Фрагмент для ознакомления
2
Европейский союз, как объединение европейских государств, возник только в середине XX века и состоял всего из шести государств. Причиной начала интеграции стала Вторая мировая война, в результате которой большинство европейских стран лежало в руинах. Разрушенная экономика, массовое сокращение трудоспособного населения, необходимость предотвратить очередную войну и успокоить агрессора в лице Германии привели к мысли, что в рамках союза будет легче существовать [1].
Европейский союз является высшей формой интеграции за этот период времени.
Экономическая интеграция всегда была движущей объединяющей силой объединения Европы. Основные цели экономической интеграции можно определить как:
- гармоничное развитие экономических институтов;
- стабильное и сбалансированное экономическое взаимопроникновение;
- повышение уровня жизни;
- высокий уровень занятости;
- экономическая и денежно-кредитная стабильность.
Эти общие экономические реалии применимы ко всем Общинам и ассоциациям в рамках Союза.
Денежно-кредитное единство является одним из высоких этапов экономической интеграции. Этап, определяемый как денежно-экономическое единство, открывает путь к политическому единству, которое является заключительным этапом. Денежно-кредитное единство обеспечивает либерализацию не только товаров и услуг, но и многих других факторов. В то же время государствам-членам ЕС необходимо сформировать единую экономическую политику.
В целях обеспечения единства фискальной политики, отсутствие которой рассматривается как основная причина кризиса евро, Европейский Союз подписал "Договор о стабильности, координации и управлении в Экономическом и валютном союзе", а также сформировал "Европейский механизм стабильности" и "Европейский фонд финансовой стабильности". Вышеупомянутый договор был подписан 25 из 27 стран-членов. Великобритания и Чехия не подписали договор, так как считали его противоречащим их собственным экономическим интересам.
Подписание соглашений о свободной торговле с другими партнерами является одним из ключевых элементов европейской стратегии экономического роста.
Сегодня крупнейшие зоны свободной торговли действуют в Германии (Гамбург, Киль, Куксхафен, Эмден, Бремен), Дании (Копенгаген), Австрии (Линц, Грац, Сольбад-Холл, Вена), Греции (Салоники и Пирей), Финляндии (Ханко, Хельсинки и Турку). Более мелкие ССТ существуют почти в каждом государстве-члене ЕС, что еще раз подтверждает, что развитие торговли является приоритетом для развития ЕС, а также свидетельствует о доходах и других выгодах, предоставляемых одной из простейших форм СЭЗ как для государства, так и для частного капитала.
ЗСТ ЕС основывается на полном или частичном отсутствии таможенных пошлин и налогов, льготном режиме импорта, экспорта и реэкспорта товаров. На их территории разрешается выполнять погрузочно-разгрузочные работы, складирование, сортировку, маркировку и хранение товаров, заниматься выставочной деятельностью, ремонтом судов, продажей товаров. Таким образом, многие из них осуществляют производственную деятельность-в основном переработку импортных товаров в целях реэкспорта.
Однако ряд ЗСТ имеют особые исторические привилегии, которые позволяют им осуществлять производственную деятельность, ориентированную на внутренний рынок, используя все преимущества ЗСТ. Такие зоны также являются примером либерализации торговли в ЕС.
Более того, в следующем, 2014 году Европа и Соединенные Штаты намерены начать переговоры о свободной торговле с целью существенной либерализации торговых отношений. По мнению европейских и американских официальных лиц, либерализация трансатлантической торговли может послужить стимулом для либерализации торговли в глобальном масштабе и стимулом для укрепления многосторонней торговой системы в лице ВТО.
Идея свободной торговли между мировыми гигантами в той или иной форме выдвигалась и раньше. Существует большое количество двусторонних соглашений между США и ЕС, которые регулируют вопросы упрощения процедур торговли. В последнее время предприниматели с обеих сторон все чаще стали высказываться за подписание соглашения.
По оценкам Европейской комиссии, устранение барьеров в автомобильной промышленности, которая является крупнейшим сектором двусторонней торговли, может снизить издержки для обеих сторон на 15 процентов. Компании по обе стороны Атлантики хотели бы видеть соглашение, которое не позволяло бы Соединенным Штатам проверять на соответствие техническим стандартам и требованиям безопасности автомобили, прошедшие аналогичную сертификацию в Европе.
Небольшие компании - производители бытовой техники, систем освещения и электрооборудования-также жалуются на чрезмерно высокую стоимость сертификации продукции с учетом различных требований в Европе и США, что делает экспорт практически невозможным. Конечно, сертификация товаров-чрезвычайно важная, но не единственная проблема двусторонних отношений. Европейская комиссия заинтересована в максимально широком охвате соглашения о ЗСТ, включая регулирование торговли услугами и доступ к государственным закупкам. В то же время, анализируя состояние двусторонней торговли и торговых споров, можно предположить, что такие сферы, как сельское хозяйство и авиационная промышленность, могут стать исключениями из договора.
