Фрагмент для ознакомления
2
Семья – это социальный институт, постоянно изменяющийся под влиянием социально-экономических, политических, духовных, а также внутренних процессов. Институт семьи очень быстро и чутко реагирует на все изменения, происходящие в обществе. Положение семьи в России в последнее время сильно изменилось из-за демографического кризиса в стране. Защита семьи, материнства и детства имеет комплексный характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по укреплению и поддержке семьи.
Государственная поддержка – это совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических прав, обеспечение их реализации и создание условий для поддержания нормальной жизнедеятельности граждан. Данная поддержка направлена на наименее обеспеченные слои населения.
Государственная поддержка семьи – это различные направления правового, экономического и политического характера, способствующие развитию института семьи .
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты. В целях реализации указанной статьи государством разработан комплекс мер, направленных на поддержание семей с детьми – выплачиваются социальные пособия, семьи получают социальные льготы, оказывается бесплатная помощь психолога, юриста и др.
В целях повышения численности населения и рождаемости государство весьма длительное время применяло различные методы стимулирования семей к рождению детей. Это и единовременные пособия при рождении, и иные материальные выплаты как разового, так и длительного характера. Самой эффективной в плане поддержки семьи стала такая мера стимулирования, как материнский капитал. Она выражалась в выделении установленной денежной суммы каждой семье, в которой появился второй ребенок.
Впервые идея введения материнского капитала была озвучена в Послании Федеральному Собранию РФ Президентом РФ 10 мая 2006 года , где отмечена важность помощи со стороны государства женщине, родившей второе дитя, на долгий срок ушедшей из трудовой деятельности, теряющей квалификацию. Соответственно появился Федеральный закон от 29.12.2006 78 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Закон № 256-ФЗ). С момента запуска государственной программы 10 млн. семей получили материнский капитал
Материнский капитал рассматривается как составляющая демографической политики государства (как инструмент государственной политики в решении демографических проблем государства). Это значение является первостепенным, поскольку демографическая ситуация в РФ во все времена являлась одной из важнейших социально– экономических проблем.
А.С. Боева называет МСК «видом социального обеспечения». Она считает, что «целевой характер использования… сближает материнский (семейный) капитал с таким видом социальных выплат, как субсидии» .
По мнению И.Н. Журавлевой, МСК – это «комплексный вид социального обеспечения». Автор считает, что «материнский капитал нельзя отнести к денежным выплатам» и показывает «отличия материнского капитала от социальных субсидий и компенсаций» .
Наличие такой специфики, как строго определенные законом целевые направления использования МСК, привели Н.М. Медведеву к выводу об отличии МСК от традиционных денежных выплат и натуральных видов социального обеспечения .
Государственная семейная политика представляет собой целевой комплекс мер федерального и регионального уровней в отношении института семьи. Социальная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства должна гарантировать надлежащий уровень материального обеспечения и способствовать созданию реальных условий для достойной жизни семей с детьми. Принцип государственной защиты семьи, материнства и детства закреплен в ст. 38 Конституции РФ , реализация которого обеспечивается средствами государственной поддержки. Так, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Этот конституционный принцип обеспечивается различными способами государственной поддержки. Однако наиболее востребованным и эффективным инструментом поддержки семей с детьми и, как следствие, решения демографической проблемы являются меры, направленные на решение материальных проблем семьи .
Так, ст. 1 Закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», закрепляет, что «законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов».
Понятие «материнский (семейный) капитал» появилось в Российском законодательстве после принятия Закона № 256-ФЗ. Указанный закон закрепляет основы правового механизма реализации права на материнский (семейный) капитал, ориентированного на стимулирование рождаемости и укрепление института семьи в обществе и государстве.
Материнский (семейный) капитал (далее МСК) – это средства федерального бюджета, которые передаются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Федеральным законом.
В научных публикациях проявляются разные подходы к пониманию МСК. Полагаем, что единообразное понимание сущности МСК затрудняет функциональная многогранность рассматриваемой формы государственной поддержки семей с детьми.
А.С. Боева называет МСК «видом социального обеспечения». Она считает, что «целевой характер использования… сближает материнский (семейный) капитал с таким видом социальных выплат, как субсидии» .
По мнению И.Н. Журавлевой, МСК – это «комплексный вид социального обеспечения». Автор считает, что «материнский капитал нельзя отнести к денежным выплатам» и показывает «отличия материнского капитала от социальных субсидий и компенсаций» .
Наличие такой специфики, как строго определенные законом целевые направления использования МСК, привели Н.М. Медведеву к выводу об отличии МСК от традиционных денежных выплат и натуральных видов социального обеспечения .
Ю.А. Копыл, анализируя МСК, говорит о «гражданско-правовой природе этих денежных средств» . С.М. Чега обращает внимание на «двойственную природу права на материнский капитал» .
Некоторые авторы рассматривают материнский капитал в более узком смысле – как форму дополнительной социальной поддержки семьи. Отмечается, что институт семьи выполняет одну из важнейших общественных функций – репродуктивную, то есть принимает участие в воспроизводстве населения.
