Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Принцип социально-правовой защищенности военнослужащих является одним из основных принципов государственной службы в Российской Федерации. Актуальность данной работы связана с вопросами социальной защиты военнослужащих, обусловленной объективной потребностью общества в эффективной системе обеспечения защиты государства от посягательств со стороны других государств.
Социальная защита военнослужащих обоснована тем, что их деятельность по защите границ Российской Федерации связана с необходимостью претерпевать определенные неблагоприятные последствия, например выполнение приказа, может привести к ситуации, в которой возникнет риск для жизни и здоровья военнослужащего.[ ]
Особенностью системы социальной защиты лиц, проходивших военную службу по контракту, является ее субъектный состав из действующих и (или) уволенных военнослужащих того или иного структурного подразделения Вооруженных сил РФ. Указанная специфика находит отражение в нормативных правовых актах и различных видах социального обеспечения.
Как известно, меры социальной поддержки заключаются в выплате лицу или членам его семьи, а также нетрудоспособным иждивенцам единовременных пособий и (или) установлении им постоянной пенсии. Пенсионное обеспечение – это исторически сложившийся в человеческом обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение материальных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны общества при наступлении жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение дохода. [ ]
Военнослужащие занимают особое место среди субъектов социальной защиты. В этом случае государство не случайно определило специальные гарантии и компенсации социальной защиты.
Не вызывает сомнения, что необходимость в социальной защите военнослужащих обусловлена экстремальными условиями прохождения военной службы. Меры социальной защиты должны компенсировать сложность и напряженность службы, стимулировать служебную деятельность, а также минимизировать потери кадров среди военнослужащих и предотвратить коррупционные действия со стороны офицерского состава.
Итак, цель данной бакалаврской работы состоит в комплексном анализе вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих. Для достижение этой цели поставлены следующие задачи:
● Определить виды пенсий, назначаемых и выплачиваемых военнослужащим;
● Проанализировать порядок назначения и выплаты государственного пенсионного обеспечения.
В соответствии с указанными задачами определена структура настоящей работы. Методологической основой исследования являются общенаучные методы исследования, а также частно-научные методы: исторический, сравнительно-правовой, технико-юридический метод и системный анализ.
Предметом исследования являются научные труды по теории государства и права, работы в области конституционного, административного, трудового права, права социального обеспечения, нормативно-правовые акты такие, как: Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы РФ, указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, постановления и определения Конституционного Суда России, правоприменительная практика судов судебной системы России.
Объектом исследования является пенсионное обеспечение военнослужащих РФ.
ГЛАВА 1. Теоретические основы пенсионного обеспечения граждан, имеющих статус военнослужащего в Российской Федерации
1.1. Понятие военнослужащего, как государственного служащего
Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» установленный в действие в январе 1993 года, в количествах и по праву именуют «Конституцией для военнослужащих». Его значение заключается в том, что он устанавливает права, функции и ответственность военнослужащих, описывает основы общегосударственной политики по правовой и общественной охране военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.
Обращение человека к военной отрасли в значительной степени обусловливается его материально-бытовыми условиями, степенью общественной и правовой защищенности. Вследствие особенности военнослужащей службы последствия недостаточно действенного решения данных вопросов обнаруживаются в армии исключительно остро, воспринимаются людьми преимущественно болезненно. Недостаточная социально-правовая неприкосновенность безгранично отрицательно воспроизводится на морально-психологическом настрое военнослужащих, их отношении к выполнению должностных обязанностей. Это обстоятельство предъявляет повышенные условия к деятельности командиров (начальников), всех офицеров и прапорщиков, имеющих подчиненных, по обеспечению и охране прав подчиненного личного состава. Известный русский генерал А. Брусилов указывал: «Ставлю заботу о солдате первейшей обязанностью всех управляющих лиц».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом актуальных поправок) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2020, N 31, ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", 10.12.1998.
3. Конвенция N 102 Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения" (Вместе с "Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности"), (Заключена в г. Женеве 28.06.1952).
4. Федеральный закон Российской Федерации от 04.06.2011 N 126-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" // "Собрание законодательства РФ", 06.06.2011, N 23, ст. 3266.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 ноября 2011 г. N 45 ст. 6336.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в ред. от 12.02.93) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" // "Собрание законодательства РФ, 1995, N 49, ст. 4693.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. N 359- ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 декабря 2015 г. N 51 (часть I, II, III) ст. 7230.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
9. Федеральный Закон Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // "Российской газете" от 5 августа 1992 г.
10. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // "Собрание законодательства РФ", 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "О статусе военнослужащих" // "Собрание законодательства РФ", N 22, 01.06.1998, ст. 2331.
12. Федеральный закон Российской Федерации от 28.03.1998 N 52-ФЗ (ред. от 23.07.2013, с изм. от 14.12.2015) "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) // "Собрание законодательства РФ", 30.03.1998, N 13, ст. 1474,
13. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" // "Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, N 1 (часть I), ст. 5.
14. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса" // Собрании законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 19 ст. 2340.
15. Указ Президента РФ от 9 декабря 2015 г. N 610 "О ежемесячной доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров" // «Собрание законодательства» Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. N 50 ст. 7143.
16. Постановление Правительства РФ от 4 декабря 1995 г. N 1191 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г. N 50 ст. 4931.
17. Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 N 992 (ред. от 06.08.2015) "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" // "Собрание законодательства РФ", 12.12.2011, N 50, ст. 7381.
18. Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 N 993 "О выплате военнослужащим премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и ежегодной материальной помощи" (вместе с 63 "Правилами выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей", "Правилами выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи") // Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, N 50, ст. 7382.
19. Постановление Правительства РФ от 18 марта 2015 г. N 247 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2015 г. социальных пенсий" // «Собрание законодательства» Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 13 ст. 1933.
20. Постановление Правительства РФ от 22.03.2014 N 220 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2014 г. социальных пенсий" // "Собрание законодательства РФ", 31.03.2014, N 13, ст. 1480.
21. Постановление Правительства РФ от 27.03.2012 N 236 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2012 г. социальных пенсий" // "Собрание законодательства РФ", 02.04.2012, N 14, ст. 1640.
22. Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 N 281 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2013 г. социальных пенсий" // "Собрание законодательства РФ", 01.04.2013, N 13, ст. 1579.
23. Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 (ред. от 28.08.2015) "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" (вместе с "Правилами признания, нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации", "Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно") // "Собрание законодательства РФ", 11.07.2011, N 28, ст. 4210.
24. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 N 6-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы» // Российская газета. № 60. 25.03.2004.
25. Определение Верховного Суда РФ от 02.12.2011 N 20-В11-18 // "Бюллетень Верховного Суда РФ", 2012, N 8