Фрагмент для ознакомления
2
За последние годы в России предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Следует иметь в виду, что система патриотического воспитания имеет различные уровни, такие как: национальный, региональный и локальный. Эффективность патриотического воспитания в России на современном этапе зависит от объединения усилий и согласования ответственности государства, церкви, семьи, педагогической науки, средств массовой информации, общеобразовательных организаций, которые способны создать целостное и неделимое пространство патриотического воспитания. В традициях российского образования воспитание было неотъемлемым элементом. Воспитание – одна из основных категорий педагогики, но общепринятого определения воспитания нет. По мнению А.В. Мудрика, это связанно с его многозначностью: воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как взаимодействие. Каждое из этих значений будет справедливо, но ни одно из них не позволит охарактеризовать воспитание как педагогическую категорию в целом .
Образование, являясь социальным институтом общества, не только отражает его состояние, но и задает стратегию развития этого общества.
Опыт ряда стран, достигших в последние десятилетия экономического подъема, а в месте с ним и социального благополучия, свидетельствует о том, что решающую роль в этом процессе играло и будет играть повышение образовательного уровня населения, а также качество подготовки специалистов, понимающих суть социальных и экономических реформ.
Образование оказывается доминирующим фактором развития в эпоху перехода к постиндустриализму, когда человеческое сообщество становится глобальным интеллектуальным универсумом. Столь важный для человечества процесс глобализации быстрее происходит в сфере экономических отношений, но уже начинает проявляться в создании мирового образовательного пространства.
Процессы, происходящие в последние годы в патриотическом воспитании, все больше выдвигают на первый план такие его направления, как гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, историко-патриотическое, культурно-патриотическое. Это способствует обогащению содержания патриотического воспитания и повышению его возможностей в формировании патриотических ценностей у различных категорий молодежи.
При этом все более является не доминирующим такое направление патриотического воспитания как военно-патриотическое воспитание (ВПВ).
Как известно, именно оно было наиболее развитым и эффективно функционирующим со времени создания системы ВПВ с середины 60-х годов. Эта система являлась образцом для подражания многих зарубежных государств, в том числе западноевропейских, которые немало заимствовали в тот период из советского опыта при решении проблем ВПВ молодежи и подготовке ее к военной службе (в СССР такой проблемы фактически не существовало). Чтобы объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, нужна единая государственная политика в области военно-патриотического воспитания граждан России и соответствующая этой политике государственная система военно-патриотического воспитания граждан, способная консолидировать эту многоплановую работу .
Рассмотрим основные понятия нашего исследования, и прежде всего, понятие патриотизма.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место в жизни общества. Воспитание гражданина, патриота своей Родины, всегда было приоритетной задачей государства. Современный этап развития России характеризуется тем, что в общественном сознании получили развитие цинизм, равнодушие, неуважительное отношение к старшему поколению, российской символике, государственности. Такая ситуация во многом стала результатом резкой смены общественно-политических систем, а также изменения системы ценностей. В системе воспитания современной молодежи как членов российского общества патриотизму отводится одна из главных ролей, о чем свидетельствуют принимаемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации документы в этой сфере. Вместе с тем, даже в законодательных актах патриотизм определяется по разному, не говоря уже о существовании порой кардинально отличных позициях ученых по данному вопросу. В данной работе автор попытался проанализировать понятие патриотизма в нормативно-правовых актах, специальной литературе, а также наметить ориентиры для выработки основных направлений патриотического воспитания.
Формирование патриотизма в любом государстве основывается на исторических, культурных, идеологических идеях, ценностях, что не мало важно, патриотизм, зачастую формируется на «прошлом» определенной общности, то есть, государство, формируя патриотическое сознание апеллирует теми событиями, которые случались ранее и даже возможно, не в этом государстве, что очень роднит понятия «патриотизм» и «нация», особенно в нашей стране. Так выходит, что нашим народно и наци образующим событием является Великая Отечественная война, именно это историческое действие бытует для нас центральной «фигурой» для осознания того, кем мы являемся и для ощущения тех самых чувств, к которым и должен взывать патриотизм: верность, самопожертвование, долг. Россия часто вела войны, в России всегда было время для проявления героизма, до и после Великой Отечественной войны, но мы особо помним и чтим именно это событие по понятным причинам: масштаб явления, временная близость к нашим дням и военно-патриотическое воспитание, которое как раз и было основано на упомянутом событии. Именно эта великая и трагическая для нашей страны история, без альтернатив, есть тот фундамент, на котором и взрастает патриотизм на военной основе.
В соответствии с Толковым словарем С.И. Ожегова патриотизм понимается как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу . В Большом толковом словаре по культурологи анализируемое понятие определяется как принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками . В свою очередь авторы толкового политического словаря считают, что патриотизм представляет собой любовь к своей стране и горячая защита ее интересов .
Согласно Модельного закона о патриотическом воспитании, принятого в г. Санкт-Петербурге 16.04.2015 на 42-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ патриотизм обозначается как любовь к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов .
В толковом словаре В.А. Даля патриотизм характеризуется как «любовь к Отчизне», быть патриотом – «значит любить Отечество, ревновать о его благе» .
Педагогический энциклопедический словарь понятие «патриотизм» трактует как любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде .
Патриотизмом как чувство гордости за достижения родной страны, горечь за ее неудачи и беды, уважение к историческому прошлому своего народа и бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям рассматривается в Российской педагогической энциклопедии .
По мнению В.А. Сухомлинского, патриотизм очень тесно связан с образованностью, этической, эстетической, эмоциональной культурой, мировоззренческой устойчивостью, творческим трудом .
В целом можно классифицировать несколько подходов к толкованию сущности понятия «патриотизм»:
1) идеологический, согласно которому патриотизм – это готовность служить Отечеству, любовь к родине как чувство, возникающее исторически под влиянием экономически социальных реалий;
2) социально-философский – рассматривающий патриотизм как важный аспект общественной и личной культуры духа. Согласно данному подходу в патриотизме отображается духовность человека и общества в целом; согласно этому подходу, патриотизм – это преданность Отечеству, любовь к ней, гордость за ее историю и желание защищать ее интересы;
3) социологический, согласно которому патриотизм – это ценностная ориентация, основа которой – в ценностном отношении человека –Родине, морально-эмоциональной связи, единству этнических, географических, религиозных, культурных, исторических и эстетических характеристик в понятии «Родина»;
4) педагогический – рассматривает формирование и развитие чувства патриотизма не только у подрастающего поколения, но и у всех граждан страны (М.Ю. Новицкая ).
Можно констатировать, что в современных условиях патриотизм – это чувство любви к Родине (большой и малой), своему народу, государству, готовность работать на пользу своей родины, а также защищать ее интересы.
Проведенный сравнительный анализ употребления и толкования слова «патриотизм» в различных источниках позволяет сделать ряд выводов. В частности, единогласно всеми специалистами патриотизм определяет через такое его свойство как любовь к Родине. Указанный признак является ключевым и главенствующим при понимании патриотизма, поскольку позволяет подчеркнуть не просто связь человека с Родиной и страной, но и самое главное его отношение к отечеству, которое включает в себя преданность, привязанность и устремление к Родине и ее интересам.
Формирование интегральной черты личности – патриотизма – осуществляется в процессе патриотического воспитания. Однако прежде чем проследить эволюцию трактовки термина «патриотическое воспитание», рассмотрим определение его составляющей «воспитание».
Воспитание, по мнению В.А. Сухомлинского, это целенаправленная деятельность, как педагога, так и воспитанников . Это педагогическое руководство различными отношениями личности к окружающей природной и общественной среды, зависит от самых разнообразных условий, от большого количества явлений, которые видит и осмысливает ребенок, в которых перед ним открывается мир.
М.И. Рожков и Л.В. Байбородова определяют воспитание как «педагогический компонент социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека» .
По мнению Н.Е. Щурковой воспитание – это «процесс введения ребенка в контекст общечеловеческой культуры, обретение ребенком способности жить на уровне культуры, воссоздавать ее достижения и созидать новые материальные и духовные ценности» .
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» обозначает патриотическое воспитание как «…систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» .
Таким образом, можно говорить о том, что патриотическое воспитание – это составная часть процесса воспитания, направленная на формирование патриотического сознания, развитие патриотических чувств, обеспечивающих патриотические убеждения, готовность к защите и отстаиванию прав своей Родины.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания являются:
1) духовно-нравственное, которое предполагает осознание личностью в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности;
2) историко-краеведческое, которое включает систему мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней,
3) гражданско-патриотическое, которое влияет на личность через систему мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушания, навыков оценки событий и процессов, которые происходят в государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу;
4) социально-патриотическое – направленное на активизацию духовнонравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявлений благородства и сострадания, заботы о других;
5) военно-патриотическое – ориентированное на формирование у молодежи патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его защите;
6) спортивно-патриотическое – направленное на развитие моральноволевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, выносливости, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.
А.К. Быков, осуществляя всесторонний анализ системы патриотического воспитания, разделил ее на четыре сферы:
1) духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость);
2) нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет);
3) историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений);
4) государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, её суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве) . Такое деление определяет сложный системный характер, комплексность, интегративность и целостность системы патриотического воспитания .
Военно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у человека глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите; воспитание чувства гордости за русское оружие; уважение к военной истории; стремление к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций. Поле деятельности и роль педагогов и воспитателей по формированию военно-патриотического воспитания велика.
Военно-патриотическое воспитание – это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель военно-патриотического воспитания – развитие у молодёжи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаева Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-ponimaniyu-suschnosti-patriotizma-ipatrioticheskogo-vospitaniya-uchascheysya-molodezhi.
2. Алиева С. А. Научно-педагогические основы военно-патриотического воспитания старшеклассников.М., 2012
3. Алиева С. А. Научно-педагогические основы военно-патриотического воспитания старшеклассников. М., 2012
4. Баргилевич О.А. Духовная основа правосознания в работах И.А. Ильина [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/duhovnaya-osnova-pravosoznaniya-v-rabotah-i-a-ilina.
5. Баукин И.Л. Возрождать и приумножать русские традиции // Физическая культура в школе. 2001. N 4.
6. Бачило И.Л. Наследие М.М. Сперанского в законотворчестве современной России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. perspektivy.info/print.php?ID=67676.
7. Бочкова Н.В. Как вести дискуссию? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/582172/.
8. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания / А.К. Быков // Педагогика. – 2006. – № 2. – С. 37–42.
9. Владимир Путин: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте» [Электронный ресурс]. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/13/vladimir_putin_my_ dolzhny_stroit_svoyo_buduwee_na_prochnom_fundamente
10. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009
11. Дащенко С.Н. Ценностно-смысловые ориентиры как фактор мотивации в дополнительном образовании // Проблемы современной науки и образования. № 9 (91), 2017
12. Дорофеев Н. По закону военного времени // Парламентская газета [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pnp.ru/politics/pozakonu-voennogo-vremeni.html.
13. Занимательная география. Географические задачи и вопросы / под ред. Н.И. Студенцова. Саратов: Изд-во Сарат. университета, 1973. 184 с.
14. Кассихина В.Е. М.М. Сперанский, его роль в развитии и становлении российского государства и права [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/m-m-speranskiy-ego-rol-v-razvitii-i-stanovleniirossiyskogo-gosudarstva-i-prava.
15. Кононенко Б.И. Большой Толковый словарь по культурологи. М., 2003. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/2096
16. Котруца Л.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. N 3 (203) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovaniepatrioticheskogo-soznaniya-uchaschihsya-v-usloviyah-sovremennoy-shkoly. 76
17. Крылова Н.Б. Становление гражданской миссии школьного сообщества // Школа, социум, гражданское образование. 2011. N 2 (48).
18. Лутовинов В.И. Авторский курс «Патриотическое и нравственное воспитание молодежи. УМК дисциплины» // Социальные технологии, исследования. 2011. N 4 (48). С. 21
19. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений: прил. к письму Департамента молодежной политики, воспитания и соц. защиты детей / Министерство образования и науки Российской Федерации от 12.01.2007 года N 06-11
20. Модельный закон о патриотическом воспитании. Принят в г. Санкт-Петербурге 16.04.2015 на 42-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
21. Мухина В. Возрастная психология. Феноменология развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Psihol/muhina/index.php.
22. Новицкая, М.Ю. Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю. Новицкая – М.: Лика-Пресс, 2003
23. Педагогика. Учебник для бакалавров / под ред. Л. П. Крившенко. М.,2013. С. 330-331.
24. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М. : Большая рос.энцикл., 2002. – с. 125
25. Политика. Толковый словарь. Д. Андерхилл, С. Барнетт, П. Бернепп, П. Бернем. М., 2001. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/2099
26. Пономарев А.В. Воспитательная деятельность вуза: междисциплинарный подход : монография. Екатеринбург: УГТУ – УПИ,2009. С. 10
27. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 30.03.2020) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»
28. Постановление Правительства РФ от 31.12.1999 № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/
29. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для академического бакалавриата / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – с. 13
30. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М. : Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2003. – с. 110
31. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / В.А. Сухомлинский: сост. О.В. Сухомлинская. – М. : Педагогика, 1989. – с. 131
32. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/152426. Д
33. Турик Л.А. Дебаты. Игровая, развивающая, образовательная технология. Ростов н/Д: Феникс, 2012; Жданов П. Дебаты. Искусство побеждать. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. С. 8–9
34. Устинов Д. Дебаты: учитесь убеждать [Электронный ресурс]. URL: http://www. syntone.ru/library/article_syntone/content/1264.html
35. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения [Текст] : в двух томах / С. Т. Шацкий ; под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой – Москва : Педагогика, 1980. – с. 65
36. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания : учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб. : Питер, 2005. – с. 11