На сегодняшний день эффективность программы материнского капитала и необходимость ее продолжения вызывают дискуссии, как в политической сфере, так и среди ученых и до сих пор однозначной позиции нет.
Материнский капитал, как инновационная форма социальной поддержки семей, является необходимым направлением в данной области, особенно в случае с молодыми семьями. Это связано с важностью привития традиционных ценностей института семьи молодым людям, что невозможно без определенного «стартового капитала». Создание такого инструмента, как материнский капитал, обусловило стремление государства создать новую форму социальной помощи, которая в долгосрочной перспективе должна привести к достижению глобальной цели – стимулированию рождаемости.
Отметим, что данная система нуждается в постоянном мониторинге, а также в непрерывной модернизации, что и подтверждается в идеях, высказанных в послании Президента России Владимира Путина Федеральному собранию в январе 2020 года, в котором он перечислил меры, необходимые для преодоления демографического кризиса и акцентировал внимание на необходимости продления и обновления программы. В частности, предлагается продлить программу до 2026 года, при этом проводить ежегодную индексацию выплат. Предложено было также выплачивать материнский капитал за первого ребенка и последующих детей и при рождении второго ребенка еще 150 000 рублей.
Многие субъекты Российской Федерации сочли возможным ввести в действие законы, регламентирующие право на получение регионального материнского капитала. Предоставляется он только гражданам РФ, имеющим регистрацию по месту жительства на территории субъекта РФ, выплачивающего региональный материнский капитал. Размеры сумм капитала в каждом регионе разные, равно как и цели, на которые этот капитал можно потратить. «Разнится и количество детей в семье, за рождение (усыновление) которых выдается сертификат на региональный материнский капитал, в каких-то регионах уже за рождение (усыновление) второго ребенка, в каких-то – третьего».
Таким образом, введение в действие Закона № 256-ФЗ оказало влияние на правовую систему. Если рассматривать материнский капитал в системе видов правового обеспечения, необходимо учитывать, что правовое регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
5. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 19.
6. Федеральный закон от 28.11.2015 N 348-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ. - 2015. – № 48 (часть I). – Ст. 6714.
7. Федеральный закон от 28.12.2017 N 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. - 2018. – № 1 (Часть I). – Ст. 2.
8. Федеральный закон от 03.07.2019 N 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства РФ. - 2019. – № 27. – Ст. 3522.
9. Федеральный закон от 08.12.2020 N 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» // Собрание законодательства РФ. 14.12.2020. – № 50 (часть III), Ст. 8030 (прил. 17 (продолжение). Прил. – 20, 22, 24, 27, 31 - 33, 35 - 40).
10. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2016 N 831-р «Об утверждении перечня товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов» // Собрание законодательства РФ. - 2016. – № 20. – Ст. 2844.
11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. - № 97. - 11.05.2006.
12. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016) // СПС «КонсультантПлюс».
13. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.09.2015 № 84-КГ15-8 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 03.03.2020 по делу № 33-2223/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Абросимова, Ю. А. Экономические и социальные аспекты современных процессов социальной защиты многодетных семей на региональном уровне / Ю. А. Абросимова, К. В. Быкова, В. Р. Аверьянова, Т. Н. Сидоренко // Экономика устойчивого развития. – 2019. – № 4 (40). – С. 11-14.
16. Александрова, Л. В. Эффективность дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей / Л. В. Александрова // Материалы III международной научно-практической конференции: сборник научных статей международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2020. – С. 701-706.
17. Ананьева, Е. О. Материнский капитал: проблемы законодательного регулирования и оформления / Е. О. Ананьева, Э. П. Абовян // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2021. – № 3 (226). – С. 58-64.
18. Ахметзянова, З. Р. Материнский (семейный) капитал: проблемы правоприменительной практики / З.Р. Ахметзянова, Н.А. Арсентьева // Актуальные проблемы российского права в современных условиях. материалы VII Всеросс. науч.-практ. конф.. кафедра гражданского права и процесса Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан. – 2018. – С. 5-11.
19. Боева, А. С. Материнский капитал как средство поддержки семьи / А. С. Боева // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 108-110.
20. Вага, Е. В. Роль пособий в социальном обеспечении граждан / Е.В. Вага // Горинские чтения. Наука молодых – инновационному развитию АПК: материалы Международной студенческой научной конференции. – 2019. – С. 277.
21. Велиева, Э. Ш. Материнский капитал: современное состояние, отдельные аспекты реализации права на материнский капитал / Э.Ш. Велиева, И.В. Гулевич // Modern Science. – 2020. – № 2-1. – С. 150.
22. Гооге, О. А. Реализация права на материнский (семейный) капитал / О. А. Гооге // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Сборник статей. Под ред. И.А. Панарина; Алтайский филиал РАНХиГС. - Барнаул, 2018. – С. 13-15.
23. Журавлева, И. Н. Материнский (семейный) капитал как форма государственной поддержки российских семей / И.Н. Журавлева // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 7 (41). – С. 357-359.
24. Журавлева, И. Н. Особенности приобретения недвижимости с использованием средств материнского (семейного) капитала / И.Н. Журавлева // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 8 (42). – С. 267-269.
