Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На данный момент экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества с окружающей средой обострилась и приобрела колоссальные масштабы. Избежать экологической катастрофы можно только благодаря деятельности людей, основанной на глубоком знании законов природы, с учетом бесчисленных взаимодействий в естественных сообществах, понимании того, что человек является лишь частью природы. Такое взаимодействие жизнеспособно, если у каждого человека имеется достаточный уровень экологического сознания, формирование которого начинается в детстве и продолжается на протяжении всей жизни.
В этих условиях большое значение приобретает формирование экологического сознания младших школьников в системе общего начального образования. Идеи приобщения школьников к природе получили дальнейшее развитие в теории и практике советского школьного образования в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Бас, А. М. Степанова, Е. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс. и другие). Учебные пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко долгое время были очень полезны практикам школьного образования; по учебнику С.А. Веретенниковой обучалось не одно поколение учителей.
Младший школьный возраст характеризуется тем, что в сознании ребенка происходит первичное формирование наглядного образа мира и морально-экологической позиции личности, определяющей устойчивое отношение ученика к социальной и природной среде, а также к самому себе.
Для младших школьников характерно уникальное единство знаний и опыта, которое позволяет им закладывать фундамент для формирования прочной основы в области сознания для ценных отношений с природой.
Актуальность экологических проблем сегодня обусловили перед теорией педагогики и практикой школы задачу огромной экономической и общественной важности: воспитание новых поколений в русле аккуратного и серьезного отношения к природе, охране и возобновлению ресурсов окружающего природного мира. Экологическая тематика должна присутствовать на всех уроках окружающего мира и во внеклассной работе, экологическое воспитание должно проводиться постоянно и методично.
Базисом в данном процессе должна выступить начальная школа, поскольку именно данный образовательный этап обучения играет важнейшее значение в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
В начальных классах у детей появляются первичные знания о природе и навыки ее сбережения, это обусловлено тем, что эффективность экологического воспитания учащихся младших классов обеспечивается их особенностями: способностью к яркому эмоциональному отклику, склонностью к подражанию, большая чувствительность к воспитательным воздействиям, любопытство.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
В разработку проблемы формирования экологической культуры свой вклад внесли В.И. Медведев, А.А. Алдашева, М.Д. Большакова, И.Д. Зверев, А.X. Гимазетдинова, Н.М. Солодухо, О.М. Барковская. В исследовании Ж. К. Кениспаева предприняты попытки анализа проблемы формирования общей культуры, одной из составляющей которой является экологическая культура. В работе А.В. Усовой и А.А. Боброва определены формы учебного взаимодействия учащихся с учителем и объектами природы для реализации программных задач и программного содержания экологического воспитания.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность работы, направленной на исследование младшими школьниками экологических проблем региона.
Объект исследования – учебный процесс в начальной школе.
Предмет исследования - процесс формирования экологической культуры младших школьников.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи.
1) изучить психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) разработать комплекс заданий по формированию экологической культуры у детей младшего школьного возраста;
3) описать и проанализировать проведенную опытно-экспериментальную работу по формированию экологической культуры у детей младшего школьного возраста в процессе изучения экологических проблем региона.
Методы исследования включали в себя комплекс взаимно дополняющих друг друга теоретических, эмпирических, экспериментальных и статистических методов. Теоретические методы - изучение, анализ и обобщение положений научной литературы по теме исследования. Эмпирические методы - анкетирование, работа с методическими материалами.
Глава 1. Теоретические основы экологокраеведческого образования младших школьников
1.1. Экологическое образование младших школьников: понятие и особенности
Любовь к природе, бережное отношение к ней приходят не сразу. Это результат целенаправленной длительной работы при изучении природы на уроках, во внеклассной и во внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в посильное участие в дело охраны природы с применением системно-деятельностного подхода.
В современных условиях педагогу, в частности учителю начальных классов, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новым знанием путем осуществления нового вида деятельности. Именно деятельность учащихся определена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) как главная ценность обучения.
Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, обеспечивающий экологическую ответственность за состояние и улучшение окружающей среды.
В настоящее время стала очень острой и приняла огромные масштабы экологическая проблема взаимодействия человека и природы. В связи с этим громадное значение приобретает экологическое воспитание младших школьников не только как образовательный процесс, а как аспект нравственного воспитания человека, а, следовательно, общества в целом.
В настоящее время экологическое образование составляет значительную часть системы образования в Российской Федерации и реализуется во всех общеобразовательных учреждениях различных уровней образования и направлено на формирование экологической ответственности личности .
Экологическое образование — непрерывный процесс, направленный на формирование взаимосвязанных научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью .
Рассмотрим основные понятия исследования.
Наиболее широкое понятие - экологическая культура. Существуют различные трактовки к определению этого понятия.
Анализ основных подходов к проблеме экологической культуры показывает очевидную сложность и многозначность самого явления культуры, что доказывается большим количеством определений и толкований понятия культуры вообще и экологической культуры, в частности.
В теоретическом плане экологическая культура начала формироваться как учение и система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления в последней четверти ХХ века. Феномен экологической культуры изучался всесторонне (теоретически и экспериментально).
Экологическая культура была определена В. А. Игнатовой, доктором педагогических наук, как одна из частей общечеловеческой культуры, отдельная ее черта, которая отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. Проблемы становления культуры как воплощенного единства с природой получили развитие в трудах Е. В. Никоноровой, Э. В. Гирусова, Н. Н. Моисеева, А. Д. Урсула, В. И. Данилова-Данильяна, О. Н. Яницкого и др. При этом одним из первых проблему экологической культуры поднял известный многим исследователь и мыслитель В. И. Вернадский. Разрабатывая концепцию взаимосвязи биосферы и ноосферы, он предсказал, что дальнейшее развитие природы и человека должно строиться как процесс коэволюции, т.е. взаимовыгодного единства.
Формирование экологической культуры есть воспитание у человека осмысленного принятия среды обитания, уверенность в необходимости бережного отношения к природе, рационального использования ее даров и богатств, понимания важности приумножения естественных ресурсов.
Сам же термин был введен в научный обиход Л. Н. Коганом, который под экологической культурой трактовался как «сопричастность культурно-духовных и природных основ развития человеческой цивилизации» . По мнению Льва Наумовича Когана, экологическая культура - это часть общей культуры человечества, представляющая собой передачу от старшего поколения младшему разнообразных умений, навыков - опыта, также подразумевается итог этого самого процесса: сформировавшиеся впоследствии ценности, нормы, взгляды и традиции.
По мнению Э.В. Гирусова экологическая культура представляет собой «особенно сложное явление, включающее огромное многообразие составляющих – как в образе мышления, так и в сфере практической деятельности, - радикально отличающихся от тех, которые были характерны для прежнего типа культуры, с ее направленностью на волевое преобразование природы во имя потребностей человека» . Философ Е.Н. Никанорова определяет экологическую культуру как новый тип культуры с переосмысленными ценностями, которые ориентированы на поиск механизма связи с природой.
В литературе встречаются и другие определения данного понятия. Так, по мнению И. А. Воедиловой, «экологическая культура представляет собой совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе» .
В.И. Жиркова дает такое определение: экологическая культура – это устоявшиеся взгляды бережного отношения к окружающему миру, отражающиеся в мыслях и действиях каждого" .
Е. С. Кривошеева дает следующее определение: «экологическая культура – это сложное личностное образование, включающее в себя ответственность за состояние окружающей среды, наличие экологических взглядов и убеждений, опыт деятельности по изучению и охране природной среды, систему научных понятий по проблемам современной экологии» .
По мнению П. О. Ермолаевой, под экологической культурой следует понимать особый «срез» общей культуры общества, транслирующий гармоничный способ взаимодействия общества с окружающей средой и характеризующий осознанный подход к природе и практическое участие в улучшении природопользования .
