Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государственная политика Российской Федерации в отношении инвалидности и инвалидов за последние десятилетия претерпела значительные изменения. Одним из приоритетов современной социальной политики государства является активная интеграция инвалидов в жизнь общества и создание условий для реализации инвалидами равных возможностей с другими гражданами во всех сферах общественной жизни. Важнейшей предпосылкой к эффективной социальной интеграции инвалидов является доступность пассажирского транспорта. Одним из необходимых условий организации доступной среды является наличие подготовленных специалистов. Выпускники транспортных вузов, специалисты в области пассажирских перевозок, должны обладать знаниями в области обеспечения условий доступности пассажирского транспорта для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Формирование доступной среды требует комплексной, системной работы большого количества ведомств, служб, организаций, предприятий, общественных объединений и сообществ. Сложным и требующим дополнительного исследования является вопрос организации взаимодействия участников этого процесса. В создании доступной среды на транспорте участвуют органы государственного управления и федеральной исполнительной власти, органы исполнительной власти и местного самоуправления, общественные объединения инвалидов, поставщики и потребители услуг.
Гарантом Конституции, а, следовательно, прав и свобод граждан Российской Федерации, включая людей с инвалидностью, является Президент РФ. Функции государственного регулирования в сфере транспорта осуществляет Министерство транспорта РФ, что предполагает участие в выработке и реализации государственной политики в отношении создания условий обеспечения доступности транспорта для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте являются зоной ответственности бизнес-блока «Пассажирские перевозки» ОАО «Российские железные дороги». Холдинг «РЖД» выполняет функции по корпоративному нормативно-правовому регулированию процесса формирования доступной среды на железнодорожном транспорте, разработке и проведению мероприятий, направленных на повышение уровня доступности объектов пассажирской железнодорожной инфраструктуры, подвижного состава и предоставляемых населению транспортных услуг.
Таким образом, тема данной работы является актуальной.
Предметом изучения является обслуживания пассажиров в пути следования.
Объектом изучения является обслуживание маломобильных пассажиров.
В данной работе необходимо решить ряд задач:
- изучить основные сведения о требованиях законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам и услугам пассажирского транспорта.
- изучить международную правовую основу для обеспечения инвалидам равных с другими гражданами прав и свобод.
- изучить требования законодательства Российской Федерации по организации доступной среды для инвалидов.
- описать критерии качества объектов и услуг для нужд маломобильных пассажиров.
- изучить систему управления качеством пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.
- описать стандарты качества доступности объектов и услуг предприятий пассажирского транспорта для инвалидов.
Целью данной работы является изучение обслуживания маломобильных пассажиров в пассажирских поездах.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, синтез, обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТРЕБОВАНИЯХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ДОСТУПА ИНВАЛИДОВ К ОБЪЕКТАМ И УСЛУГАМ
ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА
1.1. Международная правовая основа для обеспечения инвалидам
равных с другими гражданами прав и свобод
На протяжении многих лет политика в отношении инвалидов изменялась: она прошла путь от обычного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения образования детьми-инвалидами и реабилитации лиц, ставших инвалидами уже в зрелом возрасте.
Определенный шаг в этом направлении сделали США, где в 1933 году на пост президента страны был избран Франклин Рузвельт, обе ноги которого были парализованы.
После тяжелой и кровавой Второй мировой войны в мире осталось большое количество инвалидов, которые способствовали популяризации идеи человеческого достоинства.
Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека, провозгласившая право людей на равные возможности.
В 60-х годах прошлого века начала разрабатываться новая концепция инвалидности, тесно увязывающая медицинские аспекты ограничения возможностей инвалидов с характером и структурой окружающей его среды и отношением к нему общества.
1981 год был объявлен Организацией Объединенных Наций Международным годом инвалидов, важным итогом которого явилось принятие резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1982 года Всемирной программы действий в отношении инвалидов. Подчеркивалось право инвалидов на равные с другими гражданами возможности и на равное улучшение условий жизни в результате экономического и социального развития. Кроме того, впервые инвалидность была определена как функция отношений между инвалидами и их окружением.