25. Зверева, Д. А. Материнский капитал и его эффективность / Зверева Д.А., Иванова Е.Ю. // Саяпинские чтения. Материалы III Всероссийской (национальной) научно-практической конференции / Отв. редактор Я.Ю. Радюкова. – 2020. – С. 52-56.
26. Иваев, Д. Р. Проблема реализации принципа равенства прав мужчин и женщин при определении права на материнский (семейный) капитал / Д. Р. Иваев // Трибуна ученого. – 2020. – № 11. – С. 197-203.
27. Иваев Д.Р. Проблемы реализации права на материнский капитал в случаях, связанных с суррогатным материнством // Трибуна ученого. – 2020. – № 11. – С. 204-207.
28. Копыл, Ю. А. Мошенничество с материнским капиталом / Ю. А. Копыл // Научное Образование. – 2020. – № 2 (7). – С. 369-372.
29. Мазуренко, С. В. Разновидности материнского капитала и особенности его использования / С. В. Мазуренко // Вестник Керченского государственного морского технологического университета. – 2020. – № 1. – С. 176-202.
30. Махарова, З. Ш. Материнский (семейный) капитал, основания получения и порядок распоряжения его средствами / З. Ш. Махарова // Проблемы совершенствования законодательства: сборник научных статей студентов юридического факультета. - Махачкала, 2019. – С. 199-202
31. Медведева, Н. М. Материнский капитал в системе мер социальной поддержки / Н. М. Медведева // Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию – 2020 и его значение для развития Дальнего Востока России: материалы круглого стола / Под редакцией Н.М. Байкова, Ю.В. Березутского. – 2020. – С. 77-80.
32. Медведева, Н. М. Социальная и правовая сущность материнского (семейного) капитала в системе мер социального обеспечения / Н. М. Медведева, Р. С. Китляев // Экономика, управление, общество: история и современность: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 299-305.
33. Миронова, Т. К. Правовая природа отношений по предоставлению материнского (семейного) капитала / Т. К. Миронова // Вопросы российского и международного права. – 2019. - Т. 9. – № 10-1. – С. 192-201.
34. Никитин, В. В. Проблемы реализации права на распоряжение материнским (семейным) капиталом на социальную адаптацию и реабилитацию детей-инвалидов / В. В. Никитин // Collection of scientific papers on materials XI International Scientific Conference. International United Academy of Sciences. Chicago, 2020. – С. 65-68.
35. Носова, Н. П. Материнский капитал как категория оценки эффективности семейной политики Российской Федерации / Н. П. Носова, Я. С. Бударин // Формирование современной модели государственного управления: перспективы и вызовы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с иностранным участием. Ответственный редактор Н.П. Носова, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тюменский государственный университет, Институт государства и права, BRICS LAW JOURNAL. – 2019. – С. 66-69.
36. Сараева, А. О. Некоторые вопросы правового регулирования сделок с участием материнского (семейного) капитала / А. О. Сараева // Образование и наука в России и за рубежом. – 2019. – № 11 (59). – С. 66-68.
37. Стороженко, Д. А. Материнский капитал - источник дохода мошенников / Д. А. Стороженко // Проблемы современного социума глазами молодых исследователей: материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию РЭУ им. Г.В. Плеханова. – 2017. – С. 375-377.
38. Тарасова, Е. Е. Государственные программы социальной защиты молодых семей: федеральный и региональный уровень / Е. Е. Тарасова // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сборник статей XV Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 170-175.
39. Тимофеева, И. В. Распоряжение средствами государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на образование: правовой аспект / И. В. Тимофеева // Научная сессия ГУАП: гуманитарные науки. Сборник докладов традиционной Научной сессии, посвященной Всемирному дню авиации и космонавтики. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 239-241.
40. Цабиева, М. Х. Основные проблемы реализации законодательства о материнском капитале и возможные пути их преодоления / М.Х. Цабиева, К. Т. Бурнацева // Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 115-119.
41. Чега, С. М. Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семьи: история вопроса и перспективы развития / С. М. Чега // Старт в науку: актуальные вопросы техники и технологий: сборник материалов IV Ежегодной научной конференции студентов среднего профессионального образования Технологического университета. – 2019. – С. 120-128.
42. Годовой отчет Пенсионного фонда РФ за 2017 г., 2018 г. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/annual_report_2017_1. Pdf (дата обращения: 15.03.2021).
43. Информация о социально-экономическом положении России, январь-ноябрь 2018 года. МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ России / Федеральная служба государственной статистики (РОССТАТ). — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/ info/oper-11-2018.pdf (дата обращения: 15.03.2021).
44. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // ФСИН России: [сайт]. 18.01.2021 URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS// (дата обращения 17.12.2020).
45. Отцовский капитал в 2020 году: условия получения за 3 ребенка // Права семей [сайт]. 14.12.2020 URL: https://pravasemei.ru/ottsovstvo/otczovskij-kapital/ (дата обращения 11.12.2020).
46. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/press_center/~2019/04/25/180922 (дата обращения: 10.12.2020).