Фрагмент для ознакомления
1
2. Особенности корпоративного управления ГК (на примере ГК «Ростех») 3
2.1 Анализ системы управления ГК 3
2.2 Влияние ГК на экономику страны 14
2.3 Проблемы современных ГК как субъектов экономики 17
3. Развитие корпоративного управления государственными корпорациями 21
3.1 Рекомендации по развитию корпоративного управления государственными корпорациями 21
3.2 Рекомендации по регулированию финансовой составляющей государственными корпорациями 22
Список литературы 27
Фрагмент для ознакомления
2
Корпоративное управление направленное воздействие на производство для организации работы предприятия в условиях конкурентного рынка. В состав корпоративного управления входит обеспечение согласования интересов субъектов управления и заинтересованных сторон, достижение синергии от взаимодействия внутренней и внешней среды корпорации, определение условий работы предприятия и его организационной структуры, корпоративной культуры с целью достижения целей и задач предприятия при оптимальном распределении ресурсов.
На основании особенностей структуры собственности, концентрации собственности, механизмов финансового регулирования, могут формироваться системы корпоративного управления. Например, по форме управления выделяют коллегиальную и единоначальную формы корпоративного управления.
В России уже сформировалась смешанная, но с ощутимыми аутсайдерскими чертами система корпоративного управления. Аутсайдерский характер системы корпоративного управления в России связан с наличием огромного количества мелких собственников корпоративных ценных бумаг, которые пытаются реализовать свои права. Кроме того, большую роль в управлении акционерным сектором играет менеджмент.
Наличие определенной организационной структуры служит базой для отнесения корпоративного управления в «немецкой» или «американской» системы .
Российская модель корпораций схожа с германской моделью, поскольку подразумевает создание контролирующих и надзорных структур. Общая внутренняя структура корпораций выглядит следующим образом. Ее основа общее собрание участников, проводимое с определенной периодичностью. Между этими собраниями действуют исполнительные органы, контролируемые наблюдательным советом и ревизионной комиссией.
В России существует неблагоприятная государственная политика. Например, прозрачность бизнеса не имеет смысла, т.к. в России есть случаи лишения акционеров собственности при участии коррумпированных структур в результате повышения информационной открытости.
Российская оружейная промышленность насчитывает более 1300 компаний, в которых занято около двух миллионов человек. Эти сотрудники и их семьи являются одним из ключевых столпов поддержки Кремля. Крупным игроком в этой области является Ростех, российский военно-промышленный гигант, который объединяет более 700 компаний и насчитывает более полумиллиона сотрудников.
Рис. 1. Эмблема ГК «Ростех»
Эта государственная корпорация курирует исследования и разработки военных технологий и владеет несколькими производственными мощностями, которые играют важную роль во внедрении этих технологий. Ростех и его дочерние компании производят большой спектр военной техники-от вертолетов и боевых бронированных машин до автоматов Калашникова и очков ночного видения.
Сегодня важный период для бурно развивающегося военно-промышленного комплекса России.
Угроза применения военной силы в будущем становится все более важным инструментом российской внешней политики; только в 2019 году Москва затратила около 1,5 млрд рублей на закупку вооружений и военной техники.
Поэтому развитие военно-промышленного комплекса оказывает огромное влияние на политическую эволюцию российского режима.
Сергей Чемезов-генеральный директор "Ростеха". В 1999 году Чемезов возглавил государственный экспортер вооружений "Промэкспорт", а затем возглавил вновь созданный "Рособоронэкспорт".
Эта государственная компания быстро завоевала монополию на продажу российского оружия на международном рынке и вскоре начала приобретать собственные производственные мощности внутри России. В 2007 году этот рост завершился появлением Ростеха, еще одной государственной корпорации, первоначально известной как "Ростехнологии".
Руководство Ростеха формируется не по близости к Чемезову или на основе профессиональной квалификации, а, за редким исключением, по принципу номенклатуры.
По сути, решающую роль в продвижении по карьерной лестнице играют профессиональная история и происхождение, готовность подчиняться приказам в любой момент, кем бы ни были эти начальники, и абсолютная лояльность к этим начальникам и их решениям. Обладание всеми этими качествами в сочетании со способностью быстро адаптироваться к периодическим изменениям правил игры эвфемистически называется “политической грамотностью".”
Таким образом, эта государственная корпорация, в частности роль функционеров, которые обеспечивают ее бесперебойную работу, является хорошей иллюстрацией российской политической системы в целом.
В некоторых отношениях сегодняшняя российская номенклатура заметно отличается от номенклатуры советского периода. Это стабильная, довольно закрытая и многоуровневая сеть, которая развилась примерно в середине 2000-х годов. Слово “сеть” используется намеренно: сегодняшнюю номенклатуру нельзя охарактеризовать как один из “бастионов” Кремля или как союз между согласованными “группами интересов” внутри российской элиты.
Поэтому, когда сегодняшняя номенклатура лоббирует свои интересы, она делает это в качестве управленческой стратегии, а также для того, чтобы использовать более привычную тактику конкуренции за благосклонность и ресурсы государства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/
2. Белозеров И. П., Клоков Е. А. Место и значимость экономической безопасности в структуре национальной безопасности России // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2009. – № 2.
3. Короткий С.В. Прозрачность и раскрытие информации российской модели корпоративного управления // В сборнике: Анагенез управления экономическими системами как новый взгляд на экономическое развитие Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 358.
4. Степанова А. В. Механизм обеспечения экономической безопасности государственной корпорации: научно-исследовательская работа: защищена 20.06.2019. – Санкт-Петербург, 2019. – 51 с. URL: https://spbstu.antiplagiat.ru/; Степанова А. В. Ревизия как основная форма последующего финансового контроля: курсовой проект: защищена 31.05.2020. – Санкт-Петербург, 2020. – 48 с. – URL: https://spbstu.antiplagiat.ru/.
5. See: OECD (2014a), Financing State-Owned Enterprises: An Overview of National Practices, OECD, Paris.