Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Коммуникативное развитие в современных социально-экономических условиях выступает одной из важнейших характеристик личности. Достаточное коммуникативное развитие позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Вместе с тем, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, современная образовательная система с существующим в ней набором форм и методов обучения и воспитания не в должной степени способствует коммуникативному развитию воспитанников.
Первоначальное коммуникативное развитие, обеспечивающее поэтапное становление детской личности, должно происходить еще в дошкольном возрасте. Развитие человека как личности происходит в условиях проявления им активности во взаимодействиях с окружающим миром. По данным ученых (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева) дошкольный возраст выступает благоприятным периодом для развития активности личности. Первым видом социальной активности ребенка выступает общение. Именно общение со сверстниками позволяет осуществлять познание и оценку самого себя посредством других людей (Р.Г. Казакова, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина и пр.). В связи с этим активизация коммуникативной деятельности дошкольников, понимаемая как процесс побуждения детей к энергичному, целенаправленному общению и социальному взаимодействию, выступает насущной необходимостью практики дошкольного образования. Однако нередко в ходе коммуникативного развития дошкольников происходят различные сбои. Эти сбои часто обусловлены недостаточным эмоциональным развитием дошкольников, снижающим их способность к сочувствию, сопереживанию коммуникативному партнеру.
Среди типичных детских эмоций существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность. Заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, в настоящее время взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д. В связи с тем, что сюжетно-ролевая игра выступает ведущей деятельностью детей старшего дошкольного возраста, ее целенаправленное использование, нацеленное на стимулирование коммуникативного развития воспитанников, обладает высоким потенциалом.
При этом научно-методических разработок, предполагающих внедрение сюжетно-ролевых игр, ориентированных на развитие коммуникативной сферы старших дошкольников и учитывающих их особенности, очевидно недостаточно. Нехватка научно-методической литературы по проблеме исследования и обусловила, в конечном счете, актуальность обращения к указанной проблеме.
Проблема исследования: Как с помощью сюжетно-ролевых игр обеспечить развитие коммуникативных способностей у дошкольников?
Объект исследования: коммуникативные способности дошкольников.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и реализовать комплекс сюжетно-ролевых игр, ориентированных на развитие коммуникативных способностей старших дошкольников.
Гипотеза исследования: внедрение в педагогический процесс комплекс сюжетно-ролевых игр благоприятно повлияет на коммуникативное развитие воспитанников старшей группы детского сада «Любознайки». А именно позволит повысить эмоциональное благополучие в системе межличностных отношений, развить коммуникативную компетентность и навыки сотрудничества и совместной деятельности, сформировать позитивный образ сверстника и чувствительность к воздействию сверстника.
Задачи исследования:
1. Представить психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть коммуникативные способности и их развитие в дошкольном детстве.
3. Изучить сюжетно-ролевую игру и ее роль в развитии детей дошкольного возраста.
4. Разработать и описать методический замысел экспериментального исследования развития коммуникативных способностей у дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры.
5. Проанализировать результаты диагностики уровня развития коммуникативных способностей у старших дошкольников из группы №9 «Любознайки».
6. Составить и реализовать комплекс сюжетно-ролевых игр, ориентированных на развитие коммуникативных способностей старших дошкольников.
7. Представить и проанализировать результаты экспериментального исследования.
Теоретико-методологической основой исследования выступили труды таких ученых как Т.И. Алиева, С.С. Бычкова, Н.Е. Васюкова, Л.С. Выготский, Ю.М. Жуков, Я.Л. Коломинский, Л.В. Чернецкая и др.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- синтез и обобщение научных теорий;
- обобщение педагогического опыта;
- тестирование;
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении психолого-педагогического и методического материала по проблеме развития коммуникативных способностей у дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
- психологами и педагогами, работающими в дошкольных образовательных организациях, с целью оптимизации своей деятельности по стимулированию коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста;
- студентами, обучающимися по психолого-педагогическому направлению, с целью самоподготовки к семинарским и лабораторным занятиям по проблеме, а также для реализации воспитательной деятельности в ходе педагогической практики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретико-методологические предпосылки исследования развития коммуникативных способностей у дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
Старшему дошкольному возрасту отводится очень важное место в процессе развития будущей личности. Детьми в этот период движет стремление играть лидирующую роль, а также добиться признания ровесников, они ориентированы быть лучшими и первыми, одновременно с этим они стремятся действовать согласно установленным правилам, а также эстетическим и нравственным нормам. В этот возрастной период ребенок в состоянии управлять посредством слов своими эмоциями. В старшем дошкольном возрасте происходит рост потребности в признании и уважении со стороны взрослых. У ребенка проявляется высшая форма общения с взрослыми – внеситуативно-личностная. Дети уже могут обращаться с вопросами и касаться в общении не только того, что происходит в данный момент, но более общих тем. Для старшего дошкольника становятся важными детали жизни каждого отдельного человека, его знания и опыт. В этом возрасте интерес вызывает специфика взаимодействия между взрослыми. Общение детей в старшем дошкольном возрасте очень эмоциональное. В ходе взаимодействия с взрослыми основная масса высказываний ребенка носит оценочный характер [10].
