Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Топонимика, как раздел ономастики, исследует географические названия (топонимы), их функционирование, значение и происхождение, структуру, ареал распространения, развитие и изменение во времени. Таким образом, топонимика, являясь междисциплинарной наукой имеет, в том числе, и лингвокултурологическую значимость.
О значении и важности внедрения топонимических сведений в учебный процесс писали многие известные географы: Э.М. Мурзаев, В.А. Жучкевич, В.П. Максаковский, Е.М. Поспелов. При этом подразумевалась именно географическая дисциплина. Однако сегодня топонимы интересуют в еще большей степени преподавателей русского языка и специалистов лингвокультурологии.
Основная задача учителя при изучении лингвокультурологического материала является формирование у учащихся лингвокультурологической компетенции, под которой понимается совокупность знаний о национальной культуре страны изучаемого языка; понимание культурных кодов, которые скрыты в определенных языковых единицах. Сформированная лингвокультурологическая компетенция позволит иностранным учащимся преодолеть языковой и культурный барьеры, а учащимся, для которых русский язык родной – лучше понимать историю и культуру родного края, в связи с чем работа, цель которой – исследование роли топонимики родного края в формировании лингвокультурологической компетенции учащихся, является актуальной.
Объектом исследования является лингвокультурологическая компетенция учащихся, а предметом – топонимика родного края.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать компетентностный подход в образовании;
- привести принципы формирования лингвокультурологической компетенции на уроках русского языка;
-определить задачи и роль изучения топонимии в школе;
- привести обзор по истории изучения топонимии;
- привести анализ программы и учебников с точки зрения организации работы по изучению топонимии родного края;
- провести педагогический эксперимент по теме «Роль топонимики родного края в формировании лингвокультурологической компетенции учащихся».
Материалами исследования послужил исследования по топонимики таких ученых, как Е. М. Поспелова, Л. А. Климакова, Р. А. Агеева и др., а также работы по вопросам лингвокультурологии таких исследователей, как В. А. Маслова, Е. М. Верещагн, Е. И. Опарина и др.
Педагогический эксперимент исследования проводился на базе ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», институт филологии, кафедра русского языка и литературы, МБОУ СОШ №Х
Теоретическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных результатов в теории изучения топонимов с точки зрения лингвокультурологии.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных в результате педагогического эксперимента данных для проведения аналогичных исследований применительно к топонимике родного края и к ономастике, в целом.
Структура данного исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Глава I. Теоретические основы формирования лингвокультурологической компетенции школьников при обучении русскому языку
1.1. Компетентностный подход в образовании
Хотя такой подход к обучению имеет множество преимуществ, только несколько инструкторов и дизайнеров могут должным образом внедрить эту концепцию в свое онлайн-обучение. По этой причине мы создали эту статью, чтобы показать вам ключевые концепции обучения на основе компетенций (CBL). В этой статье мы рассмотрим, что такое обучение на основе компетенций, его ключевые концепции и то, как его внедрение может помочь вашему онлайн-обучению.
Для начала, что такое компетенция? Компетентность - это способность человека применять знания, полученные с течением времени. Компетентность поддается измерению, поскольку вы можете сравнить навыки и знания двух или более людей на основе их производительности на конкретной работе. Компетентность означает, что вы не только обладаете знаниями для выполнения задачи, но и обладаете навыками, позволяющими находить решения, которые имеют значение для реальных проблем.
Обучение на основе компетенций - это подход к обучению, при котором учащиеся переходят с одного уровня обучения на более высокий, основываясь на демонстрации своих знаний, а не на времени, потраченном на конкретный курс. Такой подход к обучению гарантирует, что учащиеся учатся в своем собственном темпе и больше сосредотачиваются на овладении знаниями и ценными навыками. Дело не в том, чтобы бросать и навязывать знания учащимся. Скорее, он гарантирует, что учащиеся сохранят знания и достигнут определенной степени владения конкретным предметом, прежде чем перейти на следующий уровень обучения.
Практические преимущества внедрения CBL в ваше онлайн-обучение
Сосредоточьтесь на мастерстве
Основная цель обучения на основе компетенций заключается в том, что учащимся не разрешается переходить на следующий уровень обучения, если они не продемонстрируют владение некоторыми конкретными навыками. Чтобы обеспечить наилучшие результаты, вы должны четко указать желаемый результат обучения с самого начала модулей курса. Поступая таким образом, учащиеся могут понять, что нужно сделать, чтобы овладеть навыками. Также убедитесь, что вы предоставляете им качественную обратную связь, когда это необходимо, чтобы помочь им развиваться и приобретать нужные знания.
