Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Более пристальное внимание к многодетным семьям в психологии в настоящее время можно объяснить тем, что имеет место в социальных взаимоотношениях кризис экономический, духовно-психологический, и другие. Семейное воспитание, а в частности в многодетной семье в этом ракурсе занимает все более лидирующее место.
Исследователи социально-педагогических проблемам в многодетной семье уделяли особое внимание: [В. Вершинина], [А.Г. Курзенева], [П.В. Шевченко], [И.О. Шевченко], [З.А. Янковой], [Антонова] и другие. В последнее время появились исследования психологии о многодетных семьях, например авторы: [Т.А. Думитрашку], [Н.В. Гаврин], [Ж.С. Джандосова], [Т.Н.Андреева], [B.C. Торохтий] и другие.
Для развития и воспитания ребенка имеют огромное значение условия в которых оно осуществляется. В семье происходит закладывание нравственных основ личности человека, формируются основные нормы нравственного поведения, происходит раскрытие внутреннего мира и индивидуальных качеств личности. Семья может способствовать развитию самоутверждения и уверенности в себе, может стимулировать активную социальную и творческую позицию человека. Только в семье возможно осуществление первичной социализации ребенка. Тем не менее в последнее время специалисты различных ведомств проявляют тревогу в связи с глубоким системным кризисом института семьи, который проявляется в деформации традиционных семейных устоев и семейного воспитания, что приводит к увеличению количества неблагополучных семей, семей, которые не способны самостоятельно справиться с проблемами. Причины неблагополучия разные, но наиболее часто встречаемыми являются [затруднительное материальное положение, проблемы жилищные, трудности, связанные с реализацией в профессии, а также воспитанием детей, происходящими конфликтами в семье и не серьезным отношением к функции и роли родителя, жестокое обращение со своими детьми, алкоголизм или наркомания родителей (одного родителя)]. [56, c. 18].
Причины неспособности родителей в многодетных семьях самостоятельно решать возникающие проблемы, тоже различны: не знают и не умеют быть родителями из-за собственного негативного детского семейного опыта. Как правило, в таких семьях родители прошли через страдания, насилие физического и сексуального характера, испытывали пренебрежение, жестокость, и теперь воспринимают образ жизни уже своей семьи как единственно возможный. Члены таких семей оказываются погруженными в постоянные циклы отрицания, агрессивного или деструктивного поведения. Все это в свою очередь, ведет к непрерывным конфликтам, кризисам, создает уязвимость семьи;
недостаточность педагогических знаний для воспитания подросших детей, последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д.;
развод родителей. В такой неполной многодетной семье все заботы о доме, воспитании детей, обеспечении семьи ложатся на плечи одного родителя.
Актуальным видится необходимость исследования особенностей воспитания детей в многодетной семье с целью для определения возможных проблем.
Цель исследования: определение психологических особенностей воспитания и развития в многодетной семье.
Объект исследования: психологические особенности воспитания детей в многодетной семье.
Предмет исследования: воспитание детей в многодетной семье.
Задачи исследования:
1. дать характеристику психологических особенностей воспитания и развития детей в многодетной семье;
2. организовать и описать методы исследования психологических особенностей воспитания и развития детей в многодетной семье;
3. провести анализ и интерпретацию результатов исследования психологических особенностей воспитания и развития детей в многодетной семье.
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация; тестирование; количественный и качественный анализ результатов.
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕ
1.1 Понятие «многодетная семья» в психолого-педагогической литературе
Отношения детей и родителей - семейные отношения, при непосредственном участии детей. Научное сообщество, специалистов разных школ и направлений, изучение в области теоретического знания в какой-то степени отстает от изучения практического. Основные подходы теоретии специалистов отечественной психологии обращают внимание на отношения детей с близкими взрослыми, на значимость роли в развитии ребенка, но эффективно отношения не исследованы. Однако, большой опыт исследований в области детско-родительских отношений собран клиническими психологами: А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, А.С. Спиваковская и многими другими.
