Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день вопрос о профориентации молодых людей и их мотивации к учебе очень актуален. Оканчивая школу, каждый старшеклассник задумывается о выборе профессии, но зачастую этот выбор вызывает затруднения. Почему? Потому что молодой человек не имеет никакого представления о профессиях, он не знает, какие обязанности выполняет тот или иной работник, не понимает, подходит ему или нет данная профессия. Одной из форм решения этой проблемы может быть туристская деятельность, в частности организация экскурсий в рамках промышленного туризма.
В настоящее время важной составляющей профориентационной работы во многих областях России стала организация системы промышленного туризма - организованные туры на действующие или когда-то действовавшие промышленные предприятия, включающие ознакомление с процессом производства. В свою очередь данное направление туризма является внесезонным продуктом и помогает решать широкий круг социально-экономических задач, а также имеет большое значение для субъектов Российской Федерации с развитым промышленным сектором. За последние несколько лет во многих регионах страны предприятия различных сфер экономики открыли уже свои двери для посещений организованными группами. Развитие промышленного туризма способствует повышению уровня престижа и конкурентоспособности российской промышленности внутри страны и за рубежом через разработку уникальных туристических продуктов и увеличению экспорта туризма, привлечению детей и молодежи, сохранению рабочих мест и повышению престижа рабочих профессий, развитию территории и созданию комфортной среды для туристов и жителей городов.
Особой популярностью данный вид туризма пользуется у обучающихся старших классов, которые еще не определились с выбором профессии. Ведь именно на предприятии ребята могут увидеть все своими глазами, потрогать руками, принять участие в мастер-классах.
Участие предприятий в создании тур продукта выступает мультипликатором занятости и самозанятости и влияет на развитие бизнеса и повышение уровня жизни населения. По одной из существующих версий важная составляющая туристического потенциала в субъектах Российской Федерации являются уникальные промышленные предприятия и богатая история: легендарные заводы и фабрики являются перспективными объектами показа, способными привлечь дополнительный туристический поток. Для моногородов использование туристического потенциала промышленных предприятий является крайне важной задачей и условием для социально-экономического развития. С точки зрения туристической отрасли развитие промышленного туризма является важным фактором расширения всесезонного увеличения внутреннего туристического потока. Промышленный туризм очень важен как инструмент патриотического воспитания наших граждан. Туры на промышленные предприятия позволяют сформировать чувство гордости за свою страну, а иностранным туристам позволяют избавиться от ложных представлений о России, проникнуться уважением к российским промышленным комплексам. Для подрастающего поколения поездки и посещение лучших заводов и фабрик способствует профориентации. Они производят неизгладимое впечатление на подростков и формируют чувства любви и уважения к Родине. Также сегодня развивается тема военно-патриотического туризма. Многие города России могут развивать это направление, кроме Нижнего Тагила, также Челябинск, Воронеж, Липецк, Череповец и другие.
Для получения максимального эффекта требуется системная поддержка промышленного туризма, разработка программ по работе с действующими предприятиями. Также стоит задача по формированию дестинаций промышленного туризма региона, в частности предполагается создание туристического маршрута по Демидовским местам от Тулы до Урала.
В Российской практике сегодня отсутствует качественная статистика и системные исследования имеющегося опыта промышленных туров в регионах. Все занимаются турами автономно и часто многие предприятия не видят в этом очевидной коммерческой выгоды. Опыт не систематизирован, не проводится оценка эффективности проводимых туров и не ведется работа по пост сопровождению участников туров.
В данной работе мы рассмотрим туристический потенциал республики Башкортостан, именно в области развития промышленного туризма как возможности профориентации подрастающего поколения.
Цель исследования: изучить возможности развития промышленного туризма как возможности профориентации подрастающего поколения в республике Башкортостан.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
изучить нормативно-правовую базу промышленного туризма как профориентационного продукта туристского рынка Республики Башкортостан;
проанализировать российскую и зарубежную практика организации и проведения промышленных туров;
провести социологический опрос и его анализ с целью выяснения актуальности промышленного туризма среди школьников и студентов, поиска путей организации и реализации промышленного туризма;
разработать программу промышленного тура на территории Республики Башкортостан.
Объект исследования: промышленный туризм.
Предмет исследования: потенциал республики Башкортостан для развития промышленного туризма как возможности профориентации подрастающего поколения.
Промышленный туризм – явление междисциплинарное, поэтому в настоящий момент практически не изученное, требующее научно-методической поддержки для дальнейшего развития.
