- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
учебная эмиграция молодежи из России: тенденция и последствия
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Административное право
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "учебная эмиграция молодежи из России: тенденция и последствия"?86 страниц
45 источников
Добавлена 18.06.2021 Опубликовано: studservis
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ 6
1.1. Место образовательной миграции в общей классификации видов миграционного движения населения 6
1.2. Роль образовательной миграции в современном мире 20
1.3. Механизмы зарубежных практик управления образовательной миграцией молодежи 28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ЭМИГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ ИЗ РОССИИ 40
2.1. Утечка студентов за границу как одна из проблем системы образования России 40
2.2. Проблема утечки интеллектуального капитала из России 46
ГЛАВА 3. ЭМИГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ ИЗ РОССИИ: МАСШТАБЫ, КАНАЛЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ 58
3.1. Последствия учебной эмиграции молодежи из России 58
3.2. Барьеры, способствующие эмиграции молодых талантов за рубеж и пути их преодоления 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Фрагмент для ознакомления 2
Наряду с высокой смертностью населения трудоспособного возраста в регионах России одной из причин возрастающих потерь человеческого капитала выступает миграционный отток в крупные города. выезд насе¬ления за пределы территории не компенсируется миграционным притоком и естественной прибылью населения.
Образовательная миграция является одним из видов миграции, поэтому необходимо рассмотрение его трактовки.
Формирование понятия «миграция» началось с конца XIX в. Англий-ский географ Е. Равенштейн впервые дал научное определение, в котором миграция понималась как постоянное или временное изменение места жи-тельства человека.
С течением времени складывались различные подходы к трактовке по-нятия «миграция». В научной литературе как отечественной, так и зарубеж-ной встречается несколько десятков модификаций определения. В табл. 1 представлены некоторые из них, которые чаще всего цитируются.
Как отмечают отечественные демографы, миграция происходит одновременно во времени и пространстве.
В трактовке отечественного демографа В.И. Переведенцева время отражается в словосочетании «на относительно продолжительный срок», не конкретизирующее интервал времени, в течение которого происходит процесс перемещения. В определениях польского лексиографа Я. Щепаньского, демографа М.В. Курмана и других зарубежных авторов отсутствует указатель времени, сделан акцент только на пространственную составляю¬щую.
Наиболее точно соответствует критериям времени и пространства по-нятие отечественного демографа Л.Л. Рыбаковского. Его трактовкой наи-более часто пользуются в исследованиях, связанных с миграционными про-цессами.
Росстат также предлагает определение миграции, которое отражает время в виде миграционного интервала (определенный период времени), а пространство как «пересечение территориально-административной грани¬цы и переменой обычного (постоянного) места жительства». Данный подход к определению является приемлемым для его использования в нашем исследовании.
Таблица 1
Подходы к определению понятия «миграция населения»
Автор определение
Е. равенштейн постоянное или временное изменение места жительства человека
Я. Щепаньский любое перемещение независимо от изменения места в географическом пространстве
М.В. Курман все виды движения населения, имеющие общественную значимость
В.И. Переведенцев совокупность всяких перемещений людей в пространстве (в широком смысле).
совокупность переселений людей, т.е. таких их перемещений по территории, которые неразрывно связаны со сменой места жительства на относительно продолжительный срок (в узком смысле)
Л.Л. рыбаковский территориальные перемещения, совершающиеся между разными населенными пунктами одной или нескольких адми-нистративно-территориальных единиц, независимо от продол-жительности, регулярности и целевой направленности (в ши-роком смысле).
законченный вид территориального перемещения (в узком смысле)
S.N. Eisenstadt физический переход индивида или группы из одного обще¬ства в другое
J.H. Johnson, J. salt движение, которое ведет к изменению места жительства и имеет постоянный характер
Росстат Перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территориальных единиц (в широком смысле).
включает наиболее важные с точки зрения общественного развития перемещения, которые сопровождаются перемеще¬нием территориально-административной границы и переме¬ной обычного (постоянного) места жительства на более или менее длительное время или навсегда в течение определенного периода времени - так называемого миграционного интервала (в узком смысле)
Понятие образовательной миграции также должно учитывать крите¬рии времени и пространства, но при этом прилагательное «образователь¬ная» конкретизирует цель перемещения населения.
Подходов к определению понятия «образовательная миграция» немно-го, что объясняется ее малоизученностью. в отечественной литературе вы-деляется несколько работ, в которых представлены трактовки.
Социолог О.В. Санникова в своей работе приводит определение акаде-мической мобильности, которая «представляет собой временное переме¬щение студента для получения специфических знаний, академической под¬готовки с обязательным последующим возвращением к месту постоянного обучения, проживания» . Автор упоминает, что академическая мо¬бильность в итоге становится составляющей образовательной или учебной миграции.
