реабилитации больных имеет не только здравоохранительную и экономическую актуальность, но и социо-культурную. От ее решения во многом зависит не только процесс восстановления больных, но и их возвращение к нормальной социальной и общественной жизни. В реабилитации пациентов с ЧМТ значимая роль отводится социально-психологическому компоненту, компенсации нарушений высших психических функций (ВПФ), профилактике депрессии и тревожных расстройств.
Черепно-мозговая травма остается одной из наиболее сложных и нерешенных задач медицины. Проблема актуальна не только на уровне оказания мер при воздействии механического повреждения, но, учитывая известные патогенетические механизмы развития осложнений и последствия, которые вызваны также стрессовым влиянием травмы на категории жизнедеятельности, качество жизни и социальный статус больных и инвалидов в раннем и позднем восстановительном периоде.
Современное развитие реанимационной службы, хирургии, нейрохирургии, фармакологии дало возможность врачам спасать и продлевать жизнь пострадавших, которые раньше погибали еще в состоянии травматического шока. Однако, это вызвало увеличение числа лиц с тяжелыми последствиями травмы. Дефект важнейших категорий жизнедеятельности (нарушения передвижения, самообслуживания, трудоспособности, как последствие ЧМТ) приводит к социальной дезадаптации пострадавших в семье, обществе и влияет на их качество жизни. Обозначенные факты обуславливают высокую значимость реабилитационных мероприятий пациентов с ЧМТ. Грамотная разработка программ медицинской реабилитации, психологические особенности медицинского персонала и, в первую очередь, медицинской сестры (на этапе реабилитации) способствует сохранению социального статуса и улучшению качества жизни пострадавших. Роль медицинской сестры в реабилитации пациентов, в работе с семьей пациента с ЧМТ, в социально-психологической реабилитации пациента сложно переоценить. Именно медицинская сестра находится в непосредственном контакте с пациентов в острый период и на этапе восстановления после ЧМТ.
Не смотря на то, что проблема реабилитации пациентов и участия в данном процессе медицинской сестры находит свое отражение в исследованиях , тем не менее, рассмотрение проблемы исследования в контексте анализа психологических особенностей медицинской сестры разработана недостаточно. В связи с влиянием психологического компонента на процесс реабилитации пациентов и пациентов с ЧМТ, в частности, возникает необходимость в разработке методологии прикладной работы медицинских сестер в работе по реабилитации пациентов с ЧМТ, конкретных рекомендаций для специалистов. Вышесказанное обуславливает актуальность и выбор темы исследования: «Психологические особенности медицинской сестры в работе реабилитации пациентов с ЧМТ».
Объект исследования: реабилитация пациентов с ЧМТ.
Предмет исследования: психологические особенности медицинской сестры в работе реабилитации пациентов с ЧМТ.
Цель исследования: изучение психологических особенностей деятельности медицинской сестры в процессе реабилитации пациентов с ЧМТ.
Задачи исследования:
- рассмотреть роль медицинской сестры в работе по реабилитации пациентов;
- описать особенности реабилитации пациентов с ЧМТ;
- проанализировать психологические аспекты участия медицинской сестры в реабилитации пациентов, перенёсших ЧМТ;
- отразить процесс реабилитации пациентов с ЧМТ;
- представить программу реабилитации пациентов с ЧМТ.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, моделирование, анализ и синтез.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ЧМТ
1.1. Роль медицинской сестры в работе по реабилитации пациентов
Медицинская реабилитация пациентов представляет собой комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на:
полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма;
поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса;
предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем;
предупреждение инвалидности и снижение ее степени;
улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.