Комплексное развитие
Одним из преимуществ обучения, основанного на компетенциях, является то, что оно нацелено на целостное развитие учащихся. При таком подходе к обучению учащиеся могут научиться приобретать знания и навыки и применять их к реальным проблемам. Это также помогает им развить в себе желание узнать больше и развить свои навыки.
Актуальность для существующей реальности.
Без сомнения, обучение на основе компетенций помогает учащимся стать актуальными в реальном мире. Это потому, что он больше ориентирован на практическое применение полученных знаний. Итак, чтобы позволить вашим сотрудникам стать актуальными в процессе обучения на основе компетенций, убедитесь, что вы создаете эффективные учебные модули. Однако убедитесь, что в модулях не только излагаются факты, но и используются тематические исследования и сценарии, которые запускают практическое применение знаний.
Концепции обучения, основанного на компетенциях
Концепция обучения на основе компетенций фокусируется на трех ключевых характеристиках: ориентированность на учащегося, дифференциация и результаты обучения.
1. Ориентация на учащихся
Во-первых, обучение на основе компетенций ориентировано на отдельных учащихся. Он предлагает каждому учащемуся возможность развивать навыки и приобретать знания в удобном для него темпе. Кроме того, он также способствует совместному обучению, поскольку учащиеся могут работать вместе, чтобы добиться успеха.
Обучение на основе компетенций дает учащимся возможность продвигаться в процессе обучения без ограничений по времени. Кроме того, это также помогает им исследовать различные возможности в обучении и размышлять о своих собственных учебных достижениях.
2. Ориентация на результат
Помимо ориентации на учащегося, концепция обучения на основе компетенций всегда начинается с четкого определения результатов обучения. Сосредоточив внимание на результатах обучения, организации получают возможность разрабатывать первоклассные общие ресурсы и оценки для поддержки четко определенных результатов обучения. Кроме того, инструкторы могут определить риски в продвижении учащихся к достижению успеха и предложить им превентивные меры по их снижению.
3. Дифференцированный
Дифференциация в обучении на основе компетенций относится к методам обучения, которые определяют и модифицируют для удовлетворения общих потребностей каждого учащегося. Он универсален и применим ко многим вещам, включая общение учащихся, вмешательство и поддержку.
-Вмешательства
Предоставление учащимся качественной обратной связи и рекомендаций поможет им продвигаться по пути обучения и совершенствоваться в приобретенных навыках.
-Диагностический
Предлагает учащимся оценки и различные учебные материалы на основе уже освоенных навыков.
-Выбор обучения
Учащиеся могут выбирать учебные ресурсы на основе своего выбора и предпочтений.
-Принадлежность
Учащиеся могут получать различные онлайн-учебные материалы в зависимости от их взаимоотношений с программами в группах.
Персонализированное сообщение
Учащиеся получают актуальную и своевременную информацию, адаптированную к их индивидуальным потребностям.
Чем обучение на основе компетенций отличается от традиционной модели?
Чтобы объяснить разницу между двумя подходами к обучению, вы должны взглянуть на структуру, направленность и содержание обучения. В случае традиционных моделей, основанных на времени, учебный дизайн основан на учебниках и стандартах. Однако в обучении, основанном на компетенциях, учебным дизайном руководят сами учащиеся.
В традиционной модели учебное планирование основано на нечастой обратной связи, тогда как в обучении на основе компетенций оно основано на непрерывной петле обратной связи.
Кроме того, вмешательства и персонализация являются общими и спорадическими в традиционных моделях, основанных на времени. Однако они своевременны, дифференцированы и основаны на потребностях учащихся в обучении на основе компетенций.
Хотя программа, основанная на компетенциях, является новинкой, ее цели не новы. На самом деле, педагоги всегда были заинтересованы в разработке общих процессов «ноу-хау» и закреплении знаний, полученных в классе. Эта программа позволит любому ученику развить его способность мыслить и действовать в соответствии с видением мира, который он будет строить изо дня в день. Эта логика имеет ряд педагогических последствий, таких как:
1)Делать знания, усвоенные в школе жизнеспособными и устойчивыми:
А именно, школа поможет учащемуся осмыслить знания, полученные на уроке, и научит его, как эффективно и полезно использовать их. Его обучение должно быть реинвестировано не только в школьные контексты (то есть из одной ситуации в другую или из одного дисциплинарного контекста в другой), но и в контексты вне школы.
2) Развивать мыслительный процесс ученика:
Для достижения этой цели жизненно важно усилить когнитивную функцию школы, установив тесные связи между приобретением знаний и развитием мыслительных процессов. Акцент на развитие компетенций исключает сосредоточение исключительно на приобретении дисциплинарных знаний, а способствует развитию процессов мышления, необходимых для их усвоения и использования в реальной жизни.
