Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современном мире, в связи с многосторонностью и скоростью развития прогресса, в обществе возникает потребность в индивидах, которые способны выбирать неординарные и разноплановые способы решения разного вида трудностей. Люди с творческим мышление интереснее и быстрее решают стоящие перед ними задачи, они способны намечать точные цели, эффективнее преодолевать трудности. Так как истоки всестороннего развития личности лежат в дошкольном возрасте, то и творческое развитие является одним из условий воспитания активной жизненной позиции подрастающей личности.
Творчество – одна из важнейших форм психической активности детей, которая рассматривается как универсальное средство развития индивидуальности. Л.С. Выготский считает, что творческая деятельность, главным образом, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее, а так же творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития.
Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности традиционно привлекает внимание педагогов и психологов (Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Комарова, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддьяков, О. Н. Сомкова, О. С.Ушакова, Д. Б.Эльконин и другие).
Некоторые исследователи подчеркивают возможность педагогического руководства игровой деятельностью в целях развития творчества ребенка (Р. И. Жуковская, Н. Я. Михайленко и другие). Для этой цели в психолого-педагогической литературе разработаны методики Р. И. Жуковской, Н. Я. Михайленко, Т. С. Комаровой, Д. В. Менджерицкой, О. М. Дьяченко и других.
Период дошкольного детства является благоприятным возрастным периодом для развития художественно - творческих способностей детей, но даже в этот период взрослые не уделяют должного внимания на развитие таких способностей. Игровая деятельность является одной из способов решения этой проблемы.
Исходя из этого, мы выделили следующие противоречия:
· Между возрастной потребностью дошкольников в художественно-творческом развитии и содержанием методической базы развития творческих способностей детей в процессе игровой деятельности;
· Между потенциалом художественно-творческого развития в формировании гармонично развитой личности дошкольника и недостаточным его исследованием;
· Между необходимостью формирования художественно-творческого потенциала ребенка дошкольника и ощутимыми пробелами в исследовательской базе данного феномена;
· Между значимостью формирования художественно -творческих способностей и проблемами диагностики уровня творческого развития дошкольников.
Данные противоречия обозначили проблему исследования:
каковы особенности методической системы формирования художественно-творческих способностей дошкольников с точки зрения развивающего ее влияния на его личность.
Обоснование актуальности и постановка проблемы определили выбор темы исследования: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в учебно-игровой деятельности»
Объект исследования: процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников.
Предмет исследования: влияние игровой деятельности на развитие художественно-творческих способностей дошкольников.
Цель исследования: анализ эффективности игровой деятельности положительно на развитие художественно-творческих способностей дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, задачей которой является исследование игровой деятельности на развитие художественно-творческих способностей дошкольников;
2. Составить психодиагностический для развития художественно-творческих способностей дошкольников;
3. Изучить комплекс методик для художественно-творческих способностей дошкольников в учебно-игровой деятельности;
4. Разработать методические рекомендации по использованию технологии учебно-игровой деятельности в практической деятельности педагогов;
Гипотеза исследования заключается в предположении, что игровая деятельность положительно влияет на развитие художественно-творческих способностей дошкольников, если
· будут определены рациональные формы, методы и приёмы художественно-творческого развития дошкольников, обеспечивающие оптимальное соотношение теории и практики в образовательном процессе;
· будут разработаны уровни сформированности художественно-творческого развития и на этой основе проведена диагностика;
· будет разработана модель методической системы обучения, которая с учетом индивидуальных особенностей дошкольников обеспечит их активное включение в процесс усвоения художественных знаний, умений и навыков;
· будет реализована экспериментальная методическая система художественно-творческого развития дошкольников.
Методологическую базу исследования составляют философские, психолого-педагогические работы, работы воспитателей, руководителей художественных кружков.
Методы исследования:
-теоретический анализ научной литературы;
-анализ передового педагогического опыта;
-изучение нормативной документации
-педагогический эксперимент;
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что обобщен и систематизирован материал по решению проблемы развития художественно-творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности. Разработана методическая модель художественно-творческого развития.
