Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема «Площади треугольников» является неотъемлемой частью школьного курса по геометрии. Данная тема заключает в себе большой раздел теоретического и практического материала. Также изучение материалов по этой теме формирует у обучающихся:
• систему знаний, умений и навыков;
• умение решать задачи различных типов;
• развивает интуицию и творческое мышление.
Площади треугольников (и других многоугольников) вычисляют в планиметрии и стереометрии.
Но у довольно большого процента обучающихся складываются определенные проблемы с решением геометрических задач. Даже те школьники, которые хорошо знают теоретическую часть темы, испытывают сложности при необходимости приложить теорию к решению практических задач. Во многом это связано с привычкой к «зубрежке» – можно выучить теоремы наизусть, и так и не понять, как ими пользоваться.
Это может стать для обучающегося серьезной проблемой – практически все технические специальности (и не только) требуют понимания геометрии. Поэтому дополнительные часы, посвященные разбору проблемной темы, с углублением в практику, могут стать существенным подспорьем для школьников.
Актуальность темы обусловлена тем, что элективные курсы стали важной частью современного образования, которой не стоит пренебрегать. Грамотно составленный элективный курс может стать значительным фактором в повышении эффективности изучения определенной темы – например, темы «Площади треугольников».
Объект исследования: элективный курс как часть системы образования.
Предмет исследования: эффективность элективного курса для изучения геометрии.
Цель исследования: разработка элективного курса «Площади треугольников».
Задачи исследования:
• дать определение понятию «элективный курс»;
• изучить требования, предъявляемые к разработке курса государственным образовательным стандартом;
• разработать углубленный курс для изучения данной темы.
Структура работы: введение, две главы, заключение, литература.
В первой главе:
• проведен разбор понятия «элективный курс»;
• представлено сравнение элективного и факультативного курсов;
• определены типы и виды элективных курсов, определена их роль в отечественном образовании.
Во второй главе:
• была раскрыта роль элективного курса в обучении математике;
• был разработан элективный курс по теме «Площади треугольников.
ГЛАВА 1 ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Определение и типология элективных курсов
Элективный курс (electus с латинского – «избранный») – это обязательный для посещения, углубленный курс по какому-либо предмету. Такой курс дополняет (но не повторяет!) основную школьную программу. Прохождение элективных курсов способствует личностному и профессиональному самоопределению учащегося.
Элективные курсы способствуют:
• развитию мышления;
• формированию аналитических способностей;
• формированию универсальных учебных действий (УУД), предусмотренных образовательным стандартом.
Назначение элективных курсов:
• профориентация обучающихся;
• источник дополнительных знаний, расширяющих рамки основного предмета.
С помощью элективного курса решаются следующие задачи школьного образования:
• удовлетворение потребности в образовании;
• реализация индивидуального обучения;
• помощь в изучение различных направлений для будущего профессионального самоопределения;
• расширение основной программы школьного предмета, что способствует более успешной сдаче ЕГЭ (особенно по профильной математике);
• удовлетворение познавательного интереса у обучающихся.
Так как элективные курсы обычно собирают небольшие группы школьников, активно заинтересованных в конкретном профессиональном направлении, педагог может позволить уделить большее количество внимания каждому ученику. Это фактор способствуют лучшему усвоению пройденного материала.
В ходе исследования темы было выявлено, что элективные курсы можно разбить по определенным типам.
1. По связи со школьными предметами:
• предметные (расширяют диапазон знаний определенного предмета, например: элективный курс по русскому языку);
• межпредметные (объединяют знания из нескольких областей, например: курс по физике и математике);
• дополнительные (курсы по предметам не входящим в школьную программу, например: курс по программированию на Python).
2. По решению конкретных задач:
• пробные (направлены на знакомство с предметом);
• углубленные;
• ориентационные;
• общекультурные.
3. По содержанию:
• курсы продвинутого уровня;
• спецкурсы повышенного уровня, которые направлены на детальное изучение некоторых тем основного предмета, которые входят в обязательную программу изучения;
• спецкурсы повышенного уровня, которые направлены на детальное изучение некоторых тем предмета, не входящих в обязательную программу изучения;
• прикладные элективные курсы, которые направлены на знакомство обучающихся с важными способами и методами применения знаний и умений, полученных на уроках, на практике;
• элективные курсы, которые посвящены изучению методов и способов решения конкретных задач.
1.2. Сравнение элективного и факультативного курсов
Факультативный курс, как и элективный, - это вспомогательный курс, предназначенный для расширения и углубления знаний обучающихся. Но, в отличие от последних, не являются обязательными для посещения. Обучающийся может посещать один и более факультативов исключительно по своему желанию.
