Фрагмент для ознакомления
2
Социальное государство - понятие достаточно содержательное. Представляется обоснованной позицию, согласно которой из ст. 7 Конституции РФ может быть выведена социальная направленность всей финансовой деятельности государства и финансового планирования как ее неотъемлемой части [35, с. 38].
Государство, считающееся социальным стремится к сглаживанию социального неравенства, преодолению его крайних форм, само же социальное неравенство - естественное состояние общества. В этом, как представляется, выражается направленность политики государства «для народа». Несмотря на то что, данное выражение отсутствует в ст. 2 Конституции РФ, но это не означает оторванности государства от интересов народа. Подтверждением и является часть 1 ст. 7 Конституции РФ, закрепляющая, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Для характеристики социальной активности государства наука использует категории «функция государства» и «социальная функция государства». Практическую значимость данных категорий переоценить сложно, так как их исследование дает возможность определить характер деятельности государства, выбрать приоритеты его развития. Именно в содержании социальной функции государства кроется смысл социальной сущности современного российского общества.
Осмыслению понятия и содержания социальной функции государства посвятили свои труды С.Ю. Анохина, С.В. Бабаев, М.И. Байтин, А.И. Гнатенко, Е.Ю. Добрынин, А.В. Курагин, Л.А. Морозова, Н.Б. Пахоленко, О.В. Родионова, Т.Н. Радько, Ю.А. Тихомиров, Н.В. Черноголовкин и др. Однако до настоящего времени единого подхода к пониманию категорий «функции государства» и «социальная функция государства» не выработано. Это связано, во-первых, с отсутствием легального определения данных дефиниций, во-вторых, с многогранностью и сложностью самого феномена государства и, в-третьих, с неясностью содержания понятия «социальность».
Несмотря на признанные сегодня достоинства материалистического мировоззрения, отождествление понятий «содержание государства» и «функции государства» вряд ли справедливо. Такой подход обедняет смысл феномена государства, упрощает, «механизирует» содержание его деятельности. В то же время следует признать, что в каждый исторический период складываются особые общественные отношения, проблемные аспекты которых государство должно решать посредством поставленных перед ним задач.
Современная гуманитарная и естественная наука не выработала единства в отношении категории «функция». В математике, как переменная величина, меняющаяся в зависимости от изменения другой величины, в биологии, как работа, производимая органом, организмом [40, с. 730]. Очевидно, процесс познания социальной действительности часто затрудняется неточностью либо многогранностью терминов, используемых в первоисточниках и специальной литературе.
Социальная функция государства тесно связана с экономической, поскольку без существенного экономического роста, базирующегося на эффективном использовании ресурсов, невозможно обеспечить в достаточной степени финансирование социальных нужд.
Социальную функцию государства нередко приравнивают к мерам деятельности [32, с. 31]. Такая функция охватывает меры по удовлетворению социальных потребностей людей, борьбу с безработицей, бедностью, обеспечение необходимыми условиями труда и т.д. В.Н. Казаков утверждает, что под ней необходимо понимать осуществление мер по удовлетворению потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни для населения, обеспечение необходимых условий труда и др. [34, с. 75]. Такое отождествление, на наш взгляд, не является методологически верным. Меры реализации социальной функции государства выступают лишь средствами (инструментом), с помощью которых обеспечивается достижение конечного результата (цели), составляющего само содержание социальной функции государства.
Зачастую при анализе социальной функции государства употребляют понятие «социальная сфера», не имеющее легального определения. Обе категории тесно взаимосвязаны: социальная функция государства выражает деятельность государства в социальной сфере, а социальная сфера представляет собой «важнейшую подсистему общества, область общественной деятельности, где реализуется социальная политика государства, направленная на создание условий для достойной жизни, удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан, повышение их благосостояния» [34, с. 75]. Таким образом, между данными понятиями устанавливается субъектно-объектная связь.
Еще одной «родственной» категорией представляется «социальная политика». Она является одним из элементов общей стратегии государства, представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни населения, включает в себя формы регулирования общественных отношений, в том числе и реализацию принципа социальной справедливости. Объектом социальной политики выступает социальная сфера. Социальная политика государства - явление динамичное, поскольку политика связана не только с интересами государства в целом, но и с интересами конкретных политических групп, которые стоят в данное время у власти. В связи с этим конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может иметь различное содержание.
Ключевая цель государства в социальной сфере сформулирована в ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Между тем законодатель не раскрывает данные понятия.
Анализ вышеизложенного подтверждает многоаспектность содержания социальной функции государства, объединенную смыслом обеспечить благополучие граждан, «максимальный минимум», гарантированный государством.
В системном плане социальную функцию государства можно представить как комплекс элементов, каждый из которых представлен конкретным направлением социальной деятельности государства, подкрепленным нормативно-правовым обеспечением, осуществляемым системой органов государственной власти.