Как отмечают российские исследователи «...под образовательной ми-грацией следует понимать совокупность перемещений людей с целью полу-чения образования различного уровня и на различные сроки. Она охваты-вает как внутренние, так и внешние перемещения и всегда направлена на получение новых профессиональных или научных компетенций независи¬мо от перспектив последующей миграции или возвращения» .
Политолог М.Ю. Апанович определяет образовательную миграцию как «перемещение с целью получения и/или осуществления трудовой де-ятельности в области образования, т.е. преподавания, проведения исследо-ваний». Также автор выделяет широкое значение, которое подразумевает под собой «любое перемещение, связанное со сферой образования», и узкое значение в виде «студенческой миграции» . При анализе предло¬женной формулировки возникло противоречие. Индивид, который имеет законченное образование и предполагает совершить миграцию с целью трудоустройства (например, преподаватель в университете), совершит не образовательную, а трудовую миграцию.
Исследуя миграцию, связанную со сферой образования, часто в работах отечественных ученых можно встретить интеллектуальную, образователь¬ную и учебную миграцию, в то время как зарубежные источники предлага¬ют только одно название процессу, а именно «educational migration».
Учебная и образовательная миграция осуществляется с целью получе-ния образования. В то же время образовательная миграция является более широким понятием, которое включает в себя прохождение стажировок, курсов, получение дополнительного образования, повышение уровня ква-лификации . Следовательно, оба типа миграции отличаются на¬бором участников. Если к учебной миграции относятся индивиды, получа¬ющие дошкольное, школьное, высшее образование, то в образовательной миграции участвуют докторанты, стажеры, научные работники, исследова¬тели и т.д.
Сущность интеллектуальной миграции заключается в «прямом и воз-вратном перемещении (реальном или виртуальном) индивидов с целью поиска нового места приложения своего интеллектуального труда с уче¬том имеющейся профессионально-квалификационной подготовки, уровня образования и физиологических особенностей, т.е. накопленного личного интеллектуального капитала» . Исходя из предложенной трактов¬ки интеллектуальная миграция связана с поиском работы в научной или образовательной сфере, поэтому данную разновидность миграции следует относить к трудовой.
Таким образом, образовательная миграция представляет собой терри-ториальные перемещения населения между разными населенными пункта¬ми на длительный срок, совершаемые с целью получения образования и предполагающие регистрацию по месту пребывания. Регистрация по месту пребывания предполагает отнесение образовательной миграции к легаль¬ному виду миграционных перемещений.
Чтобы понять, к каким видам миграционных перемещений относится образовательная миграция и какое место она занимает в общей классифи-кации видов миграционного движения населения, необходимо рассмотреть, как их представляют различные авторы.
В 1969 г. польским географом А. Марианьским была предложена первая классификация миграции населения, в которой разделение на виды проис¬ходило по следующим критериям: деление миграции по экономическим и политическим причинам, по территориальному охвату (межконтиненталь-ная, межгосударственная, внутригосударственная миграция), по продолжи-тельности (постоянная, сезонная) и по направлению перемещений (в город, в сельские поселения и др.) .
В 1999 г. профессор В.А. ионцев предложил классификацию территори-ального движения населения, схема которой представлена на рис. 1.
Рис. 1. Общая классификация территориального движения населения
Из определений миграции, которыми пользовался автор, любое миграционное движение есть территориальное движение. По данной схеме можно сделать вывод, что В.А. Ионцев не относит внутрипоселенческие передвижения (поездка на работу/учебу, поход в магазин в пределах одной территории) к миграции населения.
Под миграцией подразумеваются только межпоселенные передвиже¬ния, относящиеся к внутренней и международной (внешней) миграции. Раз¬деление на различные виды миграционного движения происходит только по основанию политико-географического признака (совершение факта пересечения индивидом территориальной границы). образовательная ми-грация в данной схеме не отражена. Но в другой работе автор приводит определение интеллектуальной миграции, которая трактуется как «мигра¬ция высококвалифицированных людей (ученых, врачей, писателей, инже¬неров и др.) между странами, имеющая возвратный характер и способству¬ющая распространению мировых достижений в области культуры, науки, просвещения и т.п.». И отмечает также то, что интеллектуальная миграция может приобрести безвозвратный характер (отношение к безвозвратной миграции), а именно привести к процессу «утечки умов» .
В рассмотренных классификациях берется во внимание критерий продолжительности пребывания мигранта на новом месте (временная характеристика) и расстояние между районами выхода и вселения. данные критерии являлись основными определителями.
