Фрагмент для ознакомления
2
По причине увеличения числа транспортных средств автомобилей и ростом интенсивности движения, в каждой без исключения школе важно принять ряд мер, направленных на формированию безопасного поведения подростков как на улицах, так и на дорогах города. Необходимо в этом отношении указать, что привитие подросткам культуре безопасного поведения на дорогах тесным образом связано с развитием у них социальной ответственности и пространственной ориентации. Также каждый педагог обязательно должен помнить, что нельзя обучить дисциплинированного пешехода, если подростку не привиты такие значимые качества, как ответственность, внимание, осторожность, хладнокровие, а также уверенность. Ведь нередко именно несформированность у подростков всех перечисленных выше качеств выступает в качестве основных причин дорожно-транспортных происшествий [16, c. 7].
Для безопасного поведения подростков на дороге они в первую очередь должны: 1) знать правила дорожного движения, 2) быть законопослушными; 3) быть социально ответственными; 4) понимать значимость правильного поведения на дороге.
Рассмотрение разного рода исследований по данной теме наглядно показывает, что формирование основ и культуры безопасного поведения подростков на дороге в обязательном порядке должно строиться с учетом следующего:
1) формирование целостной педагогической системы по обучению подростков Правилам дорожного движения. В этом отношении важна ориентация на личностное развитие подростков, грамотность отобранного педагогом содержания, субъективный характером учебной деятельности, а также интерактивные отношениями подростков с другими участниками (то есть имеются в виду педагоги, одноклассники, сверстники и др.) как образовательного, так и дорожного процессов, которые способствовать будут становлению подростков в качестве субъектов дорожного движения. В процессе выстраивании системы особенно важно соблюдать общеметодологические принципы, обуславливающие организации педагогического процесса. В их числе можно указать следующие:
- принцип последовательности, который подразумевает обучение подростков в образовательных организациях правилам безопасного поведения на дороге в условиях соблюдения преемственности в содержании на всех без исключения образовательных ступенях;
- принцип наглядности. В этом случае подростки должны самостоятельно все увидеть, проследить, а также услышать и тем самым реализовать свое стремление к познанию. При этом в качестве наглядности могут являться: видеоролики, презентации, аудиозаписи, схемы, фотографии, чертежи, буклеты, а также памятки и др.);
- принцип деятельности, применяемый в непосредственном единстве мотивационно-целевого, результативно-оценочного компонентов, содержательно-процессуального – включение подростков в игровую, познавательную, а также поисковую деятельность для стимулирования активной жизненной позиции непосредственно по вопросам безопасного поведения на дорогах;
- принцип интеграции, который подразумевает интегративность практически всех видов деятельности подростков, реализующихся непосредственно в образовательном процессе (то есть, учение, общение и др.);
- принцип дифференцированного подхода, направленный на построение необходимых условий освоения подростками знаний оптимальным для каждого старшеклассником способом, в конкретном объеме и темпе, с обязательным учетом особых позиций подростков и педагогов в образовательном процессе;
- принцип индивидуализации. Этот принцип связан с учетом психофизиологических, индивидуальных специфик личности подростков при включении в разные виды деятельности, а также раскрытие способностей и потенциала старшеклассников;
- принцип событийности. Он подразумевает наличие весьма ярких запоминающихся событий, создателями или участниками которых выступают сами подростки (семинары, праздники, конференции, фестивали и др.);
- принцип успешности. В рамках этого принципа важно создание необходимых условий для мотивации у подростков достижения успеха в деятельности непосредственно для общего позитивного жизненного тона;
- значимый принцип взаимодействия, а также сотрудничества всех без исключения заинтересованных организаций (то есть родителей, образования, общественных организаций, здравоохранения), ведомств (Госавтоинспекция) и самих подростков [17, c. 78];
2) обязательное соблюдения педагогических условий:
- изучение подростками ПДД обязательно должно интегрироваться в содержание школьных предметов, которые ориентированы на обеспечение безопасности подростка на дороге (например, физику, географию, биологию, историю, физическую культуру и т.п.);
- должна обязательно иметься опора на субъективный опыт подростков в целях мотивированного обучения;
- важна активная педагогическая поддержка подростков, которая способствует самореализации и самоопределению старшеклассников – то есть субъектов жизнедеятельности в общем, и дорожного движения в частности [18, c. 54].
Таким образом, процесс формирования культуры безопасного поведения подростков на дороге являет собой целенаправленный процесс, который включает построение учебно-методических, научно-методических, а также организационных условий в целях усвоения старшеклассниками правил и норм безопасности на дорогах.
Важно в этом отношении указать, что в отличие от преподавания традиционных школьных предметов, в основе которых заложены соответствующие фундаментальные науки, в свою очередь Правила дорожного движения выступают в качестве нормативного документа, что заметным образом осложняет его методическую обработку и последующую адаптацию непосредственно в рамках школьного преподавания.
И если знание подростками других школьных предметов, а также их практическая необходимость и одновременно жизненная значимость обладают своим персональным значение для подростка, то ПДД характеризуются прямым актуальным практическим значением как для жизни, так и здоровья всех подростков без исключения [20, c. 54].
В этом случае основной целью образовательной организации выступает организация его таким образом, чтобы обучение подростков безопасному поведению на дороге являло собой непрерывную целостную педагогическую систему.
С целью успешной разработки и последующей реализации подобной системы весьма важно, чтобы сами педагоги владели всеми соответствующими в этом случае знаниями, методами обучения и воспитания подростков ПДД.
Кроме этого, значимым выступает наличие необходимой учебно-методической базы – то есть имеется в виду специальные учебные программы, учебные пособия, литература, методики, наглядных и иного рода материалов; необходимой в этом случае учебно-технической базы – то есть специальных технических средств обучения, особым образом оборудованных классов, наличие тренировочных площадок, а также иного рода средств, без которых практически невозможно эффективно и качественно организовать учебный процесс с подростками.
В некотором роде задачи формирования у подростков основ безопасного поведения на дороге напрямую связаны с процессом социализации и ориентированы на развитие социальной компетентности у старшеклассников. В этом отношении в числе одной из приоритетных задач в рамках учебного процесса в плане развития учащихся, должно быть формирование у них социальной компетентности [25, c. 13].
Основная задача руководителя школы, учителя по ОБЖ, социального педагога, – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, которые были приобретены в школе, зафиксировались в сознании подростков и затем успешным образом применялись на практике.
Как уже указывалось нами выше, знания подростков по безопасному поведению на дороге следует формировать именно в комплексе систем. Отдельные курсы, практические занятия, поездки, а также разного рода наблюдения и конкурсы значимы для подростков с обязательным учетом их возраста, а также условий окружающей среды. Кроме этого, все те знания и умения, которые преподносятся подросткам, весьма важно постепенно усложнять, дополнять, а также уточнять. Особую роль в процессе совершенствования и закрепления знаний отводится организации специальных познавательно-игровых мероприятий, в которых происходит формирование пространственной ориентации подростков и их способность применять на практике данные знания. Ведь подростки просто обязаны максимально хорошо знать окружающую их среду, ее преобразование, правильным образом реагировать на все эти изменения, так же важно знать базовые правила ПДД как для пешеходов, так и пассажиров. Водители и пешеходы обязательно должны быть бдительными на дороге всем происходящим на ней изменениям; показывать взаимоуважение, не создавать никаких помех движению [31, c. 54].
В помощь школьным педагогам в методическом кабинете школы обязательно должны подобраны как методическая, так и художественная литература, специальные конспекты занятий и необходимых бесед по правилам дорожно-транспортного движения, плакаты, пособия для занятий и игр, презентации, видеофильмы. Весь необходимый материал для проведения занятия со старшеклассниками обычного и внеурочного занятия накапливается постепенно и используется в классе, где подростки могут всегда с ним познакомиться, закрепляя на уроках и во внеурочных занятиях ранее полученные знания и навыки.
На проводимых совещаниях педагогов, и внутри общеобразовательного учреждения, и вне обязательно необходимо на обсуждение выносить такие актуальные вопросы как: рассмотрении ситуаций по подростковому дорожно-транспортному травматизму в данном районе (городе, поселке); вопросы планирования и организация деятельности по осуществлению просвещения подростков по базовым правилам дорожного движения; обязанности пассажиров пешеходов; передового опыта организации работы с подростками по успешному привитию старшеклассникам необходимых навыков культуры поведения на дороге и др. [38, c. 43].
Важно на видном месте вывесить дорожные правила, знание которых весьма важно каждому учителю.
По той причине, что в качестве обязательного условия успешного усвоения подростков ПДД выступает определенная работа с родителями старшеклассников. В связи с этим для обсуждения на отдельных родительских собраниях важно выдвигать следующие вопросы:
1. Дисциплина как залог безопасности на дороге всех участников.
2. Понятие и функциональное назначение правил дорожного движения.
3. Проблема подросткового травматизма на дорогах и его предупреждение.
4. Методы и приемы привития подоскам культуры безопасного поведения на дорогах [36, c. 74].
На занятия с подростками и родительские собрания могут приглашаться дорожные инспекторы.
В числе максимально эффективных форм обучения можно указать следующие:
- проведение профориентационной работы по отбору подростков, которые склоны к специальностям транспортных профессий;
- важно осуществлять встречи с работниками Госавтоинспекции, а также юристами с целью ознакомления подростков с законодательными, а также иными нормативными правовыми актами, которые в настоящее время регулируют в наше стране ответственность за нарушения ПДД;
- необходимо организовывать шефскую деятельности, например, отряда Юных инспекторов движения (ЮИД);
- привлекать подростков как самостоятельных субъектов (то есть волонтеров) с целью осуществления пропаганды норм социально приемлемых в обществе (в том числе и на дорогах), моделей поведения в разного рода дорожно-транспортных ситуациях среди других подростков и взрослых;
- организация с подростками проектной деятельности непосредственно по тематике безопасного поведения на дороге, к примеру, это может быть проекта «Безопасный город»;
- применение соответствующих ресурсов социальных сетей в целях размещения видеоотчетов о проведенной работе, размещения фотографий, также общественной оценки проведенных мероприятий, наконец, это популяризация соблюдения ПДД [40, c. 90].
В числе эффективных методов можно обозначить следующие:
- диспуты, викторины, КВН, конкурсы непосредственно по тематике БДД, к примеру, по разработке безопасного маршрута движения от одного пункта к другому;
- брифинги, пресс-конференции, заседания так называемых «круглых столов» по наиболее актуальным вопросам безопасности подростков;
- проведение олимпиад по ПДД, а также безопасности движения;
- демонстрация фотопрезентации по ПДД с соответствующими текстовыми пояснениями [32, c. 175].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Асянова С.Р. Формирование культуры безопасного поведения школьников на дорогах в условиях современного города: автореф. дис. канд. пед. наук / С.Р. Асянова. – Уфа, 2012. – 24 с.
2. Ахмадиева Р.Ш. Безопасность жизнедеятельности на дорогах как направление современных психолого-педагогических знаний: учеб.-метод. пособие / Р.Ш. Ахмадиева, И.Ш. Мухамедзянова. – Казань: ГБУ «НЦБЖД» 2016. – 120 с.
3. Ахмадиева Р.Ш. Качество функционирования системы безпасности дорожного движения / Р.Ш. Ахмадиева, Н.З. Сафиуллин // Вестник научного центра безопасности жизнедеятельности детей. – 2009. – № 1. – С. 19-23.
4. Ахметов Н.К. Игра как процесс обучения / Н.К. Ахметов // Вестник научно-педагогического центра. - 2015. - № 22. - С. 8 – 10.
5. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь / К.Ю. Белая. – М.: Аванта+, 2017. – 124 с.
6. Букалова В.В. Безопасная дорога: дополнительная общеразвивающая программа / В.В. Букалова. – Тольятти: Изда-во ТГУ, 2017. – 16 с.
7. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице / Л.А. Вдовиченко. – М.: Норма, 2016. – 98 с.
8. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Пед. о – во России, 2015. – 488 c.
9. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: учеб.-методич. пособие / И.С. Гринченко. – М.: ЦГЛ, 2017. – 80 с.
10. Давидчук А.Н. Обучение и игра: метод. пособие / А.Н. Давидчук. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 168 с.
11. Демиденко Л.В. Значение дидактических игр в развитии детей / Л.В. Демиденко // Проблемы педагогики. – 2020. – №1. – С. 32 – 34.
12. Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2019 / Всемирная организация здравоохранения. – М.: Весь мир, 2020. - 282 с.
13. Дронов А.Н. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов учреждений среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Дронов. - Воронеж, 2009. - 24 с.
14. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2018. – 412 с.
15. Игнатович И.С. О психологических играх [сайт]. – URL: https://www.b17.ru/article/?razdel=7. – (дата обращения: 04.04.2021)
16. Ижевский П.В. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая программа для 7-9 классов / П.В. Ижевский. – М.: БАЛАСС, 2017. - 21 с.
17. Клебельсберг Д. Транспортная психология / Д. Клебельсберг; пер. с нем., под ред. В.Б. Мазуркевича. – М.: Просвещение, 2014. – 278 с.
18. Козловская Е.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание школьника / Е.А. Козловская, С.А. Козловский. – М.: Просвещение, 2017. – 164 с.
19. Козловская Е.А. Обучение школьников безопасному поведению на улицах и дорогах (для педагогов образовательных учреждений) / Е.А. Козловская, С.А. Козловский. – М.: Всеобуч, 2017. – 160 с.
20. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: метод. пособие / Е.А. Козловская; под общ. ред. В. Н. Кирьянова. – М.: Педагогика, 2017. – 164 с.
21. Козловская Е.А. Формирование и функционирование системы обучения безопасному поведению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (для органов управления образованием и образовательных учреждений) / Е.А. Козловская, С.А. Козловский. – М.: Педагогика, 2016. – 144 с.
22. Кукушин В.С. Педагогические технологии / В.С. Кукушин. – Ростов на /Д. 2012. – 312 с.
23. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 2014. – 288 с.
24. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности / В.М. Лизинский. – М.: Просвещение, 2014. – 278 c.
25. Мельникова Т.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на основе технологии модульного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Мельникова. – СПб., 2006. –24 с.
26. Методические рекомендации по обучению школьников Правилам дорожного движения / под общ. ред. А.В. Рубина. – Красноярск, 2016. – 74 с.
27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология, детство, отрочество / В.М. Мухина. – М.: «Академия», 2017. – 456 с.
28. Основы деятельности по формированию культуры безопасного поведения на дороге: практическое пособие / сост. Н.М. Кузнецова, Л.В. Шманева. – М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2014. - 74 с.
29. Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 2012. – №1. – С.82-87.
30. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении: методическая разработка / сост. О.Я. Скворцова. – Ярославль, 2019. – 40 с.
31. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / сост. В.Е. Амелина. – М.: Глобус, 2016. – 98 с.
32. Толочко Е.И. Культура безопасного поведения на дорогах как многоаспектная социально-педагогическая проблема / Е.И. Толочко // Человек и образование. – 2015. – № 1. – С. 173-181.
33. Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика) / В.А. Трайнев. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 282 с.
34. Хашимов М.М. О понятии транспортной культуры. - URL: http://pandia.org/text/78/012/76785.php/. – (дата обращения: 22.04.2021).
35. Хилько М.Е. Возрастная психология / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 200 с.
36. Человек, автомобиль, дорога: пособие для учащихся 5-7 классов по изучению Правил дорожного движения / сост. В.А. Самкова, О.Г. Белоусов. – М.: Просвещение, 2016. – 112 с.
37. Шлаков С.А. Игры учащихся / С.А. Шлаков. – М.: АСТ, 2014. – 114 с.
38. Шманева Л.В. Как научить детей и подростков соблюдать правила дорожного движения / Л.В. Шманева. – М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2017. – 74 с.
39. Юный велосипедист. Юный пешеход. Сто вопросов по дорожной безопасности. – Воронеж: УГИБДД УВД Воронежской обл., 2014. – 98 с.
40. Якупов А.М. Комплексный подход по подготовке населения к безопасному участию в дорожно-транспортном процесс / А.М. Якупов // Вестник Междунар. Акад. наук экологии и безопасности жизнедеятельности. – 1997. - № 7. – С. 87-90.
41. Якупов А.М. Современная парадигма предотвращения дорожно-транспортных происшествий по вине или неосторожности детей и подростков / А.М. Якупов. – Магнитогорск: Магнитогорск. Дом печати, 2008. – 34 с.