Практическая значимость определяется тем что результаты исследования послужили основой для корректировки программ обучения; разработаны методические рекомендации в которые вошли: система диагностических игр, развивающие игры и упражнения, их можно использовать в практике воспитателям дошкольных учреждений.
Структура дипломной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. В работе приводятся таблицы, работы учащихся, отражающие ход и результаты экспериментальной работы.
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
1.1. Исследование проблемы развития творческих способностей и творческого мышления детей дошкольного возраста в научной литературе
Дошкольный возраст охватывает период с 3 до 6-7 лет. Он делится на:
младший, средний, старший дошкольный возраст. У ребенка в данный период ведущая деятельность сменяется на игровую. Во время игры дошкольник овладевает новыми видами деятельности, у него возникают новообразования в личностной, психической, интеллектуальной сферах, творческой деятельности и формируется готовность в школе [9].
Уже в дошкольном возрасте начинает реально формироваться
личность ребенка. Этот процесс тесно связан с развитием эмоционально-волевой сферы, с формированием интересов и мотивов поведения, приобретением жизненно важных навыков. На формирование личности ребенка влияет социальное окружение, взаимоотношения с родными, друзьями, другими взрослыми.
Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка.
Дошкольник изучает окружающий мир, он хочет понять происходящие
явления. В период дошкольного возраста развивается мышление, речь, воображение и другие психические процессы [5].
В дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности - игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, а так же творческую. Результатом развития всех видов деятельности становится умение моделировать ситуацию и воспроизводить произвольные стили поведения.
Психология творчества как наука начала складываться на рубеже XIX-XX столетий. До середины XX века психология искала связь творческих способности с умственным развитием. Потребность определять интеллектуальные способности привела к созданию тестов на умственную одаренность. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, т.е. корреляции между коэффициентом интеллекта и способностью создавать новое – креативностью – не было.
Творческие способности относятся к разделу специфических человеческих способностей человека. По словам Б.М. Теплова творческие способности это - определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, уже имеющемуся у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их приобретения [7].
В.Д. Шадриков считает, что творческие способности это - свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности.
Л.А. Большакова определяет творческие способности как, сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности.
По мнению О.И. Моткова, такого вида способности – это умения удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях.
Делая вывод, можно сказать, что творческие способности – это индивидуальные особенности индивида, которые проявляются в нестандартном, особенном мировосприятии, порождении ценных в культуре и обществе вещей, новых способах осуществления привычной деятельности.
Большинство исследователей рассматривает становление творческих способностей ребенка в первую очередь во взаимосвязи с развитием таких психических процессов, как восприятие и воображение (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, Н. Н. Поддьяков, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).
Знаменитый отечественный психолог А.Н. Лук выделил такие виды творческих способностей, как:
· Способность видеть проблему там, где её не видят другие люди;
· Способность заменять мыслительные операции (т.е. заменять множество понятий одним, но при этом использовать легкие и понятные обозначения и символы);
· Способность применить навыки, которые приобрелись при раннее решенной задачи;
· Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;
· Способность без проблем проводить ассоциацию отдельных понятий;
· Способность памяти выдавать нужную информацию в необходимый момент;
· Гибкость мышления;
· Способность выбирать один вариант решения проблемы до её проверки;
· Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;
· Способность видеть окружающий мир таким, какой он есть;
· Способность легко генерировать идеи;
· Творческое воображение;
· Способность доработки деталей, чтобы воспроизвести к первоначальной идеи [15].
Нет и единого мнения в определении структуры творческих способностей. В понимании Е.Н. Туника в структуру таких способностей входят любознательность, воображение, сложность и склонность к риску. В.Н. Дружинин компонентами творческих способностей называл интеллект, обучаемость, способность к преобразованию знаний. По мнению А.М. Матюшкина, в структуре творческих способностей выделяляется высокий уровень познавательной мотивации, высокий уровень исследовательской творческой активности, гибкость мышления, беглость мышления, способность к прогнозированию, способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки [1].
Л.Г. Карпова выделяла в структуре творческих способностей когнитивный, эмоциональный, мотивационный компонент. По мнению Г.В. Тереховой в структуру входит творческое мышление, творческое воображение, творческая деятельность.