В психолого-педагогической литературе сущность понятия Отношения детей и родителей не имеет однозначного подхода. Являясь одновременно подструктурой семейных отношений, которая включает в себя неравноценные родительские отношения, во взаимосвязи которых отношение ребенка к родителям и родителей к ребенку.
Отношения детей и родителей следует рассматривать как активное взаимодействие в соотношении с влиянием родителя на ребенка, где достаточно серьезно прослеживаются закономерности социально-психологических явлений межличностных семейных отношений [А.С. Спиваковская], [Н.И. Буянов], [А.Я. Варга], [О.А. Карабанова], [А.И. Захаров], [А.Г. Лидерс], [Т.В. Якимова] и другие. В зарубежной психологии понятие детско-родительских отношений исследуется в области психоанализа З. Фрейд], [Д. Винникот], [Э. Берн], [Э. Эриксон] и другие, бихевиоризма [Дж. Уотсон], [Б. Скиннер], [А. Бандура] и другие, а также гуманистического направления [Т. Гордон], [К. Роджерс], [Дж. Байярд], [В. Сатир] и другие.
Психологическая школа Зарубежья способствовали формированию определенных теоретических подходов к содержанию детско-родительских отношений и пониманию их роли. Классический психоанализ [3. Фрейда] анализирует качество отношений между родителями и детьми, рассматривая их, как основной фактор развития детей. Источником начального и важнейшего удовольствия, видя либидо первого объекта, а также первого законодателя является мать ребенка. [З. Фрейд] считал важнейшим периодом жизни ребенка, отделение его от родителей с целью его благополучной реализации в социуме. По мнению [З. Фрейда] к отклонениям личностного развития, приводят нарушения удовлетворения личностных потребностей, а также неудачный опыт детского возраста, предъявление неадекватных возрасту и состоянию ребенка требований от родителей [61].
[А. Адлер] видит личность в реализации социальных отношений, как его часть. В детстве закладывается стиль жизненных установок личности. Положительная атмосфера в семье и проявление любовных чувств способствуют развитию у ребенка социального интереса. По мнению автора, воспитание это процесс который обоюдно влияет на членов семьи, а также на общество. Основы воспитания это равенство адекватное возрасту и роли и положению ребенка в семье, сотрудничество [2].
[Э.Эриксон], американский психолог, был сторонником теории становления личности индивида в течении всего жизненного цикла развития. [В годы раннего возраста, он считал, что ребенок подвергается более всего влиянию своей семьи, а только после, влиянию социума ( и ситуациям развития в обществе, а также политических или экономических особенностей).] [Э. Эриксон] обращает внимание на факт [...двойственной интенции, совмещающей в себе заботу о нуждах ребенка с чувством доверия к нему.] [66].
[Э. Фромм], предлагал родительское отношение рассматривать, как основную базу для развития ребенка, а также показал различия отношений материнского и отцовского: [...условность - безусловность, контролируемость - неконтролируемость...]. Таким образом, [материнская любовь безусловна и неконтролируема, а отцовская любовь обусловлена и управляема]. [Э. Фромм] акцентирует, что [«...речь здесь идет не о конкретном родителе, а о материнском и отцовском началах, которые в определенной степени представлены в личности матери или отца...»] [62].
Автор феноменологической теории личности [К. Роджерс] имел мнение, что человеку необходимо отношение на уровне позитивности, которое будет удовлетворять [в одобрении и любви со стороны окружающих; самоуважение, развивающееся по мере первого. Условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между безусловной и условной любовью, между «Я идеальным» и «Я реальным»]. [Безусловное положительное внимание родителя к ребенку], считал [К. Роджерс], есть [отношение без учета отношения к его поступкам, которое обеспечивает наивысшее благоприятное и гармоничное развитие личности ребенка] [35].
[Ловинджер Л.] предлагает рассматривать как основу отношений родителей и детей показатель API (авторитарной семейной идеологии). Такой показатель отражает когнитивный аспект «Я» - осознание своей внутренней жизни и жизни внутренней ребенка; определяет примерно уровень когнитивного развития своего «Я» [53]. Но, так как в настоящее время понятие детско-родительских отношений в науке еще недостаточно исследовано, а также отсутствует ясное его понимание и конкретность формулировки, то предлагаются разнообразные виды формулировки такого определения. Предполагаем, что отношения детей и родителей являются основным типом в семейной системе человеческих взаимоотношений.