Итак, на сегодняшний день экологическая культура личности – понятие, которое не имеет конкретного определения и общепринятого толкования. Мы под экологической культурой будем понимать органичное единство экологического сознания, эмоционально-психологических состояний и практической деятельности.
Экологическая культура характеризуется следующими основными признаками:
• экологическая образованность, экологическое сознание, стремление к сохранению и улучшению географической среды и ее составляющих как основу существования общества;
• способность применять экологические знания на практике и в быту;
• умение видеть фактические экологические проблемы и находить их приемлемые решения и т.д.
Важно и то, что экологическая культура многонациональна в значительной степени. Это единица культуры, традиции любого народа или нации, включающая в себя взаимодействия с природой, культуру международных взаимоотношений, областную культуру труда, имеет тесную взаимосвязь с видом местной природы, с историко-географической обстановкой, с традициями народа, сложившимися на протяжении нескольких веков .
На основе анализа авторских определений мы формулируем следующее: Экологическая культура – это комплекс знаний, умений, навыков экологического содержания и их грамотное применение, в соответствии с законами природы, и направленное на восстановление природной среды.
Исследователи, например, с точки зрения экологической культуры учащихся критерием формирования экологической культуры считают экологическое сознание, экологическое мышление, экологическую ответственность, экологическое воспитание, готовность к природоохранной деятельности, разумное природопользование, сформированность мотиваций, устойчивых потребностей.
По Л.Т. Асатрян: «У школьников ответственность в отношении к природе выражается в их активных действиях, изучении и охране природы, в правильном использовании природных ресурсов, в сохранении моральных и правовых принципов, в отношении к природе, которое отражается в эмоциональной сфере учащихся, выраженном в виде тревоги, беспокойства, озабоченности, волнения» .
А.Н. Захлебный выделяет три сферы выражения ответственного отношения школьников к окружающей среде: культура индивидуального поведения, активное участие в общественно полезной работе по охране, улучшению, уходу за окружающей средой, агитация современных идей об охране природы, зарождение экологической культуры в профессиональной работе. Его внимания удостоилось то, что ответственное отношение к природе предполагает сохранение в убеждениях нравственных требований и не только материальный или нравственный страх .
А. Аджамоглян отмечает: «Человек не рождается готовым априори познания природы, с сознанием естественного отношения к ней, мышлением, культурой и чувством ответственности. Все знания, умения, навыки и ценностные ориентации он приобретает благодаря экологическому образованию и воспитанию» . Хотя, конечная цель экологического образования и воспитания - формирование у человека оптимальных взаимоотношений со своей средой обитания, и осуществляется она в рамках единого педагогического процесса.
Не зря крупнейший русский педагог В.А. Сухомлинский отмечает, что каждый человек в детском возрасте должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств, школ, рожденную в труде для красоты окружающего мира, в заботе, беспокойстве . Важную задачу воспитания педагог видел в том, «чтобы в детские годы в процессе общения с природой эмоционально-эстетическое богатство в незрелом возрасте вошло в духовную жизнь, как самая глубокая человеческая потребность, чтобы познание красоты природы глубоко способствовало познанию красоты, высокого, утверждению человеческого достоинства. Педагоги-ученые (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и др.) считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества. Формирование экологической культуры необходимо рассматривать как сложный комплексный процесс, компонентами которого являются экологические знания и на их основе формирование экологического сознания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение, ценностные ориентации.
Таким образом, базисный компонент экологической культуры - экологическое сознание личности. Образование, как важнейший фактор формирования личности, имеет большую возможность для формирования экологического сознания учащихся. Экологическое сознание - это не взаимоотношение общества и природы. Оно сформировалось под воздействием экологических кризисов и выражается переосмыслением принципов цивилизации, чтобы мы жили по законам природы.
Экологическое сознание - отражение в общественном сознании взаимодействия человека и природы. Экологическое сознание - форма общественного сознания.
