Фрагмент для ознакомления
2
Принудительные работы являются относительно новыми для российской системы наказаний – их ввели в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 № 420-ФЗ , а реальное исполнение началось с 1 января 2017 года. По своей сущности, как отмечается в литературе, принудительные работы являются переходным наказанием от несвязанных с изоляцией от общества к связанным с ней – хотя осужденный, отбывая наказание, работает в организации совместно с другими гражданами, не являющимися осужденными, но в то же время в нерабочее время он находится в учреждении уголовноисполнительной системы – исправительном центре, выйти за пределы которого без разрешения администрации он не имеет права. Поэтому определенная степень изоляции от общества при данном наказании присутствует, хотя и в меньшей мере, чем при лишении свободы в исправительной колонии .
Наказание в виде принудительных работ является достаточно строгим, т.к. связано не только с необходимостью труда в местах, определяемых органами и учреждениями уголовноисполнительной системы, но и с изъятием осужденного из привычной социальной среды и помещением в исправительный центр, режим которого связан со значительным объемом ограничений личной свободы (необходимость постоянного нахождения в его пределах в нерабочее время, обязанность осужденного соблюдать распорядок дня, запрет на приобретение и хранение определенных предметов и т.д.).
Анализ статистических данных показывает, что состояние дисциплины среди осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ, далеко от идеального и характеризуется значительным количеством нарушений установленного порядка отбывания наказания. По данным за 2020 год, допускали нарушения порядка и условий отбывания наказания в виде принудительных работ 2396 осужденных (в 2019 году – 724), 1169 осужденных допускали злостные нарушения порядка и условий отбывания наказания в виде принудительных работ (в 2019 году – 327).
Выявлено 775 фактов употребления спиртных напитков, наркотических средств или психотропных веществ (в 2019 году – 174); 18 случаев мелкого хулиганства (в 2019 году – 4); 35 случаев неповиновения представителям администрации ИЦ (УФИЦ) или их оскорбления при отсутствии признаков состава преступления (в 2019 году – 7); 63 случая изготовления, хранения или передачи запрещенных предметов и веществ (в 2019 году – 14); 57 – отказов от работы (в 2019 году – 51); 55 – самовольного оставления территории ИЦ (УФИЦ) (в 2019 году – 15); 106 – несвоевременного (свыше 24 часов) возвращения к месту отбывания наказания (в 2019 году – 734).
В 2020 году возбуждены уголовные дела за совершение повторного преступления: после постановки на учет в ИЦ (УФИЦ) в отношении 48 осужденных (в 2019 году – 6). Находились в розыске 596 осужденных (в 2019 году – 215) .
Это говорит о том, что противодействие нарушениям установленного порядка отбывания наказания в виде принудительных работ требует не только организационных, но и правовых мер, в частности, с одной стороны, усиления ответственности за нарушения и, с другой стороны, введения более широкого диапазона мер стимулирования правопослушного поведения осужденных.
На наш взгляд, организация профилактической работы участковым уполномоченным полиции за лицами осужденными к принудительным работам позволила бы более эффективно стимулировать социально положительное поведение осужденного (в особенности возмещение вреда, причиненного преступлением в размере, определенном судом) и предупреждать нарушения установленного режима отбывания наказания. Однако, как показывает анализ действующих норм права, регламентирующих назначение и исполнение принудительных работ, элементы профилактической работы участковым уполномоченным полиции за лицами, осужденными, к принудительным работам представлены, по нашему мнению, довольно незначительно.