Современное состояние сферы промышленного туризма подразумевает только огромное число примеров, которые служат образцом организации туристских маршрутов на предприятия.. Исследовательскую базу данной работы составляют труды некоторых российских и зарубежных авторов; М.В.Соколова1, В.М. Митюнин2, И.В.Щеглов3, Д.В.Севастьянов4 которые рассматривают теоретические аспекты и особенности промышленного туризма, его виды, место на туристическом рынке и системе мирового туризма.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты промышленного туризма как профориентационного продукта туристского рынка Республики Башкортостан
1.1 Нормативно-правовая база промышленного туризма как профориентационного продукта туристского рынка Республики Башкортостан
Туристическая сфера в Республике Башкортостан (РБ) представляет собой сферу экономики субъекта, который предоставляет услуги туристического характера населению. На развитие туристической сферы в регионе оказывает воздействие наличие уникальных природных объектов, памятников истории, культуры и искусства, а также развитая туристическая инфраструктура в виде гостиниц, туристических клубов, санаторий («Ассы», «Янган-Тау», «Красноусольский» и проч.), горнолыжных баз, авиационного, автомобильного, водного, гужевого транспорта и т.д. На территории РБ имеется более трех сотен карстовых пещер, множество рек и озер, гор, заповедников и национальный природный парк «Башкирия»5.
Власти РБ уделяют значительное внимание туристической сфере региона, ее актуализации и развитию6. Так, Правительство РБ утвердило государственную программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в РБ» от 14 сентября 2017 г. № 424, целью которой выступает обеспечение комплексного развития внутреннего и въездного туризма с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса РБ. Благодаря этому в РБ объем платных услуг в сфере туризма в 2017 году составил 17,0 млрд. рублей, или 99,7% к 2016 году. По данному показателю Башкортостан занял 8-е место среди регионов России. По оценочным данным, в 2017 году туристский поток в РБ превысил 2,1 млн. человек. В целом по итогам 2017 года в национальном туристическом рейтинге регионов страны Башкортостан с 20-го места в 2015 году и 12-го места в 2016 году поднялся на 11-е место в РФ и на 2-е место в Приволжском федеральном, обогнав Республику Татарстан. Более 1000 граждан пожилого возраста, инвалидов и воспитанников детских домов были обеспечены туристскими услугами по льготным ценам в рамках подпрограммы «Развитие социального туризма в РБ»7.
Таким образом, можно сделать вывод, что туристическая сфера влияет на развитие сопутствующих сфер экономической деятельности (транспортная, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и т.д.). Подобный мультипликативный эффект от развития туристической сферы невозможен без государственной поддержки.
ВРИО главы Башкортостана Радий Хабиров дал указание проводить каждый четверг совещание, которое получило условное название «инвестиционный час». На нем будут обсуждаться исключительно вопросы привлечения инвестиций и все, что с ним связано. Совещания также будут проходить в режиме видеоконференции8. Также, в Facebook создана специальная группа для предпринимателей. Она призвана наладить «обратную связь» и помочь бизнесу с решением проблем, которые возникают, в том числе, из-за «недостаточного контакта» с региональными властями. В созданной группе предприниматели могут рассказать о своих проблемах, о фактах несправедливого распределения ресурсов, внести свои предложения и найти поддержку9. Все это дает возможность предпринимателям, занятым в туристической сфере, презентовать свои проекты и получить поддержку региона в плане развития туристической отрасли, привлечения потока туристов в РБ.
Однако, на сегодняшний момент существует ряд основных проблем, сдерживающих развитие сферы туризма, к числу которых можно отнести: неразвитость законодательства; дефицит объектов развлечений и отдыха; неразвитость транспортной инфраструктуры; низкий показатель комфортности; проблема в управлении качеством туристических услуг; несовершенство системы страхования; недостаточность инвестиционных и финансовых ресурсов; проблема кадрового обеспечения10.
Для дальнейшего развития туристической сферы необходимо создание благоприятной предпринимательской среды с активной ролью государства, которая состоит в создании предпринимательской инфраструктуры, снабжении необходимой информацией, оказании консалтинговых услуг, обеспечении подготовки высококвалифицированных туристских кадров, разработке стратегии развития территории с выделением конкурентных преимуществ с учетом предпринимательских инициатив.
Российская Федерация располагает мощным ресурсным потенциалом, использование которого может стать существенным фактором развития туристских услуг и наращивания потоков внутреннего и въездного туризма.