Параллельно с обсуждением расширения сотрудничества с Соединенными Штатами ЕС готовит переговоры о ЗСТ с Японией. "Сделка" с Японией является одним из нескольких двусторонних торговых соглашений, решение о которых было принято на фоне растущего осознания того, что переговоры Дохийского раунда, направленные на достижение глобальной либерализации в рамках Всемирной торговой организации, вряд ли увенчаются успехом.
Пересмотр системы торговых преференций ЕС привел к необходимости проведения активных переговоров с развивающимися странами. В частности, большое значение придается формированию ЗСТ с Таиландом, который может стать центром торговых и инвестиционных отношений ЕС в АСЕАН.
1.2. Особенности развития северных стран
Следует отметить, что, несмотря на то, что у северных стран довольно много общего, довольно трудно говорить о существовании общепринятой, устоявшейся концепции развития, уникальной для северных стран, которая может быть адаптирована другими. Строго говоря, страны Северной Европы придерживаются разных экономических стратегий, что наиболее заметно в их отношении к европейской валюте. Финляндия является членом Европейского союза (ЕС) и ввела в обращение евро.
Дания также является членом ЕС, но не является членом валютного союза, но обменный курс кроны тесно связан с динамикой евро. Швеция является членом ЕС, но не является членом еврозоны, курс национальной валюты плавающий. Норвегия, как и Исландия, не является ни членом ЕС, ни членом еврозоны.
Каждая из северных стран имеет свою собственную историю развития. Самая богатая экономика в Скандинавской группе, Норвегия, основана на доходах от нефти и газа [2].
Дания имеет хорошо развитый транспортный сектор и сельское хозяйство. Швеция занимает лидирующие позиции в обрабатывающей промышленности, целлюлозно-бумажном производстве и телекоммуникационных технологиях [17]. Структура промышленного производства в Финляндии аналогична структуре промышленного производства в Швеции, но производственный сектор не так развит [6].
В рейтинге благоприятных условий для ведения бизнеса первые строчки занимают страны Северной Европы. Дания занимает 3-е место в рейтинге легкости ведения бизнеса, Норвегия-6, Швеция-19, Финляндия-13, Исландия-20 [20].
Одним из факторов успешного экономического развития северных стран является опыт экономических кризисов 1980-х и 90-х годов. Проанализировав негативный опыт, каждая из этих стран провела значительную модернизацию своих экономических систем.
Экономика Дании до кризиса была одной из самых слабых среди скандинавских стран. В стране наблюдались высокие темпы инфляции и высокий уровень безработицы. Задолго до Финляндии и Швеции (1995) Дания вступила в ЕС (1973) и ввела режим фиксированного обменного курса, поскольку в то время это был единственный способ справиться с инфляцией и провалом экономической политики. В 1982 году датская крона была привязана к немецкой марке.
Введение программ жесткой экономии в 1980-х годах привело к росту безработицы, но в то же время стабилизировало экономическую ситуацию. Со временем инфляция постепенно снижалась вместе с числом безработных. В конце 1980-х годов Норвегия пережила финансовый кризис и кризис недвижимости в результате неконтролируемого кредитного бума. Это привело к системному кризису и национализации большинства банков.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беляков Е. Нордстрем: Самая плохая вещь, которая случилась с Россией, – это нефть по $100. Комсомольская Правда. [Электронный ресурс]. URL: https://www. spb.kp.ru/daily/26638.4/3656831/ (дата обращения: 20.04.2021).
2. Волков А. Скандинавская модель // Мировое и национальное хозяйство, 2013. – № 1(24).
3. Грабарь Я. Скандинавская сказка: высокие налоги не помеха для хорошей жизни. РосБизнесКонсалтинг. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/1 9/04/2013/570407189a7947fcbd44807d (дата обращения: 05.01.2018).
4. Дертев А. Кьелл Нордстрем Через 50 лет вместо 218 стран будет 600 городов. Hvylya. [Электронный ресурс]. URL: http://hvylya.net/analytics/society/kell-nordstrem-cherez50-let-vmesto-218-stran-budet-600-gorodov.html (дата обращения: 20.04.2021).
5. Киселев М. Евросоюз ставит на Байдена. dp.ru. 19.09.2020. URL: https://www.dp.ru/a/2020/09/18/ Evrosojuz_stavit_na_Bajdena
6. Костин К.Б. Драйверы развития высокотехнологичных стартапов на примере Финляндии // Российское предпринимательство, 2017. – № 18. – doi: 10.18334/ rp.18.18.38303. 330 Russian Journal of Entrepreneurship #1’2018 (January)
7. Костин К.Б. Драйверы роста мировой экономики // Известия Санкт-петербургского государственного экономического университета, 2017. – № 6(108).
8. Мельникова Ю. Трансатлантическая солидарность: как приход Байдена к власти меняет настроения в Европе? РСМД. 03.12.2020. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ transatlanticheskaya-solidarnost-kak-prikhod-baydena-k-vlasti-menyaet-nastroeniya-v-evrope/
9. Могилевская А., Фейнберг А., Ткачёв И. Медведев назвал пять причин низкой эффективности труда в России. РосБизнесКонсалтинг. [Электронный ресурс].
10. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. / пер. с англ. [Павла Павловского]. – 3-е издание. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 213. URL: https://www.rbc.ru/economics/30/08/2017/59a6b0959a79470df9346274?from=m ain (дата обращения: 20.04.2021).
11. Плевако Н.С. Шведская модель: прошлое и настоящее. Ieras. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ieras.ru/pub/analitlka/Plevako.pdf (дата обращения: 05.01.2018).
12. Рейтинг стран. Оценка бизнес регулирования. Всемирный банк. МБРР МАР. [Электронный ресурс]. URL: http://russian.doingbusiness.org/rankings (дата обращения: 20.04.2021).
13. Сидорова Е. Пакт Роста и Стабильности и бюджет Евросоюза: что впереди? // Экономические стратегии, 2010. – № 6.
14. Социализм со шведским концом. Коммерсант.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2187763 (дата обращения: 20.04.2021).
15. Фадеева Т. Федеральная модель Европейского союза: концепции и практика // Мировая экономика и международные отношения. 2014. №6, С.63.
16. Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика. - М.: Мысль, 2015. – 609 с.
17. Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. – М., 2015. - С.54.
18. Хартия Европейского Союза: комментарий // Под ред. С.Ю. Кашкина. – М., 2014. С. 39. 45. Шенаев В.Н. – Экономика Евросоюза на рубеже веков // Современная Европа.2018. С.66-67.
19. Шмелев Н.П. Всемирное хозяйство: тенденции, сдвиги, противоречия. -М.: Просвещение, 2015. – 524 с.
20. Экономика Исландии. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0 %BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%98%D1%81%D 0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 20.04.2021).
21. Энтин М.Л. На пути к Конституции Евросоюза// Современная Европа. 2014. С.58-59.
22. Biden J. R., Jr. Why America must lead again: Rescuing U. S. foreign policy after Trump. Foreign Affairs. Mar./Apr., 2020. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2020-01-23/why-america-must-lead-again
23. Brkan M. Do algorithms rule the world? Algorithmic decision-making and data protection in the framework of the GDPR and beyond accountability // International journal of law and information technology. - Oxford, 2019. - Vol. 27, N 2. - P. 91121.
24. Gacuta J., Selvadurai N. A statutory right to explanation for decisions generated using artificial intelligence // International journal of law and information technology. - Oxford, 2019. - Vol. 28, N 3. - P. 193-216.
25. Coase Ronald H. The Problem of Social Cost // Journal of Law and Economics, 1960.
26. Dalman C.J. The Problem of Externality // The Journal of Law and Economics, 1979. – № 1.
27. Eggertsson, Thrainn. Economic Behavior and Institutions: Principles of Neoinstitutional Economics. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
28. Han-Wei Liu, Ching-Fu Lin, Yu-Jie Chen. Beyond State v Loomis: artificial intelligence, government algorithmization and accountability // International journal of law and information technology. - Oxford, 2019. - Vol. 27, N 2. - P. 122-141.
29. Henrik Berggren, Lars Trägårdh. Social Trust and Radical Individualism: The Paradox at the Heart of Nordic Capitalism. The Nordic way. Shared norms for the new reality. Global Utmaning: Stockholm, 2010
30. Klass Eklund. Nordic capitalism – lessons learned. The Nordic way. Shared norms for the new reality. Global Utmaning: Stockholm, 2010
31. Lars Trägårdh State and Civil Society in Northern Europe: The Swedish Model Reconsidered. – New York: Oxford, 2007. 12. Stigler G. J. The Price Theory // Prentice Hall College Div. – 1987.
32. Schwab K., Malleret T. Covid-19: The great reset. Geneva: World Economic Forum; 2020. 280 p.
33. The Nordic Way. Issuu. [Электронный ресурс]. URL: https://issuu.com/swedish_ institute/docs/the_nordic_way (дата обращения: 20.04.2021).
34. The World Bank. IBRD. IDA. [Электронный ресурс]. URL: http:// data.worldbank.org/indicator/GC.XPN.TOTL.GD.ZS (дата обращения: 20.04.2021).