Отношения детей и родителей могут иначе рассматриваться и иметь свою специфичность в области изучения межличностных отношений, например, по мнению [Е.О. Смирновой]: отношения детей и родителей имеют эмоционально важное значение для детей родителей.
В отношениях родителей и детей присутствует двойственность, которая может выражаться с одной стороны, в чувстве долга заботы родителей о ребенке и стремлении научить его как заботиться о себе. [58]. [Э. Эриксон] называет [...«двойственной интенцией», совмещающей в себе чувственное стремление заботиться о нуждах ребенка с чувством полноценного доверия к нему, и способность детей самостоятельно устанавливать нужное равновесие между своими инициативами и родительскими требованиями...] [60].
[А.С. Спиваковская] говорит о конфликтности внутренней отношений родителей и детей, когда родители стремятся удержать ребенка с собой рядом, и желают одновременно, его развития и взросления, в то время, как дети взрослеющие всегда стремятся от родителей отделиться.
Другой важной особенностью отношений родителей и детей становится их планомерное изменение в процессе взросления и отделении от родителей. [60].
Отечественные исследователи [В.Н. Мясищев], [Б.Г. Ананьев], придерживаются своей точки зрения, [Б.Г. Ананьев] говорит: [...детско-родительским отношениям можно дать следующее определение -избирательная в эмоциональном и оценочном плане психологическая связь ребенка с каждым из родителей, выражающаяся в переживаниях, действиях, реакциях, связанная с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения, собственной жизненной историей, и определяющая особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними. То есть, отношения детей и родителей рассматривают как субъективное осознание человеком характера отношений со своими отцом и матерью...]. [41].
Многодетная семья - это значимо созданный мир, имеющий собственные положительные и отрицательные моменты, свои радости и проблемы. В определенное время и его моменты дети и родители в семьях испытывают сложности или победы.
Отношения детей и родителей характеризует определенная непрерывность и продолжительность во времени, амбивалентность в отношениях, которая обладает значимостью эмоционального проявления и для родителей и их детей, а также измененчивостью отношений, связанных со взрослением детей и их потребностью не только получать заботу, но и давать, а также определенной ответственностью.
Определенное влияние личности родителей на детей, оказывают такие факторы, как: пол родителя, его возраст, характерологические особенности тип и темперамент, а также религиозность, принадлежность к определенной национальности, направление профессии, социальное положение, компетентность в области педагогической и нравственной культуры [65]. Одним из основных психолого-педагогических понятий для определения различных типов семейного воспитания является выбранный стиль родительского отношения, воспитания, который обозначает общность и цельность приемов и способов общения. Родительский стиль, это обобщенные и характерные, ситуационно неспецифические способы общения конкретного родителя с определенным ребенком, образ действий в отношении к ребенку [52].
Стиль воспитания, можно рассматривать, как степень включенности детьми в решение вопросов и обсуждение проблем семьи, выбор стратегии в воспитании, уровень стремления родителей к уменьшению искаженного видения детей, уровне успешности детей при одновременном эмоционально окрашенном общении родителей.
В психологической литературе сущность понятий «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» предлагается рассматривать, как синонимы. Стиль семейного воспитания означает образование, которое включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, делая опору на определение [А.Я. Варги], дающей описание родительского отношения [...как целостной системы разных чувств, поведенческих стереотипов и понимания по отношению к ребенку...] [11].
[В.Н.Дружинин] имел мнение, что [«Семья, являясь первичной социальной микросредой в которой человек живет, как в коконе, первую четверть (если повезет) жизни»], влияет глобально на личностное развитие человека [27]. [...Стиль взаимоотношений детей с родителями, родительские позиции, установки и типы воспитания оказывают первостепенное влияние на личность ребенка и становление всего его жизненного пути...]. [28].