Потенциал развития туризма зависит от того, насколько велики ресурсы регионов для развития туризма и каково их состояние: финансовое, инфраструктурное, природное и т. д. В России есть регионы, обладающие не только большими природными ресурсами, но и развитой промышленной инфраструктурой. Рациональное использование природных ресурсов в сочетании с имеющимися материально-технической и производственной базой может стать основой для развития такого вида туристской деятельности, как промышленный туризм. В узком смысле промышленный туризм – это организация посещения промышленных предприятий с целью удовлетворения различного рода потребностей.
Развитие промышленного туризма на уровне региона подразумевает реализацию ряда мероприятий, способствующих комплексному формированию целей и задач, созданию туристского продукта, и проведение дополнительных мероприятий, направленных на дальнейшее успешное и бесперебойное функционирование и продвижение промышленного туризма.
Промышленный туризм представляет собой важное направление развития внутреннего туризма. Для поддержки и развития данного направления в России с 2020 года функционирует «Совет по развитию промышленного туризма в Российской Федерации», основной целью которого является координация действий всех заинтересованных сторон (промышленных предприятий, представителей федеральных и региональных органов власти).
На сегодняшний день туризм является специфической отраслью экономики, которая включает в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг, необходимых для удовлетворения различных потребностей человека.
Молодежь сейчас испытывает большую проблему при своём профессиональном самоопределении, чем двадцать лет назад. В-первую очередь, это связано с развивающимся быстрыми темпами научно-техническим прогрессом, что увеличивает потребность рынка труда в специалистах, которые обладают определенными профессиональными компетенциями. Во-вторых, увеличение количества профессий с разнообразными должностными функциями в различных отраслях производственной и непроизводственной сферы, что затрудняет понимание и выбор среди молодежи той или иной профессии. В-третьих, у современной
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бизнес и инвестиции Республики Башкортостан [Электронный ресурс].- URL: https://investrb.ru/ru/investment
2. Богомолова К.О., Танкиева Т.А., Пономарева М.В. Развитие промышленного туризма в Тульской области // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12. № 3 (81). С. 63–78
3. Брель, О. А. Роль брендинга региона в практике внутреннего и въездного туризма в России / О. А. Брель, Ф. Ю. Кайзер // Туризм в современном мире: тенденции и направления развития. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 10-летию кафедры «Социально-культурный сервис и туризм». – Хабаровск, 2013. – С. 26-30
4. Глава Ростуризма предложил создать «Промышленную карту туризма в России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/uralnews/4165129
5. Григоренко Т. Н. Приоритеты в области развития внутреннего и въездного туризма России на современном этапе. // Вестник Национальной академии туризма. — 2017. — С. 14–16.
6. Данильчук В.Ф. Социально-экономические аспекты управления промышленным туризмом в Донецкой области // Вiсник ДIТБ. 2010. №14. С. 52-63
7. Зайнашева З.Г., Сабирова З.Э. Механизмы государственночастного партнерства в сфере услуг // Материалы межд. Науч.- практ.заочн.конф. 15 апреля 2016 г. «Актуальные вопросы современной экономики» Ч.II / Уфимский государственный университет экономики и сервиса. – Уфа, 2016. – С. 32–35
8. Итоги обследования населения по рабочей силе в Республике Башкортостан: статистический бюллетень. Уфа: Башкортостанстат, 2018. 40 с.
9. Кадыров Р.В., Мударисов Р.Г. Промышленный туризм как креативный маркетинг // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 8. С. 88-94.
10. Карпова С. В. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. — М. : Юрайт, 2019. — С. 362–363.
11. Корешков М. В. Промышленный туризм: знакомство с производством // Профессиональное образование и рынок труда. — 2017. — С. 42–43.
12. Корешков М.В., Деревнина С.Е. Промышленный туризм: знакомство с производством // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 9-10. С. 42-43.
13. Косякова А. А. Перспективы развития промышленного туризма в России // Научная мысль. — 2017. — № 1. — С. 56–59.
14. Лебедева Т.Е., Лазутина А.Л., Сорокина А.А. Экономическое значение промышленного туризма для региона // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 4. С. 1229–1237
15. Медяник А. В. К вопросу о значении промышленного туризма в развитии региона // Тенденции науки и образования в современном мире. — 2018. — № 18–3. — С. 30–33
16. Митюнин В.М. Актуальные вопросы развития туризма в России и регионах/ В.М. Милютин – М., 2013 – 126 с.