Организация Объединенных Наций провела с 1983 по 1992 годы десятилетие инвалидов и в 1992 году учредила ежегодный Международный день инвалидов - 3 декабря.
Конвенция о правах инвалидов - конвенция ООН, принятая Генеральной Ассамблеей 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 3 мая 2008 года.
Одновременно с Конвенцией принят и вступил в силу Факультативный протокол к ней.
Со вступлением в силу Конвенции был учрежден Комитет по правам инвалидов - орган надзора за исполнением Конвенции, уполномоченный рас-сматривать доклады государств-участников Конвенции, выносить по ним предложения и общие рекомендации, а также рассматривать сообщения о нарушениях Конвенции государствами-участниками Протокола.
В статье 1 Конвенция определяет «смену парадигмы» в том, что касается отношения и подходов к инвалидам: «к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному эффективному участию в жизни общества наравне с другими».
В статье 1 Конвенции установлено, что ее цель заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.
Для достижения этой цели в статье 3 Конвенции закреплен ряд принципов, на которых базируются все ее остальные положения.
К этим принципам, в частности, относятся:
- полное и эффективное вовлечение и включение инвалидов в общество;
- равенство возможностей;
- недискриминация по признаку инвалидности;
- доступность для инвалидов окружающей среды.
В тех случаях, когда инвалидам не обеспечивается доступность услуг и архитектурных объектов, происходит их дискриминация.
В статье 2 Конвенции дискриминация по признаку инвалидности определяется как любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, в результате которых инвалид не может реализовать свои права и свободы в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
Согласно статье 5 Конвенции государства запрещают любую дис-криминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве. Это, в частности, означает, что государство устанавливает обязательные для исполнения требования, направленные на обеспечение доступности для инвалидов деятельности организаций, предоставляющих услуги населению.
Доступность для инвалидов достигается с помощью разумного приспо-собления. В статье 2 Конвенции разумное приспособление определяется как внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.
Разумное приспособление заключается в том, что деятельность организации приспосабливается для инвалидов двумя способами. Во-первых, обеспечивается доступность зданий и сооружений данной организации путем оборудования их пандусами, широкими дверными проемами, надписями шрифтом Брайля, и т. п. Во-вторых, обеспечивается доступность для инвалидов услуг этих организаций путем изменения порядка их предоставления, оказания инвалидам дополнительной помощи при их получении, и т. п.
С помощью разумного приспособления формируется доступная среда для инвалидов.
Важной составляющей доступной среды является универсальный дизайн. Статья 2 Конвенции определяет универсальный дизайн как дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. Универсальный дизайн не исключает ассистивные (т. е. вспомогательные) устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.
В целом универсальный дизайн направлен на то, чтобы сделать обстановку, предметы максимально пригодными для использования всеми категориями граждан.
Положения Конвенция ООН о правах инвалидов образуют международную правовую основу для обеспечения инвалидам равных прав и свобод.
1.2. Требования законодательства Российской Федерации по организации доступной среды для инвалидов
Статистика инвалидов в России насчитывала более 12 млн человек. Практически половина из них - мужчины и женщины трудоспособного возраста.
По данным Росстата детей-инвалидов в России более 600 тыс. человек.
Статья 39 Конституции РФ 1993 г. гарантирует каждому нуждающемуся социальное обеспечение по инвалидности.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является основным документом, определяющий политику государства в отношении инвалидов и инвалидности.
Проблема существовавшей системы социальной защиты инвалидов заключалась в отсутствии в законодательстве норм, обязывающих все организации оказывать инвалидам помощь в преодолении барьеров, препятствующих им получать услуги наравне с другими.
Конвенция о правах инвалидов подписана Российской Федерацией 24 сентября 2008 года.