Медицинская реабилитация – представляет собой важную составляющую лечебно-профилактического процесса. Основным руководящим документом, регламентирующим развитие медицинской реабилитации в нашей стране, является приказ Минздрава России №1705н от 29.12.12 «О порядке организации медицинской реабилитации». Данный процесс предусматривает комплексное применение лекарственной и немедикаментозной терапии, а также средств, адаптирующих окружающую среду к функциональным возможностям пациента и (или) функциональных возможностей пациента к окружающей среде, в том числе путем использования средств передвижения, протезирования и ортезирования. Немедикаментозная терапия представлена технологиями физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа, лечебного и профилактического питания, мануальной терапии, психотерапии, рефлексотерапии и методов с применением природных лечебных факторов. Медицинская реабилитация осуществляется в рамках первичной медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях дневного или круглосуточного пребывания. Она проводится мультидисциплинарной бригадой специалистов независимо от сроков заболевания при условиях стабильности клинического состояния пациента и наличия перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала) в отсутствие противопоказаний для применения отдельных методов медицинской реабилитации, исходя из установленного реабилитационного диагноза .
Мультидисциплинарный подход к деятельности сестринского персонала заключается в том, что медсестра становится равноправным членом междисциплинарной бригады и активным участником лечебно-реабилитационного процесса. Роль медсестры по реабилитации особенно важна, поскольку именно она проводит с пациентом больше времени, чем любые другие специалисты, регулирует разные стороны его жизни и таким образом получает полное представление о лечении, следит за соблюдением этапности реабилитационных мероприятий. Медсестры по физиотерапии, массажу, инструкторы по лечебной физкультуре (ЛФК), трудотерапии и другие специалисты среднего звена также активно участвуют в реабилитационном процессе и проводят с пациентами значительно больше времени, чем даже лечащий врач . Рекомендуемыми штатными нормативами центров и отделений медицинской реабилитации предусмотрены следующие должности медсестер: палатной (постовой); процедурной; перевязочной; по физиотерапии; по массажу; диетической; кабинетов рефлексотерапии, мануальной терапии, функциональной диагностики; а также должности инструктора по ЛФК и трудовой терапии, младшей медсестры по уходу за больными. Должность медсестры по реабилитации введена в Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденную приказом Минздрава России №1183н от 20.12.12. Реабилитационное сестринское дело входит в Номенклатуру специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации.
Основная форма деятельности медсестры – сестринский процесс, ориентированный на потребности пациента, представляющий собой системный подход к организации и практическому выполнению врачебных назначений, оказанию сестринской помощи. Каждое действие медсестры должно быть документально оформлено в листе динамического наблюдения и листе назначений. В последние годы технологии сестринского процесса внедряются и в медицинскую реабилитацию.
При реабилитации больных разных категорий медсестра осуществляет все этапы сестринского процесса: первичную оценку состояния пациента; интерпретацию полученных данных; планирование ухода; итоговую оценку достигнутого.
Реабилитационная медсестра в рамках профессиональной компетенции:
определяет медицинские, психологические, духовные, социальные, в том числе бытовые, проблемы пациента;
выявляет и оценивает факторы риска для здоровья пациента и членов его семьи, консультирует по вопросам уменьшения их влияния на здоровье;
диагностирует нарушение основных потребностей пациента и строит программы реабилитационного ухода на основе диагностических, корригирующих и информационно-обучающих методик и технологий восстановительного лечения в соответствии с указаниями врача или самостоятельно в пределах своих должностных обязанностей;
готовит пациента к реабилитационным мероприятиям, оказывает помощь врачу при их проведении;
выполняет предусмотренные в рамках специальности реабилитационные мероприятия и сестринские манипуляции с обеспечением инфекционной безопасности и безопасной среды для пациента и персонала;
осуществляет мероприятия по восстановлению адаптационных возможностей пациента с учетом его психофизиологического состояния, обучает приспособлению к условиям ограниченных возможностей, самообслуживанию и самооуходу;
консультирует пациента и его семью по вопросам организации диетического питания, соблюдения рекомендаций лечебно-оздоровительного режима, назначаемых на период восстановления организма;
организовывает и проводит работу в школах для больных по программам реабилитации;
выполняет реабилитационные мероприятия в домах сестринского ухода, отделениях (палатах) сестринского ухода;
осуществляет контроль за пациентами при выполнении ими рекомендаций по восстановлению нарушенных потребностей, физического и психического здоровья, социального статуса.