Что касается возможности замены принудительных работ более мягким видом наказания, она предусмотрена ч. 1 ст. 80 Уголовного кодекса РФ только в отношении принудительных работ, назначенных в качестве «первоначального» наказания в соответствии с приговором суда. В случае, когда принудительными работами было заменено лишение свободы в соответствии с ч. 2 ст. 80 на более мягкое наказание, принудительные работы заменены быть не могут. Особенностью является и то, что в случае замены лишения свободы принудительными работами она может осуществляться после отбытия меньшей части срока наказания, чем при замене иными видами наказаний: не менее одной четвертой части срока при преступлениях небольшой или средней тяжести, не менее одной трети – при тяжких преступлениях и не менее половины – при особо тяжких преступлениях (для получения возможности замены лишения свободы иными видами наказаний осужденный должен отбыть, соответственно, не менее одной трети, половины и двух третей срока).
Если вести речь об исправительных учреждениях для отбывания наказания в виде принудительных работ (исправительных центрах и участках, функционирующих как исправительные центры, при исправительных колониях – в дальнейшем, соответственно, ИЦ и УФИЦ), то, согласно Уголовно-исполнительному кодексу РФ , выделения каких-либо их видов в зависимости от режима или дифференциации условий отбывания наказания в их отношении не предусмотрено. Однако, в соответствии с международными стандартами в области исполнения наказаний, в частности, с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными , должно предусматриваться разделение заключенных на категории, облегчающее работу с ними в целях их возвращения к жизни в обществе. При этом, в соответствии с п. 67 Правил, работу с различными категориями заключенных следует вести, по мере возможности, в разных заведениях или в различных отделениях одного заведения.
Данные Правила, исходя из подпункта 1 п. 4, распространяются на исполнение не только наказания в виде лишения свободы, но и иного наказания, либо принудительной меры, связанной с помещением в пенитенциарное учреждение, в том числе, по нашему мнению, и наказания в виде принудительных работ, исполняемого исправительными центрами.
По нашему мнению, в целях стимулирования осужденных к принудительным работам и к правопослушному поведению, дифференциации исправительного воздействия на них, было бы целесообразно рассмотреть возможность установления в исправительных центрах обычных и облегченных условий содержания, с раздельным содержанием осужденных, в зависимости от условий содержания, в различных помещениях (участках) в пределах исправительного центра либо УФИЦ. В частности, было бы возможно предусмотреть для осужденных, находящихся в облегченных условиях содержания, возможность выхода за пределы исправительного центра в пределах муниципального образования не только в выходные и праздничные дни (как это предусмотрено в настоящее время ст. 60 13 УИК РФ в качестве меры поощрения), но и в будние дни во время, предусмотренное распорядком дня исправительного центра, свободное от работы и иных мероприятий .
В связи с изложенным выше, по нашему мнению, уголовно-исполнительное законодательство, регламентирующее исполнение наказания в виде принудительных работ, нуждается в некоторых мерах по совершенствованию в целях расширения элементов исполнения наказания и повышения эффективности исполнения принудительных работ. В частности, на наш взгляд, главу 81 УИК РФ было бы возможно дополнить статьей 604.1 «Условия отбывания наказания в виде принудительных работ»:
«1. Осужденные, поступающие в исправительный центр, первоначально помещаются в обычные условия отбывания наказания. По отбытии не менее половины срока наказания, установленного приговором суда, при отсутствии нарушений установленного порядка отбывания наказания, добросовестном отношении к труду, осужденный приказом начальника исправительного центра с учетом решения дисциплинарной комиссии может быть переведен в облегченные условия содержания.
2. Осужденный, находящийся в облегченных условиях содержания, имеет право пребывать за пределами исправительного центра в свободное от работы время, установленное распорядком дня, а также проводить выходные и праздничные дни за пределами исправительного центра. При этом осужденный не имеет права выходить за пределы муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", N 67, 05.04.1995.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // "Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163.
4. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (Принят 17.12.1979 Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 319 - 325.
5. Минимальные стандартные правила в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) (пересмотренный текст) (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблии ООН 17 декабря 2015 г.) // СПС КонсультантПлюс.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
8. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // "Собрание законодательства РФ", 13.01.1997, N 2, ст. 198.
9. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О полиции" // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.
10. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "О безопасности" // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 2.
11. Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 12.12.2011, N 50, ст. 7362.
12. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О противодействии коррупции" // "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
13. Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" // "Собрание законодательства РФ", 16.06.2008, N 24, ст. 2789.
14. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3590.
15. Приказ Минюста России от 29.12.2016 N 329 (ред. от 03.02.2021) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2017 N 45168) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.01.2017.
16. Приказ ФСИН России от 11.08.2016 N 641 (ред. от 15.01.2020) "Об утверждении типовых структуры и штатного расписания исправительного центра и признании утратившим силу приказа ФСИН России от 04.10.2012 N 460" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2016 N 43393) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.08.2016.
17. Приказ МВД России от 12.09.2013 N 707 (ред. от 01.12.2016) "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 N 30957) // "Российская газета", N 9, 17.01.2014.
18. Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736 (ред. от 09.10.2019) "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2014 N 34570) // "Российская газета", N 260, 14.11.2014.
19. Приказ МВД России от 21.06.2003 N 438 (ред. от 01.02.2012) "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.07.2003 N 4878) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 47, 24.11.2003.
20. Приказ Минюста России от 20.05.2013 N 72 (ред. от 02.11.2018) "Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 N 28535) // "Российская газета", N 119, 05.06.2013.
21. Ануфриева Д.А. Потапенкова И.В. Взаимодействие полиции с гражданами и их объединениями в деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности // В сборнике: Правопорядок в России: проблемы совершенствования сборник научных статей Всероссийской конференции. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. 2017. С. 42-46.
22. Горбань Д.В. Прогрессивная система исполнения и отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы // Человек: преступление и наказание. 2016. № 1 (92). С. 74–79.
23. Гришко А.Я., Оводкова Л.С. Деятельность прокуратуры и Уполномоченного по правам человека по обеспечению прав и законных интересов лиц в местах принудительного содержания: монография. Рязань, Академия ФСИН России, 2015. 132 с.
24. Гараева, Т. Б. Теоретические и практические проблемы применения привода как иной меры процессуального принуждения / Т. Б. Гараева // Вестник Владимирского юридического института. – 2018. – № 3 (48). – С. 54–57.
25. Громов, В. Г. Некоторые вопросы исполнения условного осуждения / В. Г. Громов // Алтайский юридический вестник. – 2015. – № 4 (12). – С. 86–88.
26. Евтушенко И.И. Прогрессивная система исполнения наказаний: новый взгляд // Вестник Московского института МВД России. 2015. № 9. С. 169–171.
27. Крымов А.А., Лядов Э.В., Грушин Ф.В. Принудительные работы в Российской Федерации: некоторые проблемы и пути их решения // Вестник Кузбасского института ФСИН России . 2017. № 4 (33). С. 65–71.
28. Кардашевский В. В. Организация деятельности участкового уполномоченного полиции: учебное пособие. М., 2015. 341 с.
29. Мягков А.В. Взаимодействие участкового уполномоченного полиции с иными службами и подразделениями органов внутренних дел, правоохранительными органами: лекция / А.В. Мягков. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2015. – 27 с.
30. Пупышева, Л. А. Привод в производстве по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора / Л. А. Пупышева // Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и за рубежом: сборник тезисов выступлений и докладов участников Международной научно-практической конференции. Том 2. – Рязань: АПУ ФСИН России, 2018. – С. 196–204.
31. Санташов А.Л., Скаков А.Б. Идея прогрессивной системы исполнения уголовного наказания и ее развитие в отечественной пенитенциарной науке // Пенитенциарная наука. 2020. Т. 14. С. 176–184.
32. Скаков А.Б. Прогрессивная система исполнения наказаний и пробация требуют дальнейшего совершенствования // Человек: преступление и наказание. 2020. Т. 28 (1-4), №. 3. С. 365–370.
33. Шатилович С.Н. Повышение эффективности предупреждения нарушений законности в деятельности сотрудников дежурных частей территориальных органов МВД России // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2017. – № 3 (41). – С. 79.