Фрагмент для ознакомления
2
На сегодня существует несколько десятков определений термина логистика, вследствие этого, однозначного определения логистики не существует, поскольку каждый автор, занимающийся изучением вопросов, связанных с тем или иным видом логистики, выделяет отдельные стороны логистического управления.
Логистическую деятельность субъектов хозяйствования часть ученых рассматривает как практическую реализацию комплексных логистических функций и элементарных логистических операций.
Логистика — это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Также были рассмотрены и другие определения логистики, которые встречаются в различных источниках, как отечественных, так и зарубежных. Наглядно определение логистики разных авторов, представлены на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Определения термина «Логистика»
После рассмотрения определений термина «логистика» разных авторов можем дать собственное. Логистика – это наука о планировании, реализации и контроле эффективных и экономных, операций перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиента.
Главная цель логистики заключается в том, чтобы вовремя и в необходимом количестве предоставить продукцию в нужное место с минимальными издержками. Цель логистической деятельности считается достигнутой, если все перечисленные условия выполнены, т.е. нужный товар необходимого качества, в необходимом количестве доставлен в нужное время, в нужное место и с минимальными затратами.
Для наиболее глубокого понимания сущности логистики необходимо выделить ее главные функции, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1.2 - Функции логистики
Таким образом мы можем охарактеризовать логистику как обеспечение процессов формирования товародвижения, как установление необходимых связей между участниками логистического процесса для наиболее эффективного функционирования движения потоков и как управление перемещения товаров.
Сущность логистической деятельности подразумевает поиск оптимальных решений по управлению движением и размещением товаров как системой. В связи с этим, создается необходимость управления взаимодействием данного рода процессов, обеспечивающих движение товаров, материалов и т.д.
Совокупность таких процессов во времени и в пространстве, координация совместных действий структурных подразделений по логистическим функциям (операциям), интегрирование организаций в общей цепочке поставок предстают в качестве ключевых составляющих логистической деятельности.
В качестве предмета логистики приводятся организационно-экономические отношения в сфере товародвижения на этапах закупки, производства и сбыта продукции.
Организация разрабатывает стратегию развития логистической деятельности, беря во внимание приведенные принципы, как базу.
Стратегия является детальным всесторонним комплексным планом, предназначение которого - реализация миссии и достижение целей компании.
В процессе работы было проведено исследование, на предмет, что собой представляет «логистическая деятельность» (ЛД).
Логистическая деятельность представляет собой часть системы управления, при успешном внедрении которой гарантируется качественный сервис. Саму логистическую деятельность многие рассматривают как некую совокупность видов деятельности, которые представлены на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 - Основы виды деятельности в логистике
На практике сегодня отмечено, что логистика рассматривается в качестве комплексной системы управления деятельностью организации, связанной с перемещением, обработкой и хранением материальных и информационных потоков в цепи «поставщик-производитель-потребитель».
Так, например, в сфере снабжения, логистика представляет собой управление движением сырья, материалов, запасов готовой продукции от поставщика до производственного предприятия, склада или торгового хранилища.
На уровне же производства, логистика рассматривается как управление, включающее контроль движения полуфабриката через все стадии производства, а также движения товара на склады и рынки сбыта. Управление распределением включает организацию потоков конечной продукции от производителя к потребителю.
Ключевой характерной чертой логистического менеджмента предстает то, что он как по стратегическим, так и по тактическим (оперативным) целям и задачам связан со всеми функциональными областями менеджмента в процессах управления закупками материальных ресурсов, производством и сбытом готовой продукции. На практике затруднительно бывает разделить сферы действия логистического и других видов менеджмента (особенно производственного, инвестиционного, финансового, информационного).
Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками.
Формирование системы логистики предприятия должно осуществляться за счет согласованности и синхронизации функциональных областей логистики: снабжения, производства, сбыта, транспортного, складского хозяйства и внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия.
Логистическая система представляет собой адаптивную систему с обратной связью, которая включает в себя нескольких подсистем и выполняет те или иные логистические функции, операции по управлению материальными, а также связанными с ними финансовыми и информационными потоками.
Основные задачи, с которыми сталкивается логистика в организации, представлены на рисунке 1.4.
