Фрагмент для ознакомления
2
Навыком, является действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений. Особенность выполнения такого действия заключается в том, что оно не требует постоянного внимания и контроля.
Наиболее полная и адекватная трактовка навыка как сложной многоуровневой двигательной системы предложена Н. А. Бернштейном: «это активная психомоторная деятельность, образующая и внешнее оформление, и самую сущность двигательного упражнения... Выработка двигательного навыка есть смысловое цепное действие, в котором также нельзя ни выпускать отдельных смысловых звеньев, ни перемешивать их порядок... Сам двигательный навык — очень сложная структура: в нем всегда имеются ведущий и фоновые уровни, ведущие вспомогательные звенья, фоны в собственном смысле слова, автоматизмы и перешифровки разных рангов и т.д. В не меньшей мере насыщен чисто качественной структурной сложностью и процесс его формирования [7, с. 174].
Существуют различные группы навыков: навыки поведения, сенсорные, мыслительные и двигательные. Графомоторные навыки относятся к двигательным навыкам. Двигательными навыками являются законченные сложно-координированные действия, которые включают в себя выполнение простых двигательных актов, доведенных до автоматизма и, выполняемых в определенной последовательности.
Н. Г. Агаркова считает, что, графомоторный навык — определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения [1].
Графический навык — автоматизированный способ дифференцирования и перекодирования звуков речи в соответствующие буквы, их начертание с помощью определенных движений руки. Навык обеспечен взаимосвязанной деятельностью слухового, артикуляционного, зрительного и рукодвигательного компонентов [2].
В психологическом словаре отмечено, что слово «Графика» имеет несколько определений (вид изобразительного искусства, раздел лингвистики) [27].
Графикой является раздел лингвистики, изучающий систему отношений между фонемами и буквами, а также процесс изображения буквы и ее рисунок, воспринимаемый зрительно. А. К. Аксенова отмечает, что графомоторный навык – это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой как, двигательное [2].
С точки зрения И. Н. Садовниковой, процессом письма управляют все участки коры головного мозга, но их роль в различных видах письма неодинакова.
У обучающихся к школьному возрасту недостаточно развиты лобные доли, что в свою очередь, затрудняет процесс овладения письмом [41]. Письмо является сложной психофизиологической структурой, в которую входят механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительная память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, а также комплекс лингвистических умений.
Методика обучения графомоторному навыку была разработана в XIX -XX веках. В начале XVIII века Петр I ввел новую форму письменных знаков. Русский алфавит приобрел современные начертания. Овладение графомоторным навыком было сложным и долгим процессом. 11 Обучающиеся очень долгое время списывали одни и те же буквы, слоги, предложения, при этом прочитать написанное они не могли. Большой вклад в методику обучения письму внес К. Д. Ушинский. Обучение грамоте начиналось со знакомства с письменным шрифтом, его метод вошел в историю как метод письма - чтения. Будучи психологом, К. Д. Ушинский настойчиво рекомендовал уделять огромное внимание подготовительным упражнениям, которые могут дать обучающимся первоначальные умения в письме простых элементов букв [30].
История отечественной методики формирования графомоторного навыка прошла путь от словесного до буквенного письма. Этапы развития графомоторного навыка: рисунок → рисунок - символ → знак - символ (буква).
Зимняя И. А. в своей книге «Педагогическая психология» пишет: «К определению навыка подходят по-разному. Наиболее распространено определение навыка как упроченного, доведенного в результате многократных, целенаправленных упражнений до совершенства выполнения действия. Оно характеризуется отсутствием направленного контроля сознания, оптимальным временем выполнения, качеством» [6, с.56].
«Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью», - считает автор книги «Основы общей психологии» Рубенштейн С. Л. [14, с. 553-554].
Калитина Н.Н., доктор искусствоведения, почётный профессор СПбГУ, считает: «Навык в педагогике рассматривается как составной элемент умения (владения приёмами, действиями), применения устоявшихся знаний на практике» [9, с. 194].
Огромное значение для понимания процесса формирования навыков имеет их перенос, т. е. распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для того чтобы такой перенос осуществился нормально, необходимо, чтобы навык стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенным до автоматизма.
Таким образом, мы выяснили, что навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.
Ильин, Е. П. в своей книге «Умения и навыки» приводит пример: «... когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка» [8, с. 137].