В старшем дошкольном детстве зарождается процесс развития новых психологических механизмов поведения и деятельности, формируется база для произвольного поведения, все это становится одним из основных новообразований развития ребенка этого возраста. Дети осваивают конкретную систему норм морали, социальных ценностей, а также правил поведения в обществе. В отдельных случаях ребенок уже способен контролировать свои непосредственные желания и может вести себя так, как нужно, а не так, как ему хочется в текущий момент. Не менее важным новообразованием этого возраста выступает децентрация, т.е. способность детей преодолевать свой эгоцентризм и принимать во внимание позицию партнеров по общению. Децентрализация – это один из факторов процесса социализации ребенка старшего дошкольного возраста.
В этот возрастной период, в виду расширения опыта детей, происходит смена содержания и тематики игр, они наполняются и обогащаются новыми смыслами. В игре старшего дошкольника начинает проявляться как то, что дети узнали из своего собственного опыта, так и то, что они смогли усвоить опосредованно, через рассказы взрослых и книги, а также в тех ситуациях, когда ребенок был лишь сторонним наблюдателем. В процессе игры начинает появляться «подготовительный этап» – этап игры, в ходе которого между детьми происходит распределение ролей, договоренность о том, как будет проходить игра, планирование сюжета игры, участники игры сооружают постройки, подбирают игрушки и пр., т.е. организуют обстановку игры [46, c. 15-20].
Для того чтобы помочь ребенку разнообразить игровые сюжеты, взрослым следует продемонстрировать, что роль можно включать не только в одну, но и в разные взаимосвязи с иными ролями. Так, повар может взаимодействовать и с «гостями ресторана», и с разносящими заказы «официантами», и с другими «поварами», и с «уборщиками». Выбирая себе роль, старший дошкольник может избрать для себя не самую наилучшую роль, он может согласиться играть роль не очень для него привлекательную, лишь для того, чтобы принять участие в коллективной игре. При этом выбор игровых партнеров происходит либо в пользу друзей, либо тех детей, у кого есть желанные предметы. В старшем дошкольном возрасте для детей неважно качество исполнения роли.
В тех случаях, когда ребенок осведомлен о возможностях и интересах других играющих, нередко процесс распределения ролей может привести к зарождению конфликтной ситуации. Так, дети могут отказать в принятии в игру ребенку, плохо отыгрывающему свою роль; появляются дети, постоянно претендующие на главную роль. Происходит зарождение стабильных игровых сообществ, либо даже «закрытых» групп, в которые участники неохотно принимают посторонних. Например, девочки могу неохотно принимать мальчиков в «игры девочек». Такие случаи требуют от взрослого незначительной помощи, он может оказать воздействие на этапе подготовки, сместить акценты, обогатить игру новыми игровым сюжетом, посоветовать для «постороннего» ребенка новую, более уместную роль и пр. Кроме того, взрослые должны помочь в разрешении конкретной конфликтной ситуации, при этом обучая детей способности к компромиссному поведению и расширяя их опыт коммуникации [7].
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры, имеющие одно содержание, повторяются на протяжении длительного времени, за которое происходит их обогащение и развитие, они насыщаются новыми линиями сюжета. Следовательно, одна и та же игра может привлекать детей в ходе длительного периода времени. Подобная специфика содействует постижению, исчерпывающему овладению и эмоциональному проживанию определенных ролей, а также их общественных функций.