Синхронизация процессов во времени и в пространстве, координация совместных действий структурных подразделений по перекрестным логистическим функциям/операциям, интеграция предприятий (организаций) в цепочке поставок являются основными инструментами логистической деятельности. При этом логистическая деятельность учитывает не отдельно взятое управление транспортировкой или складированием, или запасами, или обслуживанием клиентов, а межфункциональное, межоперационное, межфирменное взаимодействие по управлению движением и размещением товаров/людей в границах определенной системы для достижения определенной цели.
Рисунок 1.4 - Основные задачи логистики в организации
Игнорирование некоторых факторов приведет к конфликтности функциональных областей системы, негативных последствий в процессе планирования, прогнозирования.
Логистическая система - набор взаимосвязанных структурных подразделений, занятых управлением запасами, закупками, транспортировкой, складированием, упаковкой, грузопереработкой, таможенным оформлением и распределением грузов между потребителями.
Логистика рассматривает проблему управления экономической деятельностью как единое целое, однако вследствие различного физического характера управляемых материальных и нематериальных потоков выделяют функциональные разделы или области логистического управления.
Таким образом, результатом логистической деятельности является логистическая услуга. Сущность логистической деятельности заключается в поиске рациональных (оптимальных) решений по управлению движением и размещением товаров (услуг) и/или людей как единым целым, системой. Это означает, что необходимо управлять стыками разных процессов, которые обеспечивают движение и размещение. Традиционная организация управления предприятием связана с функциональным обособлением структурных подразделений, которые руководствуются локальными целями функционирования, что приводит к конфликтным ситуациям при выполнении функций транспортировки, складирования, грузопереработки и прочее.
1.2. Роль логистики в деятельности предприятия. Взаимосвязь логистики и ценовой политики предприятия
Деятельность логистики тесно взаимосвязана и с менеджментом, и маркетингом. Наглядно компоненты менеджмента, маркетинга и логистики как концепций управления предприятиями представлены в приложении 1.
Логистика – важная деятельность, которая открывает широкие возможности для применения человеческих и материальных ресурсов, оказывающие значительное влияние на национальное хозяйство. Логистическое управление в значительной мере влияет на состояние финансово—экономического и правового обеспечения в условиях рыночной экономики. Это, прежде всего, следует отнести к рынку транспортных услуг, организации и функционированию складского хозяйства, развитию транспортных служб в посреднических организациях и на предприятиях.
Кроме того, стоит отметить, что деятельность в сфере логистики не ограничивается только данными направлениями, она предстает наиболее многогранной, когда начинаешь погружаться в данную сферу деятельности. Также, логистика включает и управление кадрами, и коммерческую деятельность, и организацию информационных систем и многое другое. Особая новизна логистического подхода – ограниченная взаимосвязь, соединение всех указанных областей деятельности с целью создания товаропроводящих систем, гармонично организованных, легко управляемых и высокоэффективных.
Роль логистики в эффективном управлении существенно увеличивается в том случае, когда в структуру компании входит производственное подразделение.
Маркетинг нацелен на исследование рынка, продвижение товара, оказание психологического воздействия на покупателя и обеспечение конкурентоспособности компании. В процессе взаимодействия подразделение маркетинга и продаж предоставляет службе логистики информацию о номенклатуре, объемах и сроках закупки товаров, объемах и сроках товаров потребителям, а также о максимально допустимом уровне общих затрат. Задачей логистического подразделение является обеспечение заданного маркетингом движения товара с минимальными затратами.
Второй, не менее значимой задачей взаимодействия логистики и маркетинга, является создание минимально возможного, с учетом потребительского спроса и возможности пополнения, уровня складских запасов. Эта задача решается на основе итерационных прогнозов спроса на товары, анализа потребностей рынка и оценки возможностей логистики обеспечить поставки нужного количества товаров в требуемые сроки. Служба логистики обеспечивает подразделение маркетинга и продаж информацией о прогнозных и фактических сроках поставки товаров, логистических издержках, имеющихся возможностях по складской обработке и транспортировке товара, помогая формировать стратегию и тактику поведения компании на рынке.
