Фрагмент для ознакомления
2
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что исследование в общем виде можно определить как процесс изучения какого-либо объекта и получения новых знаний.
Определение исследованию научному взято из Большого Энциклопедического словаря: «Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности» [ 42].
Исследование любого класса систем - это особый вид мыслительной деятельности, требующий определенных способностей и навыков, специальной подготовки, затраты некоторого объема ресурсов: интеллектуальных, временных, природных, технических и т.д.
Исследование – это целенаправленное познание чего-либо, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов (закономерностей) и моделей, характеризующих изучаемый предмет или явление.
Оно включает:
- распознавание проблем и ситуаций;
- определение их происхождения;
- выявление свойств, закономерностей поведения и развития;
- установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
- нахождение знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Характеризуя исследование как процесс, следует отметить, что он отличается от других видов деятельности тем, что:
- содержит творческую часть, которую можно назвать мысленным экспериментом с воображаемыми объектами;
- устремлен на выяснение существенных характеристик явлений, процессов, в итоге выступающих в форме принципов, закономерностей и законов,
- исследователь не имеет каких-либо алгоритмических предписаний успеха, нельзя также найти решение проблемы в литературе;
- исследователь поставлен в положение, когда он, оказавшись перед лицом сложности научной проблемы, испытывает объективную недостаточность информации, очевидную неопределенность направления поиска.
Процесс исследования требует определенных умений.
Умения - это основа навыков и творчества человека. «Умение - это мастерство, способность использовать имеющиеся у личности сведения для достижения своих целей»,- заметил Д. Пойа [19]. Часто ученые называют это умение знанием в действии. Существенной особенностью их является универсальность, поэтому они успешно реализуются в постоянно меняющемся и разнообразном контексте.
В широком смысле умение - это готовность научиться сознательно решать определенные задачи. Г.С. Костюк считает, что существует столько же умений, сколько существует различных специфических видов человеческой деятельности[10].
Ученые-исследователи В. И. Андреев, Н.Г. Недодатко, В.В. Успенский и др. учебно - исследовательские умения выделяют в отдельную группу, обуславливая это ростом темпов развития техники, технологий, науки, роли научного подхода к любой деятельности, даже если она не носит научного характера.
Под «учебно-исследовательскими умениями» учеников, например, В.И. Андреев понимает умение использовать прием соответствующего научного метода познания в условиях решения проблемы, в процессе выполнения научно - исследовательской задачи; А.Г. Иодко видит систему интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, которые необходимы для выполнения исследования или его части; В.П. Ушачёв под умением подразумевает способность ученика выполнять умственные и практические действия, которые соответствуют научно- исследовательской деятельности и подчиняются логике научного исследования, на основе знаний и умений, приобретаемых в процессе изучения основ наук; Н.Г. Недодатко под учебно-исследовательским умением определяет сложное психическое создание (синтез интеллектуальных и практических действий, усвоенных и закрепленных способов деятельности), которое лежит в основе готовности школьников к познавательному поиску; С.П. Балашова определяет как личностное свойство, характеризующее его способность к поисково-преобразующей деятельности в образовательном процессе, а также как его способность приобретать новые знания, умения и навыки, которые способствуют его развитию[12].
Обзор литературы и анализ основных исследований ученых, рассматривающих исследовательские умения школьников, обнаруживают наличие различных точек зрения на определение понятия учебно-исследовательских умений учащихся и позволяют сделать выводы, что учебно-исследовательские умения:
- относятся к общеучебным умениям (касаются всех учебных предметов);
- составляют систему действий (практического и умственного характера);
- подчиняются логике научного исследования и сознательно используются учащимися в образовательном процессе для разработки новых знаний.
Умения формируются в процессе деятельности. С точки зрения общей психологии, деятельность - это форма позитивного отношения к действительности, поэтому человек устанавливает связь с внешним миром [19].