Затем отечественным демографом Л.Л. Рыбаковским была предложе¬на классификация миграции на основании трех таксономических единиц: тип, вид и форма. По его мнению, под типом миграции необходимо пони¬мать «миграционный поток, выделенный из общей миграции и представ¬ляющий собой таксономическую категорию, которая объединяет близкие по происхождению потоки мигрантов на основе одного крупного призна¬ка – отношения к границе, времени пребывания в новом месте жительства, влиянию государства на процесс регулирования миграции». Вид миграции определяется как «элементарная единица миграции, отражающая совокуп-ность миграционных перемещений индивидов по одной из доминирующих причин» . Под формой миграции подразумевается «то, в чем находят свое проявление вид, подвид и разновидность» .
На рис. 2 представлена схема, составленная по классификации видов миграции отечественного демографа Л.Л. Рыбаковского. Автор показы¬вает, что учебная миграция наряду с брачной, этнической и религиозной миграцией выделяется в зависимости от цели перемещения и относится к социальному типу миграционных процессов. Стоит также отметить, что учебная миграция отождествляется с образовательной.
Рис. 2. Виды миграции
В.А. Волох представил еще одну классификацию видов миграции насе-ления в современный период, где по причинам выделил семейно-бытовую, учебную, военную, политическую, экологическую, культурную, экономи-ческую миграцию и «утечку умов». Явление «утечки умов» интер¬претируют как «интеллектуальную эмиграцию научно-технических и дру¬гих высококвалифицированных специалистов на постоянное (как правило, с изменением гражданства) или на временное (на длительный срок по кон-трактам на работу) проживание; своеобразный вид международной мигра-ции населения» .
В классификации находит место и учебная, и интеллектуальная мигра-ция, что в совокупности составляет образовательную миграцию населения.
В зарубежной научной литературе также приводятся классификации миграции. В одной из них по основанию времени пребывания мигранта в стране-реципиенте выделяют сезонную, текущую, продолжительную и по-стоянную миграцию. другим примером является работа западного уче¬ного S. Castles, который относит к основным типам временные и высококва-лифицированные миграции, включающие в себя незаконные миграционные передвижения, вынужденных мигрантов, возвратную миграцию и т.д.
В рассмотренных классификациях видов миграционного движения на-селения образовательную миграцию можно отнести по различным основа-ниям к нескольким типам, например, основываясь на общей классифика¬ции видов миграции по Л.Л. Рыбаковскому, образовательная миграция по основанию времени пребывания мигранта в новом месте жительства или приложения труда относится к временной, так как она имеет возвратный характер, тем не менее, может наблюдаться тенденция перехода в посто¬янную миграцию при условии, что индивид остается проживать на новой территории после совершения образовательных целей.
По степени законности образовательная миграция относится к ле-гальной, так как поступление в университеты, прохождение стажировок и другие образовательные мероприятия обычно происходят по предвари-тельному конкурсу с дальнейшим заключением официального договора. но многие индивиды, приехавшие учиться, не подают документы на вре¬менную регистрацию на новом месте жительства, тем самым учет образо¬вательной миграции приобретает проблемный характер. По этой причине уменьшается эффективность существующей миграционной политики как отдельно в регионах, так и в целом по стране.
Таким образом, отношение образовательной миграции к общим видам миграционных движений по различным основаниям представлено в табл. 2.
Таблица 2
Отношение образовательной миграции к общим видам миграционных движений
Основание Вид миграции Отношение образователь¬ной миграции к виду
По времени пребывания мигранта в новом Постоянная (безвозвратная) Не относится
Месте жительства или приложения труда Временная (возвратная) Относится
По степени законности Легальная Относится
Нелегальная Не относится
По причинам Добровольная Относится
Вынужденная Не относится
Принудительная Не относится
На основании политико-географического
признака как пересечение человеком
границы страны Внешняя (международная) Относится
Внутренняя Относится
(внутригосударственная)
В зависимости от степени Регулируемая Относится
государственного регулирования Нерегулируемая Не относится
По целям Экономическая Не относится
Социальная Относится
На основе структурных признаков Миграция по возрасту, полу, уровню образования и т.д. Относится
Табл. 2 отражает отношение образовательной миграции к различным видам миграционных перемещений, но не показывает ее место в общей классификации.
Поэтому, используя такие же основания для разделения миграции по ви¬дам, была построена схема (рис. 3), где образовательная миграция является структурным элементом. Она выступает в роли целевой и относится к социальному виду миграции.