На практике подобного рода согласование происходит, как правило, на основе годовых/квартальных/месячных прогнозов продаж (sale forecast), которые служат исходной информацией для годовых/квартальных/месячных производственных планов. Они, в свою очередь, дают возможность логистике разработать оптимальные планы-графики закупок сырья и комплектующих, а также планы-графики поставок продукции потребителю.
Наличие различных горизонтов планирования (год/квартал/месяц) дает возможность подстроить производственные планы, планы закупок и поставок под изменение спроса на продукцию, которая имеет в наличии. Драйверами подобной адаптации служат прогноз продаж и план-график поставок продукции по заключенным договорам поставок.
Тесное взаимодействие логистического подразделения и складских служб, дает возможность более рационально использовать складские площади, людские ресурсы и технические средства для обработки и хранения грузов.
Работа строится на основании своевременной информации о графиках поступления продукции, сырья, материалов и комплектующих, сроках отгрузки готовой продукции потребителям, а также данных о массогабаритных характеристиках, упаковке, маркировке, таре, транспортных средствах и особенностях складирования различных грузов. Большое значение имеет правильное определение оптимальной величины складских запасов - эта задача решается при взаимодействии логистической службы с подразделением маркетинга и продаж.
Логистические подходы доказали свою эффективность при формировании операционного бюджета компании. Грамотно составленные и увязанные друг с другом бюджеты продаж, производства и закупок дают возможность компании оптимизировать объемы и сроки привлечения денежных средств, избежать задержек в оплате товаров и услуг, а значит, и штрафных санкций со стороны поставщиков и обеспечить безусловное выполнение планов поставок товаров потребителям.
В отличие от маркетинга, который занимается выявлением и стимулированием спроса, логистика призвана удовлетворять сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами. Очевидно, что решение задачи организации каналов распределения играет при этом ключевую роль. Таким образом, логистическая деятельность направлена на создание эффективной сети материального и информационного потоков, состоящих из различных логистических цепочек.
Перевозка грузов и пассажиров может осуществляться различными видами транспорта. Одним из самых востребованных видов транспорта для перевозки грузов является автомобильный транспорт.
Классификация грузовых автомобильных перевозок осуществляется по ряду признаков, которые представлены в приложении 2.
Большое значение в повышении производительности подвижного состава и снижения себестоимости перевозок имеют маршруты движения. Они подразделяются на маятниковые и кольцевые.
Тарифы на перевозку грузов определяются с учетом особенностей перевозочного процесса; задач, стоящих перед перевозчиком; конъюнктуры рынка (спрос и предложение) и других. Существуют различные методики установления тарифов. Главное условие при перевозках грузов, осуществляемых предпринимательскими структурами, – установление тарифов, дающих возможность получать высокую прибыль с учетом низких издержек.
Грузовые тарифы устанавливаются следующим образом, как указано на рисунке 1.5.
Рисунок 1.5 - Грузовые тарифы
Рассмотренные выше тарифы также могут быть дополнены системой дифференциальных коэффициентов по условиям эксплуатации, специализации подвижного состава и другим факторам, влияющим на себестоимость перевозок и, соответственно, на размер тарифов.
Автотранспорт значительно превосходит другие виды транспорта по гибкости и универсальности, т.е. качеству обслуживания, и именно в этом он превосходит железнодорожный и воздушный транспорт. Это превосходство основано на относительной легкости приема и доставки груза «от дверей до дверей» по множественным маршрутам, высокой скорости, удобстве и надежности доставки.
К каждому предприятию или жилому дому практически в любое время можно подъехать на автомобильном транспорте; по железной дороге можно подъехать только туда, где есть стандартный рельсовый путь. Аналогичные ограничения налагает использование морских и речных судов, самолетов и даже трубопроводного транспорта, которые эксплуатируются по специальным маршрутам со сложными терминалами. Таким образом, автомобильный транспорт обеспечивает удобство, легкость и гибкость обслуживания на расстояния до нескольких сот километров при минимальных вложениях средств. Кроме того, при перевозках на автотранспорте всегда есть возможность выбора транспортных средств, в зависимости от вида и объема груза, вариантов доставки и оплаты.