ФГОС НОО подчеркивает, что основными задачами в процессе учебно-исследовательского и проектного обучения является развитие умений младших школьников: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, генерировать гипотезы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал разнообразное толкование исследовательской деятельности: исследовательско-творческая, поисково-исследовательская, учебно-исследовательская, научно-познавательная, исследовательско-проектная, исследовательская, научно-исследовательская [27].
Т. В. Калайджян в своей статье «Учебно-исследовательская деятельность младших школьников как объективная необходимость» подчеркивает, что «…следует отличать исследование от проектирования, поскольку последнее является решением определённой, чётко осознаваемой задачи и направлено на её практическое решение. Как видим, это два принципиально различных по направленности, смыслу и содержанию вида деятельности» [11].
В педагогической литературе исследовательская деятельность учащихся иногда называется научно исследовательской (О.И. Анисимова, Г.И. Артемчук, В.М. Гнедашев, Л.С. Левченко, В.В. Маскин, В.И. Романчиков, В.М. Сиденко, Г.С. Цехмистрова, Л.С. Шевченко), учебно- исследовательской (А.Ю. Карлащук, С.М. Коршунов, И.А. Кравцова, Н.Г. Недодатко, И.В. Усачова) или экспериментально-исследовательской (В.И. Смагин).
Сегодня в образовательных организациях учебно-исследовательская деятельность школьников преобладает над научно-исследовательской.
Учебно-исследовательская деятельность учеников является разновидностью учебной деятельности с одной стороны и составной частью исследовательской деятельности с другой.
Учебно-исследовательская деятельность - это «деятельность учащихся, которая организуется педагогом с использованием преимущественно дидактических средств опосредованного и перспективного управления, направленная на поиск объяснения и доказательства закономерных связей и отношений экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, в которой доминирует самостоятельное применение приемов, научных методов познания и в результате которой учащиеся активно овладевают знаниями, развивают свои исследовательские умения и способности» [1].
При этом целью учебно-исследовательской деятельности является поиск объяснения и обоснования определенных фактов, явлений, закономерных связей и отношений, поиск нового способа или средства деятельности, а результатом - субъективное открытие. Поиск же - это специально организованное разыскивание чего-либо; творческая работа, направленная на открытие нового в науке [15]. Такое определение понятия «поиска» более соответствует исследовательской деятельности. А понятие «исследовательская деятельность» шире, чем понятие «учебно-исследовательская деятельность».
Учебно-исследовательскую деятельность определяют так же, как высшую форму самостоятельной познавательной деятельности учащихся [14].
Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение исследовательский метод, стал УМК «Планета знаний» (Руководитель авторского коллектива И.А. Петрова). Темы проектов, подсказки, облегчающие подготовку проекта, представлены на специальных разворотах учебников с 1-го по 4-й класс по каждой учебной дисциплине. В учебниках представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочной деятельности. Например, в 1-м классе на страницах «Букваря» по завершении темы «Алфавит» им предлагают несложные, но интересные творческие задания: «Придумай свою азбуку на пальцах», «Составь «фруктовую» азбуку» и т.п. Работать над проектом можно в рамках любой программы начальной школы, используя методическую универсальную помощь УМК «Планета знаний». Таким образом, УМК «Планета знаний» в ходе организации учебно-исследовательской и проектной деятельности следует требованиям ФГОС НОО, когда учащийся начальной школы получает знания не в готовом виде, а добывает их сам и осознает при этом содержание и формы учебной деятельности.
Главная особенность развития учебно-исследовательской и проектной деятельности – возможность активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер и таким образом передать учащимся инициативу в своей познавательной деятельности. Данное требование ФГОС НОО предусмотрено авторами УМК «Школа России», где процесс обучения строится на основе постоянного пробуждения и поддержки творческого начала в школьнике. При организации работы предпочтение отдаётся проблемно-поисковому подходу. Он открывает перед детьми новые свойства в знакомом, создаёт питательную почву для ассоциативного мышления, творческого воображения и других ценнейших качеств.
В учебниках УМК «Школа России» проектная деятельность определена по учебным курсам и темам. Например, в «Литературном чтении» первого класса при изучении темы «Жили-были буквы» проектная деятельность предполагает создание музея «Город букв». Определение цели, плана деятельности, способа реализации проекта (создание поделки, рисунка), презентация результата деятельности – это наличие ориентировочной основы деятельности первоклассника в понимании цели своей деятельности и средства ее достижения. Познавательная проблема задается извне: авторами учебника.
Важно, чтобы школьник быстро вступил в роль субъекта образовательной деятельности, о чем указывается во ФГОС НОО, чтобы получить возможность быть самостоятельным, активным творцом, который планирует свою деятельность, ставит задачи, ищет средства для решения поставленных задач. А главным механизмом формирования самостоятельности в УМК «Школа 2100» является системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алексеев, Н.Г., Леонтович, А. В. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. №1. С 24 – 33.
2.Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно- исследовательской деятельности [Текст] / В. И. Андреев. М. : Высш.шк., 2014. 240 с.
3.Балл, Г.А. Современный гуманизм и образование: Социально- философские и психолого-педагогические аспекты [Текст] / Г. А. Ровно. Ровно: Листа-М.: 2013. 184 с.
4.Богоявленская, Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве [Текст] / Д. Б. Богоявленская: сб. статей М. : 2010. С. 40– 50.
5.Виноградова, Л. П. Приобщение младших школьников к учебно- исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения [Текст] / Л. П. Виноградова: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Комсомольск-на -Амуре, 2014. 21 с.
6.Громова, Т. И. Критерии сформированности исследовательской деятельности [Текст] / Т. И. Громова // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. М.: НИИ школьных технологий, 2006.612 с.
7.Грунина, Г. М. Организация творческой и поисковой деятельности учащихся [Текст] / Г. М, Грунина // Завуч. Все для работы. 2013. № 13. С. 18 - 23.
8.Зачесова, Е. В. Цели и задачи работы авторов исследований и их руководителей [Текст] / Е. В. Зачесова // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. М. : НИИ школьных технологий, 2006. 612 с.
9.Ивашова, О. А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект [Текст] / О. А. Ивашова. СПб.: Культ- Информ-Пресс, 2008. 385с.
10.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2008. 151 с.
11.Калайджян, Т. В. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников как объективная необходимость // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 132–136.
12.Карлащук, А. Ю. формирование исследовательских умений школьников в процессе решения прагматических задач с параметрами [Текст] / А. Ю. Карлащук: Автореф. Дис ... канд. пед. наук: 13.00.02 / НПУ им .. М. П. Драгоманова. К., 2011. 19 с.
13.Карпов, А. О. Иследовательское образование: ключевые концепты / А. О. Карпов // Педагогика. 2011. № 3. С. 20 – 30.
14.Кобзарева, Т. А, Судак. И. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. 1-4 классы [Текст] / Т. А. Кобзарева, И. Г. Судак. Волгоград. : Учитель, 2015.166 с.
15.Комарова, И. В. Технология проектно- исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС [Текст] / И. В. Комарова. СПб. : Каро, 2015. 128с.
16.Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся [Текст] / Е. В. Кривобок / 2-е издание. Волгоград. : Учитель, 2008. 138 с.
17.Кузнецова В. Д. Исследовательская деятельность младших школьников в учебном процессе [Электронный ресурс] // Исследовательская деятельность. URL http://mousosh-ru/files/issledovatelskaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.pdf (дата обращения: 12.04.2021).
18.Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии[Текст] / Д. Г. Левитес. – Москва-Воронеж, 2012. 288 с.
19.Леонтович, А. В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей [Текст] / А. В. Леонтович // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии». М. 2016, С. 114.