Усложнение и обогащение игровой деятельности протекает одновременно с интенсивным процессом речевого развития. Происходит значительное усложнение диалоговой речи – ребенок способен принимать активное участие в беседе, достаточно просто и полно давать ответы на вопросы, исправлять и дополнять ответы, даваемые другими, формулировать вопросы и подавать уместные реплики. Так же происходит совершенствование и монологической речи: ребенок, опираясь на наглядный материал, способен составить словесное описание картины и пр. Кроме того у старшего дошкольника формируется способность пересказывать литературные произведения, при этом обращаясь к использованию выразительных средств речи. Ребенок уже интересуется мотивами и чувствами героев произведений литературы.
В старшем дошкольном возрасте у детей начинают проявляться абстрактные понятия, например, «тот, кто помогает» – «заботливый». Однако понятия морали все еще привязаны к определенным ситуациям, например, если Вася не даст лопату, то он плохой. Детская речь постепенно обретает связность, логичность, последовательность. Старшие дошкольники уже могут понимать базовые закономерности использования в предложениях слов. Они могут безошибочно согласовывать род, падежи и числа. Звукопроизношение улучшается, но еще окончательно не развито произношение трудных звуков (пары «Л» и «Р», шипящих звуков).
Именно в этот возраст деятельность логопеда имеет наибольший результат, поэтому можно отметить, что старший дошкольный возраст – период, сензитивный для логопедического вмешательства и коррекции звукопроизношения [38].
В возрасте старшего дошкольника, контекстная речь ребенка сопутствует с ситуативной речью, в ситуации общения с ровесниками начинает развиваться объяснительная речь. Дети уже могут рассуждать словесно, что содействует решению задач. Если у ребенка есть опыт звукового анализа слов, то он может выполнить его достаточно хорошо. К границе этого возраста ребенок уже настолько овладел лексикой и иными компонентами языка, что язык становится родным, окончательно присваивается. По мнению А.Н. Леонтьева [25], освоение языка – это важное условие развития ума, которое объясняется тем, что содержание исторического опыта, который ребенок присвоил в ходе онтогенеза, обобщено и отражено в речевой форме и в первую очередь в значениях слов.
Дети в старшем дошкольном возрасте все чаще вынуждены искать решение все более трудных и разнообразных задач, которые требуют от них обособления и использования отношений и связей между явлениями, предметами и действиями. Устанавливая причину того или иного явления, ребенок принимает во внимание не только особенности предметов, которые бросаются в глаза, но и их несущественные свойства. Часто ребенок рассуждает вслух, приводя свои доводы и аргументы, поправляя самого себя. В этом возрасте мышлению свойственна конкретная образность. Часто умозаключениям свойственна, по мнению взрослого человека, нелогичность, объясняемая тем, что дети делают их, отталкиваясь от незначительных признаков явления или предмета.
Объясняя процесс, ребенок в старшем дошкольном возрасте зачастую одушевляет предметы и явления, перенося на них взаимоотношения, которые существуют в мире людей. Дети в этом возрасте понимают такие явления как «неживое – живое». Они способны понять элементарные социальные и физические явления. У них формируется первичная картина мира, а также зачатки мировоззрения. Ребенок начинает выстраивать свои собственные теории мироустройства. Старшие дошкольники владеют обобщающими словами основных категорий. Для ребенка в этом возрасте основными вопросами являются: «Из чего это сделано?», «Откуда это взялось?» и «Что будет после...?». Ими также задается множество вопросов об устройстве мира. В виду того, что старший дошкольник широко использует произвольное запоминание, он хорошо запоминает объяснения, даваемые взрослыми. С помощью слов, дети подвергают анализу запомненный ими материал, а затем группируют его, соотнося его с определенными категориями явлений и предметов. Ими выстраиваются логические связи. Ребенок в старшем дошкольном возрасте впервые начинает использовать разнообразные приемы запоминания информации. Происходит значительное развитие словесно-логической памяти и рост объема запомненного материала [12].
Развитие воображения у старшего дошкольника является одним из центральных новообразований познавательной сферы в этом возрасте. У ребенка на этом этапе возрастного развития зарождаются первые мечты о будущем. Эти мечты еще неустойчивы, ситуативны и обычно вызваны окрашенными эмоционально событиями. В тех случаях, когда дети старшего дошкольного возраста не могут найти в уже полученном опыте объяснения для того или иного факта действительности, или им недостает конкретных знаний об окружающем мире, они начинают активно обращаться к воображению, соединяя разрозненные впечатления и тем самым формируя целостную картину мира. В этом возрасте ребенок уже способен создавать свои собственные воображаемые миры, населять их выдуманными персонажами. Рисунки ребенка могут изображать несуществующие предметы, он обращается к приемам очеловечения и парадоксального комбинирования, а также соединяет несоединимые качества. Обычно старший дошкольник оценивает свои рисунки эмоционально, сопоставляя и соотнося получившийся результат с первоначальным замыслом. В процессе конструирования дети этого возраста способны обособлять части, устанавливать их функции в планируемой конструкции. Они способны верно подобрать предмет по величине, форме и местоположению, а также принимать во внимание ту ситуацию, в которой конструкция будет использоваться. Старшие дошкольники умеют отыскивать интересные конструктивные решения, а также планировать стадии построения своей собственной конструкции на базе проведенного анализа [41].