Таким образом, медицинская реабилитация – одно из признанных направлений медицинской помощи и обязательный ее этап. Мультидисциплинарный подход при организации реабилитации не только делает медсестру активным участником лечебно-реабилитационного процесса, но и предъявляет к ней высокие требования - предупредить, облегчить, уменьшить или свести к минимуму проблемы и трудности, возникающие у пациента в процессе реабилитации. Направленность действий медсестры зависит от имеющихся у пациента проблем. Внедрение сестринского процесса в реабилитацию пациентов – необходимое условие осуществления профессионального ухода, поскольку позволяет улучшить качество сестринской помощи и положительно влияет на качество жизни пациента, связанное со здоровьем.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гриднева Н.А. Психологическая реабилитация нейрохирургических больных на стационарном этапе лечения // Вестник новых медицинских технологий – 2011 – Т. ХVIII, № 2. – С.76-77
2. Горбатко Е.О. Нравственное воспитание медицинского работника // Сестринское дело и высшее сестринское образование. Выпуск 4 — Материалы научно-практической конференции. — Уфа: Вагант, 2011. — 164 с. С.91-95
3. Дубинина Е.А. Психологические аспекты реабилитации пациентов, перенёсших инфаркт миокарда //Медицинская психология в России. – 2018. – Т.10. – №2(49). – С.1-11
4. Еремушкин М.А. Основы реабилитации. Учебное пособие для студ. Проф. Образования. – М.: Академия, 2013. – 208 с.
5. Ермакова М.М., Голенков А.В. Что должна знать медсестра об ин-сульте // Медицинская сестра. No6 –2013. –7 –11с.
6. ЗадворноваО.Л., ТурьяноваМ.Х. Справочник медицинской сестры. –М.: ООО «Издательство Новая волна», 1998. –448с.
7. Камаева О.В., Полина М., Буракова З.Ф. и др. Методическое пособие. Мульдидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологический больных. – Часть 1 – СПб.: 2003.–35 с.
8. Качество медицинской помощи. Управление качеством сестринской помощи // Журнал «Сестринское дело», 2013.. – №3. – С.11–15.
9. Латышева В.Я., Олизарович М.В., Сачковский В.Л. Черепно-мозговая травма (классификация, клиника, диагностика и лечение). – Гомель : ГГМУ, 2004. – 106 с.
10. Морозов М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний : учебное пособие. – СПб.: СпецЛит, 2013. -175 с.
11. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к пред-мету «Основы сестринского дела». –М.: ГЭОТАР–Медиа, 2013. –512 с.
12. Насыбулина Н.М., Кривошапко Г.М., Кривошапко С.В. Реабилитация – проблема медико-социальная // Медицинская сестра. 2010. –№5. – С.3-6.
13. Основы ранней реабилитации больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения: Метод. Рекомендации / В.И. Скворцова, В.М. Шкловский, Б.А. Поляев и др. // ЛФК и массаж. – 2006. - №11(35). – С. 3-13
14. Поважная Е.Л. Роль медсестры в медицинской реабилитации больных // Медицинская сестра, №6, 2016. – С.42 – 45
15. Разумов А.Н., Поважная Е.Л. Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение // Общественное здоровье и здравоохранение: национальное руководство / Под ред. В.И. Стародубова, О.П. Щепина и др. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 624.
16. Пономаренко Г.Н. Медицинская реабилитация. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 360 с.
17. Сухова Л.С. Основы медико-социальной реабилитации (оккупационная терапия). М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2003. – 80 с.
18. Турищев С. Основы оздоровления // Врач. – 2015. – №5. – С.74-78
19. Фазылова А.Р. Формы и методы психотерапевтического воздействия медицинской сестры на пациентов детского возраста // Актуальные проблемы сестринского дела и социальной работы. Материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию Башкирского государственного медицинского университета. – Уфа: Вагант, 2012. – 237 с.
20. Черникова Л. А. Реабилитация больных после инсульта: роль физиотерапии / Л. А. Черникова // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. –2005. – №2. – С. 3–9.
21. Чернявский В.Е. «Медицинский персонал: Современные проблемы»// Журнал Медицинские сестры. – М.: Медицина. – №5 –2011. – С.10–12.