3) Предоставлять условия обучения, соответствующие потребностям учащегося:
Учащийся должен понимать пользу интеллектуальных ресурсов, которые он развивает, в связи с проблемами, с которыми он может сталкиваться в повседневной жизни. Компетентностный подход позволяет связать развитие личных ресурсов и возможных жизненных ситуаций, которые могут потребовать такие ресурсы.
4) Положить конец дисциплинарным барьерам:
Программа обучения, основанная на компетентностном подходе направлена на развитие компетенций в различных ситуациях реальной жизни, обращаясь к различным источникам, связанным с дисциплинарными областями. Выходя за пределы дисциплинарной области, эти сквозные компетенции будут реализовываться в постепенно расширяющейся области, поскольку они будут использоваться и развиваться в различных контекстах в дальнейшем обучении и жизни учащихся школ.
5) Выбрать персонализированную педагогику:
Чтобы способствовать развитию компетенций учащегося, необходимо будет полагаться на ресурсы, которые должны быть использованы, разработаны и обогащены с учетом индивидуальных начальных компетенций учащихся.
Обучение требует от ученика пройти личного соучастия в процессе. Из-за этой концепции обучения ученик постоянно подвергает сомнению свои собственные убеждения. Этот постоянный диалог с собой приводит к тому, что учащийся пересматривает свои предварительные знания и объем, сравнивая свои представления с представлениями своих одноклассников, ищет информацию и проверяет ее, консультируясь с различными литературными источниками или людьми, владеющими информацией.
Это предполагает, что учащийся создает ситуации обучения и оценки, связанные как с процессом, так и с результатами. Взаимодействие с одноклассниками и учителем помогает ученику:
-Составить представление о ситуациях.
-Найти различные способы выполнения задач.
-Использовать различные ресурсы.
Компетентностный подход в обучении подразумевает подключение когнитивных, аффективных и мотивационных стратегий с целью установления баланса между своими предыдущими знаниями и вновь приобретенными.
Рефлексия, которую ученик будет использовать в своих собственных процессах обучения, обеспечит качество приобретения нового знания и облегчит его удержание.
Поскольку обучение является сложным интеллектуальным процессом, при выполнении задачи учащийся отображает соответствующее поведение при выполнении определенного действия.
Сосредоточившись больше на ученике и цели обучения, педагогу становится легче оценить результаты ученика.
В классическом понимании педагогическая цель подразумевает оценку в конце учебного процесса того, что было четко преподано учащемуся в процессе обучения. Однако, в случае компетентностного подхода учитель оценивает ученика с точки зрения развития, принимая решение о выборе подходящих методов, ситуаций, инструментов оценки, способов реинвестирования предпосылок и видов коррективной работы.
Таким образом, значение оценки меняется: от конечного внешнего категоричного (нормативного или сертификационного) значения в сторону движущей силы обучения.
Объясняя цели обучения, учитель предлагает учащемуся придать смысл задаче и показывает ему доступность достижимого результата.
Правильная формулировка этих целей проясняет объект учебного процесса, что помогает достигнуть высокой степени автономии в работе с учениками.
Даже если все ученики не достигают одинаковых целей в одно и то же время, четкое понимание целей облегчает организацию персонализированной педагогики и дает новый импульс вовлеченности учащегося.
Подобное взаимопонимание между учителем и учеником на языке, понятном им обоим, позволяет лучше определиться относительно того, какой именно желаемый результат должен быть достигнут учеником.
По мнению П. В. Сысоева, компетенция и компетентность являются неразделимыми и отражают разные стороны единого процесса обучения, образования и воспитания личности. И если компетенция – это теоретический конструкт, который представляет собой перечень компонентов дискретных знаний, то компетентность – это результат педагогической деятельности, уровень реализации полученных знаний и умений на практике в конкретной предметной области, которая определяется ценностным отношением человека к субъектам и объектам деятельности. Данные уровни позволяют нам судить о том, является ли человек компетентным или некомпетентным в определенной области знаний [27, c.26].
И.А. Зимняя под «компетентностью» рассматривает «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [13, c.47]. А. В. Баранников под «компетентностью» понимает «самостоятельную реализуемую способность, основанную на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики» [3, c.23].
Структура и содержание компетенций в образовании представлена совокупностью когнитивного, рефлексивного и деятельностного компонентов. Когнитивный компонент представляет собой совокупность теоретических знаний.
Компонент деятельности состоит из умений и навыков профессиональной работы в области образования. Рефлексивной составляющей является опыт применения и оценки знаний и навыков в преподавательской и профессиональной деятельности.
Природа компетенции заключается в том, что она может проявиться только в органическом единстве человеческих ценностей; на условиях глубокого личного интереса к этому виду деятельности.
Ценностная ориентация обычно определяется как ориентация человека на цели и средства действия.