Рис. 3. Место образовательной миграции в общей классификации видов
Образовательная миграция как один из видов социальной миграции обладает рядом характеристик, набор которых отличается от общей совокуп-ности факторов миграции.
Индивидуальные установки мигранта определяют факторы, к которым относятся: наличие образовательного учреждения и желаемого в нем направле¬ния обучения; наличие рабочих мест по направлению полученной или получаемой специальности; уровень заработной платы и условия труда в предполагаемом месте работы; жилищные условия; семейные связи (отдаленность от семьи); социокультурная обстановка (языковые, религиозные и культурные особенности территории пребывания); территориальная инфраструктура (образовательного учреждения, места работы, места проживания); экологическая ситуация региона и др.
Образовательная миграция, как и общая, обладает характеристиками времени и пространства, что было отражено в общих классификациях миграционных перемещений различных авторов. Во-первых, относительно времени рассматриваемый вид миграции относится к возвратной. Но данный факт может менять вектор направления относительно индивидуальных установок мигранта, которые трансформируются под воздействием различных факторов. Один из таких факторов – социально-экономическое положение территории-реципиента. В большинстве случаев оно отличается от территории выбытия в больших возможностях трудоустройства, высокой заработной платой, хороших условиях проживания, развитой инфраструктурой и др.
Таким образом, мигрант может остаться там, где получил образование или совершить перемещение в совершенно другое место, тем самым обра-зовательная миграция приобретает постоянный характер. По нашему мне-нию, по основанию времени пребывания мигранта в новом месте жительства или приложения труда можно выделить потенциально возвратную образовательную миграцию. В данной ситуации находят место и время, и пространство.
Отличительной чертой образовательной миграции выступает ее цель. В приведенных понятиях рассматриваемого явления было указано, что це¬лью перемещения является получение образования, повышение квалифи¬кации или трудоустройство в научной, образовательной сфере. В связи с этим можно определить статус мигранта: дошкольник; школьник; абитуриент; студент; выпускник вуза (безработный); трудоустроенный (выделяются по различным сферам деятельности); стажер.
С течением времени и с учетом имеющегося уровня образования ми-грант имеет тенденцию к смене своего статуса.
Выделяются группы образовательных мигрантов: дошкольники – школьники, абитуриенты, студент – выпускник вуза, стажер – трудоустро-енный. каждая из них имеет свои особенности, которые отражены в табл. 3.
Таблица 3
Особенности отдельных групп образовательных мигрантов
№ Группа
образовательных
мигрантов Особенности
1. Дошкольники - школьники В силу несовершеннолетнего возраста мигранта он имеет сильные связи с семьей.
Возможность обучения в специализированных образователь¬ных учреждениях (например, Суворовские военные училища, Академия русского балета - такие учреждения находятся в крупных городах), в которых обучаются дети младшей и сред¬ней школы.
Образовательная миграция также может стать предпосылкой для переезда всей семьи ребенка на территорию, где он проходит обучение, с целью воссоединения
2. Абитуриенты Поиск образовательного учреждения для получения среднего или высшего профессионального образования по желаемой спе¬циальности.
Предпосылкой для отъезда за пределы территории прожива-ния является отсутствие образовательного учреждения, где го¬товят специалистов по интересующему направлению, а также отсутствие рабочих мест по специальности
3. Студент - выпускник вуза Целью является получение среднего или высшего профессио¬нального образования по желаемой специальности.
Возможность продолжения получения высшего образования (магистратура, аспирантура) или получения образования по дру¬гому направлению (бакалавриат, специалитет).
Прохождение практики и трудоустройство во внеучебное вре¬мя, перспектива продолжить работу после получения образова¬ния на том же месте.
При наличии целевого направления мигрант возвращается на прежнее место жительства.
Тесные семейные связи также служат поводом возвращения на прежнее место жительства
4. Стажер - трудоустроенный Трудоустроенный индивид имеет право совершать поездки с целью повышения квалификации, получения дополнительного профессионального образования, совершения совместных науч¬ных или образовательных проектов со специалистами из других городов и регионов (при невозможности дистанционной рабо¬ты), другие образовательные цели
Индивид, совершая миграцию, последовательно может переходить из одной группы образовательных мигрантов в другую в зависимости от воз-раста и уровня образования в настоящий момент.
Также индивид может побывать только в одной группе образователь-ных мигрантов. например, человек, который получил образование на тер-ритории проживания, трудоустраивается или проходит стажировку за пре-делами региона/страны.
К группе «абитуриенты» могут относиться индивиды, которые перееха-ли в другой город с целью поступления в определенную образовательную организацию. К данной группе принадлежат также индивиды, которые не совершили перемещение по причине прохождения конкурса в дистанцион¬ной форме. они выступают в роли потенциальных мигрантов, так как впо-следствии при поступлении в учебное заведение попадают в группу «сту¬дент-выпускник вуза».