17. На Российском промышленном форуме презентовали проект развития промышленного туризма в Уфе [Электронный ресурс]. URL: https://ufacity.info/press/news/352373.html
18. Неучева М.Ю., Кудакаева А.У. Предпринимательство в сфере туризма как социально-экономическая основа развития региона // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2018. – 3 (141). – С. 74-78
19. Никулина Ю. Н., Трусов С. В. Особенности и тенденции развития промышленного туризма: региональные аспекты // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. № 13. С. 2061-2078
20. Никулина Ю.Н. Институциональные аспекты формирования и развития промышленного туризма на уровне региона / Ю.Н. Никулина, С.В. Трусов // Приоритетные направления развития образования и науки : материалы Междунар. Науч.–практ. Конф. (Чебоксары, 9 апр. 2017 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 193-197.
21. Образование и культура в Республике Башкортостан: Статистический сборник, Башкортостанстат. Уфа, 2020. 136 с.
22. Отчет о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан за 2017 год [Электронный ресурс].- URL: http://www.pravitelstvorb.ru/
23. Правительство Кузбасса и АСИ договорились развивать промышленный туризм в регионе [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/news/154657/
24. Промышленный туризм. [Электронный ресурс] // Все о туризме.
25. Сабирова З.Э. Использование механизмов государственно-частного партнерства в муниципальной сфере услуг // Аудит и Финансовый анализ. - Москва, 2015. №4. – С. 377–381
26. Сабирова З.Э. Экономика общественного сектора: учебное пособие. - ГБОУ ВПО «БАГСУ». – Уфа, 2015. – 98 с.
27. Севастьянов Д.В. Основы страноведения и международного туризма/ Д.В. Севастьянов – М., 2008 – 187 с.
28. Соколова М.В. История туризма/ М.В. Соколова – Издание 7-е., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012 – 352 с.
29. Трофимова Н.В., Мамлеева Э.Р., Сазыкина М.Ю. Образовательная миграция как угроза для устойчивого развития территории // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2019. № 3 (38).
30. Туристическая библиотека. URL: https://tourlib.net/statti_tourism/prom_tourism
31. Удалов Д.Э., Ковтун Е.А. Психолого-правовые аспекты регулирования трудовых отношений с участием несовершеннолетних граждан // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 45-5. С. 27-32.
32. Федеральное агентство по туризму : официальный сайт. URL: https://www.russiatourism.ru/
33. Щеглов И.В. О новом урбанизме: свод правил/ И.В. Щеглов – Издние 3-е – М., 2003. С.19
34. Власова Н. Ю., Курилова Е. В. Промышленный туризм – фактор экономической трансформации территории на основе использования индустриального наследия: европейский опыт // Туризм как фактор регионального развития: материалы VI Междунар. Науч.-практ. Конф. (Екатеринбург, 26–27 мая 2016 г.). Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Экон. Ун-та, 2016. С. 42−49.
35. Гулин А. И., Сухинец Ж. А. Базовая кафедра как современный подход к организации профессиональной подготовки студентов вузов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 2. С. 14–22.
36. Нечаев М. П. Основные направления актуализации и развития воспитывающего потенциала туристкой деятельности в образовательной организации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. Т. 10. № 1. С. 38–43.
37. Никулина Ю. Н. Повышение конкурентоспособности молодых специалистов за счет введения элементов промышленного туризма в образовательные программы вузов // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 15. С. 1621–1625.
38. Аноприева Е.В., Ясенок С.Н. Промышленный туризм в развитии территорий: от теории к практике // Материалы международной научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. Белгородский университет кооперации, экономики и права. – 2017. – С. 41-45.
39. Гененко О.Н., Ряднова С.А. Проблемы развития туристской инфраструктуры в Белгородской области. – Актуальные проблемы развития туризма. Материалы международной научно-практической конференции. Под ред. С.В. Дусенко, Н.Л. Авиловой. 2018. – Москва. 12-13 марта 2018. – С. 219-224.
40. Докашенко Л.В., Полянина С.С. Промышленный туризм как эффективный инструмент развития экономики региона // Формирование рыночного хозяйства: теория и практика: сборник научных статей, выпуск 14 - Оренбург: ООО ИПК «Университет». – 2013. – 222 с.
41. Макринова Е.И. Гененко О.Н., Святая Е.О. Виды и тенденции развития туризма. Учебное пособие. – БУКЭП. – 2017. – 333 с.