Фрагмент для ознакомления
2
За последние годы интернет стал неотъемлемой частью жизни практически для каждого человека. Сегодня большинство населения мира ежедневно пользуется ресурсами всемирной сети для работы, общения или поиска необходимой информации. Это обусловлено тем, что интернет представляет собой:
• Огромный информационный поток.
• Легкий способ приобретения навыков и знаний.
• Помощник в работе и бизнесе.
• Средство проведения досуга.
• Платформа для поиска новых знакомств.
• Технический способ общения.
• Огромный рынок всевозможных товаров и услуг.
К сожалению существует и негативная сторона данного явления - интернет-зависимость.
Компьютерная зависимость или интернет-аддикция – это расстройство поведения, которое сопровождается навязчивым стремлением человека пользоваться ресурсами всемирной сети. Характеризуется оно избыточным пользованием Интернетом и проведением большого количества времени в сети. Стоит отметить, что компьютерная зависимость не входит в ряд психических расстройств, но по медицинским критериям в эту категорию вошли такие сопутствующие заболевания, как зависимость от видео-игр и от любых азартных онлайн игр.
Стоит отметить, что психологи и психиатры по всему миру обеспокоены данной проблемой. Они утверждают, что по уровню вреда компьютерной зависимость стоит в одном ряду с такими заболеваниями, как алкоголизм и наркомания. Проводимые исследования на данную тему показывают, что при длительном и неконтролируемом нахождении в сети происходят изменения в состоянии сознания и в функционировании головного мозга. Постепенно это приводит к потере способности обучаться и глубоко мыслить. В результате одного из проведенных исследований данного процесса, ученые пришли к неутешительным выводам: — быстрое и регулярное просматривание сайтов ведет к тому, что мозг человека утрачивает способность к углубленному аналитическому мышлению, превращая постоянных пользователей сети в импульсивных и не способных к интеллектуальной работе людей.
Однако нарушение мыслительных процессов и ухудшение памяти — не единственные негативные влияние интернета на человека. Окунаясь с головой в сети всемирной паутины, человек постепенно утрачивает навыки реального общения, что приводит к проблеме асоциальности. Отпадает необходимость в живом общении: зачем встречаться с друзьями, когда можно поболтать с ними по Skype, нет необходимости с кем-то договариваться в живую или созваниваться, если можно просто отправить письмо по e-mail, отпадает необходимость выходить из дома, если можно приобрести что угодно через интернет-магазин.
То есть описанные ранее как преимущества, все эти удобства при длительном и безальтернативном их использовании превращаются в проблему. Так начинают появляться сложности в общении с новыми людьми, а попадание в незнакомую компанию для интернет-зависимого человека и вовсе становится стрессовой ситуацией. Дальше человек замыкается в себе, что сказывается на работе или учебе, у него появляются проблемы со сном.
Кроме психических и мыслительных расстройств интернет-зависимость крайне опасна и возникновением физических заболеваний. Проводя большое количество времени у экранов мониторов, человек портит зрение, часто появляется тунельный синдром запястья. Интернет зависимость, которая сопровождается сидячим образом жизни, приводит к различным заболеваниям позвоночника и суставов (сколиозу, остеохондрозу, артрозу и т.д.), сердечно-сосудистым патологиям (тахикардии, аритмии, артериальной гипертонии, варикозу нижних конечностей и т.д.) и многим другим заболеваниям.
Компьютерная зависимость может стать причиной нарушения взаимоотношений в семье, что может привести даже к разрушению семьи.
Перечислим основные факторы опасности компьютерной зависимости:
1. Изменение сознания и нарушение работы головного мозга.
2. Возникновение проблем с обучением и усвоением новой информации.
3. Появление сложностей с аналитическим мышлением.
4. Проблемы в коммуникативной сфере, возникновение симптомов асоциального поведения.
5. Появление проблем в работе.
6. Отсутствие или проблемы сна.
7. Появление проблем со зрением.
8. Возникновение различных заболеваний суставов и позвоночника: сколиоз, остеохондроз, артроз и т.д.
9. Возникновение сердечно-сосудистых заболеваний.