[А.С. Спиваковская] считает: [родительское отношение является реальной направленностью, позволяющей описать отношения, в основе которых заложена
Фрагмент для ознакомления
3
1. О мерах по социальной поддержке многодетных семей: указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 (ред. от 25.02.2003) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 19. – Ст. 1044.
2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: Издательство Института психотерапии, 2012. – 292 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2015. – 363 с.
4. Андреева, Т. В. Семейная психология / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
5. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М.: Академия, 2017. – 264 с.
6. Аседова Э. М. Многодетная семья и ее проблемы / Современные проблемы культуры и воспитания. Выпуск 2. / Под ред. З.М. Магомедовой. – Махачкала: ДГПУ, 2005. –338 с
7. Банных, Г.А. Феномен многодетности в России: социологический анализ изменений / Г.А. Банных, Е.В. Зайцева, С.Н. Костина, А.И. Кузьмин // Вопросы управления. – 2019. – № 1 (56). – С. 22-36.
8. Батырева М.В. Особенности социализации детей в многодетных семьях / М.В.Батырева // Международный научный журнал. – 2016. – №11. – С. 56-57
9. Бильгильдеева, Р.Г. Особенности семейного воспитания / Р.Г. Бильгильдеева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hmrn.ru/raion/socs/custody_and_guardianship/father_vseobuch.php?ELEMENT_ID=11275 (дата обращения: 30.03.2020)
10. Великжанина, К.А. Эффективность форм работы с многодетными семьями: субъективный аспект. / К.А. Великжанина, И.В. Антонович // Труды молодых ученых алтайского государственного университета. – 2013. – №10. – С. 255-257.
11. Джиоева, Г.Х. Воспитание единственного ребенка в семье: проблемы и ожидания / Г.Х. Джиоева // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2017. – №3. – С. 205-207.
12. Дивицына Н.Ф., Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита. Учеб. пособие / Н.Ф. Дивицына. - М.:МГУ, 2006. - 127 с.
13. Доронова, Т. Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Т. Н. Доронова. – М.: Москва, 2010. – 120 с.
14. Дружинин В.Н. Психология семьи.- СПб.:Питер 2006 – 176с
15. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология, СПб: Питер. - 2000. - 320 с
16. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка в воспитании дошкольника. – М: Сфера, 2005. – 96с
17. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань: Изд-во КГТУ, 2004
18. Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия [Текст] / А. И. Захаров. — М.: ЭКСМО–Пресс, 2000. – 448 с.
19. Здравомыслова О.М. Арутюнян М.Ю. Российская семья на европейском фоне / Институт социально-экономических проблем М.: РАН. - 1998. - 9п.л
20. Зубкова Т.С., Тимошин А.В. Содержание и организация работы по социальной защите женщин, детей и семьи. М.: Издательский центр «Академия» 2003 – 224с
21. Иванова, А.А. Особенности воспитания детей в многодетной семье / А.А. Иванова, Е.А. Кувалдина // Концепт. – 2016. – Т. 11. – С. 2816-2820.
22. Карпова, Г. А. Педагогическое изучение семьи: анкетирование [Текст] / Г. А. Карпова // Классный руководитель. 2005. – № 5. – С. 87-99.
23. Коджаспиров, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспиров. – М.: Академия, 2003. – 176 с
24. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – СПб: Питер, 2004. – 480 с.
25. Крысько, В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии / В.Г. Крысько. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 208 с.
26. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: практическое пособие / C. В. Крюкова, Н. П. Слободяник.– М. : Генезис, 2002. – 208 с.
27. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Н. Л. Кряжева. – Ярославль.: Академия развития, 1996 г. – 312 с.
28. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб: Питер.- 2009.- 283 с
29. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Куликова. – М.: «Академия», 1999. – 232 с.
30. Курагина, Г.С. История многодетной семьи. / Г.С. Курагина // В сборнике: Семейное воспитание: история и современность, 2013. – С. 40-46.
31. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2008. – 412 с.
32. Лукина, А.К. Социально-педагогическое сопровождение многодетных семей / А.К. Лукина, Б.Б. Хомушку // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: Материалы I Всероссийской научно- практической конференции. Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. – 2018. – С. 42-48.
33. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб, 2000. – 122 с.
34. Ляшенко, В. В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия / В. В. Ляшенко. - М.: Психотерапия, 2014
35. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / под ред. Г. С. Макаренко, В. Н. Колбановского. — М.: Учпедгиз, 1940. — 119с.
36. Мардахаев, JI. В. Словарь справочник по социальной педагогике [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / JI. В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 386 с.
37. Матвеева, Т.П. Актуальные вопросы социальной поддержки многодетных семей / Т.П. Матвеева, Ю.В. Павловская, Н.А. Кузнецова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2019. – № 2. – С. 110-113.
38. Мартынова, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение многодетных семей / Н.В. Мартынова, Л.П. Панова, Н.А. Плугина // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 145-149.
39. Минияров В.М. Психология семейного воспитания, Воронеж Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с
40. Михайлова, А.А. Взаимодействие семьи и школы в воспитании младших школьников / А.А. Михайлова, Л.У. Жданова // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 3 (14). – С. 254-257.
41. Многодетная семья в современной России: доклад на II Всероссийской конференции (10-11 июля 2008 г.) / Л.М. Прокофьева, Л.Н. Овчарова, В.И. Гришанов и др. // Демография. Ру. - 2008. - № 7. - 30 с.
42. Монакова, Н. И. Я радуюсь, грущу, удивляюсь. Развитие эмоциональной сферы детей [Текст] / Н. И. Монакова, 2012. – 32 с.
43. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. - Ярославль: 2002
44. Морогин В. Г. Ценностно-потребностная сфера личности: концепция и методология исследования // СПЖ. 2006. № 24. C. 37–52
45. Мусина, Г.А. Проблемы многодетных семей в Российской Федерации и меры по их поддержке и социальной защите / Г.А. Мусина // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). – 2019. – № 1 (42). – С. 102-106.
46. Осипова, А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. — М.: Сфера, 2007. — 509 с
47. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. -- М.: ИНФРА-М, 2009. -- 272 с. Рогозянский А., Проблемы многодетной семьи сегодня / А. Рогозянский // Журнал Московской Патриархии. - 2004. - № 11. - С. 63.
48. Парыгин, Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. – М.: Знание, 2009. – 616 с.
49. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков из соц. неблагополучных семей: материалы межрегиональной научно-практической интернет-конференции 25 ноября – 16 декабря 2013 г. – Уфа, 2013. – С. 18-20.
50. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. – М.: Флинта. - 2005. – 130c
51. Роджерс К., О становлении личности, PSYLIB, 2004 – 314с
52. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология: учебник для бакалавров / А. Л. Свенцицкий. – М.: Юрайт, 2016. – 408 с.
53. Синегина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детскородительских отношений / Н.Ю. Синегина. - М.: Владос, 2005. - 95 с.
54. Соловьева, Т. В. Социально-демографический портрет многодетной семьи в СССР и Российской Федерации / Т.В. Соловьева, Д. А. Бистяйкина, Е. Г. Панькова // Наука без границ. – 2017. – №2. – С. 57-63.
55. Социально-педагогическая работа с детьми из дезадаптированных семей / под ред. Л.И. Смагиной. – Минск: РИПО, 2003. – 123 с.
56. Социальная психология: учебник / под ред. А.М. Столяренко. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 431 с.
57. Смирнова Е.О. Детская психология, Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 366 с
58. Современный энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Уровень жизни URL: http://www.ubrus.org/dictionary-units/?id=224310
59. Спиваковская А.С. Клиническая психология. Программы ед. Е.Ю. Балашова, А.Ш. Тхостов М.: Акрополь, 2006. -412с
60. Фрейд З, Введение в психоанализ, СПб: Питер 2007. - 428с
61. Фромм Э, Здоровое общество, АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2007. - 544 с
62. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. - Ростов-наДону, 2004г.]
63. Чебанов В.Ю. ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В СЕМЬЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.;
64. Чукреева В.В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 180-183
65. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. –СПб: Питер 2008. - 672с
66. Эриксон Э, Трагедия личности, Москва: Эксмо, Алгоритм 2008- 256с.