Фрагмент для ознакомления
2
В Российской Федерации с октября 2015 года активно применяются механизмы банкротства граждан. Ежегодно растет общее количество дел о банкротстве граждан, каждое из которых обладает существенной спецификой и особенностями. При этом ранее существующие и отработанные на практике правовые конструкции и механизмы их реализации для банкротства юридических лиц либо не применимы в отношении банкротства граждан, либо применяются с существенной спецификой. Большинством специалистов отмечено, что фактически в российской системе права образовался новый правовой институт - институт несостоятельности (банкротства) гражданина. Указанный правовой институт в силу ряда причин тесно связан с экономикой и нуждается в определении базового (основного) фактора, его формирующего. Определение данного фактора будет способствовать построению общей системы принципов и концепций реализации механизмов банкротства граждан, а также поможет судам качественно и эффективно применять элементы судебной дискреции при рассмотрении таких сложных и неординарных дел, к которым можно отнести дела о банкротстве граждан. Анализу теоретических подходов к выделению указанного базового фактора и посвящена настоящая работа.
С началом применения положений главы X Закона о банкротстве, то есть с 1 октября 2015 года, указанное положение изменилось. В настоящий момент специалисты отмечают, что в российской правовой системе сложилась система взаимосвязанных правовых норм, регулирующих сферу несостоятельности и банкротства граждан, объединенных в такую правовую категорию, как правовой институт.
Однако представления о понятии института несостоятельности (банкротства) гражданина до настоящего времени еще не нашли достаточной разработанности в теории российского права, несмотря на безусловную социальную значимость данного специализированного правового института как для сферы отношений несостоятельности (банкротства), так и для общего социального регулирования хозяйственного оборота в стране и во всей системе российского права.
Несостоятельность (банкротство) гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, ранее регулировалась § 1 гл. X Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». К отношениям, связанным с банкротством гражданина, до 1 июля 2015 г. применяются правила, установленные гл. I - VIII Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно п. 2 ст. 231 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу Федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы. Такие изменения внесены Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 476-ФЗ. Прежде всего внесены изменения в п. 1 ст. 25 ГК РФ, в которой указаны субъекты, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами), - граждане, а также в АПК РФ и ГПК РФ в части, касающейся правового регулирования процедурно-процессуальных правил несостоятельности (банкротства) граждан. В ГПК РФ введена гл. 32.1 «Признание гражданина несостоятельным (банкротом)».
Итак, в законодательство о несостоятельности (банкротстве) введен так называемый потребительский конкурс, причем российский законодатель не использует термин «потребитель» в отношении граждан в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», однако в других правопорядках процедуры, должниками в которых выступают граждане без статуса индивидуального предпринимателя, обозначают как «процедуры несостоятельности потребителя».
Изменяется правовое регулирование отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. В гл. X ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» введены § 1.1 и 4, нормы которых применяются при введении процедур реструктуризации долгов неплатежеспособного гражданина и реализации имущества несостоятельного гражданина, а также в случае смерти должника.
Безусловно, отдельные подходы высших судебных инстанций в части выделения публично-правовых категорий в сфере несостоятельности (банкротства) оказывали определенное воздействие на отдельные стороны и сферы несостоятельности и влияние на институт арбитражного управления в Российской Федерации, но указанные подходы не внесли системных изменений ни в практику, ни в теорию банкротства в современной России. Следует учитывать, что современная правовая наука отходит от дуалистического деления права на частное и публичное ввиду существенного усложнения регулируемых правом общественных отношений из-за их многогранности и целого комплекса межотраслевых сфер правового регулирования.
Применительно к институту несостоятельности (банкротства) гражданина базовым (институтообразующим) фактором, формирующим вышеназванный специальный институт права, будет являться итоговое (конечное) функциональное предназначение системы норм, принципов их применения, правовых конструкций и соответствующих отношений в сфере финансовой несостоятельности и банкротства граждан, а именно: урегулирование конфликтов между кредиторами, с одной стороны, и несостоятельными гражданами, отвечающими критериям добросовестности и попавшими, в силу стечения определенных жизненных обстоятельств, в тяжелое положение, с другой стороны, с целью оказания им помощи в форме их последующей социализации и имущественной реабилитации в виде освобождения от непосильных для них денежных обязательств перед кредиторами.
Функциональными целями института несостоятельности (банкротства) юридических лиц являются восстановление их платежеспособности и (или) пропорциональное удовлетворение требований их кредиторов.
Функциональным предназначением групп норм, посвященных банкротству кредитных организаций и образующих соответствующий правовой институт, является стабилизация и защита национальной банковской и финансовой систем.
Критерием объединения правовых норм в специализированный институт банкротства застройщиков является защита прав граждан - участников строительства как непрофессиональных участников инвестирования и предоставление возможности указанным лицам изыскания средств и путей для завершения строительства и получения жилья, на что неоднократно обращали внимание высшие судебные инстанции.
Указанные примеры позволяют сделать вывод о том, что конечное (итоговое) функциональное предназначение механизмов банкротства вполне обоснованно может являться универсальным институтообразующим фактором для специализированных институтов в рамках генерального института несостоятельности (банкротства) системы российского права.
Базовое назначение института несостоятельности (банкротства) гражданина определяет его существенную социальную значимость, а также формирует конечный реабилитационный характер для таких процедур банкротства гражданина, как реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина. При этом следует обратить внимание на тот факт, что весь механизм несостоятельности (банкротства) гражданина построен на анализе поведения и имущественных обязательств гражданина-должника в его предбанкротный период для проверки добросовестности должника (пп. 4 и 5 ст. 213.28 Закона о банкротстве), что является основанием для применения в отношении гражданина-должника механизма освобождения от обязательств (п. 3 ст. 213.28 Закона о банкротстве). При этом порядок проверки гражданина в его предбанкротный период и формирование плана реструктуризации долгов как основы соответствующей процедуры банкротства, и весь механизм реализации имущества, а также порядок удовлетворения требований кредиторов гражданина имеют общую конечную цель - оказание помощи добросовестному гражданину, в силу стечения жизненных обстоятельств попавшего в тяжелую финансовую ситуацию, что будет являться базовым фактором, объединяющим правовые нормы не только Закона о банкротстве, но и нормы иных нормативно-правовых актов в соответствующий специализированный правовой институт, обеспечивая тем самым завершенное правовое регулирование отношений сферы финансовой несостоятельности и банкротства граждан в российском правопорядке.
Таким образом, специальное регулирование банкротства гражданина помимо обеспечения пропорционального удовлетворения требований кредиторов дополнительно преследует еще две цели: 1) предоставление гражданину-должнику, оказавшемуся в сложном положении, с учетом имеющихся доходов либо доходов, полученных в будущем, возможности распланировать исполнение обязательств перед кредиторами и в результате восстановить платежеспособность; 2) в случае отсутствия возможности исполнения обязательств получить освобождение от долгов и начать жизнь с чистого листа.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
6. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ, 28.10.2002, № 43, ст. 4190.
7. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.10.1997, № 43, ст. 4904.
8. Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» // Собрание законодательства РФ, 20.07.1998, № 29, ст. 3400.
9. Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.07.2015, № 27, ст. 3945.
10. Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 03.07.2015. № 144.
11. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, № 41, ст. 4849.
12. Распоряжение Правительства РФ от 21.07.2008 № 1049-р «Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. 25.07.2008. № 158.
13. Правила проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих: утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2003 № 308 // Российская газета. 04.06.2003. № 107.
14. Проект Федерального закона № 112767-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 17.07.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 № 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева» // СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 335.
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 июля 2007 г. № 10-П // СПС «КонсультантПлюс».
17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» // Российская газета, № 235, 19.10.2015.
18. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 № 51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей» // Вестник ВАС РФ. 2011. Сентябрь. № 9.
19. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» // Вестник ВАС РФ. 2012. № 8.
20. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.04.2013 № 13239/12 по делу № А55-16103/2010 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 04.02.2016 № 33-1228/2016. // СПС «КонсультантПлюс».
22. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 21.04.2016 по делу № 33-7118/2016. // СПС «КонсультантПлюс». // СПС «КонсультантПлюс».
23. Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 27.04.2016 № 33-6940/2016. // СПС «КонсультантПлюс».
24. Апелляционное определение Липецкого областного суда от 27.04.2016 по делу № 33-1286/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
25. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.05.2017 № Ф09-2408/17 по делу № А76-26946/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
26. Решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.12.2017 по делу № А76-6863/2017, в вышестоящих инстанциях не обжаловалось
27. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.10.2016 № Ф09-10070/16 по делу № А50-1481/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
28. Определение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.09.2016 по делу № А12-48067/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
29. Определение Арбитражного суда Воронежской области от 11.04.2016 по делу № А14-14238/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
30. Определение Арбитражного суда Московской области от 02.11.2016 по делу № А41-631/2016, Определение Арбитражного суда Челябинской области от 24.05.2018 по делу № А76-19263/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
31. Обзор практики применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) граждан». Утвержден на заседании президиума Арбитражного суда Уральского округа 28.12.2016 // Экономическое правосудие в Уральском округе, 2016, № 4.
32. Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирования в системе права: виды и структура // Журнал российского права. 2006. № 2. С. 90 - 91.
33. Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика. 2017. № 11. С. 9.
34. Васильев В.В. Понятие гражданско-правового института как структурного элемента системы гражданского права // Вестник Пермского университета. 2012. № 1. С. 100.
35. Власенко Н.А., Залоило М.В. Развитие правотворческой научной школы // Журнал российского права. 2015. № 9. С. 24 - 35;
36. Гречуха В.Н. Правовое регулирование процедур банкротства гражданина // Юстиция. 2018. № 2. С. 17.
37. Диева М.Г. Проблемы формирования правового института банкротства граждан в российском законодательстве // Вопросы науки и практики. 2013. № 4. С. 33 - 34;
38. Громова Е.А. Смарт-контракты в России: попытка определения правовой сущности // Право и цифровая экономика. 2018. № 2. С. 34 – 37.
39. Карелина С.А., Фролов И.В. Актуальные проблемы законодательного регулирования отношений в сфере банкротства граждан // Право и бизнес. 2015. № 4. С. 2 - 7.
40. Карелина С.А. Правовые проблемы реализации института несостоятельности (банкротства) граждан по законодательству РФ // Хозяйство и право. 2017. № 7(486). С. 51 - 66.
41. Карсеева З.В. Признаки несостоятельности (банкротства) физических лиц // Юридический мир. 2012. № 2. С. 56 - 58;
42. Кораев К.Б. Основная идея законодательства о банкротстве гражданина // Российская юстиция. 2014. № 7. С. 10 - 13.
43. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Кнорус, 2015. С. 409.
44. Курочкин А.В. Концепт «правовая институционализация» и его содержание // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 3. С. 36 - 37.
45. Курочкин С.А. Реформа арбитража в России: общие подходы к оценке эффективности нового законодательства // Закон. 2017. № 9. С. 65 - 76.
46. Михневич Т.Н. Развитие правового регулирования процедур несостоятельности (банкротства) физических лиц (граждан) в России и за рубежом: сравнительно-правовой анализ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 25 - 38.
47. Мохов А.А. Качество правовых институтов и экономический рост в России // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2012. № 2. С. 20 - 24.
48. Несостоятельность (банкротство): Учебный курс: В 2 т. / Под ред. докт. юрид. наук, проф. С.А. Карелиной. Т. 1. М.: Статут, 2019. С. 84.
49. Осипов М.Ю. О некоторых проблемах правового регулирования банкротства граждан // Юрист. 2019. № 2. С. 11.
50. Попов Е.Ю. Формирование гражданско-правового института банкротства физического лица в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2012. 200 с.
51. Резе А.Г. Правовое регулирование несостоятельности граждан // Банковское право. 2011. № 1. С. 45 - 47; Попондопуло В.Ф.,
52. Олевинский Э.Ю. Правовое регулирование несостоятельности граждан - коротко о важном // Закон. 2015. № 12. С. 53 - 62.
53. Правовое регулирование несостоятельности в России и Франции: Сборник статей / НИУ ВШЭ и университет Ниццы - Софии Антиполис. М.: Юстицинформ, 2016. С. 74.
54. Россия в цифрах. 2019: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2019. С. 113 - 130.
55. Свириденко О.М. Концепция несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации: методология и реализация: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2010. С. 120 - 145.
56. Славич М.А. Банкротство застройщика: оформление прав участников строительства на жилые помещения // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2017. № 1(11). С. 65.
57. Слепченко Е.В. Банкротство граждан: материально-правовые и процессуальные аспекты // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 9. С. 3 - 10;
58. Ульбашев А.Х. К вопросу о соотношении гражданского и семейного права (комментарий к статье 4 Семейного кодекса РФ) // Семейное и жилищное право. 2016. № 6. С. 25 - 28.
59. Фролов И.В. Базовый фактор, формирующий специализированный правовой институт несостоятельности (банкротства) гражданина в системе российского права // Вестник арбитражной практики. 2019. № 5. С. 7.
60. Фролов И.В. Банкротство застройщика: теория и практика правоприменения: Монография. М.: Юстицинформ, 2018. С. 43.
61. Фролов И.В. Допустима ли частичная недобросовестность гражданина в деле о его банкротстве? // Предпринимательское право. 2019. № 2. С. 74 – 76.
62. Фролов И.В. Проблемы прокредиторской и продолжниковой концепции современного российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Предпринимательское право. 2011. № 4. С. 23 - 25.
63. Хлюстов П.В. Совместное имущество супругов: проблемы формирования конкурсной массы гражданина-банкрота // Закон. 2015. № 12.