10. Возникновение конфликтных ситуаций в семье.
Стоит отметить, что существует несколько важных признаков, говорящих о том, что человек, как минимум, находится в зоне риска возникновения компьютерной зависимости. Перечислим их:
1. Возникновение постоянного желания быть в сети. Человек ощущает огромную радость перед каждым новым сеансом, его невозможно оттащить от монитора.
2. Появление признаков раздражительности в ситуации, когда отсутствует возможность подключиться к всемирной паутине. В такие моменты человек испытывает гнев, раздражение и печаль.
3. Отсутствие желания отвлекаться на другие виды деятельности. Проводя время в интернете человек, практически полностью забывает о необходимости выполнения каких-либо служебных обязанностей, учебе, домашних делах.
4. Расстройство внимания.
5. Появление признаков пренебрежения личной гигиеной.
6. Системное нерегулярное питание. Человек практически полностью лишается чувства времени.
7. Сложности с общением в реальной жизни. Постепенно человек утрачивает контакты с друзьями, не ходит в гости, мало общается. При этом он может постоянно обновлять свою страницу в соц. сетях, e-mail почту, сайты знакомств.
8. Готовность вкладывать денежные средства в компьютер и интернет. Кроме того, человек начинает с интересом общаться на компьютерную тематику с людьми, едва понимающими что-то в этой области.
9. Возникновение конфликтов с окружающими.
10. Сайты человек посещает не с целью найти нужную информацию, а заходит на них бесцельно и механически.
11. Человек начинает испытывать физические последствия своей мании: боль в глазах, нарушение сна. Кроме того, начинает страдать и психика: любые негативные новости вызывают повышенные негативные реакции: сильный гнев, тревогу, апатию.
Далее мы подробно поговорим о различных формах компьютерная зависимости.
Формы, виды и причины возникновения компьютерной зависимости. Стоит отметить, что зависимость от интернета возникает по ряду причин и может выражаться в разнообразных формах. Сегодня психологами и исследователями проблем компьютерной зависимости выделяются пять основных видов данного заболевания.
1. Необходимость беспрерывного общения. Считается самой распространенной из форм данной зависимости. Выражается в бесконтрольном посещении различных форумов, чатов и сайтов, обеспечивающих социальный контакт.
2. Онлайн серфинг или информационная компьютерная зависимость. Выражается, как постоянная необходимость в получении информации. Она заставляет человека бесконечно путешествовать в сети, просматривать различные сайты, читать ленту новостей в соц. сетях, комментариях, переходит по ссылкам, листает заметки. Отличительная особенность данной формы зависимости состоит в том, что поиск информации лишен всякого смысла и цели.
3. Зависимость от онлайн-игр. Выражается в постоянном желании человека участвовать в различных онлайн-играх. Причин для появления нездорового интереса к играм существует множество.
4. Киберсексуальное влечение – это навязчивая тяга к просмотру порнофильмов в сети и занятию киберсексом. Сексуальная компьютерная зависимость – это серьезнейшая проблема, которая стоит на пути обеспечения социально-психологической безопасности как отдельного человека, так общества в целом. Сегодня множество семейных пар распадаются или стоят на грани распада из-за наклонности одного из супругов удовлетворять свои сексуальные потребности с помощью интернета. У людей, страдающих этой зависимостью, остается мало времени для обычного общения, так постепенно происходит эмоциональный разрыв в отношениях с реальными людьми — семья, дети, друзья, работа и учеба уходят на задний план. Психологи склонны считать, что онлайн-порнография породила целое молодое поколение, неспособное возбуждаться в ходе обычных сексуальных контактов. Итогом данной проблемы становится то, что импотенция молодеет и уже не является проблемой только мужчин среднего и пожилого возраста.
Далее мы подробнее поговорим о стадиях возникновения и развития компьютерной зависимости. Принято выделять следующие этапы:
1. Знакомство. На начальной стадии пользователь знакомится с интернетом, узнает о его возможностях и выбирает подходящий для себя вариант виртуальной реальности. Постепенно у человека формирует собственный стиль поведения в сети, восполняющий ему тот недостаток общения или информации, которого ему не хватает в реальной жизни.