Далее сценарий может принимать следующие варианты:
мигрант трудоустраивается на территории, где получил образование;
мигрант возвращается на территорию прежнего проживания для даль¬нейшего трудоустройства;
мигрант перемещается на новую территорию для дальнейшего трудо¬устройства и проживания.
Также возможен вариант попадания в группу «стажер-трудоустроенный» после получения образования на территории проживания. Подраз¬умевается то, что индивид совершает образовательную миграцию с целью прохождения стажировки, а затем возвращается на прежнее место житель¬ства для дальнейшего трудоустройства или же продолжения имеющейся работы.
Совершая образовательную миграцию, индивид преследует цель по-лучения качественного образования в лучших учебных учреждениях как страны, так и зарубежья. Хорошие теоретические и практические знания по получаемой профессии являются предпосылкой для успешного трудо-устройства.
Постепенный процесс «выращивания» высококвалифицированных тру-довых кадров с элементами образовательной миграции является популяр¬ным процессом. Но он выступает одной из причин возрастающих потерь человеческого капитала на отдельных территориях.
Образовательная миграция играет важную роль в дальнейшем трудо-устройстве . Индивиды, получившие качественное образование, становятся востребованными работниками. но они остаются в крупных го¬родах, тем самым лишая территории, где проживали ранее, талантливой и образованной молодежи.
По результатам изучения подходов к определению образовательной миграции можно сделать вывод, что в трактовках отражена цель переме-щения, которая заключается в получении образования, новых профессио-нальных навыках, повышении квалификации.
В рассмотренных классификациях общих видов миграции населения образовательная миграция также находит свое место. она относится к социальному виду, который в свою очередь выделяется по основанию целей. Это объясняет целесообразность использования термина в дальнейшем ис-следовании. например, выделение групп образовательных мигрантов и их особенностей.
Таким образом, изучение теоретических основ и определение места об-разовательной миграции в общей классификации миграционного движения населения позволяет выявить причины массового выбытия трудоспособно¬го населения за пределы региона, связанных с образовательными целями, и управлять этим процессом.
1.2. Роль образовательной миграции в современном мире
Образование в современном мире играет особую роль. С одной стороны, информационное общество, базирующееся на экономике знаний, наукоемком производстве, предъявляет особые требования к качеству трудовых ресурсов, к системе образования . С другой – растет разрыв в уровнях развития стран, сохраняется крайняя бедность, актуализируется задача экономического роста. Поскольку знание играет доминирующую роль в создании продукта, стратегически образование является условием роста, конкурентоспособности, одной из мощных движущих сил национальных экономик и устойчивого развития, способствует повышению доходов и противодействует усилению неравенства . Не случайно Международный валютный фонд декларирует ставку на инвестиции в людей в целях наращивания человеческого капитала. В 2017 г. Всемирный банк в сфере образования предоставил финансирование в размере более 3,8 млрд. долл. США .
«Новая экономика» – это экономика знаний, роль которых непрерывно растет. Знания становятся и ресурсом для производства товаров и услуг, и частью инфраструктуры. Реакция экономики на инновационное движение, информационные технологии, знания и квалификацию людей становится непосредственной, и сама стимулирует развитие знаний и технологий. Географические и национальные границы экономического пространства стираются, мировой рынок труда становится более требовательным к кадрам, образовательное пространство интернационализируется. Значителен сам по себе экономический эффект образовательных услуг, приносящий в некоторых странах до четверти ВВП, так как национальная система образования получает прямые денежные доходы от оплаты обучения иностранными студентами.
В современном мире происходит экспорт образования (трансграничная поставка, потребление за рубежом, коммерческое присутствие и перемещение физических лиц), формируются межгосударственные образовательные пространства, формируются сетевые международные стратегические партнерства. Предоставление и потребление образовательных услуг усиливают потенциал государств в мировом пространстве, расширяют возможности использования «мягкой силы», приносят непосредственный или пролонгированный доход.
Во всем разнообразии подходов к интернационализации образования следует выделить внешнюю образовательную мобильность, понимаемую как транснациональные передвижения с целью получения образования, повышения квалификации или обмена образовательным и академическим опытом.
Образовательные стратегии многих стран ориентированы на привлечение квалифицированных кадров посредством отбора талантливых студентов и исследователей, которые за время учебы освоили язык, адаптировались к быту. С этой целью предлагается возможность получения бесплатного образования, разрабатываются программы предоставления стипендий, упрощение визового режима, процедуры получения гражданства и т.п. (Германия, Дания, Норвегия, Финляндия, Франция, Чехословакия, Швеция). Открытость, информационная доступность образовательных учреждений расширяются. Сложилась конкурентная среда на международном рынке образовательных услуг.