Необходимо также пояснить, что наряду с понятием «навыки» нередко используется понятие «умения».
«Умения в отличие от навыков, - подчеркивает Л. С. Выготский, автор учебника «Педагогическая психология», - образуются в результате координации навыков, их объединения в системе с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия, т.е. получение в результате надежного итога действия. Само действие по структуре умения контролируется по его цели[14, с. 553-554].
Например, учащиеся младших классов, при обучении письму, выполняют ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически» [2, с. 74].
Заведующая кафедрой истории искусств СПбГУ Колитина Н. Н. считает: «Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности.
Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли» [9, с. 85].
По мнению Нины Николаевны, почётного профессора СПбГУ: «Навык в педагогике рассматривается как составной элемент умения (владения приёмами, действиями), применения устоявшихся знаний на практике» [9, с.194]. Например, быстрое рисование наброска учащимся может расцениваться как навык, составляющий важный элемент осмысления рисования. Под графическими навыками мы понимаем: навыки необходимые для изображения чего-либо посредством графических приёмов и материалов.
Изобразительные навыки - способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества.
Графический навык - это выработанная путём многократного повторения устойчивая способность обучаемого по использованию в качестве основных способов изображения графических средств (линий, штрихов, пятен и т.д.).
Свобода и виртуозность владения языком искусства дает возможность художнику всецело отдаваться творческой мысли и чувству, добиваться наибольшей выразительности произведения. Художник, слабо владеющий изобразительной техникой, будет испытывать затруднения в своей работе. Техническая виртуозность в руках художника — это чрезвычайно важная составляющая его мастерства.
В начале XIX века, в Лондоне, английский педагог И. Карстер описал применение специальных упражнений для развития движений руки. К ним относятся: письмо основных элементов букв, затем самих букв, связанных между собой особыми линиями или штрихами, позже — письмо целых слов. При выполнении этих упражнений не использовалась дополнительная разлиновка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Безменова, К.В. Техника монотипии: Учебное пособие / К.В. Безменова, А.Н Лозовой. – М.: «Издательство В. Шевчук», 2015. – 80 с.
2. Брагина Л.Н. Оригинальные искусственные цветы своими руками, М.: Феникс, 2014. – 168 с.
3. Буткевич Л. М. История орнамента. Учебное пособие, М.: Владос, 2003. – 348 с.
4. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст]: учебное пособие / В.К. Вилюнас. - М.: МГУ, 1990. – 283 с.
5. Виноградова, Г.Г. Уроки рисования с натуры [Текст]: учебное пособие / Г.Г. Виноградова. - М.: Просвещение, 1980. – 145 с.
6. Витвицкая М.Э. Искусство составления букетов. Великолепные букеты из цветов. Аранжировка, флористика, икебана//Лада, 2004. – 245 с.
7. Власова, О.А. Два века русской литографии / О.А. Власова, И.А. Золотинкина, А.Г. Метелкина. – СПб.: ФГБУК Государственный русский музей, 2007. – 267 с.
8. Ворончихин Н.С., Емшанова Н.А. Орнаменты. Стили. Мотивы, Издательский дом «Удмуртский университет», 2003. – 567 с.
9. Гаврилина О.В., Гусельникова Е.В. Модернизация системы образования средствами технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон // Традиции и инновации в педагогике начальной школы: сборник научных трудов. Посвящается 25-летию ГБОУВО РК КИПУ. Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2018. С. 62–65.
10. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2000. – 344 с.
11. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство в начальной школе, Волгоград: Учитель,2008. – 168 с.
12. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2001. – 231 с.
13. Дьяченко, В.Ю. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд [Текст]: учебное пособие / В.Ю. Дьяченко. - Волгоград: Учитель, 2007. – 271 с.
14. Евтых, С.Ш. Наброски. Зарисовки. Эскизы [Текст]: учебное пособие для студентов / С.Ш. Евтых. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 115 с.
15. Егорина, В.С. Формирование логического мышления младших школьников в процессе обучения [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / В.С. Егорина. - Брянск, 2001. – 21 с.
16. Жадько Е.Г. Растения и оформление интерьера. Современный дизайн.: Феникс, 2004. – 178 с.
17. Жадько Е.Г. Украсим дом цветами, М.: Феникс, 2004. – 368 с.
18. Жарникова С. Архаические мотивы северорусской народной вышивки и их параллели в древнейших орнаментах населения Евразийских степей // Информбюллетень МАИКЦА (ЮНЕСКО) Москва: Наука 1985. – 378 с.
19. Жегалова С.К. Русская народная живопись, М.: Просвещение, 2004. – 256 с.
20. Журов, А.П. Гравюра на дереве. Учебное пособие для графич. фак. худож. вузов и училищ. / А.П. Журов, Е.М. Третьякова. – М.: Искусство, 1977. – 247 с.
21. Звонцов, В. Офорт: Техника, история /В. Звонцов, В. Шистко. – СПб.: «Издательство Аврора», 2004. – 270 с.
22. Зорин, Л. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам. / Л. Зорин. – СПб.: АСТ, Астрель, 2004. – 112 с.
23. Ибрагимова Э.Д., Гаврилина О.В. Формирование логического мышления как фактор повышения учебной компетенции младших школьников // Традиции и инновации в педагогике начальной школы: сборник научных трудов. Посвящается 25-летию ГБОУВО РК КИПУ. Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2018. С. 115–118.
24. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Казакова. - М.: Владос, 2007. – 256 с.
25. Калинин, М.И. Об искусстве и литературе [Текст]: статьи, речи, беседы / М.И. Калинин. - М.: Гослитиздат. [Ленингр. отд-ние], 1957. – 300 с.
26. Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы [Текст]: учебное пособие / Л.И. Катаева, В.Л. Шарохина. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011. – 128 с.
27. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007. – 416 с.
28. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности [Текст]: методическое пособие / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
29. Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать [Текст]: методическое пособие / Т.С. Комарова. - М.: СТОЛЕТИЕ, 1998. – 140 с.
30. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст]: учебное пособие / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
31. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования [Текст]: методическое пособие / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1976. – 158 с.
32. Комарова, Т.С. Обучение школьников технике рисования [Текст]: учебное пособие / Т.С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2007. – 176 с.
33. Корнилов, П.Е. Графика Е.С. Кругликовой / П.Е. Корнилов. – М.: Искусство № 8, 1965. – 38 с.
34. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности [Текст]: учебное пособие / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1977. – 253 с.
35. Кузин, В.С. Изобразительное искусство 1 класс [Текст]: учебник / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2018. – 128 с.
36. Кузин, В.С. Изобразительное искусство 2 класс [Текст]: учебник / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2018. – 128 с.
37. Кузин, В.С. Изобразительное искусство 3 класс [Текст]: учебник / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2018. – 128 с.
38. Кузин, В.С. Изобразительное искусство 4 класс [Текст]: учебник / В.С. Кузин. - М.: Дрофа, 2018. – 160 с.
39. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2001 «Преподавание в начальных классах общеобразоват. шк.» / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1984. – 319 с.
40. Кузин, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства [Текст]: методическое пособие / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1983. – 191 с.
41. Кузин, В.С. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства [Текст]: методическое пособие / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1975. – 151 с.
42. Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция? М.: Академический проект, 2006. – 368 с.
43. Маланов, С.В. Развитие умений и способностей школьного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / С.В. Маланов. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2001. – 160 с.
44. Махмутова Х.И. Пособие для учителей. Роспись по дереву, М.: Просвещение,2007. – 289 с.
45. Милованова, Г.П. Диагностика уровня сформированности навыков рисования [Текст]: дополнительное образование / Г.П. Милованова, О.В. Овчинникова. 2002. - № 7.– 51 с. – Библиогр.: с.49-51
46. Мирова, А.И. Критические периоды детства [Текст]: учебное пособие / А.И. Мирова. - М.: Знание, 1979. – 96 с.
47. Нестеренко, А.А Синтез малых форм как инструмент поискового обучения [Текст]: педагогические технологии. - № 6. / А.А. Нестеренко. 2009. - N 6. – 75 с. – Библиогр.: с. 72-75.
48. Никифоров, Б.М. Путь к картине [Текст]: о творчестве и мастерстве сов. Живописцев / Б.М. Никифоров. - М.: Искусство, 1971. – 142 с.
49. Павлов, И. Н. Жизнь русского гравера. / И. Н. Павлов. – М.: «Издательство Академии художеств СССР», 1963. – 320 с.
50. Павлова О.В. Изобразительное искусство, Волгоград: Учитель,2008. – 248 с.
51. Парыгин, А. Б. Искусство шелкографии. ХХ век. История, феноменология, техники, имена: монография /А. Б. Парыгин. – СПб.: СПГУТД, 2010. – 304 с.
52. Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство, М.: Просвещение.2007. – 45 с.
53. Полуянов, Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс [Текст]: пособие для учителя начальной школы / Ю.А. Полуянов. - М.: Вита-Пресс, 2003. – 226 с.
54. Программы для общеобразовательных школ гимназий, лицеев, М.: Дрофа, 2001. – 124 с.
55. Прохневская М.А. Изобразительное искусство до 5 класса, Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 158 с.
56. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. - Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.
57. Рапацевич, Е.С. Педагогика [Текст]: большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. – 718 с. – Библиогр.: с.715-718.
58. Роджерс К.Р. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 164–168.
59. Рожкова Е.Е., Херсонская Е.Л. Рисование, м.: Просвещение, 2004. – 338 с.
60. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве, М,1999. – 138 с.
61. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. М.: АГАР, 2000. 256 с.
62. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст]: учебное пособие / Н.Н. Ростовцев. - М.: Агар, 2000. – 251 с.
63. Ростовцев, Н.Н. Учебный рисунок [Текст]: учебное пособие / Н.Н. Ростовцев. - М.: Просвещение, 1976 – 288 с.
64. Сабинина О., Монотипия – это что такое? Особенности нетрадиционной техники рисования– URL: https://www.syl.ru/article/296717/monotipiya-eto-chto-takoe-osobennosti-netraditsionnoy-tehnikirisovaniya (дата обращения: 29.04.2021)
65. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для студ. выш. пед. учеб. заведений / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 2003. – 368 с.
66. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство. 4 класс [Текст]: учебник / Н.М. Сокольникова. - М.: Астрель, 2017. – 150 с.
67. Сокольникова, Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 2013. – 256 с.
68. Стасеевич В.Н. Искусство портрета, М.: Просвещение, 1997. – 368 с.
69. Степанчук З.А., Степанчук О.А. Погорелова Г.В. и др. Изобразительное искусство с 1 по 8 класс, Волгоград: Учитель, 2009. – 357 с.
70. Стернин, Г. Евстафий Ефимович Бернадский / Г. Стернин. – М.: Искусство, 1953. – 32 с.
71. Утробина, К.К. Увлекательное рисование методом тычка. Рисуем и познаем окружающий мир [Текст]: учебное пособие / К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин. - М.: Гном и Д, 2007. – 64 с.
72. Учебный предмет «Станковая композиция» – URL: http://dkhshmga.muzkult.ru/(дата обращения: 29.04.2021)
73. Предметная область «Художественное творчество» – URL: ttps://s.siteapi.org/b95fb05129fcb94.ru/docs/bedc297ff3ca57eecd03223f1da8c27afe403310.pdf (дата обращения: 29.04.2021)
74. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка [Текст]: учебное издание / Д.Н. Ушаков. - М.: Альта-Принт, 2005. – 1216 с.
75. Фаворский, В. А. Литературно–теоретическое наследие / В. А. Фаворский. – М.: Сов. худ., 1988. – 588 с.
76. Фаворский, В. А. Рассказы художника–гравера / В. А. Фаворский. – М.: Дет. Лит., 1976. – 104 с.
77. Флерина, Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства [Текст]: хрестоматия / Е.А. Флерина, Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко. - М.: Просвещение, 1980. – 313 с. – Библиогр.: с. 307-313.
78. Цагараев Валерий Искусство и время, Владикавказ: "Ир", 2003. – 333 с.
79. Шорохов, Е. В. Тематическое рисование в школе [Текст]: учебное пособие / Е. В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1975. – 72 с.
80. Шорохов, Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе [Текст]: учебное пособие / Е. В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1977. – 122 с.
81. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе, М.: Просвещение, 2004. – 38 с.
82. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство, М.:Просвещение,2005.
83. Шпикалова, Т.Я. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1–4 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. - М.: Просвещение, 2015. – 254 с.
84. Ягодовская А.Т. Беседы об искусстве, М.,2003. – 256 с.
85. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст]: учебное пособие / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. – 365 с.