Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы представляет высокое практическое значение, т.к. связана с определением наличия множества финансовых проблем, имеющихся в государственных и муниципальных учреждениях. На сегодня в России исполняют свою деятельность большое количество учреждений, финансируемых из бюджета, внимание к которым со стороны государства слишком мало. Основной проблемой предстает катастрофическая нехватка средств и недофинансирование из бюджета.
Бюджетные организации предстают весьма важными субъектами экономики при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Развитие экономико-социальной сферы характеризуется существенным возрастанием роли бюджетных учреждений. Результат их деятельности отражает полезность проделанной ими работы и рассматривается в качестве процесса предоставления услуг широкому кругу населения.
Комплексный анализ деятельности бюджетных организаций позволяет оценить, насколько эффективно используются средства, направляемые на содержание непроизводственной сферы. В связи с этим, успешное управление бюджетными учреждениями и рациональное использование как бюджетных, так и внебюджетных средств вызывает объективную потребность в организации анализа целого ряда показателей их финансово-хозяйственной деятельности.
Процесс планирования позволяет установить соответствие между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, кроме того, выбрать наиболее результативные источники формирования финансовых ресурсов и наиболее привлекательные варианты их использования. Финансовое планирование исполняется посредством составления планов различных как по содержанию, так и назначению, в зависимости от задач и объектов планирования.
Финансовое планирование рассматривается как одна из составных частей системы управления финансовыми ресурсами, которое в свою очередь представлено стратегическим и оперативным финансовым планированием. Оно дает возможность учесть все факторы, которые оказывают влияние на финансовую сферу, а также предугадать дальнейшее развитие предприятия.
Одним из вариантов организации оперативного финансового планирования в организации выступает бюджетирование, которое позволяет отразить всю деятельность организации, учитывая сбалансированность показателей доходов и расходов, с четко обозначенными источниками их формирования и закрепленными ответственными лицами.
Бюджетирование играет важную роль в развитие предприятия. Оно дает возможность увеличить показатели эффективности и повысить качество управленческой работы, усилить режим экономии материальных и финансовых ресурсов, выявить причины отклонений тех или иных показателей деятельности компании.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы, проанализировав систему финансового планирования в бюджетной организации, предложить пути совершенствования финансового планирования в системе многофункциональных центров.
Поставленная цель выпускной квалификационной работы определила круг задач, которые необходимо решить:
- изучить сущность финансового планирования и виды финансовых планов;
- выделить основные этапы и методы финансового планирования;
- рассмотреть нормативно-правовую базу финансового планирования бюджетной организации;
- дать общую характеристику деятельности многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, порядка оказания административных услуг;
- проанализировать механизм финансового планирования в «Многофункциональном центре государственных и муниципальных услуг»;
- провести анализ системы финансового планирования в «Многофункциональном центре государственных и муниципальных услуг»;
- разработать мероприятия по внедрению бюджетирования;
- дать оценку эффективности бюджетных технологий в системе финансового планирования;
- предложить пути совершенствования финансового планирования в системе многофункциональных центров».
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает финансовая деятельность «Многофункционального центра государственных и муниципальных услуг» г. Фрязино.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является финансовое обеспечение деятельности учреждения.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы методы сравнения, анализа и т.д.
Теоретическая база: нормативные акты, учебники, экономические журналы.
Работа структурирована и включает в себя: введение, три главы, заключение, список используемых источников, приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность финансового планирования и виды финансовых планов
Финансовое планирование представляет собой планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов.
Ключевая цель финансового планирования заключается в обеспечении соответствия между объемом финансовых ресурсов и возрастающими потребностями в них. В процессе финансового планирования определяются источники для формирования ресурсов, а также достигается установление оптимальных пропорций их распределения между централизованными и децентрализованными фондами, происходит определение конкретных направлений использования средств.
Задачи финансового планирования рассмотрим на рисунке 1.
Рисунок 1 – Задачи финансового планирования
Выделим теперь принципы финансового планирования, которых нужно придерживаться в работе с финансовыми показателями и планами (рисунок 2).