Как верно заметил Д. Н. Митин, образовательная миграция стала одним из самых приветствуемых миграционных потоков . Растет и уровень мобильности иностранных студентов в мире при сохранении их удельного веса на уровне 2-4%. Но по отдельным странам эти цифра значительно выше. В середине 1980-х гг. в университетах мира обучалось примерно 800 тыс. иностранных студентов, в 1990 г. – более 1 млн. К концу XX в. общая численность студентов, обучающихся за рубежом, составляла уже 1,5 млн. человек, в 2000 г., по сведениям Института статистики ЮНЕСКО, – 2,1 млн. человек, в 2005 г. – 2,7 млн. в 2012 г. – более 4 млн. человек. В 2016 г. число иностранных студентов в мире, по данным ЮНЕСКО, превысило 4,3 млн. человек, к 2025 г. оно может вырасти до 7 млн. . Общее же количество учащихся вузов, согласно программному документу, подготовленному экспертами Всемирного доклада по мониторингу образования (ВДМО) и Международного института планирования образования (МИПО) при ЮНЕСКО, удвоилось до 207 млн. человек с 2000 по 2014 гг.
Самыми популярными в мире для иностранных студентов являются вузы США, Австралии, Великобритании, Германии, Канады, Китая, Франции. В десятку попали также Италия, Россия и Япония. Так, во Франции – 20%, в Австралии – около 50%, а в России доля зарубежных студентов не превышает 5% (в абсолютных цифрах – 212 тыс.) от их общего числа.
Основными странами-поставщиками иностранных абитуриентов являются Вьетнам, Германия, Индия, Иран, Китай, Республика Корея, Малайзия, Саудовская Аравия, США и Франция.
Обороты мирового рынка образовательных услуг впечатляют. Они выросли с 60-65 млрд. долларов США в год в 2008 г. до 150-155 млрд. долл. в 2013 г. Самыми успешными являются США и Великобритания (40%). От доходов, поступающих от иностранных студентов, особенно зависимы государственные университеты США. Вузы Соединенных Штатов зарабатывают на 500 тыс. студентах-иностранцах ежегодно 14 млрд. долларов. Австралия, ежегодно принимая в 7 раз меньше студентов из-за рубежа, получает прибыль в размере 3 млрд. долларов . Иностранные студенты, стажеры, аспиранты платят не только за обучение, но и за проживание, транспорт. Образовательная услуга принесла развитым странам ОЭСР около 30 млрд. долларов или 3% общего объема торговли услугами. Для Австралии подобные доходы составили третью позицию в иерархии статей экспорта услуг (12% его объема). При разнице в 54 тыс. иностранных студентов Россия получает в 15 раз меньше доходов от их обучения, чем Австралия.
Страны–экспортеры образовательных услуг участвуют в программах, открывающих доступ к образованию бедных слоев населения. Озабоченная этой проблемой ЮНЕСКО, намечая пути достижения целей устойчивого развития (цель 4) к 2020 г., призвала страны-доноры значительно увеличить во всем мире количество стипендий, а также оказать поддержку в других формах, которые предоставляются развивающимся и наименее развитым странам, малым островным развивающимся государствам и африканским странам, для получения высшего образования и повышения их потенциала. К 2030 г. предполагается решить еще одну задачу, в том числе за счет образовательной миграции, – подготовка учителей для этих стран.
Нельзя не сказать о вызовах, связанных с образовательной миграцией. Они заключаются в высокой плате за образовательные услуги, существенных затратах на проживание в стране получения образования, но главное – присутствует угроза национальной безопасности. В странах-донорах наносится ущерб национальному интеллектуальному ресурсу из-за «утечки мозгов», подход к образованию как элементу рыночной системы, привлечение из-за рубежа инвестиций, а также преподавателей и студентов, подключение международных организаций нивелируют национальную/страновую и воспитательную составляющую образовательного процесса, формируется космополитическое мировоззрение у молодежи, вопросы национальной идентичности отступают на второй план. Вместе с тем, как показывает структурный анализ образовательной миграции, наиболее востребованы естественнонаучные дисциплины, которые носят универсальный характер. Выдающиеся педагоги и ученые писали о важности преемственности духовных ценностей нации. В.И. Вернадский считал, что воспитание не может быть основано на естественных науках, образование должно быть гуманизированным, нацеленным на всестороннее развитие человека .
