Фрагмент для ознакомления
2
Выборку исследования составили дети в возрасте 6,5 – 7,5 лет. В исследовании приняли участие 30 детей из 1 класса, 14 мальчиков, 16 девочек.
Эмпирическое исследование было реализовано в несколько этапов.
На первом этапе целью стало выявление первоначального уровня развития общения (коммуникативных навыков, эмоциональных проявлений в процессе общения и др.) у детей младшего школьного возраста. На втором этапе была разработана и апробирована на практике система психолого-педагогических развивающих занятий с использованием элементов сказкотерапии. На завершающем, третьем этапе была проведена повторная, контрольная диагностика испытуемых для выявления изменений уровня и особенностей общения детей младшего школьного возраста, особенностей коммуникации, а также определения эффективности, разработанной развивающей программы занятий с использованием метода сказкотерапии.
Методики диагностики (см.Приложение 1):
1)Карта наблюдения А.Г. Долговой;
2) Методика «Два домика» (в модификации Т.Д. Марцинковской).
3)Методика «Капитан корабля» (Е.О. Смирновой);
4)Метод «Беседа» (Я.Л. Коломинского);
5)Метод наблюдения (Е.О. Смирновой).
Опишем более подробно выбранные методики.
1) Карта наблюдения эмоциональных проявлений. Для 1 класса была составлена на основе материалов А.Г. Долговой. Методика сочетает в себе комплексную структуру карт динамического наблюдения за детьми на коррекционных и развивающих занятиях, составленных А.Г. Долговой (Приложение 1).
Карта обследования дает возможность отразить особенности поведения детей в рамках проявления эмоциональных реакций:
Агрессия – направленная вовне/на себя, вербальная/ физическая, защитная и др.;
Возбудимость, переключаемость из одного эмоционального состояния в другое;
Частота включения и особенности поведения в конфликте;
Негативизм.
Данная карта отражает проявления косвенных проявлений коммуникативного взаимодействия детей (конфликтность, возбудимость) в ходе воспитательного процесса, является простой и удобной в своем применении. Уровень выраженности показателей варьируется от 0 до 6 баллов.
2. Методика «Два домика» (в модификации Т.Д. Марцинковской).
Цель: позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус)
Ход исследования: для проведения методики были приготовлены два нарисованных домика. Один из них – большой, красивый, красного цвета. Другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Во время индивидуальной беседы ребенку показывали обе картинки: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят из класса ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». Все выборы были занесены в социометрическую таблицу. После окончания беседы детям задавался вопрос, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.
Обработка результатов.
Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива.
Необходимо вычислить ССПВ.
ССПВ = общая сумма положительных выборов / количество детей в классе. ССПВ = 60 / 30 = 2 балла
«Популярные (звезды)» – дети, получившие 6 баллов;
«предпочитаемые» – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя «звезд») – от 3 до 5 баллов;
«оттесненные» – дети, получившие от 1 до 2 баллов;
«изолированные» – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками);
«отвергаемые» – дети, получившие только отрицательные выборы.
В исследовании межличностных отношений у детей младшего школьного возраста мы использовали специальную беседу.
3. Беседа (Я.Л. Коломинского).
Цель: диагностировать межличностные отношения у младших школьников, выявить особенности мотивов выбора партнера для разных видов деятельности.
Ход исследования: Во время индивидуальной беседы каждому ребенку были заданы вопросы:
1. Кого из детей в классе ты больше всего любишь? Почему?
2. С кем из ребят ты хотел бы играть в первую очередь? Почему?
3. С кем из детей не хотел бы играть совсем? Почему?
4. С кем ты хотел бы вместе сидеть? Почему?
5. Если бы тебе справляли день рождения, кого из ребят класса ты пригласил бы к себе в гости? Почему?
6. Если бы нашу школу закрыли на ремонт, с кем бы из детей класса ты хотел перейти вместе в другую школу? Почему?
7. Кого бы не взял? Почему?
Обработка результатов.
Все ответы заносятся в протоколы. На основе протоколов были составлены таблицы выборов, и подсчитано количество положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком. Также был выделен доминирующий мотив выбора у каждого ребенка отдельно. В зависимости от содержания мы разделили мотивы на V типов:
I тип – общая оценка сверстника, эмоционально-положительное или отрицательное отношение к нему («он хороший», «нравится», «не нравится», «плохой»);
II тип – выделение тех или иных качеств сверстника:
а) внешние,
б) качества, обеспечивающие успешность или не успешность деятельности,
в) нравственные;
III тип – интерес к совместной деятельности («интересно втроем», «строим вместе», «мне с ним смешно»);
IV тип – дружеские отношения («он мой друг», «она самая хорошая подруга»);
V тип – пассивно-положительное отношение, при котором дети демонстрируют положительное отношение к сверстникам, но это отношение не подкрепляется эмоционально. На вопрос о мотиве выбора они отвечают «не знаю» или молчат, пожимают плечами .
4. Методика «Капитан корабля»(Е.О. Смирновой).
Цель обследования: анализ отношения детей друг к другу, к участникам класса, наличие товарищеских чувств, оценка социального статуса участников группы.
Процесс диагностики: во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (игрушку – кораблик) и задают ряд вопросов:
1. Если бы ты был капитаном корабля, кто из класса мог бы стать твоим помощником в дальнем путешествии?
2. Кого из ребят ты пригласил бы на корабль в гости?
3. А кого не стал бы брать с собой в плавание?
Обработка результатов.
Дети присваивают каждому из участников группы определенный статус, кроме того, в беседе выявляются эмоциональные связи и отношение детей друг к другу. Методика позволяет оценить и особенности коммуникативного взаимодействия. Каждый ребенок получает определенное количество баллов, сочетающее в себе сумму отрицательных и положительных выборов, цифра отражает показатель социометрического статуса ребенка. В ситуации, если в группе 7 детей, в данном случае могут быть получены баллы:
От -7 до -5 баллов – отвержение (отверженные);
От -4- 0 баллов – игнорирование (незамечаемые);
От 1-3 баллов – дружба (лидеры);
4-7 баллов – предпочтение («звезды» группы) .
5.Метод наблюдения (Е.О. Смирновой).
Целью проведения методики стало выявление коммуникативных особенностей, форм коммуникации, мотивов выбора партнера для разных видов деятельности в классе, особенностей поведения в межличностных отношениях, проявления эмоций и чувств.
Проведение исследования: ответы детей фиксируются с указанием коммуникативных особенностей, форм коммуникации, мотивов выбора партнера для разных видов деятельности, особенностей проявления эмоций и чувств.
Обработка результатов.
Отражает особенности коммуникации детей, мотивированность и инициативность:
Отсутствие, слабая мотивированность – 0-1 балл может рассматриваться как показатель низкого уровня развития коммуникативных качеств, также может говорить о некоторой эмоциональной «уплощенности», а также о неумении построения коммуникации;
Средний/нормативный уровень – 2 балла говорят о нормальном уровне развития потребности в общении;
Высокий уровень – 3 балла.
Методика демонстрирует также показатели инициативности и чувствительности, как основные качественные маркеры, которые являются показательными в оценке коммуникативного взаимодействия .
На следующем этапе было проведено эмпирическое исследование и зафиксированы полученные результаты по диагностике детей младшего школьного возраста. По полученным результатам была составлена развивающая программа (был применен арт-терапевтический метод сказкотерапии)