Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что государственная и муниципальная собственность играет важнейшую роль не только в гражданском обороте благодаря тому, что позволяет государству выступать в различных правоотношениях, но также оказывает непосредственное влияние на социально-экономическую, политическую, культурную сферы жизни. Объекты государственного имущества обладают особой спецификой и различным назначение (природные ресурсы, недра, недвижимость, памятники культуры и т.д.), что обуславливает необходимость дифференциации не только их правового статуса, но и принимаемых в их отношении управленческих решений. От качества управления государственной собственностью напрямую зависит благополучие общества и, соответственно, обеспечение и соблюдение прав и свобод граждан, что обусловлено системообразующей ролью в современной экономике, позволяющей обеспечить реализацию функций государства.
Муниципальная собственность как неотъемлемая часть функционирования любого муниципального образования является главным источником самостоятельных доходов бюджета. В свою очередь муниципалитет благодаря автономности получаемых доходов, учитывает потребности населения в объектах социальной, инженерной, инфраструктурной, рекреационной систем и при этом удовлетворяет их.
Вместе с тем, поверхностный анализ источников по направлению исследования позволяет сделать вывод о том, что эффективность управления государственной собственностью не всегда соответствует ожиданию, а в законодательстве и правоприменении существуют требующие решения проблемы. Сказанное предопределяет необходимость изучения вопросов, связанных с управлением государственной собственностью, а также поиск эффективных и актуальных путей решения.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые формируются в сфере права государственной и муниципальной собственности.
Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие отношения в сфере государственной и муниципальной собственности.
Цель исследования заключается в комплексном анализе такого преступления как террористический акт, а также исследование ответственности за исполнение террористического акта согласно предписаниям УК РФ, а также выявление путей по совершенствованию законодательства в такой сфере как борьба и предупреждение преступлений, носящих террористический характер.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
– изучение понятие государственной и муниципальной собственности;
– исследование разграничения права государственной и муниципальной собственности
– рассмотрение субъектов права государственной и муниципальной собственности;
– проведения анализа объектов права государственной и муниципальной собственности;
– охарактеризовать осуществление права государственной и муниципальной собственности.
Методологическую основу научной работы составили такие методы исследования как:
– теоретический, который выражается в анализе изученного теоретического материала и его логическом построении согласно структуре работы;
– метод сравнительного анализа, который применяется при анализе и сопоставлении нормативно-правовых актов и их реализации;
– метод комплексного анализа, используемый при рассмотрении общих вопросов по российскому законодательству.
Нормативную базу исследования Конституция РФ, ГК РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие нормативные документы, связанные с данной темой исследования.
Теоретическая база исследования определяется работами ученых по выбранной теме таких, как, в том числе различными научными статьями и публикациями по выбранной теме исследования и др.
Научная и практическая новизна данного исследования определяется выбором темы и подходом к ее исследованию. Это комплексная теоретико-правовая работа, посвященная взаимосвязанному исследованию права государственной и муниципальной собственности. Результаты, выводы и предложения углубляют соответствующие разделы процессуального права и могут быть использованы в дальнейшей разработке затронутых проблем в целях совершенствования действующего законодательства.
Поставленная цель и задачи определяют структуру работы, которая состоит из введения, основной части, разделенной в соответствии с поставленными задачами на две главы, которые содержат пять параграфов, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности
В настоящее время понятие собственности следует понимать в двух значениях: de jure и de facto. Собственность de jure (в переводе с латинского «юридически» «согласно праву») характеризует юридическую сторону данного понятия, говорит о том, что собственность имеет место быть в правовой системе государства. Также это означает, что понятие собственности формально закреплено в нормативных правовых актах, в первую очередь, в Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ .
Собственность de facto (в переводе с латинского «на деле», «фактически») означает, что юридическая сторона данного понятия находит свое отражение на практике, и действительно, собственность на сегодняшний день является центральной фигурой всей экономической системы РФ – частная собственность как элемент рыночной экономики, муниципальная и государственная как гарант федеративного устройства нашего государства. Важно различать понятие «собственность» также в юридическом и экономическом смыслах. Собственность как юридическая категория означает принадлежность объекта собственности ее субъекту, владельцу.
Собственность как правовая категория является отношениями по поводу владения, пользования и распоряжения собственностью, где воля одного лица ограничена волей другого. Собственность как экономическая категория представляет собой отношения между лицами по поводу присвоения материальных благ путем производства, обмена и потребления. С экономической точки зрения по поводу собственности возникают определенные проблемы, так как в обществе априори считается, что лицо, обладающее большим количеством материальных и нематериальных благ, обладает более высоким материальным статусом, что приводит к социальному неравенству .
Говоря о государственной собственности, многие ученые, например, Е.А. Суханов и другие, используют более общий термин «Право публичной собственности» как обобщенное обозначение различий в правовом режиме отдельных объектов права собственности. Согласно позиции Е.А. Суханова, право собственности предоставляет всем субъектам равные возможности (правомочия). Различие состоит лишь в объектах, чья специфика и определяет возможные ограничения прав субъектов .
Таким образом, под публичной собственностью ученые понимают государственную и муниципальную собственность. Статья 214 ГК РФ содержит легальную дефиницию понятия «государственная собственность», под которой понимается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Законодательное определение построено по принципу перечисления видов государственной собственности, благодаря чему представляется возможным вести речь о законодательно закрепленных разновидностях – федеральной собственности и собственности субъекта РФ. Некоторые ученые, однако, не соглашаются с таким названием, как «собственность субъекта», подчеркивая отсутствие суверенитета у субъектов РФ. Так, Е.В. Кулешов рекомендует использовать более нейтральный и логичный, по его мнению, термин «региональная собственность» .
Среди представителей конституционного права популярна концепция «публичной и частной собственности государства». Так, необходимо отнести к публичной собственности государства такое имущество, без которого осуществление публичных функций вообще невозможно. К частной должно быть отнесено все остальное имущество (по остаточному принципу) . Свое мнение сторонники данной точки зрения основывают на предположении, что публичные функции государства исключают участие связанной с ними собственности в гражданско-правовом обороте, поскольку априори исключают возможность ее отчуждения.
Государственная собственность может быть рассмотрена в объективном и субъективном смысле. С объективной точки зрения, государственная собственность – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению публичным имуществом.
Актуальным является вопрос о природе правового регулирования государственной собственности (и публичной собственности в целом). В рамках дискуссии обсуждаются три варианта: осуществляется ли правовое регулирование конституционным, гражданским правом или совокупностью норм (т.е. институт является комплексным).
Российский цивилист А.П. Сергеев отмечает большое значение государственной собственности для целого ряда правовых отраслей, однако придерживается мнения, что публичная собственность в общем и государственная собственность в частности должны рассматриваться в рамках гражданско-правовых категорий .
В субъективном смысле право государственной собственности – это право публично-правовых образований (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) владеть, пользоваться и распоряжаться публичным имуществом в целях удовлетворения публичных интересов. Интересно определение публичной собственности, данное А.П. Сергеевым, который определяет его как право народа РФ и населения определенной территории, непосредственно или через уполномоченные ими органы владеть, пользоваться и распоряжаться публичным имуществом в целях удовлетворения публичных интересов. Цивилист не упоминает публично-правовые субъекты (Российскую Федерацию, ее субъекты, муниципальные образования). Можно предположить, что подобное определение основано на ст. 3 Конституции РФ, в которой закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Представители российской цивилистики традиционно придерживаются мнения, что содержание субъективного права государственной собственности выражается через триаду правомочий: владение, пользование и распоряжение. Несмотря на это, в советском гражданском праве, предлагалось выделять специфические правомочия публичного собственника. Так, указанная триада правомочий составляет содержание единственного правомочия государственного управления имуществом, подчеркивая его административный характер. Правомочие управления является дополнительным правомочием, наряду с традиционной «тройкой». Были также ученые, полагающие, что природа отношений в сфере публичной, в том числе государственной, собственности носят не имущественный, а организационный характер . Согласимся с мнением о том, что содержание права государственной собственности составляет триада правомочий, не включая в себя административные полномочия по управлению.
Выделим основные особенности государственной собственности. Во-первых, особенностью государственной собственности является присущий ей принцип всеобщности, который позволяет «обращать» в государственную собственность любое имущество, в том числе изъятое и ограниченное в обороте.
Следующей особенностью является выделение законодателем отдельных видов имущества, которые могут находиться только в государственной и муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ). В литературе совокупность подобных видов имущества иногда называется «исключительной собственностью». По общему правилу, такое имущество изъято из оборота, не подлежит отчуждению в частную собственность, передаче иностранным государствам или международным организациям. Такое законодательное решение в первую очередь направлено на обеспечение интересов народа.
Перечень объектов федеральной собственности не ограничен, чего нельзя сказать об объектах, находящихся в собственности субъектов РФ. Состав последних значительно уже, чем состав федеральной собственности. В частности, в него не могут входить объекты исключительной федеральной собственности.
В законодательстве отсутствует единый перечень объектов, которые могут находиться в федеральной собственности или собственности субъектов. Виды такого имущества закреплены в отдельных законах. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности отдельными объектами, например, государственными природными заповедниками и национальными парками. В соответствии со статьей 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» к государственной собственности относятся недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы. Отсутствие единого нормативно закрепленного перечня оценивается учеными как законодательное упущение, поскольку препятствует систематизации и наиболее полному и целостному восприятию указанных правовых категорий.
Еще одной характерной чертой государственной собственности является осуществление прав собственника не самими субъектами (Российской Федерацией или ее субъектами), а определенными органами и лицами от их имени (п. 3 ст. 214 ГК РФ). В частности, основным органом, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), более подробно о функциях которого будет в следующих главах.
Основания возникновения права государственной собственности аналогичны установленным в отношении права частной собственности, однако гражданское законодательство предусматривает особые, исключительные случаи ее приобретения:
– поступление в государственную собственность обнаруженного клада, относящегося к памятникам истории и культуры (п. 2 ст. 233 ГК РФ);
– отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (п. 2 ст. 238 ГК РФ);
– изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд (ст. 239 ГК РФ);
– выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК РФ);
– реквизиция, конфискация и национализация частного имущества (ст. 242, 243, 306 ГК РФ).
ГК РФ также предусматривает особые способ прекращения права государственной собственности – приватизация (ст. 217 ГК РФ).
Наконец, специфика государственной собственности выражается в особых вещных правах, которыми наделяются государственные предприятия и учреждения при передаче им имущества, находящегося в государственной собственности. Речь идет о праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления (статьи 294, 296 ГК РФ).
Актуальным является вопрос «народе РФ» как о еще одном публичном собственнике, закрепленном в Конституции РФ. Как правило, дискуссии по данному вопросу возникают относительно владения и пользования природными ресурсами. Сторонники указанной точки зрения, считают, что отдельные природные ресурсы (недра, земли общего пользования) обладают высокой социально-экономической значимостью, в связи с чем должны быть наделены особым правовым статусом. Ученые предлагают использовать такие термины, как «общегосударственная собственность» или «общее достояние народа». По их мнению, такая особая собственность является упомянутой в Конституции РФ «иной формой собственности» .
Одна из основополагающих целей муниципальной социально-экономической политики – безусловно, повышение уровня и качества жизни муниципального образования, что, в свою очередь, в значительной мере зависит от эффективности использования объектов муниципальной собственности, составляющих базис местного самоуправления и задействованных в решении широкого круга политических, социальных, экономических и иных вопросов муниципального образования.
Так, Гражданский кодекс Российской Федерации определяет муниципальную собственность как имущество, которое принадлежит на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Однако такое определение нельзя назвать исчерпывающим, поэтому рассмотрим различные точки зрения относительно данного понятия.
Обращаясь к истории, можно отметить, что первоначально муниципальная собственность трактовалась как собственность, принадлежащая общине, что находило соответствующее правовое выражение. Союзный Закон «Об общих
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета, № 144, 04.07.2020.
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 32, 05.12.1994, ст. 3301.
3. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 44, 29.10.2001, ст. 4147.
4. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства Российской Федерации № 12, 20.03.95, ст. 1024.
5. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 4, 28.01.2002, ст. 251.
6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 23.03.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 40, 06.10.2003, ст. 3822.
7. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 31 (ч. I), 31.07.2006, ст. 3434.
8. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 29 (ч. I), 20.07.2015, ст. 4344.
9. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 08.12.2020) «О недрах» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 10, 06.03.95, ст. 823.
10. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР №3, 16.01.1992, ст. 8.
11. Закон СССР от 09.04.1990 № 1417-1 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.03.2021) (документ утратил силу)
12. Распоряжение Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.03.2021) (документ утратил силу)
13. Постановление ВС РФ от 06.07.1991 № 1551-1 (с изм. от 05.03.1992) «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР»» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.03.2021) (документ утратил силу)
Акты судебных органов
14. Решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 6 июня 2017 года по делу 2-555/2017 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.03.2021)
15. Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 2 февраля 2018 года по делу № А64-7523/2017 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.03.2021)
16. Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 06.09.2018 № 33а-5467/2018 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.03.2021)
Учебная и научная литература
17. Ануфриева А.А. Управление государственной собственностью региона: оценка результатов реализации правомочия «пользования» / А.А. Ануфриева, Н.С. Девятова // Вопросы государственного и муниципального управления. –2019. – № 1. – С. 24-29.
18. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления. Учебное пособие. – М: КноРус, 2019. – 274 с.
19. Выдрин И.В. Муниципальное право России: учебник / И.В. Выдрин. – 4-е изд., перераб. – М.: Изд-во Норма: ИНФА – М., 2012. – 256 с.
20. Иванова Е.В. Гражданское право. Особенная часть: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е.В. Иванова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 355 с.
21. Киреев Н.В. Право собственности и их спецификация // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2017. – № 1. – С. 168-174.
22. Кравец И.А. Конституционное право и телеология: предмет и метод метаотрасли, сферы конституционализации и межотраслевой гармонизации / И.А. Кравец // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 11. – С. 131-147.
23. Корецкий А.Д. Договорное право России: А.Д. Корецкий. – М.: ИКЦ Март, 2016. – 672 с.
24. Кулешов Е.В. Государственная собственность субъектов Российской Федерации как основа их экономической самостоятельности / В.Е. Кулешов // Государство и право. – 2005. – № 6. – С. 13-20.
25. Лыков И.Д, Ехлакова Е.А. Анализ основных форм теневых экономических отношений, непосредственно связанных с приватизацией // Экономические системы. – 2018. – № 3. – С. 63-69.
26. Мардалиев Р.Т. Гражданское право / Р.Т. Мардалиев. – М.: Питер, 2020. – 256 c.
27. Мушинский В.О. Гражданское право / В.О. Мушинский. – М.: Форум, Инфра-М, 2016. – 224 c.
28. Пригожин В.Л., Огнев Д.В. Инновационные подходы к формированию системы управления муниципальной собственностью // Вестник ИрГТУ. – 2015. – № 5. – С. 262-267.
29. Садиков О.Н. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / О.Н. Садиков // – М.: Юристъ, 2018. – 451 с.
30. Смоленский М.Б. Гражданское право / М.Б. Смоленский. – М.: Феникс, 2016. – 352 c.
31. Спектор А.А. Гражданское право России / А.А. Спектор, Э.В. Туманов. – М.: Юркомпани, 2016. – 488 c.
32. Суханов Е.А. Гражданское право / Е.А. Суханов. – М.: БЕК, 2017. – 384 c.
33. Устименко В.А. Государственная собственность: проблемы теории и практики: монография / Ин-т экономико-правовых исследований. – М.: Десна Полиграф, 2014. – 308 с.
34. Чаннов С.Е. Муниципальное право. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. – М: Юрайт. 2019. – 302 с.
35. Черкасов Т.Д. Проблемы современного гражданского права // Новый юридический вестник. – 2019. – №3. – С. 33-36.
36. Филиппов И.С. Собственность между правом и экономикой // Средние века. – 2020. – № 1. – С. 85-115.
37. Широков А.Н. Муниципальное управление: учебник / А.Н. Широков, С.Н. Юркова. – М., 2017. – 244 с.
38. Гражданское право. Том 1. 2-е издание: учебник / под общ. ред. А.П. Сергеева М.: Проспект, 2019. – 1066 с.
39. Муниципальное право России. Учебник / Под ред. А.Н. Кокотов – М: Юрайт. 2019. – 460 с.
40. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. II: Обязательственное право / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. – 1208 c.