Фрагмент для ознакомления
2
Младший школьный возраст – это период развития ребенка от 6-7 лет до 10-11 лет, связанный с обучением в начальном звене общеобразовательной школы.
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью выступает учебная – деятельность, которая напрямую ориентирована на овладение умениями и знаниями, которые были выработаны человечеством [33].
Согласно точке зрения, высказанной Д.Б. Элькониным [48], нижеследующие компоненты образуют структуру учебной деятельности: учебная мотивация; учебная задача; учебное действие; действия контроля; действия оценки.
Первоначально учебная деятельность является совместной деятельностью учителя и ученика. Если проводить аналогию с усвоением ребенком предметных действий, то в ходе учебных действий необходимые знания находятся в руках учителя и он, помогая ребенку, передает ему в руки эти знания. Основным отличием учебных действий от предметных действий выступает идеальный характер оперируемых в учебе объектов, и тот факт, что учитель действует не руками, а при помощи интеллекта. Т.е. учебную деятельность можно сравнить с предметной деятельностью, но в учебной деятельности оперирование происходит на теоретическом и идеальном уровне. Помимо взаимодействия ребенка с учителем, обучение в школе дает младшему школьнику новый вид взаимодействия – взаимодействие с одноклассниками, которое развивается по двум направлениям – как межличностное общение и как учебное сотрудничество.
Кроме учебы особенно большая роль принадлежит труду в двух характерных для этого возраста формах – самообслуживания и изготовления поделок. Главное достижение труда для ребенка младшего школьного возраста – это формирование и совершенствование умения планировать предстоящую работу и находить пути и средства ее реализации. По данным Э. Эриксона [49], у ребенка в этом возрасте вырабатывается трудолюбие и вкус к работе. Позитивным исходом является ощущение собственной компетентности, способности действовать наравне с другими людьми, неблагоприятным исходом – комплекс неполноценности.
В младшем школьном возрасте у ребенка происходит функциональное совершенствование мозга, выраженное в развитии аналитико-синтетической функции коры головного мозга, что обеспечивает изменение соотношения процессов возбуждения и торможения – снижает возбуждение, позволяя торможению обеспечивать большую произвольность поведения. Однако, возбуждение в этом возрасте нередко все же преобладает, что делает младших школьников склонными к импульсивности и частой смене видов деятельности.
Новый вид деятельности, который занимает ребенка в младшем школьном возрасте – учебная деятельность – позволяет стимулировать развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Однако восприятие младших школьников еще характеризуется малой дифференцированностью. Также восприятие отличается тесной связью с действиями ребенка и высокой эмоциональностью.
Внимание как познавательный процесс также переживает изменение в младшем школьном возрасте. Так, внимание младшего школьника более произвольно и управляемо, чем внимание дошкольника. При этом для стимулирования произвольности внимания ребенок нуждается в так называемой близкой мотивации (пример близкой мотивации – оценка педагога, признание сверстников, гордость за собственное достижение и пр.) [7].
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Так, роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания растет, а возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления еще больше развивается.
Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения, т.е. воображения, позволяющего представлять или создавать образ в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.д.
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия [40, c.74-80].
Изменения, происходящие в младшем школьном возрасте, затрагивают физиологическую, психологическую и, конечно, личностную сферу ребенка. Появление нового вида деятельности, смена социальной ситуации развития, формирование произвольности оказывают существенное воздействие на личность младшего школьника. Зарождаясь еще в процессе переживания ребенком кризиса трех лет (Я сам), личность пробует себя в рамках сюжетно-ролевых игр дошкольника и начинает предъявляться в учебной деятельности младшего школьника. Учебная деятельность основана на нормативности, поэтому на развитие личности ребенка начинает оказывать воздействие формирующаяся произвольность поведения и деятельности. Произвольность начинает определять не только уровень становления познавательной сферы ребенка, но и личностный аспект.
Социальная ситуация развития младшего школьника определяется появлением нового социального статуса – школьник, и осознанием новой системы взаимодействия – «ребенок – учитель». Через значимого взрослого ребенок научается оценивать других и, конечно, себя. Данный аспект имеет особое значение для становления идентичности.