Учителя в современных условиях не всегда могут найти ответ на то, как в традиционной школе воспитывать личность с принципиально новым уровнем развития самосознания и гуманным отношением к окружающему миру.
Современному школьнику необходимы новые знания о человеке, о самом себе, о своих правах и обязанностях, открытое и критическое мышление. Человек как единичный индивид является частью природы, но как разумное существо он уподобляется уже не части природы, а природе в целом. Единство с природой позволяет относиться к ней как к самоценности. Чем больше развивается мир человека, тем глубже и шире становятся его связи с природой, тем более включается природа в специфическое
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аджамоглян А.Г. Особенности экологического воспитания старших школьников (на армянском языке). Аннотация диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. Ереван, 2000
2. Алистратова С.В. Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира через применение ИКТ // Вестник научных конференций. 2018. № 8-2 (36). С. 7-8.
3. Андреев М. Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 7. – С. 143-145
4. Артемова Ю.А., Дрожжина Ю.Ю. Экологическое образование в школе. Форум молодых ученых. 2018. № 5-1. С. 289-292.
5. Асатрян Л. Основы управления экологическим образованием (на армянском языке). «Артагерс», 2006
6. Байбатырова Э.Р., Оказова З.П. Экологический участок как элемент биологического образования. Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 3. С. 137-140
7. Батырова М.Д. Этнопедагогические аспекты формирования экологической культуры младших школьников в современной системе образования РФ // В сборнике: УЧИТЕЛЬ СОЗДАЕТ НАЦИЮ. Сборник материалов III международной научно-практической конференции. 2018. С. 151-157.
8. Бурова Л.И. Система изучения природы детьми младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1997
9. Воедилова И. А. Экологическая культура как новое качество культуры // Астраханский вестник экологического образования. – 2012. – № 1. – С. 90-92
10. Гайнуллова, Ф.С Природоведческая литература как средство формирования естественнонаучных понятий/Ф.С.Гайнуллова//Актуальные проблемы дошкольного и начального образования: Материалы научно-практической конференции преподавателей , аспирантов, магистрантов, студентов («Дни науки МГПУ-2015») /Сост. и отв.ред.: Н.П Ходакова, А.В.Калинченко.- М.:Спутник+,2015.-С.147- 150
11. Гирусов Э. В. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность // Библиотечное дело. – 2010. – № 3. – С. 6-11
12. Горбаткина И.М., Нехлюдова М.В. Книга о природе как средство формирования экологической культуры младшего школьника // В сборнике: ДИАЛОГ КУЛЬТУР В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНТИНУУМЕ. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 47-51.
13. Горбаткина И.М., Нехлюдова М.В. Роль практических методов обучения в формировании экологической культуры младшего школьника // В сборнике: САМОРАЗВИТИЕ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 67-70.
14. Гринёва, Е.А. От экологического просвещения к экологическому образованию для устойчивого развития: ретроспективный анализ / Е.А. Гринёва, Л.Х. Давлетшина // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8–2. – С. 434 – 438
15. Давлетшина, Л.Х. Формирование экологической культуры младших школьников: духовно-нравственный аспект: автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01/Л.Х. Давлетшина. – М., 2015.
16. Долгова И.Ю. Формирование экологической культуры младшего школьника на уроках окружающего мира // В сборнике: . Materials of the VIII international scientific conference. 2018. С. 28-31.
17. Ермолаева П. О. Особенности формирования экологической культуры российских и американских студентов (кросс-культурный проект): автореф. дисс. … канд. социол. наук. – Казань, 2011
18. Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации: Автореф. дис….д-ра пед. наук. М., 1986
19. Ионисян А.В., Магомедова С.М., Минова Д.А. Экологическая культура младших школьников как самоценное направление и важнейшее условие личностного развития // НаукаПарк. 2018. № 1 (62). С. 93-95.