Рисунок 2 – Принципы финансового планирования
Следует отметить, что цель деятельности бюджетных организаций заключается не в том, чтобы заниматься извлечением прибыли, а в том, чтобы оказывать услуги населению. В связи с этим, в планировании у бюджетных организаций отсутствуют такие стоимостные критерии, как прибыль и рентабельность.
Следовательно, основным документом является не план по прибыли, а финансовый план.
Таким образом, в финансовом плане некоммерческой (бюджетной) организации гарантируется соотносимость натуральных и стоимостных показателей, добивается сбалансированность между притоками и оттоками денежных средств, а также совершается перераспределение денежных средств не только на выполнение конкретной программы, но и внутри той или иной программы по каждой составляющей. Одновременно в этом же плане может быть предусмотрено финансирование всех накладных расходов, потребляемых организацией в целом.
Значимым отличием бюджетной организации от всех других организаций является ведение своей уставной деятельности за счет целевых средств юридических и физических лиц, либо за счет членских взносов участников, что обусловливает непредсказуемость и нерегулярность подобного рода поступлений. Кроме того, бюджетная организация для того, чтобы достичь своих уставных целей способна выполнять различные программы или проекты.
Данные обстоятельства в обязательном порядке должны быть учтены в ходе финансового планирования, в основе которого лежит одновременное сочетание балансового и калькуляционного истоков планирования, а также использование оптимизационных методов программирования, обеспечивающих возможность увязать имеющиеся финансовые ресурсы как по видам затрат, так и по программам.
В связи с этим, возникает проблема взаимосвязи поступающих денежных средств с возможностью достижения поставленных целей в том или ином проекте. Для достижения сбалансированности между источниками поступлений и направлениями использования финансовых ресурсов также целесообразно использовать программно-целевое планирование.
Финансовый план может принимать любые формы – бюджет, смета, баланс, – в которых раскрываются объем, состав и структура финансовых ресурсов на определенный период времени.
Доходная часть финансового плана рассматривает все возможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации, доходы от коммерческих видов деятельности, которыми она располагает на текущую дату или же, которые планируются в будущем.
Рассмотрим подробно на рисунке 3 , из чего формируется доходная часть некоммерческой организации.
Рисунок 3 – Доходная часть некоммерческой организации
Для бюджетных организаций, извлечение прибыли не представляет собой ключевую цель деятельности, но, в тоже время, законодательно они имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность, что позволяет им заниматься привлечением дополнительных средств на достижение уставных целей. Таким образом, полученная от подобного рода деятельности прибыль, после налогообложения не распределяется между участниками, а расходуется на уставные цели некоммерческой организации, ради которых она создана.
Учитывая, что степень детализации статей расходов в соответствии с нормативными документами не поддается регламентированию, формирование расходных статей целесообразно проводить по правилам (рисунок 4).
Рисунок 4 – Правила формирования расходных статей
Также отметим, что при составлении финансового плана в обязательном порядке должен соблюдаться балансовый принцип финансового планирования, предполагающий равенство доходов и расходов. В связи с этим, надлежит проводить учет особенностей характера расходов, направляемых на конкретные программу или проекте.
Кроме того, стоит отметить, что существуют затраты, имеющие тенденцию скачкообразного увеличения или уменьшения, например, связанные с расширением деятельности в определенный интервал времени.
Учет подобного рода особенностей поведения затрат дает возможность, на практике, создавать более гибкий и работоспособный финансовый план.
Кроме того, отметим, что в процессе планирования зачастую возникает острая потребность в получении обоснованных расчетов и экспертных оценок, так как значения определенных показателей являются прогнозными, вследствие чего в процессе реализации планов возможны отклонения.
Формирование финансовых планов может осуществляться двумя способами, которые представлены на рисунке 5.
Рассмотрим механизм составления финансового плана на рисунке 6.
Основная цель внутриорганизационного финансового планирования заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные возможности для успешной хозяйственной деятельности, получения необходимых для этого финансовых средств. Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой – с сокращением числа неиспользованных возможностей.
Рисунок 5 – Способы формирования финансовых планов
Рисунок 6 – Механизм составления финансового плана
Итак, финансовое планирование рассматривается как процесс разработки системы финансовых планов и плановых нормативных показателей по обеспечению развития и поддержания финансово-хозяйственной деятельности организации необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде.