Произвольное внимание по-прежнему сохраняет неустойчивость, дети легко отвлекаются из-за внешних раздражителей, хотя, в сравнении с младшим дошкольным возрастом, это случается уже реже. По мнению В.С Мухиной [32], если для привлечения внимания младших дошкольников важна сила и яркость раздражителя, т.е. его качество, то для ребенка старшего дошкольного возраста все большее значение играет соответствие их прошлого опыта и внутреннего состояния объекту внимания.
В старшем дошкольном возрасте отмечается тесная взаимосвязь речи и произвольного внимания. Ребенок в этом возрасте способен спланировать этапность своих действий, а затем придерживаться данного плана. Старшие дошкольники уже могут давать самим себе речевые инструкции, и следовать им в дальнейшем.
Старшие дошкольники в целом становятся способны удерживать свое внимание на действиях, приобретающих для них интеллектуально значимый
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.).
2. Абдурзакова, Л. Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания ребенка / Л. Ю. Абдурзакова // Образование и наука в России и за рубежом. – 2020. – № 8 (72). – С. 108–110.
3. Адамьянц, Т. З. Социоментальная личность / Т. З. Адамьянц // Мир психологии : научно-методический журнал / ред. Д. И. Фельдштейн. – 2012. – № 3 (71). – С. 163–173.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. –5-е изд., исправ. и допол. – М. : Аспект Пресс, 2014. – 363 с.
5. Аркин, Е. А. Игры, игрушки и занятия / Е.А. Аркин // Психолог в детском саду / ред. В. Г. Колесников, А. Г. Лидерс. – 2019. – № 1. – C. 5–13.
6. Бажанова, Т. В. Развитие формы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте : автореф. дис. на … канд. псих. н. / Т. В. Бажанова ; Московский городской психолого-педагогический университет. – М., 2018. – 26 с.
7. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства / В. Н. Белкина. – М. : Гаудеамус : Академический Проект, 2015. – 254 с.
8. Борисенко, О. Ю. Сюжетно-ролевая игра / О. Ю. Борисенко // Игра и дети. – 2019. – № 7. – С. 12–17.
9. Бузарова, Е. А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е. А. Бузарова, Т. Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2017. – № 3. – С. 338–353.
10. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 70 c.
11. Возрастная анатомия и физиология ребенка / Л. А. Яковлева ; Магнитог. гос. ун-т. – Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2013. – 26 с.
12. Возрастная психология : детство, отрочество, юность : хрестоматия / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М. : Академия, 2011. – 624 с.
13. Головин, С. Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Минск : Харвест, 2017. – 976 с.
14. Грицанов, А. А. Социальная реальность : осмысление основных парадигм / А. А. Грицанов // Вопросы социальной теории. – 2018. – Т. 2. – С. 133–147.
15. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. – 4-е издание, переработанное и дополненное. – СПб. : Питер, 2017. – 208 с.
16. Жегульская, Ю. С. Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию / Ю. С. Жегульская // Молодой ученый. – 2015. – № 18 (98). – С. 330–332.
17. Забудько, Г. А. Сюжетно-ролевая игра в становлении личности ребенка / Г. А. Забудько // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 7. – С. 24–27.
18. Зайцева, И. В. Сюжетно-ролевые игры / И. В. Зайцева, И. Н. Ветрова // Воспитатель ДОУ : практ. журн. – 2019. – № 10. – С. 48–57.
19. Закирова, Л. А. Вклад профессора Н. М. Аксариной в детское здравоохранение / Л. А. Закирова, Л. В. Архипова // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. – 2016. – № 2. – С. 150–151.
20. Каменская, В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии / В. Г. Каменская. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2015. – 288 с.
