Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что пособие по безработице является основным видом материальной поддержки безработных граждан. В рыночной экономике защита от безработицы является неотъемлемым элементом государственной политики, направленной на решение важных социально-экономических задач, в том числе на снижение социальной напряженности, связанной с наличием в обществе групп, утративших доход и социальный статус. Эта политика предполагает содействие занятости, материальную поддержку соответствующих групп населения, т.е. компенсацию определенной доли потерянного дохода, а также вывод с рынка труда отдельных категорий безработных. Степень и формы участия государства в решении указанных проблем, набор применяемых инструментов и методов в разных странах неодинаковы, однако в развитых рыночных экономиках это направление политики является важнейшей составляющей деятельности государства.
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Общество меняется в процессе развития. Право является консервативным инструментом, воздействующим на общество, сдерживающим резкие скачки в его развитии и в то же время вынужденным изменяться, подстраиваясь под потребности общества на новом уровне развития. Цифровизация экономики на современном этапе через распространение цифровых технологий влечет очередную социально-экономическую трансформацию.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие по поводу пособия по безработице.
Предметом данной работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие пособие по безработице, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью работы является анализ правового регулирования пособия по безработице по законодательству Российской Федерации и выявление проблем в данной сфере.
Задачами работы ставится:
1. Рассмотреть пособие по безработице как основную форму материальной поддержки безработных граждан;
2. Исследовать условия и сроки выплаты пособия по безработице;
3. Изучить правовые основы пособия по безработице;
4. Проанализировать порядок и условия признания граждан безработными;
5. Выявить особенности определения размера пособия по безработице;
6. Проанализировать проблемы правового регулирования обеспечения пособиями по безработице.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, историко-юридический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как: М.И. Акатнова, Л.А. Андреева, С.Х. Джиоев, Е.А. Истомина, С.В. Колобова, Е.Е. Орлова, Ю.С. Сергеенко, Л.В. Серегина, Д.А. Сторожук, М.Ю. Федорова, О.М. Медведев и других.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении взглядов ведущих ученых юристов в рассматриваемой области.
Эмпирическая основа исследования включает в себя виды источников, выделенных по критериям общности происхождения, содержания и назначения текста.
Практическая значимость работы заключается в том, что работа содержит выводы и предложения, которые могут быть использованы на практике в части совершенствования законодательства по анализируемым вопросам.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, и заключения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, указываются объект и предмет исследования. Первая глава посвящена теоретико-правовым основам пособия по безработице. Во второй главе анализируются практические аспекты обеспечения пособиями по безработице. В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования.
1 Теоретико-правовые основы пособия по безработице
1.1 Пособие по безработице как основная форма материальной поддержки безработных граждан
Основным видом материальной поддержки безработных граждан является пособие по безработице.
Основной целью социального государства было обеспечение публично-властными структурами права на достойную жизнь для каждого гражданина, а мера свободы, которую может обеспечить государство посредством выплаты пособий по безработице, пенсий, дотаций и т.п., являлась основным критерием степени "социальности" государства. Именно этот критерий определял парадигму социальной функции социального государства. Сегодня происходит смена основного критерия: вместо меры свободы, обеспеченной через патронаж органов публичной власти, - скорость и степень "включения" гражданина в трудовую деятельность (речь идет исключительно о полностью или частично трудоспособных гражданах). Именно этот критерий определяет степень "социальности" современного неопатерналистского социального государства".
Согласно ст. 31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пПособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно Конвенции МОТ N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г. обеспечение пособием по безработице должно предоставляться в виде периодической выплаты, исчисляемой таким образом, чтобы общая сумма пособия была бы достаточной для содержания семьи получателя в достойных условиях и не меньше 45% заработной платы взрослого рабочего мужского пола, занятого неквалифицированным ручным трудом (ст. 22).
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Занятость - это не просто деятельность, как правовая категория она характеризуется указанными в ст. 1 Закона о занятости в РФ признаками: а) направленность на удовлетворение личных и общественных потребностей; б) легальность; в) доходность.
Направленность на удовлетворение личных и общественных потребностей означает, что человек включается в сферу таких отношений, объектом которых является производство материальных и нематериальных благ и которые по этой причине имеют общественно полезный характер.