Уставная деятельность некоммерческой организации, как правило, осуществляется на основе финансового плана или запланированных на предстоящий период, например месяц, квартал, год и так далее, доходов и расходов. Данный план может быть представлен в виде достаточно привычного для некоммерческих организаций документа – бюджетной сметы доходов и расходов.
Сметы бюджетного учреждения рассмотрим на рисунке 7.
Рисунок 7 - Сметы бюджетного учреждения
Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать задачи, которые представлены на рисунке 8.
Рисунок 8 – Задачи, решаемые благодаря составлению смет
Учреждения, которые используют денежные средства в порядке сметно-
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный Кодекс РФ
2. Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 № 02-04-04/110850 / № 07-04-05/02-26291 «О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2020 год». В дополнение к данному документу направлены письма Минфина России № 02-06-07/9365, Казначейства России № 07-04-05/02-2564 от 10.02.2021 и Минфина России №02-06-07/16994, Казначейства России № 07-04-05/02-4844 от 10.03.2021.
3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2015 № 658 «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет»»
4. Постановление Правительства МО от 02.03.2011 № 171/7 (ред. от 27.06.2017) «Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений Московской области»
5. Приказ Минфина России от 09.09.2019 № 661 «О внесении изменений в состав Межведомственной комиссии по приемке результатов выполнения работ по созданию и развитию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 августа 2016 г. № 305»
6. Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н (ред. от 16.12.2020) «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2011 № 19693) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.02.2021)
7. Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 г., №162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению» – для казенных учреждений
8. Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 г., №174н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» – для бюджетных
9. Приказ Минфина РФ от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (с изменениями и дополнениями от: 26 октября 2012 г., 29 декабря 2014 г., 20 марта, 17 декабря 2015 г., 16 ноября 2016 г., 14 ноября 2017 г., 7 марта, 30 ноября 2018 г., 28 февраля, 16 мая, 16 октября 2019 г., 30 января, 6 апреля, 30 июня, 30 ноября 2020 г.)
10. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия: Учебно – экономической пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2019. – 256 с.
11. Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 174 с.
12. Арбатская Т.Г. Учет в государственных (муниципальных) учреждениях. Учебное пособие. — Иркутск: Издво БГУЭП, 2018. — 200 с.
13. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2019. – 687 с.
14. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2019. – 208 с.
15. Бедрачук И.А. Финансы бюджетных организаций: учебное пособие / И.А. Бедрачук, Е.В. Пивень. – Владивосток: ВГУЭС, 2020. – 52 с.
16. Белолипцев И. А., Лукина И. И., Кабирова А. С. и др. Финансовая стратегия, планирование и бюджетирование. Часть 2. — М.: Прометей, 2019. — 128 c.
17. Белотелова Н.П., Шуляк П.Н. Финансы: Учебное пособие – М.: Дашков и К, 2019. – 608 с.
18. Бюджетная система России: учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2018. – 703 с.
19. Бюджетная система Российской Федерации: учебник и практикум для вузов / Н. Г. Иванова [и др.]; под редакцией Н. Г. Ивановой, М. И. Канкуловой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 381 с.
20. Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. И.Д. Маукуляка. – М.: РАГС, 2016. – 680с.
21. Гурунян Т. В. Финансы бюджетных учреждений / Т. В. Гурунян. – Новосибирск: СибАГС, 2017. – 190 с.
22. Ефимова О.В. Финансовый анализ. Современный инструментарий для принятия экономических решений. – М.: Омега-Л, 2017. – 352 с.
23. Жуклинец И. И. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях / И. И. Жуклинец. – М.: Юрайт, 2018. – 504 с.
24. Кириченко Т.В. Финансовый менеджмент: Учебник. – М.: Дашков и К, 2017. – 484 с.
25. Коблова Г.И., Золотарева Е.В. Бюджетный учет и контроль — Учебное пособие. — Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2020. — 144 с.
26. Лукасевич И. Я. Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 1. Основные понятия, методы и концепции: учебник и практикум для вузов / И. Я. Лукасевич. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 377 с.