Особенностями и основными принципами компетентностного подхода являются: поддержка образовательной программы включает в себя не только обучение определенной профессии, но и развитие ключевых, базовых, специальных компетенций, позволяющих быстро реагировать на трудовые отношения. рыночные изменения и вызовы мира; непрерывность образования; переход от предметно-ориентированного обучения к междисциплинарно-модульному обучению на основе компетенций, что обеспечивает гибкость высшего образования. Можно сказать, что компетентность как неотъемлемая характеристика личности формируется в образовательном процессе через набор специфических компетенций и профессиональных ценностных ориентаций и проявляется в деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
1. Авдеева А.С. Лингвокультурологический подход в изучении языка [Электронный ресурс] file:///C:/Users/User/Downloads/LINGVOKULTUROLOGIChESKIY%20PODHOD%20V%20IZUChENII%20YaZYKA.pdf
2. Андреева М. В. Рабочая программа (Топонимика Москвы и лингвистическое краеведение) [Электронный ресурс] https://en.calameo.com/books/0052913261a0ab4298ade
3. Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. М., 2002.
4. Басик С. Н. Общая топонимика : учебное пособие для студентов географических факультетов. -Минск : БГУ, 2006. - 200 с
5. Беленькая, В. Д. Топонимы в составе лексической системы языка. – М., Изд-во Моск. ун-та, 1969.
6. Березович Е. Л. Семантические микросистемы топонимов как факт номинации [Электронный ресурс] https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/39169/1/vtop_19_08.pdf
7. Бондалетов В.Д. Лингвистическое регионоведение: предмет изучения // Русские народные говоры: история и современность: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Арзамас: АГПИ, 2005. С. 36-39.
8. Бондалетов В.Д. Русская ономастика: учеб. пособие. М.: Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2012. С. 211.
9. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. М.: Русский язык, 1980. С. 192.
10. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам [Элекстронный ресурс] http://qiqer.ru/wp-content/uploads/2011/05/fragment_7468.pdf
11. Даль В.И. Напутное слово // Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1. СПб.: ООО «Диамант», ООО «Золотой век», 1999. С. XXII
12. Доржиева Т.С. Семантика топонимов Чайного Пути на территории Бурятии: ассоциативный эксперимент [Электронный ресурс] http://www.kalmsu.ru/files/2013/Raznoe/dis_sovet/24/dorjieva_ts.
13. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
14. Караулов Ю.Н. Вехи национально-культурной памяти в языковом сознании русских в конце XX века // Актуальные проблемы современной лексикографии. М., 1999. С. 45.
15. Климкова Л.А. Диалектолого-ономастическая работа в вузе и школе: методические рекомендации. Арзамас: АГПИ, 1988. 91 с.
16. Климкова Л.А. Лингвокраеведческая работа в школе: её возможности и значение // Вопросы теории и методики преподавания русского языка в высшей и средней школе: сборник научных трудов. Тверь: ТГУ, 1991. С. 44-51.
17. Леонович, О. А. Топонимы США. – М., Высш.шк., 2004.
18. Лермонтов М. Ю. Демон [Электронный ресурс] https://ilibrary.ru/text/1149/p.1/index.html
19. Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Академия. 2001. С. 208.
20. Мурзаев Э.В. Топонимика популярная. М., Знание, 1973, 64 с
21. Мурзаев Э.М. География в названиях. М., Наука, 1979,167 с
22. Нерознак, В. П. Ономастика как составная часть лингвокультурологии // Ономастика Поволжья: Мат-лы VII конф. Поволжских ономатологов. – Волгоград, 1995. – С. 4 – 6.
23. Подольская, Н.В. О развитии отечественной топонимической терминологии / Н.В. Подольская // Развитие методов топоним. исследова ний : сборник / отв. ред. Е.М. Поспелов. – М., 1970. – С. 46–53.
24. Поспелов, Е.М. Из истории отечественной топонимики: Развитие топонимических идей в России в XVIII XIX вв. / Е.М. Поспелов // Изв. АН СССР, Сер. геогр. – 1977. – № 3. – С. 93–104.
25. Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. 144 с.
26. Суперанская А. В. Что такое топонимика? М.: Наука, 1984. 182 с.
27. Сысоев П.В. Формирование учебно-познавательной компетенции в целях обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2015. № 10. С. 15-24.
28. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. Учебное пособие. – М., Слово / Slovo, 2000.
29. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=31980
30. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] https://fgos.ru/
31. Цветкова Е.В. Региональная топонимия: учеб. пособие. Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007. 91 с.
32. Щеулина Г. Л. «О диалектной речи и топонимике в коммуникативно-прагматическом и историко-этимологическом аспектах изучения». – Липецк, 2006. – 313 с
33. Элективные курсы. Некоторые вопросы [Электронный ресурс] https://urok.1sept.ru/
34. Melissa [Электронный ресурс] https://www.melissa.com/