Первые зачатки такого явления как факультативы появились еще в советской школе в декабре 1958 года, после опубликования закона "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР". Дальнейшее развитие они получили после опубликования Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г, "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы", где сказано: "Для углубления знаний по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, а также развития много сторонних интересов и способностей обучающихся проводить в школах, начиная с VII класса, факультативные занятия по выбору учащихся".
В"Основных направлениях общеобразовательной и профессиональной школы" указывается: "Учащимся VII -XI классов предоставляется возможность углубленного изучения по их выбору отдельных предметов физико-математического, биологического и общественно-гуманитарного циклов с помощью факультативных занятий".
Министерство просвещения СССР и министерства союзных республик в конце 60-х годов уделяли довольно много внимания развитию этого направления в школах. Коллегия Министерства утвердила инструкцию по факультативным занятиям, которая и послужила основой для аналогичных инструкции в союзных республиках. Были разработаны программы для целого ряда курсов.
В 1967-1968 году в учебные планы общеобразовательных школ были официально включены факультативные занятия. А первые попытки внедрения элективных занятий были предприняты в 1960-х гг.: в школе № 710г. Москвы проводились «альтернативные занятия» (в то время у них было такое название) с учащимися и старших, и младших классов. Каждый ученик в школе должен был выбрать одно или несколько таких занятий. Основной их целью в младшей школе было выявление и развитие познавательных интересов обучающихся, а в старшей школе – удовлетворение этих интересов.
Но популярности «альтернативные занятия» не обрели. Возможно, поэтому в современной научно-методической литературе элективные курсы чаще сопоставляют с факультативами, которые тогда были организованы практически во всех школах страны.
В конце 80-х и начале 90-х годов XX века многие учителя биологии преподавали такие курсы, как "Основы биотехнологии", "Молекулярная биология» и т. п.
Второй этап в становлении факультативных занятий начался в 1980 году и был связан с переходом средней школы на новую программу по математике. Третий этап начался с проведения съезда работников народного образования, который проходил в Москве в декабре 1988 года.
Реформой предусматривалось дальнейшее развитие всех форм дифференциации, в том числе и факультативных занятий, основной целью, которой является возможность углубленного изучения отдельного предмета.
В 1990 году была опубликована новая программа факультативных курсов. Основной целью программы является углубление знаний по основному курсу, получаемых на уроках.
В 2002 году была принята общая Концепция модернизации российского образования. Разработкой ее основных положений занимаются видные ученые: Д.В. Аносов, В.И. Арнольд, Я.И. Кузьминов, В.Л. Матросов, Н.Д. Никандров, В.Д. Шадриков и др.
Одним из приоритетных направлений реформирования средней школы названа профильная дифференциация обучения, именно она должна обеспечить условия для полной реализации индивидуальных особенностей обучающихся, их интересов, задатков, склонностей, способностей, формирования личности и т.д.
Можно заметить, что у элективных и факультативных курсов есть много общего. Это:
1. Сходство целей. Целью факультативных занятий является «углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение». Цели элективных курсов аналогичны и лишь конкретизируются в зависимости от направленности каждого курса.
2. Отсутствие обязательных государственных стандартов и контроля результатов их изучения (не существует альтернативы ЕГЭ для дополнительных курсов). Большинство авторов рекомендует не использовать даже обычную пятибалльную систему оценки на занятия.
3. Дополнение школьной программы. И элективные занятия, и факультативы могут выходить довольно далеко за рамки школьных учебных предметов, а не дублируют ее.
4. Свобода выбора. Оба вида курсов выбирают сами учащиеся исходя из своих интересов, и предпочтений. Поэтому школы обычно предлагают довольно широкий выбор.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. «Геометрия 7-9».
2. Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. «Геометрия 8-9».
3. Погорелов А.В. «Геометрия 7–9».
4. Шарыгин И.Ф. «Геометрия 7-9».
5. Малкова А. Г. Подготовка к ЕГЭ по математике, 2017 г.
6. Потоскуев Е.В. ЕГЭ. Математика. Задания 14, 16. Опорные зада-чи по геометрии. Планиметрия. Стереометрия / Е.В. Потоскуев. – М.: Экза-мен, – 2017.
7. Роганин, А.Н. ЕГЭ. Математика: универсальный справочник / А.Н. Роганин, Ю.А Захарийченко, Л.И. Захарийченко. – Москва: Эксмо, – 2016.
8. Садовничий Ю.В. ЕГЭ 2017. Математика. Профильный уровень. Задание 16. Планиметрия / Ю.В. Садовничий. – М.: Экзамен, 2017.
9. Ященко И.В. ЕГЭ 2017. Математика. Профильный уровень. Ти-повые тестовые задания / И.В. Ященко [и др.] / Под ред. И.В. Ященко. – М.: Экзамен, 2017. Ященко И.В. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2017 году. Профильный уровень. Методические указания / И.В. Ященко, С.А. Шеста-ков, А.С. Трепалин. – М.: МЦНМО, 2017.