2. Заражение. На этой стадии начинает происходить отдаление человека от настоящей жизни, пользователь все больше времени начинает проводить в той реальности, которую он выбрал на предыдущей стадии. Также на данной стадии формирования компьютерной зависимости, когда человек перестает использовать интернет для достижения жизненных целей, происходит перенос этих самых целей в виртуальную реальность. Так и развивается зависимость, когда само общение становится предпочтительным способом достижения цели.
3. Зависимость. На этой стадии проблема видна уже невооруженным глазом. Все признаки и симптомы компьютерной зависимости на лицо, она плавно переходит в хроническую форму. Через некоторое время страсть к выбранному взаимодействию становится не такой выраженной, активность в сети гаснет. Человек возвращается в реальность, однако делает он это без всякого желания. Зависимость от интернета сохраняется, но уже в неактивной форме, и усиливается каждый раз при любом новом стрессе или при появлении новых интересных тем.
Остановимся на проблеме диагностирования компьютерной зависимости. Психологи и психиатры всего мира пользуются рядом специальных опросных методик, позволяющих успешно диагностировать у пациента наличие или отсутствие данной пагубной мании. Как правило, специалисты используют следующие методики:
• Тест интернет-зависимости К. Янг.
• Шкала интернет-зависимости С. Чена.
• Методика диагностики зависимости от онлайн-игр.
После того, как диагноз был установлен и подтвержден начинается сложнейшая работа по избавлению и реабилитации человека от зависимости. Остановимся на данном этапе подробнее.
Совершенно естественно, что лечение компьютерной зависимости стало частью работы психологов и психиатров, ведь людей с нездоровой тягой к «всемирной паутине» становится все больше. Зависимостью от интернета страдают представители обоих полов, чаще всего – это молодое поколение и подростки. Стоит отметить и то, что данной пагубной мании часто подвержены и взрослые граждане, и их число с каждым годом только растет. Неспособность самостоятельно избавиться от компьютерная зависимости приводит не подозревавших о столь негативных последствиях онлайн-жизни пользователей в медицинские учреждения, где их лечат от психических расстройств, ставших проявлением привязанности к интернету, а не от компьютерной зависимости, так как диагноза «компьютерной зависимость» во всемирной практике пока не существует.
Здесь стоит ненадолго заглянуть в историю возникновения самого термина «компьютерной зависимость», впервые он появился в работах американского психиатра Айвена Голдберга в 1994 году. В это понятие Голдберг вкладывал не медицинский смысл, как если бы речь шла о зависимости от наркотиков или алкоголя, а такое поведение, которое сопровождается низким уровнем самоконтроля, стрессом и угрожает вытеснить нормальную жизнь.
К сожалению, международное сообщество так до сих пор и не признает масштабы данной проблемы. Но стоит отметить, что в некоторых странах компьютерной зависимость официально признается заболеванием и ее лечение проводится порой весьма радикальными методами. Так, например, в Китае, где первая клиника для лечения компьютерная зависимости появилась еще в 2005 году, пациентам назначают электрошок – устройство, подающее на тело напряжение в тридцать вольт. В Финляндии к зависимым от интернета относятся тоже с большим вниманием, даже предоставляют отсрочку от призыва в армию.
Первым в мире центром поддержки зависимых стал центр, созданный самым известным и авторитетным исследователем в данной области — Кимберли Янг, профессором психологии Питсбургского университета (Брэтфорд), автором переведенной на многие языки книги — «Пойманные в Сеть». Созданный ею в 1995 году Центр оказывает консультации не только обычным людям, но и корпорациям, образовательным учреждениям и психиатрическим клиникам.
В России лечение компьютерная зависимости тоже проводится, но список клиник, занимающихся реабилитацией таких больных, ограничивается пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Проблема данной зависимости в том, что лечиться идут единицы. Потому что большинство зависимых, как правило, либо себя таковыми не считают, либо пытаются самостоятельно бороться со своим пристрастием.
Сегодня в российских центрах применяют два метода лечения компьютерной зависимости:
• психотерапия – безмедикаментозное лечение.