Формирование мотивационно-потребностной сферы младшего школьника определяется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и новообразованиями возраста. В мотивационную сферу начинает активно входить мотив социального одобрения выполняемой деятельности, особенно со стороны значимого взрослого – учителя. Учение как ведущая деятельность детерминирует формирование мотивов, связанных с процессом приобретения знаний. Формирование новообразования, связанного с произвольностью познавательных процессов, поведения младшего школьника, оказывает влияние на мотивационно-потребностную сферу. Так, познавательная активность ребенка становится все более произвольной. Интересы приобретают характеристику устойчивости, целенаправленности.
Можно назвать следующие ведущие потребности младшего школьного возраста: потребности в общении с людьми, во взаимопонимании и сопереживании; игровая потребность; познавательная потребность; потребность в движениях, активности.
Развитие потребностей происходит в сторону доминирования духовных потребностей над материальными, социальных над личными [12, c. 91-94].
Внешними факторами развития самосознания в младшем школьном возрасте выступают школа и семья. Одним из значимых компонентов самосознания является самооценка, т.е. представление ребенка о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.
Становление самооценки младшего школьника сопряжено с социальной ситуацией развития в данном возрасте «ребенок-учитель». Поэтому оценивание, как других, так и себя у младшего школьника опосредовано оценкой, прежде всего, учителя. На становление самооценки непосредственно влияет школьная оценка. Школьная успеваемость – важный критерий оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего влияет на самооценку ребенка, его самоуважение, самопринятия и уровень притязания.
Становление самооценки зависит от стиля семейного воспитания, принятых в семье ценностей. Отношение ребенка к себе как ученику, школьнику в значительной мере определяется семейными ценностями. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях.
В младшем школьном возрасте постепенно развивается рефлексия – способность ребенка взглянуть на себя чужими глазами, со стороны, а также самонаблюдение и соотнесение своих действий и поступков в общечеловеческими нормами. Так, если в 1 классе неудачи в учении ребенок приписывает внешним обстоятельствам, к 4 классу осознает, что причина неудач может скрываться во внутренних особенностях личности его самого [39].
В эмоциональной сфере младшего школьника проявляется тенденция к произвольности. Нарастает осознанность, сдержанность, устойчивость чувств и действий. Но возможности полного осознания еще ограничены. Эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется – появляются сложные высшие чувства: нравственные чувства, включающие в себя любовь к Родине, чувство товарищества, чувство долга; интеллектуальные чувства, выраженные в любознательности, удивлении, сомнении, интеллектуальном удовольствии, разочаровании; эстетические чувства, представленные чувством прекрасного, пониманием красивого и безобразного, чувством гармонии; праксические чувства, т.е. чувства, которые возникают в результаты опыта практической деятельности – в процессе выполнения трудовых поручений, на занятиях физической деятельностью и пр.
Чувства развиваются в тесной связи с волей. Они могут способствовать или тормозить развитие воли. Воля проявляется в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия, в формировании дополнительных мотивов-стимулов к слабо мотивированной деятельности. Волевое поведение первоклассника зависит от инструкций и контроля взрослых, к 4 классу направляется собственными потребностями, интересами и мотивами. В учебной деятельности формируются следующие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, выдержка, уверенность в своих силах [34].
Таким образом, младший школьный возраст – это период от 7 до 11 лет. Социальная ситуация развития в младшем школьном детстве определяется новым статусом, который приобретает ребенок – статусом ученика. Формирование внутренней позиции школьника выступает главным новообразованием 7 лет, завершает кризис 7 лет. Ведущей деятельностью в младшем школьном детстве выступает учебная деятельность, поэтому педагог, как правило, становится значимым взрослым, а учебные достижения имеют большое влияние на уровень самооценки и эмоционального благополучия ребенка. Под влиянием обучения у младшего школьника совершенствуются познавательные процессы, растет их произвольность, формируется и совершенствуется мотивационно-личностная сфера ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астапов, В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. – М. : ПЕР СЭ, 2018. – 159 с.
2. Березин, Ф.Б. Тревога и адаптационные механизмы / Ф.Б. Березин // Тревога и тревожность : хрестоматия / сост. В.М. Астапов. – СПб. : Пер Сэ, 2018. – С. 129–137.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности : избранные психологические труды / Л.И. Божович. –2-е изд., стереотип. – М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 2017. – 352 с.
4. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение Я-концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2011. – № 1. – С. 54–65.
5. Бузарова, Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2017. – № 3. – С. 338–353.
6. Виноградова, Н.Ф. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование. – 2015. – Т. 3. – №. 5. – C. 3–10.
7. Возрастная психология : детство, отрочество, юность : хрестоматия / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М. : Академия, 2011. – 624 с.
8. Волков, Б.С. Младший школьник : Как помочь ему учиться / Б.С. Волков. – М. : Академический Проект, 2014. – 142 с.
9. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М. : Смысл, 2013. – 1136 с.
10. Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин // Вестник ТГПУ. – 2019. – Вып. 1 (79). – С. 73–76.
11. Григорян, В.Г. Исследование взаимосвязи самооценки с негативными чертами личности / В.Г. Григорян, А.Ю. Степанян // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 1 (4). – С. 162–166.
12. Давыдов, В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка : содержание и структура учебной деятельности / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М. : Академия, 2011. – С. 91–94.
13. Данилова, Е.А. Динамика поведения младших подростков с конфликтом самооценки в ситуации перехода из начальной школы в среднюю / Е.А. Данилова // Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Философия. Социология. Психология. Педагогика. – 2012. – №3. – С. 104–108.
14. Долготов, Т.В. Тревожность – фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания неудачи / Т.В. Долготов. – М. : Лаборатория книги, 2010. – 126 с.
15. Зайцева, В. 7 лет – не только начало школьной жизни / В. Зайцева // Начальная школа, – 2018. – № 10. – С. 24–27.
16. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск : РБПК Белинкоммаш, 2013. – 99 с.
17. Зинько, Е.В. Особенности устойчивой и неустойчивой самооценки / Е.В. Зинько // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2016. – № 1. – С. 35–49.
18. Зинько, Е.В. Уровень притязаний и варианты его сочетаний с самооценкой / Е.В. Зинько // Психологический журнал. – 2016. – № 4. – С. 15–25.
19. Кириллова, Е.А. Тревожный ребенок / Е.А. Кириллова, Е.Э. Беляева. – М. : Основа, 2012. – 192 с.
20. Корсакова, Н.К. Связь тревожности и продуктивности познавательной деятельности / Н.К. Корсакова, И.А. Володарская // Психология в вузе. – 2010. – № 4. – С. 84–93.
21. Костина, Л.М. Психофизиологические аспекты тревожности / Л.М. Костина // Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы. Ученые записки. – 2018. – Т. 9. – Вып. 1. – С. 33–37.
22. Костяк, Т.В. Тревожный ребенок : младший школьный возраст / Т.В. Костяк. – М. : Академия, 2018. – 95 с.
23. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники. Особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М. : Эксмо, 2019. – 176 с.
24. Кулагина, И.Ю. Развитие мотивационно-потребностной сферы в школьных возрастах : монография / И.Ю. Кулагина. – М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 172 с.
25. Кьеркегор, С. Страх и трепет : этические трактаты / С. Кьеркегор. – М. : Республика, 2013. – 383 с.
26. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2019. – 423 с.
27. Лозовая, Г.В. Методологические проблемы изучения самооценки личности / Г.В. Лозовая // Ежегодник Российского психологического общества : материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2013 года : в 8 т. – СПб., 2013. – Т. 5. – С. 172–176.
28. Лызлов, А.В. Тревога как ядерный аффект : опыт структурно-психологического анализа / А.В. Лызлов, О.Ф. Серавина, О.Б. Ковалевская // Вопросы психологии. – 2011. – № 4. – С. 66–77.
29. Маленкова, Н.Л. Педагог учит младших школьников справляться с агрессивностью и тревожностью / Н.Л. Маленкова // Народное образование. – 2011. – № 8. – С. 253–260.
30. Малкова, Е.Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников / Е.Е. Малкова // Вопросы психологии. – 2019. – № 4. – С. 24–32.
31. Молчанова, О.Н. Самооценка : стабильность или изменчивость? / О.Н. Молчанова // Журнал Высшей Школы Экономики. – 2016. – Т. 3. –№ 2. – С. 23–51.
32. Пастухова, М.В. Теоретические аспекты психического изучения самооценки личности / М.В. Пастухова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12. – №5 (2). – С. 460–462.
33. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье : дошкольный и школьный возраст / В.Э. Пахальян. – СПб. : Питер, 2016. – 237 с.
34. Петрова, Л.И. Воспитание младшего школьника / Л.И. Петрова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2018. – 352 с.
35. Полетти, Р. Самооценка : основное благо / Р. Полетти, Б. Доббс ; пер. с фр. Л. Боровиковой. – М. : Изд. дом Мещерякова, 20 8. – 128 с.
36. Прихожан, А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2017. – 192 с.
37. Скворцова, М.В. Тревожность и личностный рост : социально-психологические аспекты : монография / М.В. Скворцова, В.Е. Якунин ; Федеральное агентство по образованию, Тольяттинский гос. ун-т, Гуманитарный ин-т, Каф. «Теоретическая и прикладная психология». – Тольятти : ТГУ, 2019. – 201 с.
38. Смилык, И.М. Тревожность, страх и формирование устойчивого чувства безопасности / И.М. Смилык // Мир психологии. – 2018. – № 4. – С. 133–139.
39. Стюхина, Г.А. Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста : лекции / Г.А. Стюхина. – М. : Первое сентября, 2010. – 92 с.
40. Сырицына, С.И. Особенности физического и умственного развития младших школьников / С.И. Сырицына // Директор школы. – 2019. – № 4. – С. 74–80.
41. Тейлор, Дж. Личностная шкала проявления тревоги / Дж. Тейлор. // Большая энциклопедия психологических тестов / авт.-сост. А.А. Карелин. – М. : Эксмо, 2019. – С. 48–50.
42. Тревога и тревожность : хрестоматия / сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – М. : ПЕР СЭ, 2018. – 239 с.
43. Уотсон, Д. Бихевиоризм / Д. Уотсон // Хрестоматия по общей психологии : в 2 кн. Книга 1 : Введение в психологию / сост. И.Д. Плотка. – Рига : Высшая школа психологии, 2012. – С. 131–137.
44. Фокина, М.В. Возможности коррекции личностной тревожности детей и подростков в работе школьного психолога как основа сохранения эмоционального здоровья подрастающего поколения / М.В. Фокина // Здоровье нации – основа процветания России : материалы научно-практических конгрессов III Всероссийского форума. – М. : МГУ, 2017. – Т. 3. – Ч. 1. – С. 139–140.
45. Фрейд, 3. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – М. : Азбука, 2013. – 480 с.
46. Ханин, Ю.Л. Исследование тревоги в спорте / Ю.Л. Ханин // Вопросы психологии. – 2018. – № 6. – С. 94–107.
47. Шкуричева, Н.А. Теоретические основы процесса становления школьника субъектом межличностных отношений / Н.А. Шкуричева // Идеи О.К. Тихомирова и А.В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (к 80-летию со дня рождения) : материалы Всероссийской научной конференции (с иностранным участием), Москва, 30 мая – 1 июня 2013 года / ред. Ю.П. Зинченко, А.Е. Войскунский, Т.В. Корнилова. – М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013. – С. 220–222.
48. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия, 2016. – 384 с.
49. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Э. Эриксон ; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. – М. : Прогресс, 2016. – 344 с.
50. Юнусова, Л.Н. Задачи психолого-педагогического сопровождения по предотвращению и преодолению детской тревожности / Л.Н. Юнусова // Психолого-педагогическое сопровождение образования: возможности и реальности : материалы региональной науч.-практ. конф., г. Нижний Тагил, 27 марта 2018 г. / Федер. агентство по образованию, Нижнетагил. гос. соц.-пед. акад., Каф. психологии ; отв. ред. Т.Л. Аракелова. – Нижний Тагил : НТГСПА, 2019. – С. 96–101.