Важной частью политики становится формирование привлекательных условий для проживания и карьеры иностранных выпускников национальных университетов и членов их семей. Образовательная миграция создает потенциальную возможность привлечь качественные трудовые ресурсы, перераспределить их избыток в бедных странах, где местная экономика не столь технологична, в пользу «Севера». Вместе с тем учеба в развитых странах позволяет студентам приобрести соответствующие навыки. Государства ОЭСР выявили зависимость между уровнем образования и снижением безработицы. По мере старения населения развитых стран профессиональные образовательные учреждения будут испытывать дефицит студентов, экономика – нехватку высококвалифицированных кадров, поэтому миграция может стать компенсаторным ресурсом. Образовательные услуги становятся все более значимой структурной частью экономики, обеспечивают рост ВВП.
Фрагмент для ознакомления 3
2. National Strategy and Council for International Education. [Электронный ресурс]. – URL: https://internationaleducation.gov.au/International-network/Australia/InternationalStrategv/Pages/National -Strategy.aspx (дата обращения 12.05.2021).
3. Project Atlas. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.iie.org/Research-and-Insights/Proiect-Atlas/Explore-Data/Current-Infographics (дата обращения 12.05.2021).
4. Алексеева, Е.Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций / Е.Н. Алексеева // Вестник Московского университета. Серия 18: социология и политология. – 2017. - № 4. – С. 113-136.
5. Апанович, М.Ю. образовательная миграция в России: точки развития / М.Ю. Апанович // Вестник науки и образования. – 2018. - № 9 (11). – С. 79-82.
6. Арефьев, А.Л. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 8 / Министерство науки и высшего образования РФ. М.: ЦСПиМ, 2018. – 536 с.
7. Байков, А.А., Лукьянец, А.С., Письменная, Е.Е., Ростовская, Т.К., Рязанцев, С. В. Эмиграция молодежи из России: масштабы, каналы, последствия / А.А. Байков // Социологические исследования. – 2018. - № 11. – С. 75-84.
8. Бельская, Е.Ю., Попов, Л.В., Розов, Н.Х. У истоков глобального видения мира. Академик В.И. Вернадский / Е.Ю. Бельская // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. – 2015. - № 1-2. – С. 6-15.
9. Бондарь, М.А. Международная интеллектуальная миграция: теория, методология исследования и особенности регулирования / М.А. Бондарь // Белорусский экономический журнал. – 2014. - № 1 (66). – С. 88-102.
10. Волох, В.А. Миграция населения как объект научного исследования: сущность, современные трактовки и классификация / В.А. Волох // PolitBook. – 2015. - № 1. – С. 7-16.
11. Волох, В.А. Проблемы управления миграционными процессами в современной России / В.А. Волох // Управление. – 2017. - №2 (16). – С. 35-43.
12. Всемирный банк. Годовой отчет 2017 // Сайт Всемирного банка. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/ handle/10986/27986/211119RU.pdf (дата обращения: 11.05.2020).
13. Гриншкун, В.В., Краснова, Г.А. Новые индустриальные и информационные революции и их влияние на систему образования / В.В. Гриншкун // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. – 2017. - № 1 (39). – С. 45-52.
14. Грошев, А.Р., Крамаров, С.О., Круглов, В.И. Современные проблемы и перспективы интернационализации интеллектуальных ресурсов России (вызовы, стратегии, модели, интересы национального, регионального и отраслевого развития): коллективная монография. – М.: РИОР, 2019. – С. 187.
15. Должикова, А.В. Интеллектуальный капитал и интеллектуальная миграция в условиях глобализации / А.В. Должикова. – М.: Проспект, 2019. – 164 с.
16. Едовина, Т.Н. Как Новая Евразия навсегда изменила мировую экономику [Электронный ресурс] – URL: https://embahs.skolkovo.ru/embahs/neweurasia/ (дата обращения: 12.05.2021).
17. Зайончковская, Ж.А. Трудовая миграция российских ученых / Ж.А. Зайончковская // Проблемы прогнозирования. – 2017. - № 4. – С. 98-108.
18. Змеев, В.А. Российское образование в условиях глобализации / В.А. Змеев // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. – 2015. - № 1-2. – С. 43.
19. Ивахнюк И.В. Развитие миграционной теории в условиях глобализации // Век глобализации. 2018. – №1. [Электронный ресурс] – URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения 12.05.2021).
20. Ильин, И.В., Урсул, А.Д., Урсул, Т.А. Новые глобальные цели устойчивого развития / И.В. Ильин // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. – 2015. - № 3-4. – С. 60-84.