• психофармакотерапия – прием психотропных средств (антидепрессанты и противотревожные препараты).
Кроме того, были разработаны целые программы, включающие в себя ряд этапов борьбы с данным пристрастием. Этапы коррекции зависимого поведения выглядят следующим образом:
1. Признание зависимости. Первоначальный и самый важный этап борьбы с компьютерной зависимостью – это преодоление возражения человека по поводу наличия у него зависимости. Как правило. Пациенты в этот период еще не готовы к каким-либо изменениям и не хотят признавать наличие проблемы. Поэтому нужно предоставить информацию к размышлению о пользе и вреде компьютера и интернет-сетей, о наличии компьютерной зависимости как таковой, и о том, что данное заболевание успешно лечится.
2. Осознание проблемы. После принятия факта наличия у пациента зависимости, он начинает ощущать сильную апатию и подавленность. Специалисту на данном этапе важно донести до пациента понимание того, что от его проблемы вполне реально избавиться.
3. Начало лечения. Этап характеризуется постепенным изменением поведения и преодоление зависимости, которые будут сопровождаться негативными эмоциональными реакциями. Пациенту необходимо научиться контролировать себя и свое время, проведенное за работой у компьютера.
4. Коррекция социальных взаимосвязей. К данному этапу переходят тогда, когда человек уже может контролировать свое поведение. Но риск срыва еще существует. Чтобы его избежать, необходимо наладить взаимоотношения в семье, восполнить свободное от компьютера время чем-то – например, общением с друзьями, каким-то увлечением, посещением секций, музеев, кинотеатров.
5. Преодоление последствий. Завершающий этап лечения направлен на то, чтобы скорректировать те последствия, которые в жизни человека оставила его пагубная страсть. Это могут быть и проблемы в профессиональной сфере, и трудности в общении с родственниками, и проблемы в учебе. Все это тоже нужно исправлять. И помощь психотерапевта здесь необходима.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов А. Психологическая модель Интернет-зависимости личности. 2014.С.24
2. Богданова Д. Внимание: Интернет! // Открытое образование. 2019.С.23
3. Войскунский А. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2014.
4. Войскунский А. Развивается ли агрессивность у детей и подростков, увлеченных компьютерными играми? // Вопросы психологии. 2019.С.34
5. Волжанина, Т. А. Родительские собрания в начальной школе [Текст] / Т. А. Волжанина, В. Д. Воробьева, Т. К. Лужбина и др. - Волгоград : Учитель, 2005. - 96 с.
6. Волкова, Е. Н. Оценка распространённости игровой компьютерной зависимости у младших подростков [Текст] / Е. Н. Волкова // Вестник Мининского университета. - 2014. -№ 3. - C. 4-10.
7. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] / А. В. Гоголева. - 2-е изд., стер. - Москва : Московский психолого¬социальный институт ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.
8. Дмитриева, Н. В. Психология аддиктивного поведения [Текст] / Н. В. Дмитриева. - Москва : Просвещение, 2018. - 65 с.
9. Дроздикова-Зарипова, А. Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков группы риска: теория, практика [Текст] / А. Р. Дроздикова-Зарипова, Р. А. Валеева, А. Р. Шакурова. - Казань : Отечество. - 2012. - 280 с.
10. Егоров, А. Ю. Клиника и психология девиантного поведения [Текст] / А. Ю. Егоров, С. А. Игумнов. - Санкт-Петербург : РЕЧЬ, 2010. - 396 с.
11. Егоров, А. Ю. Нейропсихология девиантного поведения [Текст] / А. Ю. Егоров. - Санкт-Петербург : Речь, 2016. - 223 с.
12. Елкина, А. Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников [Текст] / А. Е. Елкина // Молодой ученый. - 2017. - № 20. - С. 394-396.
13. Еляков А. Интернет - тотальная угроза обществу? // Мировая экономика и международные отношения. 2017.С.12
14. Жукова, М. В. Направления работы педагога по профилактике зависимости от компьютерных игр у младших школьников [Текст] / М. В. Жукова, К. И. Шишкина, Н. В. Иванова // Ученые записки университета имени П. Ф. Леграфта. - 2019. - № 6 (172). - С. 327-328.