27. Магомедова Д.М. Финансы бюджетных учреждений: учебное пособие / Д.М. Магомедова. – Махачкала: ДГИНХ, 2019. – 88 с.
28. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы / И.Н. Мысляева. – М.: Инфра–М, 2017. – 360 с
29. Ракитина И. С. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / И. С. Ракитина, Н. Н. Березина. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 333 с.
30. Финансовое планирование: Учебное пособие / Конищева М.А., Черкасова Ю.И., Живаева Т.В. - Краснояр.:СФУ, 2016. - 256 с.
31. Финансы некоммерческих организаций: учебник и практикум для вузов / И. В. Ишина [и др.] ; под редакцией И. В. Ишиной. — 3-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 330 с.
32. Чиненов М. Бюджетное планирование и прогнозирование / М. Чиненов, В. Семибратов. – М.: Де-По, 2018. – 118 с.
33. Аладжев А.И., Милконова Ю.И., Шер М.Л. Экономико-правовой аспект государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам практической конференции 30 ноября 2014 г.: в 6 ч. / Под общ. ред. М. Г. Петровой. — Белгород : ИП Петрова М. Г., 2018. — Часть V. — С.14-17.
34. Андреев Р.Н. Экономическая сущность и принципы бюджетирования // Современные тенденции развития науки и технологий. 2018. - № 3-11 (24). - С. 36-38.
35. Данилова С.Н. Определение эффектов оказания государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах // Экономика и предпринимательство. – 2018. – №6. – С. 521–524.
36. Данилова С.Н., Большаков А.С. Совершенствование организационно-экономической структуры и механизма планирования и проектирования комплексов МФЦ // Вестник Национальной Академии туризма. – 2017. – № 2 (42). – С. 99–102.
37. Данилова С.Н., Большаков А.С. Совершенствование организационно-экономического механизма оперативного управления комплексом МФЦ // Вестник Национальной Академии туризма. – 2017. – № 1 (41). – С. 72– 77.
38. Данилова С.Н., Любарская М.А. Организационно-правовые требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг / С.Н. Данилова, М.А. Любарская // Экономический вектор. – 2018. – № 3. – 138 (14). – С. 89-92.
39. Данилова С.Н., Любарская М.А. Развитие многофункциональных центров на основе баланса интересов поставщиков и получателей государственных и муниципальных услуг // Вестник Тверского государственного университета. Серия Экономика и управление. – 2018. - № 4. – С. 99–102.
40. Дронь С.Ю., Шайбакова Э.Р. К вопросу о методике анализа доходов и расходов бюджетной организации // В сборнике: Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности государства, регионов, предприятий сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции. ответственный редактор О.В. Мамателашвили. 2017. - С. 195-197.
41. Миронов Л.В., Тюфанов В.И. Особенности анализа доходов и расходов бюджетных организаций и их место в финансовой системе РФ // В сборнике: Анагенез управления экономическими системами как новый взгляд на экономическое развитие Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2017. - С. 276-285.
42. Романова Д. А., Колесник Н. Ф. Особенности предпринимательской деятельности бюджетных учреждений // Молодой ученый. — 2019. — №2. — С. 544-546.
43. Санталова Ю.Е., Почекаева О.В. Источники финансирования некоммерческих организаций // Молодежный научный вестник. 2017. - № 3 (15). - С. 161-168.
44. Сергиенко Н.С. Актуальные проблемы администрирования доходов бюджетов // Налоги и налогообложение. 2017. - № 6. - С. 1-13.
45. Федотова М.В. Исследование термина «организация исполнения бюджета» в контексте практики применения в РФ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2017. - № 1 (38). - С. 97-104.
46. Чумичева Г.А. Проблемы планирования бюджетных расходов // Сервис в России и за рубежом. – 2019. – №3. – С. 74-81.
47. Шакирьянова А.И. К вопросу о дополнительных источниках финансирования государственных учреждений: факторы повышения финансовой устойчивости //Управление устойчивым развитием. 2017. - № 3 (10). - С. 23-30.
48. Яковлева А.С. Бюджетная смета в части доходов некоммерческой организации // В сборнике: Основные направления развития агробизнеса в современных условиях Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. 2017. - С. 217-219.