15 мая 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
Конвенция ратифицирована Российской Федерацией 25 сентября 2012 года, после чего стала частью российского законодательства.
Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 г. № 175 утверждена государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы.
Цель - формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни.
Основные задачи:
- оценка состояния доступности;
- повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам и иные задачи.
Правительство РФ Постановлением от 1 декабря 2015 г. № 1297 утвердило государственную программу РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы.
Цели Программы - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
Задачи Программы:
- обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству;
- обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.
Ответственный исполнитель Программы - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» содержит ряд взаимоувязанных норм, определяющих обязанности органов государственной власти по созданию для инвалидов безбарьерной среды.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: фе-деральный закон Рос. Федерации от 24 нояб. 2019 г. №181-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 июля 2019 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 15 нояб. 2019 г.
2. Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов: утверждено Указом Президента 21 августа 2017 г. №1201.
3. Положение об Отраслевом методическом совете Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам формирования на транс-порте доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения»: утверждено приказом Минтранса России от 6 июня 2017 г. №214.
4. Корпоративный порядок обеспечения условий доступности для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, пассажирских поездов и предоставляемых услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом: утвер-жден распоряжением ОАО «РЖД» от 10.04.2018 №721/р.
5. Технология оформления проездных документов на места для инвалидов в поездах дальнего следования: утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 23 июля 2018 г. №1554/р.
6. Рыкова Л. А. Некоторые аспекты формирования доступной среды для инвалидов на транспорте (железнодорожном) // Тенденции раз-вития науки и образования. 2019. №56. С. 74-77. https://doi.org/10.18411/lj-11-2019-19
7. Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов» от 03.05.2019.
8. Федеральный закон № 181 -ФЗ «О социальной защите инвали-дов в Российской Федерации» от 24.11.2016.
9. Федеральный закон № 419-ФЗ «О внесении изменений в от-дельные законодательные акты» от 01.12.2017.
10. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
11. СП 59.13330 «Доступность зданий и сооружений для маломо-бильных групп населения».
12. СП 2.5.1198-03. Санитарные правила по организации пасса-жирских перевозок на железнодорожном транспорте.
13. СП 31-102-99 Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей
14. СП 35-103-2001 Общественные здания и сооружения, доступ-ные маломобильным посетителям.
15. ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры.
16. ГОСТ Р 51261-99 Устройства опорные стационарные реабили-тационные. Типы и технические требования.
17. ГОСТ Р 51264-99 Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия.
18. ГОСТ Р 51630-2000 Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением инвалидов. Технические требования доступно-сти.
19. ГОСТ Р 51633-2000 Устройства и приспособления реабилита-ционные, используемые инвалидами в жилых помещениях. Общие техни-ческие требования.
20. ГОСТ Р 51648-2000 Сигналы звуковые и осязательные, дубли-рующие сигналы светофора, для слепых и слепоглухих людей. Парамет-ры.
21. ГОСТ Р 51671-2000 Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требова-ния доступности и безопасности.
22. ГОСТ Р 52131-2003. Средства отображения информации зна-ковые для инвалидов. Технические требования».
23. ГОСТ Р 51261-99 Устройства опорные стационарные реабили-тационные. Типы и технические требования.
24. ГОСТ Р 51264-99 Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия.
25. ГОСТ Р 51630-2000 Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением инвалидов. Технические требования доступно-сти.
26. ГОСТ Р 51633-2000 Устройства и приспособления реабилита-ционные, используемые инвалидами в жилых помещениях. Общие техни-ческие требования.
27. ГОСТ Р 51648-2000 Сигналы звуковые и осязательные, дубли-рующие сигналы светофора, для слепых и слепоглухих людей. Парамет-ры.
28. ГОСТ Р 51671-2000 Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требова-ния доступности и безопасности.
29. ГОСТ Р 52131-2003. Средства отображения информации зна-ковые для инвалидов. Технические требования».