Вполне логично представить структуру социальной деятельности государства через такие категории, как цель, средства и результат: цель - идеальный сформированный сознанием результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия; средства, используемые для осуществления социальной функции, - комплекс мер социального и правового характера (регламентация субъективных прав и обязанностей, установление ответственности, формирование механизма правового регулирования социальных гарантий и т.д.); результат - наличие удовлетворенных потребностей граждан в социальной сфере.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что понятие «социальная функция государства» многогранно. В научных кругах она трактуется по-разному: как направления (стороны) деятельности государства; как основные направления социальной политики; как мера деятельности государства и др. Следует разграничивать категорию «социальная функция государства» с близкими, но неравнозначными явлениями - социальной сферой и социальной политикой.
Социальная функция государства тесно связана с другими функциями государства, в первую очередь с экономической; иные функции государства подчинены социальной функции, поскольку обеспечивают возможность ее реализации.
Учитывая вышеизложенное, возможно сформулировать следующее определение: социальная функция государства - основное направление деятельности государства с целью обеспечения благополучия граждан путем создания условий для достойной жизни и свободного развития человека, реализуемых посредством комплекса социально-правовых мер на основе принципов справедливости, уважения достоинства личности, законности.
Представляется, что конституционный концепт социального государства, следует дополнить рядом положений и механизмом реализации:
- социальное государство устремлено к достижению социальной справедливости;
- государственная социальная политика направлена на обеспечение достойного уровня жизни и самореализации каждого гражданина;
- государство обеспечивает баланс интересов всех граждан РФ, их объединений, юридических лиц и общества в соответствии с принципом социальной справедливости;
- государство, в соответствии с социальными стандартами, стремится поддерживать благосостояние и благополучие всего народа и каждого гражданина;
- государство стремится свести к минимуму неравенство в социальных уровнях и возможностях граждан, в том числе имеющих разный уровень дохода и разное имущественное положение;
- государство поддерживает социальное партнерство и социальную ответственность граждан и их объединений [30, с. 26].
Таким образом функции социального государства выражаются в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).
1.2. Материнский капитал, как мера социальной поддержки
Практически 15 лет в Российской Федерации реализуются меры по защите материнства, детства и семьи с использованием средств государственной поддержки. Базовым нормативным актом в этой сфере является Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [9] (далее - Закон, Федеральный закон № 256-ФЗ), которым было введено понятие «материнский (семейный) капитал» (далее - МСК) - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Федеральным законом.
Процесс получения указанной государственной помощи сводится к оформлению и приобретению специального документа, который именуется государственным сертификатом и является правоустанавливающим.
Форма сертификата может быть как письменной, так и электронной. Его можно получить лично или заказным почтовым письмом (предполагает специальное уведомление, на котором субъект приобретения соответствующей материальной помощи должен расписаться с целью подтверждения получения сертификата), посредством размещения данного сертификата на сайтах Единого портала или «Личного кабинета застрахованного лица».
Органом, принимающим решение о выдаче государственного сертификата либо об отказе в совершении такого действия, является Пенсионный фонд России (далее - ПФР). Его деятельность регламентирована как Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», так и другими нормативными правовыми актами и документами, в том числе созданными и принятыми самостоятельно данным органом [17].
За получением государственного сертификата можно обратиться как в территориальный орган ПФР, так и в «...многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», который передает все документы в соответствующее отделение ПФР, а позже выдает государственный сертификат, другие необходимые документы после его получения от этого отделения ПФР. Обращение в данные органы возможно в любой момент, если обратившееся лицо имеет соответствующее право, вытекающее из определенных документов, которые оно должно приложить к заполненному заявлению. Перечень необходимых документов, позволяющих получить оформленное документально право на материальную поддержку данного вида, утвержден соответствующим уполномоченным органом, назначенным Правительством РФ.
Решение о выдаче сертификата уполномоченный орган принимает в течение пятнадцати дней с момента принятия соответствующих документов. Этот срок может быть увеличен на равное количество дней в случаях его вынужденного приостановления для предоставления возможности органу получить необходимые и недостающие документы. О принятом решении, которое может быть в последующем оспорено в вышестоящем органе ПФР либо в судебном порядке, ПФР обязан уведомить заявителей в течение пяти дней.
Возврат документов либо отказ в предоставлении такого вида государственной поддержки предполагает указание причин, которые стали основой для принятия соответствующего решения, к которым относятся: отсутствие права на данную помощь, прекращение данного права, указание ложных сведений, относящихся к детям, с рождением или усыновлением которых возникает данное право, полное исчерпание денежных средств, предоставленных в рамках данной меры. Кроме того, влечет прекращение права на возможность получения материнского (семейного) капитала смерть субъектов, имеющих право на получение государственного сертификата, или специфичного субъекта - ребенка, рождение, усыновление которого является правоустанавливающим фактом для возможности получить соответствующую помощь от государства.
Для упрощения проверки необходимых сведений создана специальная база, являющаяся составной частью информационной системы ПФР, названная «Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки». Ее содержание и сущность раскрыты ст. 4 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», которые заключаются в собирании и хранении информации о лицах, получивших данную помощь, или тех, кто только намерен ее получить, сведения: о личности рожденных и (или) усыновленных детей и их очередности, о материнском (семейном) капитале и направлении его расходования, о прекращенном праве на данную материальную государственную поддержку. Такая информация является персональной.