21. Квасникова, Т. Ю. Развитие познавательных процессов у детей через сюжетно-ролевые игры / Т. Ю. Квасникова // Начальная школа : плюс-минус. – 2011. – № 12. – С. 52–56.
22. Колесник, О. Сюжетно-ролевая игра для дошкольников / О. Колесник // Учитель. – 2014. – № 4. – С. 75–78.
23. Коломинский, Я. Л. Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский. – Минск : Вышэйшая школа, 2019. – 336 с.
24. Курцева, З. И. Социально-коммуникативное развитие личности ребенка в свете ФГОС дошкольного образования / З. И. Курцева // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – № 3. – С. 11–16.
25. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2019. – 423 с.
26. Либерман, А. Сюжетная игра в процессе подготовки к школе : Старший дошкольный возраст / А. Либерман, О. Репина // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 6. – С. 28–31.
27. Малыхина, А. С. Понятие о сюжетно-ролевой игре. Структурные элементы игры / А. С. Малыхина // Молодой ученый. – 2020. – № 22 (312). – С. 539–542.
28. Малютина, Е. В. Инновационные формы педагогического содействия социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста / Е. В. Малютина // Инициативы XXI века. – 2015. – № 4. – С. 130–131.
29. Менджерицкая, Д. В. Воспитание детей в игре / Д. В. Менджерицкая // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал / ред. Т. И. Гризик. – 2018. – № 6. – С. 12–23.
30. Михайленко, Н. Я. Как играть с детьми / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М. : Академический проект, 2011. – 160 с.
31. Мурсалова, К. А. Социально-коммуникативное развитие детей в театрализованной деятельности / К. А. Мурсалова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2018. – № 1. – С. 65–69.
32. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – 14-е изд., стереотипное. – М. : Академия, 2012. – 656 с.
33. Осипов, Г. В. Глобальные модели развития человечества / Г. В. Осипов, В. А. Лисичкин. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2015. – 256 с.
34. Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье : дошкольный и школьный возраст / В. Э. Пахальян. – СПб. : Питер, 2016. – 237 с.
35. Печагина, М. В. Сюжетно-ролевая игра – открытое пространство / М. В. Печагина // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – № 1. – С. 62–63.
36. Психология дошкольника : хрестоматия / сост. Г. А. Урунтаева. – 2-е изд., перераб., доп. – М. : Академия, 2011. – 408 с.
37. Репина, О. К. Конструирование игрового сюжета как фактор развития мышления детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. … канд. псих. н. : 19.00.07 / О. К. Репина; Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. – М., 2018. – 23 с.
38. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект-Пресс, 2015. – 460 с.
39. Симонов, П. В. Происхождение духовности / П. В. Симонов, П. М. Ершов, Ю. П. Вяземский ; отв. ред. М. Г. Айрапетянц. – М. : Наука, 2019. – 350 с.
40. Смирнова, Е. О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 3. – С. 62–70.
41. Современные дошкольники – дети нового поколения : материалы городской научно-практической конференции 01.06.2017 Москва : Году ребенка посвящается / ред. Н.А. Горлова. – М. : МГПУ, 2018. – 224 с.
42. Тараненко, А. Сюжетно-ролевая игра / А. Тараненко // Воспитание дошкольников. – 2011. – № 4. – С. 32–33.
43. Урунтаева, Г. А. Детская психология / Г. А. Урунтаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2016. – 365 с.
44. Усова, А. П. Игра – форма организации жизни и деятельности детей / А. П. Усова // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал / ред. Т. И. Гризик. – 2016. – № 1. – С. 19–22.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : Перспектива, 2014. – 32 с.
46. Филиппова, С. Мальчики и девочки дошкольного возраста / С. Филиппова // Здоровье дошкольника. – 2011. – № 7. – С. 15–20.
47. Фрейд, З. Психика : структура и функционирование / З. Фрейд. – М. : Академический проект, 2017. – 230 с.
48. Шакарова, М. А. Анализ влияния структуры сюжета и содержания культурных текстов на развитие сюжетно-ролевой игры современных дошкольников : на примере мультипликационных сериалов : автореф. дис. ... канд. псих. н. : 19.00.13 / М. А. Шакарова ; Психол. ин-т Рос. акад. образования. – М., 2012. – 24 с.
49. Эльконин, Д. Воспитательное значение сюжетной ролевой игры / Д. Эльконин // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 8. – С. 17–23.
50. Юнг, К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / К. Г. Юнг. – М. : Канон +, 2013. – 320 с.