15. Завалишина, Н.О. Интернет-аддикция - одна из актуальных проблем современности [Текст] / Н. О. Завалишина, Н. А. Загуменных, Е. С. Постоева // Научный журнал КубГАУ. - 2015. - № 105 (01) - С. 226¬235.
16. Залыгина, Н. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей [Текст] / Н. А. Залыгина, Я. Л. Обухов, В. А. Поликарпов. - Москва : Пропилеи, 2014. - 196 с.
17. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы [Текст] : учеб. пособие: стандарт третьего поколения / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 351 с.
18. Карр Н. Стеклянная клетка: Автоматизация и мы. 2019.
19. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст] / В. П. Кащенко. - 3-е изд., доп. - Москва : Академия, 199. - 301 с.
20. Кикоин, Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития [Текст] / Е. И. Кикоин. - Москва : Просвещение, 2009. - 89 с.
21. Королева, М. В. Влияние компьютерных игр на физическое и психическое здоровье детей [Текст] / М. В Королева // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5 - С. 440-441.
22. Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире [Текст] / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирск, "НЕСТОР", 2015. - 296 с.
23. Корытникова Н. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий //Социологические исследования. 2019.С.45
24. Краснова С. В. Как справиться с компьютерной зависимостью. 2018.
25. Краснова, С.В. Как справиться с компьютерной зависимостью? [Текст] / С.В. Краснова, Н.Р. Казарян, В.С. Тундалева, Е.В. Быковская, О.Е. Ча- пова. - М.: Эксмо, 2018. - 89с.
26. Кудрявцева Е. В отрыве от реальности // Огонек. 2019. С.34
27. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники: особенности развития [Текст] / И. Ю. Кулагина. - Москва : Эксмо, 2019. - 176 с.
28. Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в под-ростковом возрасте [Текст] / Л.Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева. - М.: Владос, 2017. - 312с.
29. Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических ад- диктивных расстройств [Текст]: автореф. дис. ... канд. мед. наук / В.А. Лоску¬това. - Новосибирск, 2014. - 157с.
30. Майсак Н.В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения [Текст] / Н.В. Майсак // Современные проблемы науки и образования. - 2010. - № 4 - С. 78-86.
31. Максимов, А.А. Личностные особенности людей с компьютерно-игровой зависимостью: моногр. [Текст] / А.А. Максимов. - Москва, 2019. - 166 с.
32. Малкова, Е.Е. Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростков / Е.Е. Малкова, Н.И. Калин // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн., 2012. - №4 [Электронный ресурс]. URL: - http://www.medpsv.ru/mpri/archiv global/2012 4 15/nomer/nomer03.php
33. Медведева, И. Я. Ребенок и компьютер [Текст] / И. Я. Медведева. - Москва : Христианская жизнь, 2017. - 320 с.
34. Морозова, О. В. Аддиктивное поведение [Текст] /О. В. Морозова. - Омск : Профиздат, 2017. - 144 с.
35. Муньягисеньи Э. Влияние неблагоприятных фактов микросреды на формирование аддиктивного поведения у подростков / Э. Муньягисеньи // Пси¬хологическая наука и образование, 2019. - №4. - 14-16с.
36. Мураткина Ю. Н. Взаимосвязь компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю. Н. Мураткина. - Сургут - 2016. - 25 с.
37. Мухатаева Ж. А. Психолого-педагогические основы семейного воспи-тания [Текст] / Ж.А. Мухатаева // Проблемы и перспективы развития образова¬ния: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 180-182.
38. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / С. В. Мухина. - Москва : Академия, 2017. - 452 с.
39. Новосельцев, В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагоги-ческая проблема? [Текст] / В.И. Новосельцев // Директор школы - 2019. - № 9. - С. 13-18.
40. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] : учебное пособие / Л. Ф. Обухова. - Москва : Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
41. Организация психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении с целью предупреждения компьютерной зависимости школьников [Текст]: методическое пособие / Серия: «Здоровье в школе» - Вып. 2. - Санкт-Петербург : ГБС(К)ОУ школа- интернат № 9, 2014. - 58 с.