Материнский (семейный) капитал определяется в денежном выражении, размер которого установлен Законом. Обналичивание данных денежных средств невозможно, так как сущность меры состоит в том, что по общему правилу средства предоставляются в безналичной форме. Они переводятся ПФР в соответствующие организации, которые помогают семьям реализовать свое право на государственную помощь по конкретному направлению. Такое решение было принято вышестоящими государственными органами для исключения возможности направления денежных средств не по назначению, предусмотренному Законом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 16.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 08.12.2020, с изм. от 02.03.2021) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
8. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1 (ред. от 30.12.2020) // Российская газета, № 49, 13.03.1993.
9. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. от 22.12.2020) // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 19.
10. Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ, 24.11.1997, № 47, ст. 5340.
11. Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательства РФ, 01.01.2018, № 1 (Часть I), ст. 2.
12. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021) // Собрание законодательства РФ, 20.07.2015, № 29 (часть I), ст. 4344.
13. Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 37-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ, 25.03.2019, № 12, ст. 1227.
14. Федеральный закон от 28.07.2010 № 241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, № 31, ст. 4210.
15. Постановление Правительства РФ от 18 августа 2011 г. № 686 «Об утверждении Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала» (ред. от 26.03.2014) // СЗ РФ. 2011. № 34. Ст. 4990.
16. Приказ Минтруда России от 18.03.2020 № 138н «Об утверждении Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» // СПС «КонсультантПлюс».
17. Приказ Минтруда России от 21 декабря 2017 г. № 862н «Об утверждении Порядка предоставления лицу, получившему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, информации о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала - о размере его оставшейся части» // СПС «КонсультантПлюс».
18. Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2018 № 175-О // СПС «КонсультантПлюс».
19. Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 № 1536-О // СПС «КонсультантПлюс».
20. Определение Конституционного Суда РФ от 09.11.2010 № 1439-О-О // СПС «КонсультантПлюс».
21. Постановление Пленума от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Российская газета, № 92, 03.05.2006.
22. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал. Утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016. // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, декабрь, 2016.
23. Обзор апелляционной практики по гражданским делам за апрель 2013 года, подготовленный Верховным судом Республики Коми // СПС «КонсультантПлюс».
24. Кассационное определение Сахалинского областного суда от 26.07.2011 № 33-2054/2011 // СПС «КонсультантПлюс».
25. Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 15.02.2018 № 33-1553/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
26. Апелляционное определение Тверского областного суда от 18.12.2014 № 33-4603 // СПС «КонсультантПлюс».
27. Решение Московского областного суда г. Москвы от 1 июня 2017 г. // http://www.mosoblsud.ru/ (дата обращения: 25.05.2021).
28. Решение Московского областного суда г. Москвы от 21 июня 2017 г. // http://www.mosoblsud.ru/ (дата обращения: 25.05.2021).
29. Решение Волжского районного суда г. Саратова от 29 ноября 2018 г. // http://volzhsky.sar.sudrf.ru/ (дата обращения: 25.05.2021).
30. Глотов С.А., Ращупкина М.Г. И снова о ст. 7 Конституции Российской Федерации (как мы строим социальное государство) // Безопасность бизнеса. 2019. № 4. С. 26.
31. Захаркина А.В. Надлежащее исполнение сложно-структурного обязательства об оформлении жилого помещения, приобретенного за счет средств материнского (семейного) капитала, в общую собственность // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 11. С. 85 - 90.
32. Захарова Ю.Б. Теория государства и права: Учебное пособие. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. С. 31.
33. Звягольский А.В. Проблемы соблюдения имущественных прав несовершеннолетних при распоряжении их законными представителями средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий // Приоритеты развития социогуманитарного знания, экономики и права: научная дискуссия и эксперименты: Материалы Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией С.Е. Туркулец. Часть I. М., 2017.
34. Казаков В.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Российская академия адвокатуры и нотариата, 2015. С. 75.
35. Кудряшова Е.В. Целеполагание как составляющая механизма правового регулирования государственного планирования в сфере финансов // Юрист. 2013. № 16. С. 37 - 41.
36. Ладыгина В.П. Нотариус как независимый инструмент по надзору за надлежащим исполнением правил направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий: алгоритм действий // Современные тенденции развития науки и технологий: Материалы XVI междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 30 июля 2016 г.). Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2016. С. 44.
37. Перепелкина Н.В., Васякина Т.А. Реализация права на материнский (семейный) капитал как субъективное гражданское право // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 9. С. 72.
38. Сергеева Д. Споры по маткапиталу // Жилищное право. 2020. № 10. С. 19 - 27.
39. Серебрякова Е.А. Материнский капитал: порядок получения и использования. М.: Редакция «Российской газеты», 2019. Вып. 9. С. 24.
40. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. С. 730.
41. Харламова М.Л. Соблюдение прав несовершеннолетних при направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий // Законность. 2013. № 6. С. 46 - 50.