В осуществлении определенной деятельности гражданин в первую очередь заинтересован сам. Для нормального развития и существования гражданину требуются материальные средства, за счет которых он покрывает возникающие в процессе жизнедеятельности расходы и удовлетворяет личные потребности. Изначально следуют физиологические потребности (сон, питание и т.д.), материальные (нормальное жилье, одежда и др.) и духовные (обучение, культурное развитие). Для удовлетворения своих потребностей гражданин заинтересован в получении материального дохода. При этом следует иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаев материальный доход гражданин получает, осуществляя определенную деятельность. Так, выполняя работу по трудовому договору, работник получает заработную плату, тем самым удовлетворяя и личные материальные потребности. Или, например, гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет деятельность, направленную на получение прибыли. Вся эта деятельность осуществляется в первую очередь в целях удовлетворения материальных потребностей. Вместе с тем не только получение материального дохода может быть рассмотрено в качестве побудительного мотива к осуществлению той или иной деятельности. Личной потребностью может выступать также желание гражданина повысить свой образовательный уровень, получить новую специальность или новую профессию.
Поскольку в Российской Федерации провозглашаются свобода труда и свобода выбора вида занятости, определенным образом учитываются и иные личные потребности при выборе занятости. К ним могут быть отнесены: место занятости, специфика выполняемой деятельности, режим занятости и др. Во всех случаях, выбирая сферу деятельности, в которой гражданин предполагает себя реализовать, все эти параметры, формирующие личную потребность, в той или иной степени им учитываются. В любом случае конечный выбор вида занятости всегда определяется гражданином.
Статья 15 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определяет круг органов и организаций, которые входят в государственную службу занятости, основные задачи данных органов, а также основы их взаимодействия с органами, уполномоченными на предоставление государственных и муниципальных услуг, другими государственными органами, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями.
Государственная служба занятости представляет собой совокупность государственных органов исполнительной власти (федеральных и субъектов РФ), а также подведомственных им государственных учреждений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция N 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» // Авторское право. Международная Организация Труда. Воспроизведение разрешено.
2. Конвенция N 122 Международной организации труда «О политике в области занятости». Заключена в г. Женеве 09.07.1964) Ведомости ВС СССР. 8 ноября 1967 г. N 45. Ст. 608.
3. Конвенция N 159 Международной организации труда «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов». Заключена в г. Женеве 20.06.1983 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 2031 - 2035.
4. Конвенция N 168 Международной организации труда «О содействии занятости и защите от безработицы». Заключена в г. Женеве 21.06.1988 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 2171 - 2184.
5. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
9. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6965.
10. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2716,
11. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
12. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3803.
13. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563.
14. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. 2013. N 52. Ст. 6965.
15. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1915.
16. Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 31. Ст. 3743.
17. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2393 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год» // Собрание законодательства РФ, 11.01.2021, N 2 (Часть II), ст. 442.
18. Постановление Правительства РФ от 01.12.2018 N 1466 «Об утверждении перечня иных выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для целей применения частей 5 и 5.1 статьи 30.5 Федерального закона «О национальной платежной системе» // Собрание законодательства РФ, 10.12.2018, N 50, ст. 7777.
19. Приказ Минтруда России от 22.02.2019 N 116н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справочно-правовая система / Режим доступа : URL: http://base.www.consultant.ru/ (дата обращения 30.04.2021 г.).
20. Истомина Е.А., Федорова М.Ю. Правовой механизм управления социальными рисками. Екатеринбург: Изд-во УИУ РАНХиГс, 2018. С. 49.
21. Колобова С.В., Сергеенко Ю.С. Граждане старшего поколения как субъекты трудового права // Современное право. 2019. N 6. С. 78.
22. Орлова Е.Е. Занятость населения как правовая категория: понятие и признаки // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 1. С. 15.
23. Серегина Л.В. Некоторые правовые проблемы защиты от безработицы граждан старшего поколения // Журнал российского права. 2019. N 6. С. 117.
24. Цуканова Н.П. Социальные выплаты по безработице как стимулирующие гарантии для безработных граждан // Социальное и пенсионное право. 2020. N 1. С. 54.
25. Черенданова Ю.В. Пособие по безработице в РФ: актуальные проблемы и пути их решения // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». 2017. N 16. С. 23 - 24.
26. Шувалова И.А. Законодательство о трудоустройстве: общая характеристика, пробелы и коллизии // Юрист. 2020. N 9. С. 55.