20. Климцова Т. А. Экология в начальной школе // Начальная школа. – 2000. – № 6. – С. 75-76
21. Колесник, Н. А. Экологическое воспитание обучающихся на основе «глубинной экологии» / Н. А. Колесник, В. В. Грубинко. Методические рекомендации для студентов педагогических учебных заведений и учителей. – Тернополь: Изд-во ТДПУ им. В. Гнатюка, 2012
22. Кондрашова Е.Н., Ветлугина К.И. Формирование экологической культуры младших школьников в образовательном процессе // В сборнике: Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования. сборник статей по материалам III Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Институт гуманитарного образования. 2018. С. 50-55.
23. Кузьмина Н.А., Еськова С.И., Удоденко Т.И. Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность // В сборнике: ЕВРАЗИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ. сборник статей III Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. 2018. С. 17-19.
24. Мельников Н. Н. Социально-экологические основы гармонизации взаимодействия общества и природы (региональный аспект): дис. Социально-экологические основы гармонизации взаимодействия общества и природы. Канд. соц. наук: 22.00.04. - Самара, 2015
25. Микшина А.А. Проектная деятельность как средство воспитания экологической культуры младших школьников во внеклассной работе // В сборнике: КОНЦЕПЦИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 189-191.
26. Миронов А.В. Актуальные вопросы экологического образования школьников / А.В. Миронов // Начальная школа плюс до и после, 2013. - С.3-8
27. Нехлюдова М.В., Никулина Н.Т. Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры младших школьников // В сборнике: САМОРАЗВИТИЕ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 174-177.
28. Оказова З.П. Пути оптимизации процесса обучения экологии. Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 3. С. 274-276
29. Покотилова Л.В. Роль игры и наглядных средств обучения в воспитании экологической культуры дошкольников и младших школьников // В сборнике: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. Международная научно-практическая конференция: сборник статей. 2018. С. 85-88.
30. Посошенко Е. В. Растим здоровых, умных, добрых: Методическое пособие для учителей начальных классов, классных руководителей и воспитателей групп продленного дня. – Ростов-н/Д.: 2007.
31. Региональный опыт экологического образования и просвещения / Анисимова Т.С., Бобровская М.А., Герасимова Г.А., Григорьева Е.Н., Гаянкова И.В. и др.; под ред. Кривошапкиной О.М. - ISBN 978-5-0009-0047-5 изд. - Киров: МЦНИП, 2015
32. Салеева, Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе / Л.П. Салеева: – М.: 2009. – 49 с.
33. Сенкевич, В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений // Советская педагогика. – 2000. - №5. – С.15-19.
34. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 4-е изд. - М.: Аркти, 2007. – 80 с.
35. Симонова, Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками // Начальная школа . – 2000. №5. - С. 45-51.
36. Сулейманова Ф.М., Малкина С.Е. Влияние экологической культуры на дошкольников и младших школьников // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 10 (27). С. 830-831.
37. Суравегина, И.Т. Методическая система экологического образования Советская педагогика. – 2002. - №9. – С.31-34.
38. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Ереван. Изд-во «Луйс», 1978
39. Толстопятых Л.Е., Секишева Т.А., Юдкина Л.И. Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира // В сборнике: СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 63-66.
40. Толстопятых Л.Е., Юдкина Л.И., Дровникова Н.Н., Солошенко Н.Н. Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира // В сборнике: Теория и практика приоритетных научных исследований. сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции,. Международный научно-информационный центр «Наукосфера». 2018. С. 44-47.
41. Тян Н.А. Дополнительное образование как форма развития экологической культуры младших школьников // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ. материалы международной научно-практической конференции : в 3 частях. 2018. С. 58-60.
42. Тян Н.А. Развитие экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования // В сборнике: Наука сегодня: задачи и пути их решения. Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2018. С. 95-97.
43. Фахрутдинова Е.О., Моложавенко В.Л. Теоретические основы формирования экологической культуры у обучающихся школьников в младших классах // В сборнике: ИННОВАЦИИ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ. Сборник статей по материалам XI международной научно-практической конференции. В 3 частях. Ответственный редактор Халиков А.Р., 2018. С. 54-59.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».