По мнению Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева именно в старшем дошкольном возрасте появляется новый для ребенка вид деятельности – творческий. Определено это с одной стороны развитием произвольности воображения и расширением его возможностей, а с другой стороны – развитием мышления, позволяющего обрабатывать образы, рождаемые воображением. Особенность творчества детей состоит в том, что оно дает возможность идти от мысли к ситуации. Соответственно, многие компоненты творчества в этом возрасте начинают свое развитие. Н.Н. Поддьяков говорил, что в детском возрасте творчество следует понимать, как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста. По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его не в результате, а в самом процессе этой деятельности [12].
Н.А. Ветлугина определила следующие характерные черты творческих способностей дошкольников:
· Способность воспринимать и переживать чувства прекрасного в жизни и разного вида произведениях искусства, легко входить в нетипичную или придуманную ситуацию, эмоционально реагировать на красоту;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Батюта, М.Б. Возрастная психология : учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – М.: Логос, 2011. – 306 с.
2. Васькова, О.Ф..Сказкотерапия как средство развития речи дошкольного возраста/О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина. - Спб.: «Детство-пресс», 2011. - 112 с.
3. Волков Б.С., Волкова Н. В. Психология дошкольного возраста. Учебник для бакалавров/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.:Кнорус, 2018. - 270 с.
4. Володина, К.А. Применение арт-терапии в деятельности практического психолога/К.А. Володина// Организационная психология, 2017. - № 2. - С. 86-102.
5. Воронова, А. А. Арт-терапия для детей и их родителей / А. А. Воронова. - М. : Феникс, 2013. - 253 с.
6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.
8. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. О. Гонина. — М. : Издательство Юрайт, 2015 — 465 с.
9. Дименштейн, М. С. Педагогика, которая лечит / М. С. Дименштейн – М.: Теревинф, 2008. – 240 с.
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – С-Пб.: Питер,1999.
11. Зинкевич-Евстигнеева, Т .Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: изд-во: Речь, 2006. - 208 с.
12. Изотова, Е. Психология дошкольного возраста. Учебник и практикум. В 2 частях. Часть / Е.Изотова, Т. Авдулова, Г. Хузеева. - М.: Юрайт, 2017. - 222 с.
13. Ковынева О.Г., Введенский В.Н. Психологические особенности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Universum: Психология и образование: электронный научный журнал, 2017. - № 11(41). - Режим доступа: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5249
14. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : развитие человека от рождения до поздней зрелости : учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М. : Сфера, 2009. - 463 с.
15. Нартова-Бочавер, С.К. Введение в психологию развития : учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. - М. : Флинта, 2011. - 216 с.
16. Некрасова, Ю. Б. Лечение творчеством / Ю. Б. Некрасова. – М. : Смысл, 2006. –248 с.
17. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология/ Л.Ф. Обухова. - М.: Россия, 2011. - 414 с.
18. Особенности психического развития ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.psychol-ok.ru/lib/intpsy/intpsy2009/intpsy080509.html )
19. Питерс, Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию / Т. Питерс. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 240 с.
20. Психологические особенности дошкольного возраста (3-6 лет) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pro-psixology.ru/edinstvo-mira-i-problema-razvitiya-psixiki/28-psixologicheskie-osobennosti-doshkolnogo-vozrasta.html
21. Рошко, Г.Н. Детская психология в схемах и таблица: учебно-методическое пособие/ Г.Н. Рощко. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. – 59 с.
22. Самарин Ю.Л. Способность.: Педагогическая энциклопедия. Т.4. – М., 1968.-174с.
23. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
24. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. – 1993. - №10.
25. Смирнова, Е.О. Детская психология : учебник / Е.О. Смирнова. – СПб. : Питер, 2012. – 298 с.
26. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Туманит, изд. Центр ВЛАДОС, 1999 г. – 360 с.
27. Этический кодекс психолога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyrus.ru/rpo/documentation/ethics.php
28. Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997.
29. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. – 1994. - №5.
30. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. – 1996. - №3.