Часто надежность и своевременность доставки важнее скорости транспортировки и объема грузов. Большинство предприятий предпочитают, чтобы их груз прибывал точно в назначенный срок независимо от различных условий. Квалифицированные автотранспортные компании занимаются обеспечением подобной надежности доставки, как на больших, так и на малых расстояниях. В связи с этим, автомобильный транспорт предстает максимально качественным поставщиком.
Стоит также отметить, что материальный поток в логистике необходимо продвигать, распределять и перераспределять. Для достижения данных целей используются распределительные центры. Создание сети распределительных центров способствует минимизации затрат на определенные логистические операции (транспортировку, перегрузку, расфасовку и др.) и эффективному управлению материальным и другими потоками, что приводит в конечном итоге к уменьшению цены конечного продукта для потребителя.
Распределительный центр представляет собой складской комплекс, который получает товары от предприятий-производителей или от предприятий оптовой торговли и распределяет их более мелкими партиями заказчикам (предприятиям мелкооптовой и розничной торговли) через свою или их товаропроводящую сеть.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров О.А. Логистика: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2018. - 216 с.
2. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: учебное пособие / Т.В. Алесинская. – Таганрог: ТРТУ, 2016. – 236 с.
3. Антонова А.Н. Логистические решения: показатели эффективности / А.Н. Антонова, Г.А. Абрамова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – Новосибирск: СибАК, 2016. – 136 с.
4. Гаджинский А.М Логистика: учебник / А.М. Гаджинский. – М.: Дашков и К, 2017. – 484 с.
5. Гаранин С.Н. Транспортная логистика: учебное пособие / Гаранин С.Н.. — Москва : Московская государственная академия водного транспорта, 2019. — 113 c.
6. Герами В. Д. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики: учебник и практикум для вузов / В. Д. Герами, А. В. Колик. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 533 с.
7. Голубчик А.М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление/А.М. Голубчик. -М.: ТрансЛит, 2020. -320 с.
8. Гончаров П. П. Основы логистики: учебное пособие / П.П. Гончаров. – Оренбург, 2017. – 156 с.
9. Дыбская В. В., Сергеев В. И. ; Под общ. ред. Сергеева В.И. - ЛОГИСТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 317с.
10. Елова И.А. Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: (теория, методология, организация)/Под ред. И.А. Еловой, И.А. Лебедева. -Минск: Право и экономика, 2018. -460 с.
11. Ивуть Р.Б. Транспортная логистика: учебно-методическое пособие/Под ред. Р.Б. Ивуть, Т.Р. Кисель. -Мн., 2019. -377 с.
12. Корпоративная логистика в вопросах и ответах. / Под общей и науч. ред. проф. В.И. Сергеева. – М.:ИНФРА-М, 2016. – 202 с.
13. Королева Л.А. Логистика: учебное пособие / Королева Л.А.. — Челябинск, Саратов : Южно-Уральский институт управления и экономики, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 376 c.
14. Костров В.Н. Организационно-экономическое обоснование транспортно-логистических систем доставки грузов: монография./В.Н. Костров, В.В. Цверов, А.В. Черемин. -Н.Новгород, ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2017 -185 с.
15. Левиков Г.А. Управление транспортно-логистическим бизнесом: учеб. пособие/Г.А. Левиков. -3-е изд., испр. и доп. -М.: ТрансЛит, 2018. -224 с.
16. Левкин Г.Г. Основы логистики: учебник / Г.Г. Левкин, Н.Б. Куршакова, О.К. Дзюбина. – М.: Берлин, 2016. – 248с.
17. Лукинский В. С. Логистика и управление цепями поставок: учебник и практикум / В. С. Лукинский, В. В. Лукинский, Н. Г. Плетнева. – М.: Юрайт, 2016. – 226 с.
18. Неруш Ю. М. Проектирование логистических систем: учебник и практикум / Ю. М. Неруш, С. А. Панов, А. Ю. Неруш. – М.: Юрайт, 2016. – 302 с.
19. Неруш Ю. М. Транспортная логистика: учебник для вузов / Ю. М. Неруш, С. В. Саркисов. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 351 с.
20. Палагин Ю.И. Логистика - планирование и управление материальными потоками: учебное пособие / Палагин Ю.И.. — Санкт-Петербург : Политехника, 2020. — 288 c.
21. Першин И. В. Синергия транспорта и логистики в организации грузоперевозок / И. В. Першин / Современный менеджмент: проблемы и перспективы. – Санкт-Петербург, 2016. – 122 с.
22. Плужников К.И. Транспортно-экспедиционное обслуживание: учебное пособие / К.И. Плужников. – М.: АСМАП, 2017. – 129 с.
23. Секерин В. Д. Логистика: учеб. пособие. М.: КноРус, 2019. - 240 с.
24. Смехов А.А. Основы транспортной логистики: Учебник. М.: Транспорт, 2019. -206 с.
25. Тяпухин, Алексей Петрович. Т99 Коммерческая логистика : учебник / А.П. Тяпухин, В.А. Хайтбаев, В.К. Чертыковцев, Н.В. Ювица. — Москва : КНОРУС, 2017. — 318 с.
26. Транспортно-экспедиционная деятельность: учебник и практикум для вузов / Л. И. Рогавичене [и др.] ; под редакцией Е. В. Будриной. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 369 с.
27. Фёдоров Л.С. Общий курс транспортной логистики: учебное пособие по дисциплине специализации специальности «Менеджмент организации»/Под ред. Л.С. Фёдоров, В.А. Персианов, И.Б. Мухаметдинов. -М.: 2017. -309 с.
28. Ходош М.С. Организация грузовых перевозок и транспортно-экспедиционная деятельность на автомобильном транспорте: учебник / М.С. Ходош. – М.: Мастерство, 2016. – 292 с.
29. Шобанов А.В. Организация транспортно-экспедиционного обслуживания внешнеторговых перевозок: учебное пособие / А.В. Щобанов, Е.В. Струкова. – М.: МИИТ, 2017. – 304 с.
30. Шумаев, В. А. Основы логистики : учеб. пособие / В. А. Шумаев. — М. : Юридический институт МИИТ, 2016. — 314 с.
31. Щербаков В.А. Основы логистики: Учеб. для вузов/Под ред. В. Щербакова. СПБ.: Питер, 2018. - 432с.
32. Яшин А.А. Логистика. Основы планирования и оценки эффективности логистических систем: учебное пособие для СПО / Яшин А.А., Ряшко М.Л.. — Саратов, Екатеринбург : Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019. — 51 c.
33. Виноградов С. В. Теоретические и методологические основы логистического аудита / С.В. Виноградов // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 1178–1182.
34. Евтушенко Д. С. Тенденции и проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг России / Д. С. Евтушенко, Д. И. Попова // Вестник магистратуры. – 2016. – № 3 (54). – С.22–28.
35. Илларионов М.Г., Латыпова Р.Р. Институциональные основы развития предпринимательства в транспортном комплексе//Вестник Казанского технологического университета. 2019. - № 24. - С. 119-122.
36. Левин С. Б. Основы концепции управления транспортным предприятием на базе логистики и информационных технологий / С. Б. Левин // Транспортное дело России. – 2016. – № 1. – С.13–17.
37. Никитин С.И., Никифоров Е.С., Фельдшеров К.В. Моделирование логистических процессов в условиях риска//Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. - № 1 (15). - С. 191-199.
38. Носов А. Л. Региональная логистика и инновационная активность регионов / А. Л. Носов // Логистика сегодня. – 2016. – № 1. – С.22–30.
39. Осипов В. А. Проблемы развития логистики в России / В.А. Осипов // Молодой ученый. – 2016. – №13.1. – С. 75–77.
40. Пирогов С. В. Виды и особенности транспортной логистики / С. В. Пирогов // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями. – 2016. – № 1. – С.52–54.
41. Секретарева А. В. Логистический подход к организации транспортной деятельности предприятия / А. В. Секретарева // Актуальные проблемы аграрной науки и пути их решения. – Кинель, 2016. – 92 с.
42. Силантьев А. В. К вопросу о понятии и классификации трансформации транспортно-логистических систем // А. В. Силантьев // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2016. – № 2. – С.54–60.