20.Лопатухина Т. А., Осипова А. В. Международные проекты и авторская проектная деятельность в образовании // CETERIS PARIBUS. 2015. № 2. 37 с. URL: https: // cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnye-proekty-i-avtorskaya-proektnaya-deyatelnost-v-obrazovanii (дата обращения: 05.06.2020).
21.Лутцева Е. А. Структура уроков технологии разных типов [Электронный ресурс] // Педагогические технологии. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-urokov-tehnologii-raznyh-tipov- kakovmehanizm-postroeniya-metodicheskih-shem-problemnyh-urokov-tehnologii (дата обращения: 12.04.2021).
22.Макротова, Г. В. Школа исследовательской культуры: учебное пособие [Текст] / под редакцией И. Ф. Исаева. Белгород. : БелГУ, 2007. 300с.
23.Махмутов, М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории [Текст] / М. И. Махмутов. – М. : Просвещение, 1998. 291с.
24.Михалкина Е. В. Организация проектной деятельности: учеб. пособие / Е. В. Михалкина, А. Ю. Никитаева, Н.А. Косолапова; Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. 146 с.
25.Недодатко, Н. Г. Формирование учебно-исследовательских умений старшеклассников [Текст] / Н. Г. Недодатко // Дис. Канд. пед. наук. - Кривой Рог, 2000. 140 с.
26.Недодатко, Н. Г. Формирование учебно-исследовательских умений старшеклассников [Текст] / Н. Г. Недодатко: Дис. канд. пед. наук. Кривой Рог, 2010. 212 с.
27.Онисимова, О. И. Некоторые аспекты и особенности научно- исследовательской деятельности как образовательной технологии [Текст] / О. И. Онисимова. 2011. С. 12-18.
28.Поддъяков, А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте [Текст] / А. Н. Поддъяков: Дис-я д-ра психолог. наук. Москва, 2011. С. 350
29.Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддъяков. М. : Просвещение, 2010. С.45.
30.Проектное обучение: практики внедрения в университетах / под ред. Л. А. Евстратовой, Н. В. Исаевой, О. В. Лешуковой. М.: Сколково; 2018. 154 с.
31.Разагатова, Н. А. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / Н. А. Разагатова. -Самара. : Изд. дом Агни, 2007. 88 с.
32.Румянцева, Н. Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно- исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / Н. Ю. Романцева. М. : Просвещение, 1999. 234 с.
33.Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания [Текст] / А. И. Савенков. Ярославль.: Академия развития, 2002. С. 208.
34.Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников[Текст] / А. И. Савенков. Самара: Издательство «Учебная литература», М. : 2014. 80 с.
35.Савенков, А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников[Текст] / А. И. Савенков. СПб.: Питер, 2014. 272 с.
36.Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] / А. И. Савенков. М. : «Сентябрь», 2013. 204 с.
37.Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков. – М. : «Ось-89», 2006. 164 с.
38.Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] / А. И. Савенков. М. : «Сентябрь», 2013. 150 с.
39.Семенова Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников [Электронный ресурс] // URL: http://tspu.ru/files/dissertation/1191571584.pdf (дата обращения: 11. 05. 2017).
40.Слободчиков В. И. Методология и экспертиза инновационных образовательных проектов // Экспертиза образовательных проектов : материалы Междунар. науч.‐практ. конф. Минск, 2007. С. 28–41.
41.Тихомиров, А. В. Исследовательское обучение в начальной школе: современные методики [Текст] / А. В. Тихомиров. Красноярск. : Изд- во Красноярского педагогического университета, 2008. 213 с.
42.Большой энциклопедический словарь (БЭС) https://rus-big-enc-dict.slovaronline.com/
43.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. — 504 с, ил. — (Акад. пед. наук СССР). https://www.marxists.org/russkij/vygotsky/cw/pdf/vol2.pdf
44. Егорова Э.Н. Психология развития http://www.app.kharkov.ua/2006/03/blog-post.html
45. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. «Педагогический словарь» https://clck.ru/UjBiA