- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Разработка программы формирования успешного стиля, детей растущих без попечения родителей
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Психология
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Разработка программы формирования успешного стиля, детей растущих без попечения родителей"?116 страниц
47 источников
Добавлена 29.09.2020 Опубликовано: studservis
4960 ₽
9920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УСПЕШНОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ,
РАСТУЩИХ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 6
1.1 Стиль жизни детей-сирот: особенности, понятие и составляющие 6
1.2 Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
19
1.3 Феномен госпитализма как один из факторов, влияющих на поведение и психику детей-сирот
21
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАСТУЩИХ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К
УСПЕШНОЙ ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ 35
2.1 Описание методик исследования детей-сирот и детей, растущих без попечения родителей
35
2.2 Анализ результатов исследования психологической адаптации детей, растущих без попечения
родителей 42
2.3 Формы и методы работы с детьми, растущими без попечения родителей. 48
Выводы по второй главе 55
ГЛАВА 3 ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОГО СТИЛЯ, ДЕТЕЙ РАСТУЩИХ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ 57
3.1 Опыт психолого-педагогической работы с детьми, растущими без попечения родителей ( на
примере ГКУСО РО Новошахтинского центра помощи детям). 57
3.2 Разработка программы формирования успешного стиля, детей растущих без попечения
родителей. 68
3.3 Психолого-педагогические и организационно-педагогические рекомендации по
формирования успешного стиля, детей растущих без попечения родителей 89
Выводы по третьей главе 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 97
Фрагмент для ознакомления 2
В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о
значении стиля общения с ребенком для развития его личности. Утверждение, что «общение так
же необходимо ребенку, как и пища» стало бесспорной истиной. Малыш, который получает
полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со
взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет
интерес к жизни.
Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и
Европе после Первой мировой войны, – случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки
зрения, – привел ученых к выводу: причина – неудовлетворенная потребность детей в
психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого.
Мировая практика психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
показала, что даже очень сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удастся
сформировать благоприятную модель стиля общения в семье и обществе.
Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов, как
теоретиков, так и практиков. Американский психолог-гуманист Карл Роджерс определил стиль
общения в семье и обществе, как «личностно центрированный», т.е. в центре внимания стоит
личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.
Большой вклад в воспитание и обучение внесли отечественные ученые в области педагогики и
психологии такие, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.С. Макаренко и многие
другие.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УСПЕШНОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ,
РАСТУЩИХ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Стиль жизни детей-сирот: особенности, понятие и составляющие
Понятие индивидуального жизненного стиля было введено в психологию А. Адлером —
основателем индивидуальной психологии. Жизненный стиль определяется как значение, которое
человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы,
которые он использует при решении жизненных проблем. Жизненный стиль имеет следующие
характеристики: [31, с. 175]
формируется в раннем детстве, но не является врожденным личности;
часто носит ошибочный характер, то есть не соответствует реальности;
устойчив, то есть установки, которые демонстрирует клиент, имеют глубоко укоренившиеся в его
бессознательном корни; [46, с. 251]
формируется под влиянием творческих способностей личности, ее креативного Я ;
ответственность за формирование и, следовательно, изменение жизненного стиля лежит на
самом человеке, а это означает, что клиент в состоянии изменить свой жизненный стиль;
в зависимости от того, как человеком решается та или иная жизненно важная проблема, у него
формируется определенный жизненный стиль, который в дальнейшем служит основной для
разрешения различных жизненных проблем и ситуаций.
Жизненный стиль личности формируется на основе специфики решения человеком следующих
жизненно важных проблем:
профессионального самоопределения, предполагающей нахождение такого занятия, которое
обеспечило бы выживание индивида в окружающей среде со всеми ее ограничениями и
изменяющимися условиями; [15, с. 245]
сотрудничества и дружбы, вынуждающей индивида к поиску такого места и стиля взаимодействия
с окружающими людьми, при котором он сможет сотрудничать с окружающими и одновременно
получать пользу от этого сотрудничества; [47, с. 283]
любви и супружества, предполагающей понимание и принятие факта существования двух полов и
зависимость развития человечества от эмоционального и физического взаимодействия людей.
Итак, Адлер говорил, что жизненный стиль уникальный способ, выбранный каждым
индивидуумом для следования своей жизненной цели. Он называет три основные жизненные
задачи: работа (действие, которое полезно обществу), дружба и любовь. Работа создает
удовлетворение и чувство собственной значимости. Дружба выражение нашей причастности к
человеческой расе и постоянной необходимости приспосабливаться к другим, взаимодействовать
с другими существами нашего рода. Эти три задачи всегда взаимосвязаны.
А. Мозак перечислил следующие основные составляющие жизненного стиля:
1. Я-концепция — представление человека о себе, кто он есть.
2. Идеал себя — мнение о том, каким он должен быть.
3. Образ мира — представления о таких вещах, как мир, люди и природа, а также о том, что мир
требует от человека.
4. Этические убеждения — личный этический кодекс.
Мозак выделил основные утверждения адлеровского направления в психологии. Их можно свести
к следующему:
1. Все действия человека происходят в социальном контексте. Нельзя изучать людей
изолированно. [45, с. 245]
2. Упор делается на межличностной психологии. Самым важным для индивидуума является
развитие у него чувства включенности его в некое более крупное социальное целое в качестве
неотъемлемой части.
3. Чтобы понять человека, надо понять его или ее стиль жизни, или когнитивную организацию. Это
линза, через которую люди видят себя и свою жизнь.
4. Хотя поведение может меняться, стиль жизни и долговременные цели индивидуума остаются
относительно постоянными, пока не изменятся его основные убеждения. Достижение такой
трансформации является одной из важнейших задач терапии. [30, с. 235]
5. Поведение определяется не прошлым, а наследственностью и окружением. Люди движимы
целями, выбранными ими самими, которые, по их ощущению, принесут им счастье и успех.
6. Главная движущая сила личности — стремление к совершенству или к превосходству.
7. Человеку предоставлен широкий выбор различных вариантов жизни. Он или она могут выбрать
здоровые, общественно полезные цели или невротические, бесполезные для общества.
Каковы внутренние, глубинные жизненные позиции человека, такова у него и жизнь. Факт
неоспоримый. Многие люди неосознанно находят друг друга по этим позициям — закон магнита
(об этом ниже).
И если человек в чем-то неудачлив, ему не везет в жизни, может в любви или в карьере, то
причиной тому его жизненные позиции, заложенные в детстве и влияющие на сценарий, стиль и
путь его жизни.
Однако, хоть жизненные установки, позиции и некоторые ориентиры и зафиксированы в раннем
возрасте, все же любой человек их может изменить, а значит — может изменить и свою жизнь к
лучшему.
Основные жизненные позиции человека
Рассмотрим, для начала, основные жизненные позиции человека — их всего четыре, они парные,
и представляют собой суждение, отношение к себе, своему «Я» и отношение к другому человеку
(своему ближнему) — «Ты».
1.2 Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В последние годы изучению индивидуально-психологических особенностей детей-сирот
придается огромное значение. Проблема развития личности в условиях отсутствия родительского
воспитания в последние годы приобретает все большую актуальность. В частности, в период 2014
года количество выявленных детей данной категории в Республике Беларусь (включая
неустроенных на начало года) составило 2 765 [2]. Данная проблема характерна и для
европейских стран, к примеру, в Германии хотя и не ведется детальный учет детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, но ведется учет случаев, представляющих опасность для
благосостояния ребенка, таких случаев было зафиксировано 106623 тысяч. Существенная часть из
них составляют случаи оставления детей без присмотра, домашнего насилия, в том числе и
сексуального. В 38283 случаях результаты проверки подтвердили, что ситуация для ребенка
представляет опасность и были приняты соответствующие меры. То есть эти 38283 ребенка можно
уверенно считать детьми, оставшимися без попечения родителей [10]. Очень остро данная
проблема стоит в США, в 2012 году количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей составило 408,0 тысяч человек [1]. По последним данным суммарно в США и Европе
насчитывается около 2 млн. детей, оставшихся без попечения родителей. По данным Управления
Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) на
начало 2015 года 163 млн. детей во всем мире, от младенцев до подростков, не имеют одного из
родителей, около13 млн. – полные сироты [4, 11]. Из приведенной статистической информации
видно, что сиротство является серьезной социальной проблемой характерной не только для
Республики Беларусь, но и для всех стран мира. Особенности индивидуально-психологической
сферы нашли отражение в работах М. Ю. Кондратьева, В. С. Мухиной, А. М. Прихожан, О. Е.
Мирновой. В данной работе рассмотрим психологические особенности детей сирот со следующих
позиций: эмоциональная сфера, самосознание, образ «Я», интеллектуальная сфера,
произвольность.
1.3 Феномен госпитализма как один из факторов, влияющих на поведение и психику детей-сирот
Термин «больничный синдром» (или «госпитализм») достаточно прочно вошел в
психологическую литературу о депривированных детях. Им обозначаются особенности
психического и физического развития, характерные для этих детей. Проводя наблюдения за
младенцами после продолжительной эмоциональной депривации американский психолог Р.Л.
Шпиц, обнаружил у них значительные нарушения психического развития. Наблюдая за детьми, он
заметил, что, находясь в состоянии покоя, младенцы лежали практически неподвижно, когда ктото из взрослых активизировал их внимание, дети реагировали на это причудливыми движениями
рук. Они хватались за одежду, не в силах разжать пальцы. [41, с. 75]
Вращение головой наблюдалось лишь в одном случае, удары головой о что-либо не наблюдались
ни разу. Иногда младенцы задирали ноги и цеплялись за пальцы ног или носки. Все эти действия
встречались лишь на ранних стадиях депривации, если встречались вообще. Аутоэротическая
активность, включая сосание пальцев, практически не наблюдается. И этим ограничивалась вся
активность детей, страдающих «госпитализмом». На следующих же стадиях эти дети впадают в
«летаргию» как бы в ошеломлении лежат без движения и звука, глазея в пространство.
Приближение любого человека, кроме сиделки в час кормления, вызывает явное неудовольствие.
При этом установление прочных взаимоотношений ребенка с взрослым многие психологи
считают одним из основных условий реабилитации депривированных детей. В экспериментах,
проводимых российским психологом С.Ю. Мещеряковой, использовались две ситуации,
вызывающие те или иные эмоции: отрицательная и положительная.
Госпитализм – это синдром, при котором наблюдается отставание в развитии (у детей) или
деградация (у взрослых) в психическом и физическом плане. Болезнь возникает из-за длительного
пребывания человека в больничных условиях, в изоляции от привычного мира и заботы близких
людей.
Госпитализм у детей – явление в психологии более распространенное и изученное, нежели случаи
со взрослыми. Ребенок, проводящий много времени в больнице или интернате, страдает
эмоциональной обедненностью, низким уровнем элементарных навыков общения и
самообслуживания. Синдром нередко сопровождается умственной отсталостью, рахитом и
нарушенной моторикой. [22, с. 175]
Теория Спитса
Госпитализм – это то понятие в психологии, которым оперировал Р.Спитс. В 1945 году австроамериканским психоаналитиком был введен специальный медицинский термин для
диагностирования детского синдрома, который наблюдался в приютах и домах малютки.
Изначально предполагалось, что явлению госпитализма способствует скудность и убогость
обстановки, в которой содержатся дети-сироты:
• недостаточно предусмотрено витаминов в рационе питания;
• малочисленность персонала для полноценного обслуживания маленьких детей и развития
в них необходимых социальных навыков.
Естественно, что указанные факторы оказывают неблагоприятное воздействие на физическое и
психическое здоровье ребенка. Однако дальнейшие исследования Спитса доказали, что синдром
может возникать даже при очень высоком уровне организации детского учреждения. [40, с. 76-80]
Следуя психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, последователи Спитса объясняли
госпитализм результатом психоэмоционального одиночества. То есть синдром основан на том,
что малыш лишен тесного общения с близкими людьми, в особенности с мамой. [8, с. 153]
Подобное явление замечается и у детей, надолго оставленных в оздоровительных центрах.
Обстановка больницы и дискомфорт, причиняемый медицинскими процедурами, вызывают страх
и подсознательную блокаду общения.
Синдром особо опасен в раннем детстве, так как напрямую влияет на торможение в развитии:
ребенок поздно начинает говорить, ходить и проявлять интерес к происходящему вокруг.
Некоторые психические или физические отклонения могут остаться на всю жизнь.
Яркими примерами служат случаи, когда потерявшиеся дети росли среди животных. Если их
находили и пытались приобщить к нормальному образу жизни, то еще никогда не удавалось
поднять развитие маленьких дикарей до уровня, соответствующего их человеческому возрасту.
Детский госпитализм
Госпитализм описывается следующими симптомами:
• очень низкими антропометрическими показателями (рахитом);
• запоздалым развитием движений и способностью ходить;
• эмоциональной и мимической бедностью;
• навязчивыми бессмысленными движениями (например, раскачиванием из стороны в
сторону);
• сниженным иммунитетом и частыми инфекционными заболеваниями.
Госпитализм ярко проявляется и в младенческом возрасте:
• ребенок резко теряет вес, отказывается от еды;
• малыш все время сонный и неактивный;
• мышцы лишены тонуса, конечности вяло и безвольно свисают, когда ребенка поднимают с
кроватки;
• отсутствуют признаки обратной реакции на контакты (не поворачивает голову на голос, не
следит глазами за игрушкой). [39, с. 101]
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАСТУЩИХ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К
УСПЕШНОЙ ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ
2.1 Описание методик исследования детей-сирот и детей, растущих без попечения родителей
Данное исследование проводилось на базе ГКУСО РО центра помощи детям №4, которое
направлено на изучение формирования успешного стиля, детей растущих без попечения
родителей.
Психологическая проблема: Ребенок, лишенный родительского тепла, любви и заботы,
воспитывается вне семьи и лишен привычных для обычного ребенка моделей поведения в семье.
Он сложнее адаптируется к самостоятельной, взрослой жизни, чем ребенок из полной семьи.
Управленческая проблема: дети –сироты оказываются в сложных условиях и адаптируются
тяжелее, с учетом того, что нет разработанных программ адаптации и обученных сотрудников, что
ведет в последствии к снижению успеваемости и риску девиантного поведения.
Таким образом, цель нашего исследования – разработать программу адаптации детей растущих
без попечения родителей к успешной жизни в обществе.
Гипотеза исследования: для создания эффективной программы адаптации детей растущих без
попечения родителей необходимо разработать психолого-педагогические и организационнопедагогические рекомендации по формирования успешного стиля.
В соответствие с целью исследования были выделены следующие задачи:
• выявить психологические особенности детей-сирот и детей;
• определить особенности социально-психологической адаптации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
• изучить коммуникативные склонности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
• изучить уровень и характер школьной тревожности у детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
• проанализировать результаты исследований психологической адаптации детей, растущих
без попечения родителей;
Выборка: в качестве объекта исследования были выбраны респонденты 14-15 лет, 35 человек
мальчики и 35 человек девочки. Дети были разделены на две группы: контрольная и
сравнительная . Контрольная группа – дети-сироты. Сравнительная – дети, оставшиеся без
попечения родителей.
Исследования проводились в несколько этапов. На первом этапе мы определили группу учащихся
в 70 человек 14-15 лет.
На первом этапе исследования проводился анализ научнo-метoдическoй литературы,
определялась актуальность предстоящего эксперимента, ставилась цель работы и выдвигалась
рабочая гипотеза. Было обследовано 70 детей,
2.2 Анализ результатов исследования психологической адаптации детей, растущих без попечения
родителей
Из полученных данных мы можем видеть, что испытуемые в контрольной группе чаще
демонстрируют экстрапунитивные реакции на фрустрацию, то есть осуждается внешняя причина
фрустрации, такие люди могут требовать разрешения ситуации от других лиц и не признавать
своего влияния на ситуацию. Так же они чаще демонстрируют фиксацию на препятствие и
фиксацию на удовлетворение потребности, такие люди часто акцентируются именно на
препятствии, которое послужило причиной фрустрации, в независимости от того расцениваются
они им как неприятные, нейтральные или неблагоприятные. Фиксация на удовлетворение
потребностей говорит о том, что такие люди чаще могут просить помощи у других людей, брать
ответственность на себя, либо подвергнуться воле случая.
Контрольная же группа чаще, чем экспериментальная демонстрируют интропунитивные реакции,
то есть чаще могут взять на себя вину за произошедшее событие, фрустрирующая ситуация не
вызывает осуждения. Так же эта группа людей чаще, чем экспериментальная демонстрирует
импунитивный тип реакции на фрустрирующую ситуацию, которая оценивается как что – то
неизбежное, и не обвиняет ни себя, на других.
Так же испытуемые в данной категории чаще, чем в экспериментальной демонстрируют тип
самозащитной реакции, при которой человек может обвинять других, либо признать свою вину.
Все эти реакции направлены на защиту своего я.
Методика Роджерса
Результаты теста К. Роджерса и Р. Даймонда представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты «Методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р.
Даймонда» подростков основной и контрольной групп
Как видно из таблицы 1, уровень адаптации подростков-сироты несколько ниже уровня адаптации
подростков из полных семей, что объясняется преобладанием у подростков основной группы
несамостоятельности, ориентации на внешний контроль, что соотносится с условиями жизни в
детском доме, где от воспитанников ожидается полное подчинение, имеет место четкий
регламент и отсутствие необходимости решения проблем реальной жизни, которые за них
решают воспитатели.
Подростки-сироты обнаруживают более низкий уровень самоприятия по сравнению с
подростками из полных семей, проявляют неуверенность в себе и негативное отношение к своей
личности, формирующееся в результате воспитания вне семьи. Это обусловлено отсутствием
близкого, безусловно любящего взрослого, способного внушить чувство уверенности и
полноценности. Кроме того, им присуще состояние хрониче¬ского эмоционального дискомфорта
с негативной оценкой окружающих и неприятием их, что связано, по нашему мнению, с
последствиями родительской депривации, поскольку имея негативный опыт взаимодействия с
близкими взрослыми, дети склонны экстраполировать его и на окружающих, относясь к ним с
враждебностью и подозрительностью.
ГЛАВА 3 ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОГО СТИЛЯ, ДЕТЕЙ РАСТУЩИХ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ
3.1 Формы и методы работы с детьми, растущими без попечения родителей
С чем же мы имеем дело, когда подходим близко к душе сироты? Все знают феномен Маугли.
Долго живя в лесу, дети уподобляются зверям, они сильно отличается от сверстников, похожи на
животное, с которым росли. Внешние различия очевидны. Совсем не так с ребенком, имеющим
опыт оставленности. Внешне он такой же, как и другие, но чем больше мы заинтересованы в
контакте, тем более нам очевидны различия. Этот ребенок чаще всего имеет опыт, о котором мы
не имеем представления. В описании стихийных бедствий, землетрясений пострадавшие часто
описывают, как земля уходит из-под ног, как рушатся стены, как дом, которой был самым
защищающим, становиться вдруг самым опасным в мире. В течении долгого времени после этих
событий люди не уверены, что они, наступая на землю, не провалятся под нее. Существует
иррациональный страх. И даже если он проходит, то воспоминание об этом катастрофическом
Опыте остаются на всю жизнь, и часто являются определяющими ее. Подобную катастрофу часто в
еще не осознанном возрасте проходят дети с опытом брошенности. В какой-то момент жизни им
не на кого было опереться, эмоциональной опоры не было, и чем дольше был этот период, тем
больший урон психике он нанес.
Между ребенком и консультантом стоит этот Опыт. Он похож на огромную пропасть, пропасть
недоверия и жестокости, жалости и разочарования, обмана и предательства, и большого желания
любви
Кто же это такой покинутый ребенок? Чем он отличается от детей, которые воспитываются в
семье? Почему процент возврата усыновленных детей очень высок? Почему для семейных
психологов самыми сложными в работе являются пары, в которых есть супруг, воспитанный в
«казенном доме». И самый главный вопрос, который интересует психологов и воспитателей: «чем
и как можно помочь ребенку справиться с этим опытом, предоставленным судьбой?». В
настоящее время часто, когда материальные вопросы уже разрешены, администрация детских
домов и интернатов обращается к психологическим и социальным службам с запросом
психологического сопровождения и адаптации. Иными словами, требуется помощь в
определении своего места ребенком в окружающем его мире, помощь его душе и психики.
Обычной первой реакцией взрослого человека, встречающего ребенка с опытом покинутости
является сочувствие и естественное желание участия в его судьбе. Всем своим видом дети
показывают, что без этого им никак не справиться. Это интересный феномен, который мы можем
наблюдать в жизни детей. Взрослые часто сталкиваются с желанием накормить, забрать себе,
обогреть, многое отдать. Это естественное желание, заложенное в нашем коллективном разуме.
При этом они чувствуют свою силу и опыт, и без сомнения уверены, что многое могут
предоставить в распоряжение ребенку. Также психологи, работая в кабинете, не могут справиться
с этим всепоглощающим чувством – желанием помогать. Не смотря на достаточно жесткие
запрещающие правила, специалист ощущает непреодолимое желание посадить этого ребенка на
колени, принести конфету, забрать его домой. Задумываясь о том, почему психолог становится
подвластен этим переживаниям, невозможно не думать о стремлении ребенка к более близкому
контакту. Вполне понятно, он хочет компенсировать недостаток общения со взрослыми,
недостаток эмоционального тепла. Пытается достать крупицы нежности отовсюду, откуда это
возможно. Особенностью же является то, что детей как будто нельзя «накормить», они не могут
быть удовлетворены предоставляемыми благами, не насыщаются ими, сразу переходят к
требованию новых или же забывают того, кто им помогал после получения желаемого.
Интересно, как этот феномен проявляется на телесном уровне. Многих приводят с таким
симптомом, что дети не могут остановиться в приеме пищи, не чувствуют насыщения, едят очень
много и не чувствуют своего тела. Выглядят они при этом худыми, пища будто не удерживается,
не откладывается. В психологической работе требуется достаточное время, чтобы в жизни дети
начали понимать разницу между голодом и насыщением. Однако неспособность почувствовать
физическую насыщаемость, связана также и с эмоциональным голодом. Эмоционально
покинутый ребенок часто оставался «голодным». В судьбе есть опыт, когда взрослый долго не
отвечал на эмоциональные потребности, не приходил вовремя, не заботился, не предвосхищал
желаний ребенка. Теперь эмоциональный голод имеет свои последствия: может выражаться в
сильной навязчивости, показательной любви к взрослому, требовании постоянного внимания.
Взрослому сложно ставить границы, не обижая ребенка. Кажется, что если родитель на минуту
будет занят своим делом, то мир разрушится, ребенок оказывается брошенным снова. Этот
феномен часто описывают приемные родители и воспитатели детских домов, SOS-мамы.
3.2 Особенности психолого-педагогической работы с детьми, растущими без попечения
родителей (на примере ГКУСО РО Новошахтинского центра помощи детям).
Основной задачей отделения является социальная адаптация выпускников учреждений для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и приемных семей; оказание
содействия лицам из их числа в получении образования, трудоустройстве, организации досуга,
обеспечении физического, психического, нравственного и духовного развития, защите и
обеспечении реализации права на жилье.
Направления деятельности Отделения постинтернатного сопровождения:
Оказание социально-педагогической и социально-правовой помощи;
Обеспечение проживания выпускников в жилых помещениях учреждения на условиях
самообслуживания и в соответствии с заключенным договором;
Разработка и реализация индивидуальных программ социальной адаптации выпускников,
направленных на выход из трудной жизненной ситуации.
Основные направления деятельности
Отделения семейного устройства и сопровождения замещающих семей являются:
индивидуальное и групповое психолого-педагогическое и социально-правовое консультирование
замещающих родителей, а также приемных детей, переданных на воспитание в семьи граждан;
организация групп взаимной поддержки, клубов общения замещающих родителей;
организация и проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов, лекционных занятий и
других мероприятий для замещающих родителей и приемных детей;
организация и проведение совместных праздников и выездных мероприятий для замещающих
семей;
выезд на дом специалистов Отделения с целью проведения психолого-педагогических
консультаций для замещающих семей, находящихся в кризисной ситуации;
привлечение иных учреждений и организаций для обеспечения благополучия приемных детей в
замещающей семье (или замещающей семьи в целом) и, при необходимости, оказание
посредничества при осуществлении данного взаимодействия;
организация и проведение диагностики эмоционального, интеллектуального развития приемных
детей, психологической совместимости замещающих родителей и приемных детей (по заявлению
приемных родителей);
консультирование замещающих родителей по вопросам детско-родительских отношений;
консультирование замещающих семей по вопросам предоставления мер социальной поддержки;
практическая помощь замещающим родителям в оформлении документов;
развивающие коррекционные и реабилитационные занятия с детьми.
Важными условиями, на мой взгляд, выступают взаимосвязь и преемственность в деятельности
всех сотрудников, обеспечивающих процесс психолого-педагогического сопровождения. Работа с
детьми-сиротами носит комплексный характер, поскольку само понятие «сиротство» выражает
собой сложное и многоаспектное явление, которое нельзя преодолеть разрозненными усилиями
воздействия на воспитанников детского дома.
С этой целью под моим руководством была разработана модель психолого-педагогического
сопровождения детей-сирот в условиях детского дома. Руководство организаций
функционирования данной модели способствует тесному взаимодействию школьных учителей,
воспитателей, психологов, социального педагога, а также включает в себя межведомственные
связи детского дома с другими социальными институтами.
Главная задача директора детского дома – обеспечение эффективности психологопедагогического сопровождения детей-сирот. В целях социальной адаптации воспитанников
педагоги нашего детского дома используют:
- инновационные педагогические технологии и, прежде всего, личностно-ориентированного
образования;
- психологизацию образовательного процесса, его комплексное социально-психологопедагогическое сопровождение, позволяющее изучать и учитывать особенности личности
ребенка, обусловленные не только его особенностями, но и воздействием окружающей
поликультурной среды образовательного учреждения;
- принципы социального обучения; усиление воспитательной роли самой образовательной среды.
Я считаю, что эффективность процессов социализации и воспитания детей-сирот в детском доме в
значительной степени определяется качеством психолого-педагогического сопровождения,
деятельностью, направленной на создание оптимальных социально-психолого-педагогических
условий, способствующих успешному воспитанию, обучению и развитию ребенка. В структуру
модели социально-психолого-педагогического сопровождения мы включили экспертнопрогностический, диагностический, содержательно-технологический, организационноуправленческий и кадровый блоки.
Осуществляя деятельность по указанной модели, наш коллектив осознал, что она сполна
обеспечивает основные условия психолого-педагогического сопровождения воспитанников
детского дома на основе эффективного функционирования всех его подсистем, ориентированных
на работу по социальной адаптации детей-сирот. К таким условиям относятся: y включение
экспертно-прогностического, диагностического, содержательно-технологического,
организационно-управленческого и кадрового блоков системы психолого-педагогического
сопровождения; y наличие плана, перспективной программы развития детского дома; y
изменение структуры и механизма внешних коммуникаций детского дома; y включение в состав
службы сопровождения и управленческой системы специалистов (педагогических и
управленческих кадров), подготовленных к решению общих задач в условиях социализации
детей-сирот.
3.3 Разработка программы формирования успешного стиля, детей растущих без попечения
родителей.
Разработанный нами тренинг был направлен на повышение успешного стиля.
Цель: научить участников лучше разбираться в себе, контролировать свое поведение. Отработать
навыки самоэффективности и самоконтроля.
Задачи:
развитие и совершенствование использования активных копинг-стратегий путем обучения
социальным навыкам, умениям преодоления стресса и управления им;
развитие и совершенствование ресурсов личности и среды;
формирование позитивной Я-концепции и самоэффективности, когнитивного компонента
поведения и оценки.
Структура тренинговой программы:
1. Организационная встреча. Продолжительность: 3 часа. На данном этапе проводилась работа с
группой, направленная на постановку целей, задач, обсуждения регламента. Также был проведен
первый этап психодиагностического исследования.
2. Тимбилдинг (командообразование) - метод создания и повышения эффективности работы
группы, формирования сплоченности группы. Продолжительность: 5 часов. Цель занятия -
создание мотивации к совместной работе и развитие навыка позиционирования себя как части
общей системы группового взаимодействия. Оборудование: флипчарт; скотч; цветные маркеры,
набор на каждого участника и листы бумаги. Механизм создания эффективной, сплоченной
рабочей группы происходит посредством формирования и развития навыков командной работы
(team skills), а именно навыков гармонизации общей цели с целями персональными, принятие
ответственности за результат команды, принятие единого командного решения и согласование
его с членами команды, использование группы как ресурса каждым участником, а также
использование группой как ресурса отдельного участника группового взаимодействия детально
рассматривается в приложении 2.
Непосредственно само формирование команды (тимбилдинг), т.е. направленные действия по
подбору и оптимизации структуры команды, а так же ее функционально-ролевого распределения,
заключаются в следующем:
Эффективное использование сильных сторон состава группы.
— распределение ролей в команде для оптимального достижения результатов
(формирование профессионального самосознания);
— формирование новой структуры при слиянии, поглощении, реструктуризации
предприятия;
— создание рабочей обстановки при формировании проектных команд;
Важно отметить, что для повышения индекса сплоченности группы, в структуре тренинга
существует блок упражнений, способствующих достижению личностной самоактуализации, что
оптимизирует ценностно-смысловую и функционально-ролевую идентичность, этот факт
позволяет группе наиболее оптимально делегировать полномочия при формировании алгоритма
решения поставленной задачи.
Ожидаемые результаты:
— сплочение группы, коадаптация друг к другу.
— преодоление барьера формального общения;
— формирование и решение общих задач;
— выработка индивидуального командного стиля взаимодействия;
— раскрытие внутреннего потенциала и формирование навыков работы в команде;
— рациональное распределение внутреннего потенциала каждого участника в деятельности
команды;
— осознание последствий и ответственности перед командой за свои действия.
3. Социофутуропрактика. Продолжительность: пять часов. Цель занятия - работа с личностными и
групповыми целями, формирование групповой идеологии, навыка прогнозирования и
оптимальных стратегий достижения поставленных задач, оптимизация группового образа
конечного результата деятельности. Данный метод является модернизацией гештальт-терапии, а
именно направления футуропрактики и направлен на осознанное построение собственного
будущего внутри коллектива, повышение сплоченности группы, снижение психологической
инерции, гармонизации профессиональных ожиданий, рефрейминг индивидуальной внутренней
картины внешнего мира. На данном этапе формировались психологические ресурсы для
полноценного осознания личностью и группой своего будущего в контексте профессиональной
деятельности. Данный регулятор зависит от способностей личности к антиципации и анализу
условий деятельности для проведения экстраполяции и умению прогнозировать результаты своей
деятельности. Отметим, что в основе умения прогнозировать лежит конвергентное мышление,
способствующее просчету алгоритма развития событий. Однако формирование и закрепление
данного алгоритма и является первичной задачей данного этапа. Так же задачей является
снижение психологической инерции, которая определяет мотив гомеостаза и комплекс Ионы,
иными словами данный этап позволяет личности самостоятельно проанализировать возможные
пути для своего развития без фактора мотивации избегания неудач.
3.4 Рекомендации по формирования успешного стиля, детей растущих без попечения родителей
Как показывает практика, многие образовательные организации реализуют готовые программы
или пытаются разрабатывать свои. В этой связи необходимо помнить, что профилактические
программы должны быть составлены таким образом, чтобы усиливать «защитные факторы» и
способствовать ликвидации или уменьшению известных «факторов риска». Реализация
профилактических программ предполагает освоение и применение педагогами современных
педагогических технологий в области профилактики, однако ожидаемый результат этих программ
может быть гораздо значимее при соблюдении определенных условий и требований. В первую
очередь, для построения профилактических программ важно определить, на какую категорию
направлено воздействие, каковы ее временные рамки, осуществляется ли воздействие на саму
личность или на окружающую среду и в какой форме это происходит.
С учетом этих факторов и определяется стратегия, которая может предполагать решение
следующих задач:
1) Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие жизненного стиля с
доминированием ценностей здорового образа жизни, установки на отказ от приема
психоактивных веществ.
Профилактические программы должны быть нацелены на все формы отклоняющегося поведения
и включать:
• обучение навыкам отказа от табака, алкоголя, наркотиков в ситуациях, когда их предлагают;
• меры по усилению личных убеждений против употребления табака, алкоголя, наркотиков и т.п.;
• обучение социальным навыкам (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и
эффективному взаимодействию с окружающими: как со сверстниками, так и со взрослыми).
2) Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию законопослушного, успешного и
ответственного поведения, а также обеспечивающих поддержку ребенку с низким уровнем
социально-психологической адаптации.
3) Внедрение инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих
развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от приема наркотиков, а также
технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков обучающимися.
4) Развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в
микросоциальное окружение ребенка «группы риска». Профилактические программы должны
включать модули для родителей, педагогов, воспитателей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают специфическими
личностными и характерологическими особенностями. Данные особенности обусловлены рядом
факторов, среди которых основными являются: отсутствие эмоциональных контактов со
значимыми взрослыми, в частности, с матерью (материнская депривация), негативный прошлый
жизненный опыт проживания в кровной семье, психотравмы, обедненная стимулами среда
(сенсорная депривация), отсутствие объективной и полной информации об окружающем мире
(когнитивная депривация), узкий круг общения (социальная депривация).
Психологические особенности детей сирот и факторы, обуславливающие их, несомненно, требуют
коррекции со стороны специалистов, поскольку, затрудняют социализацию детей в обществе и их
адаптацию (приспособление) к жизни в новых условиях замещающей семьи.
Данное исследование направлено на изучение формирования успешного стиля, детей растущих
без попечения родителей.
В качестве объекта исследования были выбраны респонденты 14-15 лет, обучающиеся в
общеобразовательной школе, 35 человек мальчики и 35 человек девочки.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Авдеева Л. И. Самооценка младших школьников, воспитывающихся в учреждениях
закрытого типа // Вопросы психологии. - 1998. - № 2. - С. 62-65.
2. Адлер А. Беспризорные дети // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. -
М.: Просвещение, 1991.
3. Арефьев А.Л. Беспризорные дети в России // Социологический журнал. - 2003. - № 2. - С.
23-27.
4. Беляева Л. Нищенствующие дети на Руси: история и современность. - М.: Сфера, 2001.
5. Божович Л.И. Психологическое изучение детей в школе-интернате. - М.: Педагогика, 1960.
- 180 с.
6. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и
методические аспекты ведения тренинговой группы М., 2007.
7. Войтенко Т.П. Дети-сироты как объект социально-психологической работы. -
Благовещенск, 2000.
8. Дементьева И.Ф. Социально психологические особенности детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. - М.: Наука, 1991.
9. Дубровина И.В. Развитие личности в условиях психической депривации. - М.: Педагогика,
1991.
10. Дубровиной И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома - М.: Педагогика,
1990.-264 с.
11. Евдокимов Ю.А. Коррекционно - развивающие функции работы по социальной адаптации
воспитанников детских домов. - СПб., 1999. - С. 1-40.
12. Ежегодный информационно - аналитический доклад « О положении детей и семей,
имеющих детей, в Челябинской области за 2014 год» - Челябинск.: 2014. - С. 119
13. Ежов И. В. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи. - Тула: ТОИРО,
1997. - С. 3-28.
14. Зайцев, Д.В. Социокультурный анализ современных семей разных типов: сравнительный
анализ / Д.В. Зайцев, О.В. Зайцева // Вестник психосоциальной и коррекционно -
реабилитационной работы. - 2005. -№ 4. - С. 55.
15. Запорожец Л.А. Описание подхода к организации психолого-педагогической поддержки
развития личности ребенка-сироты. - М.: Педагогика, 1986. - 124 с.
16. Калашникова Н.П. Некоторые аспекты решения проблем сирот в Казахстане. - Алматы,
2005.
17. Кузьмишина, Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная
классификация / Т.Л Кузьмишина, Е.С Амелина, А.А Пермякова, Е.А Хохлова // Современная
зарубежная психология. - 2014. - №1. - С. 16-25
18. Лангмейер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. -
264 с.
19. Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности
дошкольника. - М.: Педагогика, 1979. - 170 с.
20. Лиханов А.А. Дети без родителей. - М.: Просвещение, 1987.- 271 с.
21. Лузаков А.А. Личность как субъект категоризации в межличностном познании:
взаимодействие когнитивных и ценностно-мотивационных структур. Автореферат Краснодар
2007.
22. Мельник С.Н. Теоретические и методические основы социально- психологического
тренинга Владивосток 2004.
23. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях
интернатного типа // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С. 32-39.
24. Новикова И.В. Особенности самосознания личности детей-сирот // Журнал практической
психологии и психоанализа. - 2000. - № 4. - С. 32-38.
25. Поварницына В. А. Психологический аспект реабилитационной работы с воспитанниками
интернатных учреждений.- Шадринск, 1997. - С.38-54.
26. Прихожан A.M. Дети без семьи. - М.: Педагогика, 1990. - С. 12-27.
27. Прихожан А.М. Анализ содержания образа Я в старшем подростковом возрасте у учащихся
массовой школы и школы-интерната. - М.: Прогресс, 1982. - С. 18-54.
28. Прихожан А.М., Толстых Н.И. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия.-М.:
Просвещение, 1990. - С.202-253.
29. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая помощь в воспитании детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. - М.: Просвещение, 1991.-374 с.
30. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - СПб.: Питер, 2005.- 400 с.
31. Пуртова О.Н. Педагогические условия личностного самоопределения беспризорных
подростков в специализированном учреждении: Дис. …канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2007.
32. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Наука, 1987.- 420 с.
33. Романенко Н.А. Некоторые теории личности. Схемы и алгоритмы. А. 2004.
34. Седова, Л. Н. Теория и методика воспитания: Конспект лекций / Л. Н. Седова, Н. П.
Толстолуцких . - М. : Высшее образование, 2006. - С. 4
35. Спирева, Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя / Е.Н.
Спирева, А.Г. Лидере // Семейная психология и семейная терапия. - 2001. - № 4. - С. 32 - 34
36. Стивенсон С.А. Уличные дети и теневые городские сообщества // Социологический
журнал. - 2000. - №3. - С. 21-38.
37. Топчий М.В. Современные социально-педагогические проблемы воспитания детей в
сиротских учреждениях. - СПб., 2003. - 38 с.
38. Фрейд А. Разлука с матерью. - М.: Просвещение, 1991. - С.22-42.
39. Шипицина Л.М. Психическое развитие детей-сирот. - СПб.: Питер, 1996. 220 с.
40. Шипицына Л.М. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации - СПб.:
Дидактика-Плюс, 1997. - 160 с.
41. Щербакова A.M. Основные задачи психолога в учреждении для детей-сирот // Вопросы
психологии. - 1991. - №3. - С. 54-58.
42. Эйдемиллер, Э.Г. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях,
акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях / Э.Г. Эйдемиллер, В.В.
Юстицкий. - Обнинск, 1992. - С.75
43. Юферева Т.И. Особенности формирования психологического пола у подростков,
воспитывающихся в семье и в интернате. - М.: Знание, 1982. - С.53-68.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней