Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время многие определения этого термина представлены в научной литературе. Одно из наиболее распространенных определений-определение С. Зинченко. Ученый отметил, что логистика-это процесс управления в области управления, хранения сырья и продукции в организации с их оборотом. Прежде всего, стоит отметить, что такой процесс происходит с момента, когда средства выплачиваются поставщикам до получения денег от потребителей.
В экономике, как уже отмечалось, логистика активно использовалась в 60-х и 70-х годах XX века. Однако должное внимание к формированию схем поставок товаров уделялось вплоть до середины XX века. Прежде всего это связано с тем, что этот период исторически характеризуется продуктивным развитием . Однако к середине XX века у хозяйствующих субъектов сформировалась острая необходимость найти в компаниях основные методы формирования конкурентных преимуществ. Финансовые затраты компаний в системе распределения на данном этапе положительно сказались на положении поставщика на рынке. Это влияние было даже больше, чем влияние инвестиций в производство. Таким образом, мониторинг всех этапов движения активов смог обнаружить основные потери, которые были допущены при управлении потоками МПЗ.
В экономике управление материальными потоками может решить достаточное количество различных задач, в частности:
планирование объема перевозок;
транспортировка, хранение и упаковка;
определение оптимальных объемов потока материала;
определение наиболее оптимальных направлений потока
материальный характер;
деятельность прогнозирования и т. д.
В настоящее время признано, что для бизнес - субъектов рассматривается ключевая цель логистики-оптимизация внутренних и внешних потоков материального характера, а также сокращение затрат на ресурсы за счет оптимизации финансовых и информационных потоков, бизнес-процессов. Поэтому в современных компаниях логистика направлена прежде всего на то, чтобы потребитель получал от компании товары хорошего качества, в нужное время, в нужном количестве, от надежного поставщика с соответствующим уровнем обслуживания. Е.В. Кабатова в своих исследованиях подчеркивает, что темой логистических исследований является оптимизация потоков услуг, материальных потоков, а также потоков информации и финансового характера.
В свою очередь, объектом управления логистикой на предприятии являются потоковые процессы, все процессы, которые связаны с перемещением. Исходя из теоретических воззрений современных исследователей, можно заключить, что логистической функцией выступает группа логистических операций, которые с точки зрения цепи таких операций однородны и отличаются от иной совокупности операций. Выделим основные функции логистики (рис. 1).
Рис. 1. Основные функции логистики на предприятии
В современных компаниях управление логистикой-это сквозное или интегрированное управление бизнес-процессами, направленное на продвижение продукта и потоки бизнес-процессов от источника его формирования до потребителя. Поэтому логистическое управление на предприятии ориентировано на достижение максимальной эффективности хозяйственной деятельности.
Управление логистикой в современных компаниях выполняет такие функции, как организация и анализ, планирование и контроль, Регулирование и координация. В логистическом управлении бизнес-системами одной из ключевых целей является координация логистических функций и согласование целей с соответствующими поставщиками, потребителями и подрядчиками организации. Кроме того, современные исследования показывают, что управление логистикой может быть представлено как система, связывающая внутреннее управление бизнес-процессами и управление бизнес-процессами партнеров .
В российских компаниях в основе управления логистикой лежит, прежде всего, идея внедрения непрерывного мониторинга логистической цепочки на предприятии. Рассмотрение бизнес-процессов организации с этой позиции имеет ряд преимуществ. Таким образом, сотрудники управляющих организаций могут видеть, как эффективно используются определенные ресурсы, выявляют источники потерь, оптимизируют деятельность сотрудников. Все это позволяет повысить производительность субъектов компании. Именно поэтому можно прийти к выводу, что эффективное использование основных принципов логистики и логистических методов позволяет менеджерам компаний высвобождать дополнительные финансовые ресурсы, которые можно использовать для инвестиций.
Стоит отметить, что система управления логистическими услугами на предприятии основана на следующих принципах:
- непрерывное улучшение;
- предотвращение сбоев и ошибок;
- потребительская ориентация продукта.
Б. Смирнов пишет, что для реализации управления логистикой в деятельности предприятий и организации логистических процессов необходимо сформировать самостоятельную функциональную единицу-логистическую службу, подчиненную, непосредственно, управлению компанией.
Под логистикой в современной экономической науке принято понимать науку, объектом изучения которой считается организация рациональных бизнес-процессов в:
- управление запасами;
- управление инфраструктурой продаж услуг, товаров и продуктов;
поставка заказчиков производства .
Рассматривая широкое понимание этого термина, можно заметить, что логистика-это наука, которая исследует основные процессы управления трафиком, управления и планирования финансовых, информационных и материальных ресурсов в организации.
В исследовании С. Б. Морейская отмечает, что для современных компаний логистика решает проблемы управления информационными потоками, услугами, финансовым и материальным характером для достижения при оптимальных ресурсных затратах стратегических проблем компании в различных экономических системах:
- рабочее место;
- функциональные блоки;
- корпоративная система.
Логистика в управлении-это стратегическое управление информационными потоками финансового и материального характера в процессах закупок при закупках, продажах, транспортировке, хранении готовых материалов, МПЗ и оборудования.
В логистической системе организации основным направлением можно считать:
- формирование моделей производства на предприятии рационального характера, а также модели обслуживания;
- продажи продукции;
- оптимизация затрат в организации .
Понятие логистической системы считается одним из основных понятий логистики. Эти системы включают в себя несколько элементов, т. е. соединения, между которыми циркулируют взаимосвязанные потоки в соответствующей унифицированной схеме, ориентированной на достижение стратегических целей и задач компании.
Проще говоря, логистическую систему можно понимать как систему, которая включает в себя набор подсистем для выполнения логистических функций для обеспечения эффективной работы инфраструктуры. Такие связи, в свою очередь, имеют достаточно развитые связи с рынком, то есть с внешней средой организации. В настоящее время выделяют следующие подсистемы:
кадры;
закупка материально-технических ресурсов;
информационная подсистема;
хранение и складирование МПЗ;
реализация;
запасы материально-технических ресурсов;
распределение материально-технических ресурсов;
транспорт;
производство.
Так, в логистических системах организации происходят процессы управления переработкой и хранением материально-технических ресурсов; управления заказами, закупками, складами. В результате использования логистических систем для управления компании могут воспользоваться такими преимуществами, как снижение логистических затрат, увеличение оборота оборотного капитала, сокращение затрат и запасов. В конечном счете, это приведет к обеспечению качественного обслуживания, удовлетворению потребностей клиентов и повышению конкурентоспособности компаний на рынке.
Стратегия современных компаний в соответствии с целью логистических и логистических систем в целом должна основываться на соответствующих логистических принципах, которые позволят компаниям эффективно оптимизировать и управлять потоками логистических ресурсов.
Логистические принципы, по определению, являются основными утверждениями, определяющими законы построения логистических систем и их функционирования. Как справедливо отмечают исследователи, теперь можно выделить основной принцип логистики, который соответствует задачам компаний. Современные исследователи среди этих логистических принципов, прежде всего, выделяют:
конкретность;
глобальная оптимизация;
конструктивность;
систематика;
научность;
надежность;
дисперсия;
сложность .
Рассмотрим их подробнее.
1. Одним из принципов логистических систем на предприятии считается комплекс, что говорит о том, что такие системы на предприятии должны быть выровнены в виде взаимосвязанных элементов. Взаимосвязанные логистические элементы направлены на решение следующих основных проблем:
- стремление бизнес-систем осуществлять взаимное сотрудничество с партнерами, устанавливать наиболее прочные связи между функциональными единицами и ценами на сырье;
- координация действий основных участников движения ресурсов материального характера;
- реализация при выполнении логистических задач;
- централизованный контроль;
- предоставление предприятию материальных ресурсов, а также формирование развитой инфраструктуры, подходящей для реализации при определенных условиях эффективного движения потоков.
2. Наука, как принцип логистической системы, подразумевает:
- признание статуса важного ресурса логистических систем для квалифицированного персонала;
- использование на всех этапах управления потоками логистических и технических ресурсов методического аппарата.
Реальность, как принцип логистической системы, ориентирована на лидерство со стороны функциональных подразделений логистической системы, в которой основные результаты могут быть измерены от прибыли, полученной от бизнес-системы.
3. Следующий принцип логистической системы-конструктивность. Реализация этих принципов предусматривает:
- позволяет отслеживать перемещение и изменение всех объектов и исправлять их;
- определение деталей операций
- страхование компании;
- диспетчеризация потоков материальных ресурсов.
4. Другим принципом логистической системы является надежность, которая подразумевает:
- применение на предприятии современных средств управления, движения материальных ресурсов;
- для изменения пути движения ресурсов материального характера-резервирование средств технического характера и связи;
- обеспечение надежности и безопасности потоков материалов;
- обеспечение высоких технологий обработки информации для бизнес-задач;
- обеспечить высокую скорость и качество полученной информации.
5. Вариант заключается в следующих принципах логистической системы. Этот принцип направлен на обеспечение эффективной работы логистической системы даже в случае отклонения параметров внешней среды.
Логистическая система, в свою очередь, при незначительном изменении внешней среды должна иметь основные возможности адаптироваться к произошедшим изменениям. Выделенные функции можно описать следующим образом:
- целенаправленное формирование резервных мощностей, основная нагрузка которых осуществляется в соответствии с резервными планами;
- способность оперативно реагировать на колебания спроса и другие экологические воздействия, которые оказывают разрушительное воздействие.
6. Глобальная оптимизация как принцип логистической системы. Важно в процессе управления логистической системой или оптимизации ее структуры гармонизировать частные цели функционирования ее отдельных элементов. Это позволяет достичь глобального оптимума среди частных показателей эффективности корпоративной системы .
Стоит при этом подчеркнуть, что в современных компаниях процесс планирования относится к общей функции управления (рисунок 2).
Рис. 2. Процесс управления системой логистики в компании
В организациях планирование деятельности в контексте логистического управления представляет собой системные процессы, которые, прежде всего, обусловлены следующими задачами организаций:
создание основных мероприятий;
определение их сроков, возможных действий и прогноз результатов таких действий;
генерирование управленческих решений для достижения целей корпоративной системы;
составление логистических проектов.
Отдельные виды планирования в современных корпоративных системах интегрированы в упорядоченные структуры планирования или системы, что, прежде всего, позволяет осуществлять в компании эффективное и результативное планирование.
При соблюдении вне и внутри организаций стандартов при информационном обмене выделенные системы планирования должны обладать некоторыми свойствами, а именно: полнота, гибкость, непрерывность, цикличность, согласованность, точность, организованность.
В корпоративных системах при осуществлении планирования необходимо определять:
согласование планов;
методики планирования;
объекты планирования;
средства планирования;
субъекты планирования;
горизонты планирования .
В настоящее время для разработки планов деятельности в корпоративных системах применяются разнообразные методы, среди которых можно выделить математические модели (сетевое планирование, коррекция сроков и работ, использование специальных программ, системы экспертной оценки, программирование математическое, аналитическое моделирование, а также календарные графики и имитационное моделирование). В корпоративных системах для логистического контроля планов осуществляется постоянная обработка текущей информации для соответствующего определения рассогласования плановых показателей, а также причин таких расхождений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаркова М.А., Косенков А.В., Леванькова К.С., Савостина С.Е. Использование технологических инноваций для оптимизации логистической деятельности предприятия // В сборнике: Новая экономика, бизнес и общество. Сборник материалов Апрельской научно-практической конференции молодых учёных. Отв. ред. М.В. Холоша. 2019. – С. 115-126.
2. Александров О.А. Логистика: Учебное пособие / О.А. Александров. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 217 с.
3. Барканов И.С. Особенности оценки эффективности логистической деятельности на предприятии // Инновационное развитие. – 2019. - №2(29). – С. 45-46.
4. Безкоровайная О.О., Карпова Н.П. Система сбалансированных показателей логистической деятельности предприятий // В сборнике: Приоритетные направления развития науки, техники и технологий. Международная научно-практическая конференция. 2016. – С. 347-348.
5. Белозерцева Н.П., Кудельская А.А., Корф А.О. Разработка методики оценки транспортно - логистической деятельности предприятия // Экономика и предпринимательство. – 2019. - №5(106). – С. 911-914.
6. Васик М.А. Способы повышения эффективности деятельности логистической системы распределения готовой продукции промышленного предприятия // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2017. - №3. – С. 43-45.
7. Володин Е.А. Количественные и качественные методы оценки рисков логистической деятельности предприятия // В сборнике: новейшие достижения и успехи развития экономики и управления. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. – С. 44-47.
8. Воробьева Д.С., Голавский В.С., Спицына И.Н. Логистические системы и их роль в деятельности современного предприятия // Инновации в жизнь. – 2019. - №2(29). – С. 107-112.
9. Вострова О.В. Необходимость организации учета логистической деятельности торгового предприятия // В сборнике: Экономика России в условиях ресурсных ограничений. Сборник научных трудов по итогам научно-практической конференции молодых учёных Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. – С. 89-92.
10. Галанов В.А. Логистика: учебник / Галанов В. А. – 2 изд. – М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 272 с.
11. Гальвас Э.В. Развитие омниканальности как основа логистической деятельности торгового предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. - №12-1(70). – С. 166-170.
12. Гасило Е.А. Концептуальные основы контроллинга логистической деятельности предприятия // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2020. - №9. – С. 146-150.
13. Гарнов А.П. Инструментарий логистики: монография / А.П. Гарнов, Н.С. Киреева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 142 с.
14. Германчук А.Н. Эффективность логистической деятельности предприятий в конкурентной среде // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2017. - №6. – С. 200-205.
15. Гиренко С.Н. Оптимизация логистической деятельности предприятий нефтепродуктообеспечения // В сборнике: современные наукоёмкие инновационные технологии. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. – С. 48-52.
16. Горботенко П.И. Логистические технологии оптимизации деятельности торгово-производственного предприятия // Фундаментальные науки и современность. – 2020. - №10(43). – С. 3-12.
17. Гордеев К.С., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А., Ермолаева Е.Л. Общая характеристика логистического предприятия и издержки, связанные с логистической деятельностью предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2019. - №11(98). – С. 14.
18. Горина Е.А. Управление потоковыми процессами в логистических системах промышленных предприятий // Теория и практика современной науки. – 2016. - №6-1(12). – С. 294-298.
19. Дыбская В.В., Иванова А.В. Формирование системы логистического сервиса и управление качеством сервиса в сети распределения // Логистика и управление цепями поставок. – 2012. - №4(51). – С. 23-31.
20. Дуйсебаев Б.А. Значение логистической стратегии в производственной деятельности предприятия // Мировая наука. – 2020. - №11(44). – С. 206-209.
21. Золотухина В.В. Влияние логистических рисков на эффективность деятельности предприятий // Молодой ученый. – 2018. - №50(236). – С. 128-131.
22. Иванова И.В., Хайруллина Э.М. Применение инструментария контроллинга в логистических сферах деятельности предприятия // В сборнике: современные тенденции в экономике и финансах. Материалы VIII Всероссийской заочной научно-практической интернет-конференции . 2018. – С. 68-70.
23. Казаков Р.И. Управление качеством услуг, процессов и повышение конкурентоспособности за счет логистического посредничества // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2016. - №3(5). – С. 27-29.
24. Каграманян Л.И. Современные способы минимизации логистических рисков в управлении деятельностью предприятия - участников внешнеэкономической деятельности // Студенческий форум. – 2020. - №31-1(124). – С. 65-68.
25. Кимеле Я.К. Роль логистической стратегии в деятельности предприятий // Вестник магистратуры. – 2019. - №8-2(95). – С. 55-58.
26. Коммерческая логистика: учеб. пособие / Н.А. Нагапетьянц, Н.Г. Каменева, В.А. Поляков [и др.]; под общ. ред. Н.А. Нагапетьянца. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2020. – 253 с.
27. Костенко М.Н., Арефьева Ю.А. Оптимизация логистических процессов промышленных предприятий // Инновационная экономика и право. – 2016. - №2(3). – С. 20-23.
28. Кретова Н.Н. Использование технологии IOT в производственной и логистической деятельности предприятия // В сборнике: общество и экономическая мысль в XXI в.: пути развития и инновации. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2020. – С. 470-472.
29. Кузина Ю.В., Гудков Д.В. Современное состояние логистических информационных систем в деятельности предприятий // Аллея науки. – 2018. - №6(22). – С. 395-403.
30. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. - 4-e изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 320 с.
31. Лукьянчикова А.А. Методы повышения эффективности логистической деятельности предприятий // В сборнике: актуальные проблемы и перспективы развития инновационной экономики и управления. Сборник научных статей. 2019. – С. 38-42.
32. Макарова А.С. Роль логистических операций в деятельности предприятий // Студенческий вестник. – 2019. - №23-5(73). – С. 47-49.
33. Мальшина Н.А. Функциональная структура логистических процессов сферы сервиса // Поволжский торгово-экономический журнал. – 2013. - №1(29). – С. 6-15.
34. Медведков С.А., Загорная Т.О. Цифровизация логистической деятельности предприятия: основные этапы и методы оценки // В сборнике: Инструменты проектного управления и анализа данных в системах поддержки принятия решений. Сборник материалов Международной конференции. Донецк, 2020. – С. 150-154.
35. Мороз М.В., Бородич Т.А., Нечаева Т.Г. Совершенствование логистической деятельности предприятия // В книге: Материалы, оборудование и ресурсосберегающие технологии. Материалы Международной научно-технической конференции. Редколлегия: М.Е. Лустенков [и др.]. 2020. – С. 395-396.
36. Мясникова Н.В. Нормативно-динамический подход к управлению деятельностью транспортного предприятия по логистическим показателям // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2020. - №2(152). – С. 120-123.
37. Новикова Е.В. Моделирование процесса реинжиниринга логистических бизнес-процессов // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2016. - №12(146). – С. 53-57.
38. Полтарак А.С., Литовченко В.Б. Стратегическое планирование логистической деятельности предприятия // Наука и образование транспорту. – 2020. - №1. – С. 203-205.
39. Пономаренко Л.В., Слободская Т.А. Совершенствование логистической деятельности предприятий на примере складского комплекса // Экономика устойчивого развития. – 2019. - №3(39). – С. 235-239.
40. Скоробогатова Т.Н. Об использовании оценочных показателей эффективности деятельности предприятия сферы услуг: логистический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2017. - №1. – С. 56-60.
41. Скузоватова Н.В. Логистические аспекты в деятельности предприятий торговли Оренбургской области // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2017. - №3. – С. 48-51.
42. Сокова Н.А., Иринина С.С. Логистический подход к управлению процесса закупок // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2016. - №2-1(63). – С. 137-139.
43. Степанова О.А. Автоматизация оценки производственно-логистической деятельности авиастроительного предприятия АО "Авиастар-сп" на основе статистических данных // Наука и образование сегодня. – 2020. - №6-2(53). – С. 19-22.
44. Степанов В.И., Андреев С.Н., Рыкалина О.В. Маркетинговые и логистические решения в управлении производственно-хозяйственной деятельностью промышленных предприятий // Экономические системы. – 2021. - №1. – С. 96-105.
45. Тебекин А.В. Логистика: учебник / А. В. Тебекин. – М.: Дашков и К, 2018. – 356 с.
46. Тихенко Д.И. Современные особенности применения финансового и логистического аудита для снижения рисков деятельности предприятия // Modern Science. – 2020. - №3-1. – С. 145-150.
47. Тогушева Ю.П., Смирнов Ю.Б. Исследование логистической деятельности предприятия // В сборнике: Общество и экономическая мысль в XXI в.: пути развития и инновации. Материалы VI Международной научно-практической конференции. 2018. – С. 121-125.
48. Ухтомова П.И. Понятие и роль логистической оптимизации в торгово-производственной деятельности предприятия // Студент. Аспирант. Исследователь. – 2020. - №10(64). – С. 17-30.
49. Филиппова Я.Я. Логистический реинжиниринг как фактор повышения эффективности деятельности предприятия // Вестник современных исследований. – 2018. - №5.2(20). – С. 366-371.
50. Фоменко А.М. Логистический аудит как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия // В сборнике: Социально-экономические инновации в условиях цифровой трансформации. Материалы всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией Е.Г. Жулиной. 2019. – С. 159-162.
51. Хабарова А.В. Сбытовая деятельность в логистической системе коммерческого предприятия // В сборнике: Азия - Россия - Африка: экономика будущего. Материалы IX Евразийского экономического форума молодежи. В 2-х томах. Ответственные за выпуск Я.П. Силин, Р.В. Краснов, Е.Б. Дворядкина. 2018. – С. 302-304.
52. Ходоскина О.А., Анасович В.Д. Оптимизация снабженческо-сбытовой деятельности предприятия путем применения логистических принципов // Наука та прогрес транспорту. – 2018. - №6(78). – С. 37-46.
53. Широбоков А.И., Карева В.В. Повышение эффективности логистической деятельности предприятия на примере АО "НГЭС" // В сборнике: Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Сборник трудов Девятнадцатой международной научно-практической конференции. 2019. – С. 54-59.
54. Шкарупило Д.С. Функциональный анализ логистической деятельности предприятия ООО "Мак-инвест" // В сборнике: Начало в науке. Материалы IV международной научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов и аспирантов: в 3 частях. 2017. – С. 312-315.