42. Осипова А. Г. Виртуальная "личность" и реальное "я", проблема идентичности // Вопросы культурологии. 2018.
43. Петров, С. В. Социальные опасности и защита от них [Текст] : учеб. пособие для вузов / С. В. Петров, Л. А. Гиренко, И. П. Слинькова. - Новосибирск; Москва : АРТА, 2011. - 270 с.
44. Петрова, Е. И. Дети и компьютер [Текст] / Е. И. Петрова // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2012. - № 1 (134). - С. 133-141.
45. Программное обеспечение профилактики зависимого поведения у не-совершеннолетних [Электронный ресурс]. URL: -http://studme.org/47343/pedagogika/programmnoe obespechenie profilaktiki zavisi mogo povedeniya nesovershennoletnih
46. Рыбалтович Д. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? 2011. С.12
47. Рыбников В. Психологические особенности и механизмы Интернет-зависимости. 2016.С.25
48. Технологии профилактики аддиктивного (зависимого) поведения [Текст] : учеб.-метод. комплекс для вузов / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ, 2017. - 189 с.
49. Типы семейного воспитания [Электронный ресурс]. URL: - http://azps.ru/articles/family/tipy semeynogo vospitaniya.html (дата обращения
50. Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка [Электронный ресурс]. URL: - http://poznayka.org/s58323t1.html
51. Трафимчик, Ж. И. Зависимость от компьютерных игр: причины формирования, особенности и последствия влияния на личность [Текст] /Ж. И. Трафимчик // Вестник Белорусского государственного университета. Серия 3. - 2010. - № 2. - С. 42-45.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.:Просвещение, 2015.
53. Федоров, А. Ф. Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков [Текст] / А. Ф. Федоров, И. А. Власова // Молодой ученый. - 2013. - № 5 (52). - С. 785-787.
54. Федоров, А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным наси-лием» [Текст] / А.В. Федоров // Педагогика - 2014. - № 6. - С. 56-58.
55. Федосов А. Диагноз - Интернет-зависимость // Учитель. 2018.
56. Фомичева, Ю.В. Психологические корреляты увлеченности компью-терными играми [Текст] / Ю.В.Фомичев, А.Г.Шмелев, И.В.Бурмистров // Вест¬ник МГУ. Психология. - 2010. - №3. - 126с.
57. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов [Текст] / И.А. Фурманов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018. - 351 с.
58. Харитонова, Л.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] / Л.А. Харитонова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 188 с.
59. Черников, А. В. Структура семьи [Текст] / А.В. Черников // Семейная психология и семейная терапия. - 2017. - № 1. - С. 13.
60. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания [Текст] // Чечет В.В. Том 1-ый / В.В. Чечет. - Мозырь, 2013. - Т.1. - 40с.
61. Шавыркина, Е. В. Особенности проявления игровой зависимости в школьном возрасте [Текст] / Е. В. Шавыркина // Гуманитарные науки и образование. - 2019. - № 1. - С. 71-73.
62. Шелыгин, К. В. Профилактика наркомании и алкоголизма [Текст]: учеб. пособие / К.В. Шелыгин, Н.А. Червина / под ред. П.И. Сидорова // Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию. - Архангельск: Издат. центр СГМУ, 2017. - 131с.
63. Шиханцов, Г.Г. Юридическая психология [Текст]: учебник для вузов / Г.Г. Шиханцов. - М.: Зеркало М, 2016. - 352с.
64. Шишкина, К. И. Особенности аддиктивного поведения у детей младшего школьного возраста [Текст] / К. И. Шишкина, И. А. Акульшина // Молодой ученый. - 2016. - № 19 (123). - С. 404-407.
65. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагности-ка, коррекция и профилактика [Текст] / Л.Н. Юрьева // Монография. - Днепро¬петровск: Пороги, 2016. - 196с.
66. Яманова, Т. Новый вид наркомании [Текст] / Т. Яманова // Аргументы и факты. Семейный совет - 2014. - № 17. - 22-24 с.