21. Ильин, И.В., Урсул, А.Д., Урсул, Т.А. Образование для устойчивого развития: глобальный контекст / И.В. Ильин // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. – 2017. - № 2. – С. 3-29.
22. Ионцев, В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения / В.А. Ионцев. – М.: диалог-МГУ, 1999. – 370 с.
23. Ионцев, В.А., Рязанцев, С.В., Ионцева, С.В. Новые тенденции и формы эмиграции из России / В.А. Ионцев // Экономика региона. – 2018. - Т. 12. – Вып. 2. – С. 499-509.
24. Как заработать на студентах // Ведомости. 2017. 30 мая. URL:https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/05/31/692235-zarabotat-na-studentah (дата обращения: 26.04.2021).
25. Карташов, Г. Масштабы миграции российских студентов /Г. Карташов // Высшее образование в России. – 2017. - № 11. – C. 128-132.
26. Кириченко, Э.В. От утечки умов к глобальному «круговороту умов» / Э.В. Кириченко // Мировая экономика и международные отношения. – 2018. - № 10. –С. 3-11.
27. Клячко, Т.Л., Краснова, Г.А. Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в мире и России / Т.Л. Клячко // Экономика науки. – 2019. - № 2. – Т. 1. – С. 102-108.
28. Козлов, Д.В., Лешуков, О.В., Платонова, Д.П. Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов. НИУ «Высшая школа экономики», Институт образования / Д.В. Козлов. – М: Научно-исследовательский ун-т ВШЭ, 2017. – 32 с.
29. Коробков, А.В. Новое великое переселение. Миграция в России и в мире: сравнительная перспектива / А.В. Коробков // Россия в глобальной политике. – 2018. - № 2. – С. 200-213.
30. Краснова, Г.А., Нухулы, А., Тесленко, В.А. Основные тенденции развития рынка электронного образования в Мире / Г.А. Краснова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». – 2019. - № 3. – С. 93-98.
31. Локосов, В.В., Рыбаковский, Л.Л. Миграционные процессы в России / В.В. Локосов. – М.: Экон-информ, 2014. – 383 с.
32. Лукьянец, А.С., Максимова, А.С. Дифференциация эмиграционных намерений российской молодежи / А.С. Лукьянец // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. – 2016. - № 5. – С. 17-23.
33. Марианьский, А. Современные миграции населения / А. Марианьский. – М.: Статистика, 1969. – 224 с.
34. Маслов, В.И., Лукьянов, И.В. Четвертая промышленная революция: истоки и последствия / В.И. Маслов // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. – 2017. - № 2. – С. 38-48.
35. Митин, Д.Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения / Д.Н. Митин // Вестник рудн. серия политология. – 2019. - № 3. – С. 123-133.
36. Молодежь в России. 2010: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010. – 166 с.
37. Осина, А.И. Стимулирование процесса реэмиграции ученых как необходимые инвестиции государства: опыт России и других стран / А.И. Осина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2019. - № 38 (329). –Вып. 31. С. 80–85.
38. Ростовская, Т.К., Рязанцев, С.В. Социально-демографические характеристики российской молодежи / Т.К. Ростовская // Государственный советник. Международный научно-практический журнал. – 2018. - № 2. – С. 66-74.
39. Рыбаковский, Л.Л. Классификация миграции: основания и таксоны / Л.Л. Рыбаковский // народонаселение. – 2016. - № 3 (73). – С. 4-16.
40. Рязанцев, С.В. Новая русская диаспора: условия формирования, идентичность и ассимиляция / С.В. язанцев // Научное обозрение: Серия 1. Экономика и право. – 2019. - № 5. – С. 83-88.
41. Рязанцев, С.В. Русскоязычные мигранты в Юго-Восточной Азии / С.В. Рязанцев // Социологические исследования. – 2018. - № 8. – С. 67-73.
42. Рязанцев, С.В. Эмигранты из России: русская диаспора или русскоговорящие сообщества? / С.В. Рязанцев // Социологические исследования. – 2018. - № 12. – С. 93-104.
43. Рязанцев, С.В., Письменная, Е.Е. Эмиграция ученых их России: «циркуляция» или «утечка» умов / С.В. Рязанцев // Социологические исследования. – 2019. - № 4. – С. 24-34.
44. Санникова, О.В. некомпенсируемая образовательная миграция как проблема развития российского региона / О.В. Санникова // теория и практика общественного развития. – 2018. - № 24. – С. 19-21.
45. Черных, И.А. Экономический пояс «Шелкового пути» и его влияние на миграционные процессы в Центральной Азии / И.А. Черных. – Алматы: Казахстанско-немецкий университет, 2017. – С. 117-126.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней