Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ханты-Мансийском автономном округе активно развивается семейный и детский туризм.
Организация отдыха – это одна из значимых функций семьи, главной целью которой является восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей семьи.
Современная семья испытывает острую потребность в многообразии и вариативности деятельности и социально-психологических отношений, тяготеет к нестандартным занятиям.
Каждая семья, естественно, отдает предпочтение совместным занятиям с детьми. Но необходимо отметить, что главной является ориентация непосредственно на детские, а не на общесемейные формы и виды досуга. При этом в большей степени в таком досуге участвуют матери, а общесемейный досуг развит слабо.
Безусловно, семейный туризм является прекрасной формой проведения досуга. Он способствует укреплению семьи, развитию знаний ребенка и физическому воспитанию подрастающего поколения.
Семейный туризм способствует развитию коммуникации между поколениями на бытовом уровне. Кроме того, является самым быстрым способом передачи информации потомству о наиболее эффективных способах социальной адаптации и позволяет сформировать жизненный опыт у нескольких поколений людей.
Семья — это фундамент, на котором строится вся жизнь, и от того насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека и общества в целом. В семейном туризме формируется ядро маленького сообщества, объединенного одной целью. Дети чувствуют свою причастность к общему делу, видят, какую пользу они приносят.
Рынок семейного туризма обладает своей спецификой и особенностями. Семейные туры могут различаться по целям поездок. Они могут быть пляжными, оздоровительными, познавательными и т.д. Но вне зависимости от вида, такие туры должны соответствовать требованиям всех членов семьи.
Все вышеперечисленное показывает значимость развития семейного туризма и говорит о том, что выбранная тема является актуальной.
Актуальность исследования заключается в что семейный туризм играет значительную роль в культурной жизни современного общества. Семейный туризм реализуется в различных формах и использует как материальное наследие, так и нематериальную среду. В предложении семейного туризма на туристском рынке происходят изменения.
Для формирования продукта семейного туризма целесообразно использовать технологии туристского проектирования. В практике организации туризма можно выделить три подхода к проектированию семейных туров.
Объект исследования – семейный туризм.
Предмет исследования – формирование семейных туров в ХМАО-Югре.
Цель исследования – сформировать семейный тур в ХМАО-Югре.
Задачи исследования:
1. Определить туристский потенциал ХМАО-Югры для организации семейных туров;
2. Проанализировать состояние рынка семейных туров в регионе;
3. Разработать программу семейного туризма;
4. Обосновать эффективность разработанного тура.
Степень научной разработанности проблемы. В самых различных областях науки (социологии, антропологии, экономике и др.) выходили фундаментальные работы о природе самого туризма и его связи с паломничеством, обрядами, развлечениями, жизненным циклом человека. Это работы антрополога У. Тернера, социолога М. Шикжентмихали по анализу туристских потоков. К. Р. Макконнелл провел общенаучный анализ туристских потоков с социологической, антропологической и семиотической точек зрения. Н. Граберн посвятил свое исследование изучению видов туризма.
Большой вклад в изучение туризма внесли работы С. М. Алмосова, Л. И. Анищевой, И. М. Асановой, А. В. Бабкина, И. В. Воловик, И. Ю. Крутовой, В. И. Солдаткина, А. Д. Чудновского. Проблемы семейного туризма отражены в работах В. Ф. Буйленко, Н. А. Восколович, и др.
Методы исследования – анализ, синтез, конкретизация, обобщение, сравнение.
Выпускная квалификационная работа состоит из 60 страниц, включающие в себя введение, 2 главы, в каждой главе по 2 параграфа, заключение и списк использованной литературы.
Глава 1. Анализ организации семейных туров в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре
1.1. Потенциал Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для организации семейных туров
Семейный туризм является относительно новым видом путешествий. Он включает в себя совместные путешествия родителей и детей, так что его можно считать не только формой отдыха, но и инструментом воспитания. Семейный туризм может включать в себя целый ряд направлений, такие как осмотр достопримечательностей, культурных, образовательных и развлекательных поездок, путешествий с целью пляжного отдыха, а также разнообразные форм активных развлечений.
Основным принципом организации семейного досуга является ориентация на всех членов семьи, учет возрастных, психофизиологических особенностей, а также интересов и ценностей каждого поколения. Особая ценность семейных форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья - дети, семья - семья, дети - дети, дети - подростки - взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи.
Встает вопрос рационального использования свободного времени для воспитания детей и организации досуга современной семьи. Большое значение имеет устранение стихийности в организации семейного досуга, а также повышения его культуры, ориентации на активные формы использования свободного времени.
Семейная деятельность – это социокультурный и педагогический феномен, находящийся в имманентной связи с обучением и воспитанием личности, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты. Как вид развивающей деятельности, семейный досуг представляет возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей.
Семейным туризмом условно считают путешествия родителей с детьми до 11 лет. Однако это не совсем верно. Так как к его целевой аудитории так же следует отнести: молодых, не состоящих в браке; молодые семьи без детей; молодые семьи с детьми; семьи старшего возраста без детей; семьи старшего возраста с детьми и пожилые семейные пары.
Формы семейного досуга, как и сами семьи, различаются по:
1. Количеству детей;
2. Составу;
3. Структуре;
4. Типу лидерства в семье;
5. Семейным укладам;
6. Однородности социального состава;
7. Семейному стажу;
8. Качеству отношений и атмосферы в семье;
9. Особым условиям семейной жизни.
Свои интересы и потребности семья может удовлетворить дома или в учреждениях культурно-досугового типа. По данному критерию семейный досуг можно разделить на домашний досуг и досуг с семьей вне дома.
Семейный домашний отдых – это:
любительские занятия (цветоводство, коллекционирование, уход за домашними животными, совместные занятия творчеством, художественным или техническим: рисование, поэзия, музицирование, пение, вышивание, любительская видео-съёмка, фотосъёмка и т. п.);
совместное обращение к аудиовизуальной информации (просмотр телевизора, обращение к интернету и другим средствам СМИ);
домашние спектакли (организация театральной деятельности как фрагментарной (переодевание, гримировка, розыгрыши), так и полномасштабной (организация домашнего театра - живого или кукольного - постановка композиций, игровых программ, малоформатных спектаклей и т. п.);
семейное чтение;
игры (с детьми, настольные и т. д.);
праздники (организация домашних детских праздников с включением игровых программ и конкурсов; семейных и клановых праздников с привлечением широкого круга родственников).
Семейный туризм решает следующие задачи:
способствует сплоченности семьи и установлению эмоционального контакта, взаимопониманию, сотрудничества между родителями и детьми, коррекции детско-родительских отношений, реализации семейных ценностей;
реализует потребность в отдыхе и физической активности. Особенно это касается спортивных видов семейного туризма;
ориентирует на здоровый, активный образ жизни и освоение здоровье сберегающих технологий;
способствует активной социализации детей, многие виды семейного туризма являются командными, совместная работа, сотрудничество, взаимодействие в команде создают естественные условия для приобретения социального опыта у детей.
Подчеркивая социальную значимость различных видов туризма, можно выделить ряд важнейших функций:
укрепление стабильности общества,
консолидации семейных отношений,
формирование картины мира и мировоззрения подрастающего поколения,
обеспечение преемственности поколений по образу жизни и сценариям группового поведения.
Классифицировать семейный туризм сложно, он многогранен, разнообразен, так же как разнообразны семьи. По уровню организации среди
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 №132-ФЗ
2. Абабков, Ю. Н. Маркетинг в туризме : учебник / Ю. Н. Абабков, М. Ю. Абабкова, И. Г. Филиппова ; под ред. Е. И. Богданова. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 214 с.
3. Баранов, А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма : учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 383 с.
4. Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы : учеб. пособие для СПО / В. П. Бугорский. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 165 с.
5. Бизнес-планирование в туризме : учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» / под общ. ред. Т. В. Харитоновой, А. В. Шарковой. – 4-е изд. – Москва : Дашков и К, 2021. – 310 с.
6. Богданов, Е. И. Экономика отрасли туризма : учебник / Е. И. Богданов, Е. С. Богомолова, В. П. Орловская ; под ред. проф. Е. И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 318 с.
7. Болотова М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей: учебное пособие / М. И. Болотова. Москва: компания Спутник+, 2015. 114 с.
8. Восколович, Н. А. Маркетинг туристских услуг : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Восколович. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.
9. Ветитнев, А. М. Информационные технологии в туристской индустрии : учебник для академического бакалавриата / А. М. Ветитнев, В. В. Коваленко, В. В. Коваленко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 340 с.
10. Гаврилова А. Е. География туризма: учебник для вузов / под ред. А. Ю. Александровой. Москва: КноРус, 2015. 592 с.
11. Джанджугазова, Е. А. Маркетинговые технологии в туризме: маркетинг туристских территорий : учеб. пособие для СПО / Е. А. Джанджугазова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с.
12. Жулевич Е.В., Копанев А.С. Организация семейного туризма: Учебно-практ. пособие.
13. Золотовский, В. А. Правовое регулирование туристской деятельности : учебник для СПО / В. А. Золотовский, Н. Я. Золотовская. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 247 с.
14. Игнатьева И. Ф. Организация туристской деятельности: учебное пособие / И. Ф. Игнатьева. Москва: КноРус, 2015. 30 с.
15. Игнатьева, И. Ф. Организация туристской деятельности : учебник для вузов / И. Ф. Игнатьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 392 с.
16. Истомина, Э. Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России : учебное пособие / Э. Г. Истомина, М. Г. Гришунькина ; Рос. гос. гуманитары, ун-т. – 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Рос. гос. гуманитары, ун-т, 2019. — 288 с.
17. Каменец, А. В. Молодежный социальный туризм : учеб. пособие для академического бакалавриата / А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина ; под общ. ред. А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 192 с.
18. Каменец, А. В. Молодежный социальный туризм : учеб. пособие для академического бакалавриата / А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина ; под общ. ред. А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 192 с.
19. Кусков А.С. Основы туризма: учебник для вузов / А.С. Кусков. Москва: КноРус, 2015. 394 с.
20. Мотышина, М. С. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учебник для академического бакалавриата / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 282 с.
21. Морозов, М. А. Экономика туризма : учебник для СПО / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 291 с.
22. Образовательный туризм в России : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю. С. Путрик [и др.] ; под ред. С. Ю. Житенёва. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 237 с.
23. Остроумов, О. В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность : учебно-методическое пособие / О. В. Остроумов ; под. ред. Ю. С. Путрика. — Москва : Финансы и Статистика, 2021. — 128 с.
24. Панова, А. В. Статистика туризма : учебное пособие / А.В. Панова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 248 с.
25. Погодина, В. Л. География туризма : учебник / В.Л. Погодина, И.Г. Филиппова ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 256 с.
26. Рассохина, Т. В. Менеджмент туристских дестинаций : учебник и практикум для вузов / Т. В. Рассохина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 210 с.
27. Сущинская, М. Д. Культурный туризм : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. Д. Сущинская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 157 с.
28. Туристское страноведение. Западная и Северная Европа. Япония : учебник для вузов / М. В. Иванова, Л. В. Сазонкина, Л. А. Полынова, Ю. Л. Кужель ; под научной редакцией Ю. Л. Кужеля. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 574 с.
29. Туристское страноведение. Центральная Европа : учебник для вузов / под научной редакцией Ю. Л. Кужеля. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 517 с.
30. Феденева, И. Н. Организация туристской индустрии : учеб. пособие для СПО / И. Н. Феденева, В. П. Нехорошков, Л. К. Комарова ; отв. ред. В. П. Нехорошков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 205 с.
31. Фролова Т.А. Экономика и управление в сфере социально- культурного сервиса и туризма: учебное пособие / Т.А. Фролова. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2018. 69 с.
32. Шарухин А.П. Экономика и организация туризма: международный туризм: учебное пособие / А.П. Шарухин. Москва: КноРус, 2017. 565с.
33. Яковлева Т. П. Обслуживаем семью. – Журнал «Гостиничный вестник», 2009. Москва: КноРус, 2015. 30 с.
34. Глосс тревел [Электронный ресурс] – https://glonasstravel.com/destination/vidy-semejnogo-turizma/ (дата обращения: 01.06.2021).
35. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс] // Ростуризм. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/content/ (дата обращения: 01.06.2021).
36. Ильина Е.Н. Организация деятельности туризма [Электронный ресурс] / Е.Н. Ильина // Все о туризме: туристическая библиотека. Режим доступа: www.aviacapital.ru/ (дата обращения: 01.06.2021).
37. Инновации в сфере туризма [Электронный ресурс] // Официальный сайт ведущих поставщиков передовых решений в области информационных технологий в туризме. Режим доступа: http://www.amadeus.ru/ (дата обращения: 01.06.2021).
38. Ильина Е.Н. Организация деятельности туризма [Электронный ресурс] / Е.Н. Ильина // Все о туризме: туристическая библиотека. Режим доступа: www.aviacapital.ru/ (дата обращения: 01.06.2021).
39. Инновации в сфере туризма [Электронный ресурс] // Официальный сайт ведущих поставщиков передовых решений в области информационных технологий в туризме. Режим доступа: http://www.amadeus.ru/ (дата обращения: 01.06.2021).
40. Меведев В. Туризм [Электронный ресурс] /В. Медведев // Карманная энциклопедия туризма. Режим доступа: http://www.koob.ru/ (дата обращения: 01.06.2021).
41. Организация семейного туризма [Электронный ресурс] Режим доступа: http://travelel.ru/organizaciya-semejnogo-turizma (дата обращения: 01.06.2021).
42. Особенности формирования, продвижения реализации туристического продукта [Электронный ресурс]:Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/74d86781f33c6bd699aa 1465d034588171544019/ (дата обращения: 01.06.2021).
43. Семейный туризм, особенности, организация и география семейного туризма [Электронный ресурс] Режим доступа: http://travelluxtour.info (дата обращения: 01.06.2021).
44. Туризм в Югре [Электронный ресурс] – https://tourism.admhmao.ru/ (дата обращения: 01.06.2021).
45. Туристическая библиотека «Всё о туризме» [Электронный ресурс] Режим доступа: www.tourlib.net/books_tourism/ (дата обращения: 01.06.2021).
46. Туроператор СВ-АСТУР [Электронный ресурс] Режим доступа: https://svastour.ru/articles/puteshestviya/vidy-turov/semeynyy-turizm.html (дата обращения: 01.06.2021).
47. Организация семейного туризма [Электронный ресурс] Режим доступа: http://travelel.ru/organizaciya-semejnogo-turizma (дата обращения: 01.06.2021).
48. Особенности формирования, продвижения и реализации туристического продукта [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/74d86781f33c6bd699aa 1465d034588171544019/ (дата обращения: 01.06.2021).
49. Отдых с детьми [Электронный ресурс] // РоссТур: официальный сайт. Режим доступа: http://www.rosstur-ekb.ru/nashi-sovety/otdyh-s-detmi.html
50. Семейный туризм, особенности, организация и география семейного туризма [Электронный ресурс] Режим доступа: http://travelluxtour.info (дата обращения: 01.06.2021).