Фрагмент для ознакомления
2
новым одноклассникам, но и к школьному обучению в целом. Волевая готовность.
Школа – это выполнение не только тех заданий, которые хочется, но и тех, которые не очень интересны, однако обязательны по программе. Волевая готовность также существенно влияет на произвольность поведения, умение контролировать себя в соответствии с правилами поведения на уроках, а также быть готовым к выполнению сложных заданий. Интеллектуальная готовность. Согласно исследованиям, ребенок считается интеллектуально готовым к школе в том случае, если он способен устанавливать зависимости между предметами и их функциями, проводить операции сравнения, обобщать, анализировать, делать выводы.
В то же время большой словарный запас без всех вышеперечисленных умений не показывает интеллектуальной готовности ребенка к школе. Сегодня при зачислении в первый класс в большинстве школ проводится предварительное тестирование, на основании результатов которого родителям даются определенные рекомендации. Несложные занятия дома помогут лучше подготовить ребенка к школе.
Даже если ребенок готов к школе, ему все равно предстоит пройти адаптацию к новым условиям развития и социального взаимодействия. Если ребенок спокоен, весел, легко знакомится с одноклассниками, привыкает к новому режиму дня, выполняет домашние задания, значит, его родителям не придется столкнуться с неприятными проявлениями дезадаптации. Что такое дезадаптация в первом классе? Это постоянно уставшие дети, которые не хотят посещать школу, испытывают трудности в учебе и в целом показывают яркую негативную реакцию после того, как испытали на себе особенности нового типа обучения.
Причиной этого может быть неготовность самого ребенка к школе, а также какие-то особенности дошкольного возраста, например, быстрая утомляемость. Для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться к школе, следует посетить детского психолога, который оценит состояние ребенка, причину дезадаптации и даст определенные рекомендации для родителей. Дошкольный возраст – время зарождения мировоззрения ребенка и его личности, а также подготовка к более ответственной и качественно новой социальной роли – роли школьника. Родителям, чьи дети вступают в дошкольный период, только предстоит столкнуться со всеми особенностями дошкольного возраста, в том числе со сложными кризисными периодами. Не стесняйтесь обращаться к детскому психологу, если чувствуете, что не справляетесь собственными силами. [47, с. 283]
Психологически готов стать первоклассником далеко не каждый ребенок. Ниже приведены критерии, по которым можно определить, достаточно ли ваш малыш созрел морально.
Первоклассник должен суметь начать общаться с одноклассниками и учителем. Даже если ребенок посещал детский сад, новое общество все-равно может стать для него трудностью. [40, с. 76-80]
Школьнику будет необходимо делать не только то, что ему хочется, и иногда ему придется заставлять себя. Малыш должен уметь ставить цель, составлять план действий и достигать ее. Он также должен понимать важность некоторых дел. Например, чтобы выучить стихотворение, ребенок сможет отказаться от интересующей его игры. [3, с. 92]
Ребенок должен уметь сам усваивать информацию и делать из нее логические выводы. Например, по форме предмета он сможет догадаться о его назначении.
Тесты проводятся не все сразу, в разное время, когда у ребенка хорошее настроение. Не обязательно проводить все предложенные тесты, выберите несколько. [2, с. 264]
Тест готовности ребенка к школе — ориентационный тест школьной зрелости Керна — Йирасика [42, с. 15]
Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.
Тест состоит из 4-х частей:
тест “Рисунок человека” (мужской фигуры);
копирование фразы из письменных букв;
срисовывание точек;
опросник.
Тест “Рисунок человека”.
Задание “Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает. Оценивание:
1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.
2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.
3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.
5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.
Копирование фразы из письменных букв.
Задание «Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь». На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная: [17, с. 283]
Он ел суп.
Оценивание1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз). [32, с. 264]
3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.
4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.
5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.
Срисовывание точек.
Задание:
“Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.
В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали. Оценивание1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками. [1, с. 175]
3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов. [43, с. 57]
4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.
5 баллов: каракули, чирканье.
После оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
3-6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе;
7-12 баллов – средний уровень;
13 -15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.
Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”.
Задание может звучать так:
“Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.
Вывод по главе 1
1.Преемственность можно рассматривать как содержательную основу связи поколений между собой. Современная «постиндустриальная эпоха» развития общества ставит перед явлением преемственности новые задачи. Сейчас приоритетом для российской системы образования стало качество полученных детьми знаний и умений. Если между ступенями образования нет плавного перехода, такого качества добиться будет очень непросто.Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться».
2.Дети дошкольного возраста уже заметно отличаются между собой, так как в этот период происходит развитие основных личностных качеств, механизмов поведения в тех или иных ситуациях. Программы дошкольного возраста, используемые в современных российских учреждениях дошкольного образования, в целом можно разделить на комплексные, рассчитанные на развитие ребенка по всем основным направлениям, и парциальные, которые рассчитаны на одно или несколько направлений. Однако полноценное развитие может быть обеспечено не только комплексной программой, но и педагогически правильным набором парциальных.
3.Для педагогов, работающих в начальном звене работа заключается прежде всего в подготовке к переходу в основную школу. Проблема в том, что учителя начальных классов имеют определенный стаж и опыт работы по внедрению ФГОС. Другое дело – педагоги-предметники, которым предстоит начать освоение новой для них программы, внедрение технологий ФГОС среднего звена.
4.Нельзя считать, что преемственность должна касаться только содержания обучения, важную роль здесь играет психологический, методический и дидактический уровень. Для обеспечения преемственности необходимо создавать единую образовательную среду, чтобы все опиралось на общие психолого-педагогические принципы и методические приемы.
5.Даже если ребенок готов к школе, ему все равно предстоит пройти адаптацию к новым условиям развития и социального взаимодействия. Если ребенок спокоен, весел, легко знакомится с одноклассниками, привыкает к новому режиму дня, выполняет домашние задания, значит, его родителям не придется столкнуться с неприятными проявлениями дезадаптации.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Содержание преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и школы
Школа... Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детских садов с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками,
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно" необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и развития ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Между МАДОУ детским садом общеразвивающего вида №11 «Вишенка» и МБОУ гимназией №2 налажено тесное сотрудничество на протяжении многих лет.
Цель работы: реализовать единую линию развития детей на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер; воспитание положительного отношения дошкольников к школе.
Задачи:
- согласование целей воспитания, обучения и развития в условиях детского сада и начальной школы;
- выработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе и начальной школе;
- совершенствование форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе с учётом общих возрастных особенностей.
Результат: последующая успешная адаптация дошкольников к школе.
Организация работы по преемственности между детским садом и школой включала в себя несколько этапов:
1. заключение договора между детским садом и гимназией по обеспечению преемственности на 2012 -2013 учебный год;
2. составление плана мероприятий совместной деятельности по обеспечению преемственности;
3. реализация намеченного плана, т. е. организация и проведение запланированных мероприятий в течение всего учебного года.
Вся работа проводилась по трём основным направлениям:
организационная работа с детьми и родителями;
методическая работа;
психологическая и коррекционно - развивающая работа.
Работа с детьми.
Работа с детьми в течение года была направлена на ознакомление дошкольников с понятием «школа». Дети узнали: что такое школа? зачем надо ходить в школу? кто это – учитель? что такое урок, перемена? и т. д. Для поддержания у детей устойчивого интереса мы использовалиразнообразные формы работы:
1. Непосредственно образовательная деятельность.
2. Беседы о школе.
3. Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную тематику. 4. Экскурсии в школу, в школьный музей, библиотеку.
5. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений.
6. Ознакомление с пословицами и поговорками.
7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. 8. Словесные и дидактические игры на школьную тематику.
9. Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Результатом такой работы стало появление у дошкольников интереса к школьному обучению, мотивации на учёбу, сформировалось положительное отношение к школе, учителю.
Работа с родителями.
Работа с родителями будущих первоклассников в течение всего этого года была направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению.
В начале года было проведено анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка.
Специально для родителей была оформлена папка "Скоро в школу", где они могли найти полезную информацию.
В течение года были организованы консультации для родителей по следующим темам: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Авсеенко, Н.В. Модель формирования готовности старшего дошкольника к обучению в школе [Текст] // Начальная школа плюс до и после, 2011. - № 8 - с. 91 - 95.
2. Агапова, М.В. О подготовке к школьному обучению ребёнка в семье, детском саду и школе Текст Логопед в детском саду, 2007. - № 10 -с. 12 - 17.
3. Арцишевская, И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников [Текст] / И. Л. Арцишевская. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013. - 72 с.
4. Бардин, К.В. Подготовка ребенка к школе: учебное пособие [Текст] /К. В. Бардин. - М. : Знание, 2004. - 195 с.
5. Безруких, М.М. Книга для педагогов и родителей [Текст] / М. М. Безруких. - М., Дрофа, 2010. - 53 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учебное пособие [Текст] /Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 2006. - 390 с.
7. Большая книга детского психолога [Текст] / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. 2-е изд. - Ростов - н/Д : Феникс, 2008. - 569 с.
8. Большой психологический словарь. [Текст] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - М., 2004. - 672 с.
9. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? : учебное пособие [Текст] / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. - М. : Знание, 2004. - 140 с.
10. Венгер, Л.А. Психолог в детском саду [Текст] / Л. А. Венгер, Е. Л. Агаева, Р. И. Бардина. - М. : ИНТОР, 2006. - 64 с.
11. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во Смысл, 2004. - 1136 с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика-Пресс, 2004. - 536 с.
13. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст] / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. - М. : Изд., Академический Проект, 2005. - 256 с.
14. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: методические разработки для школьного психолога Текст/ В. В. Слободчиков. - Томск : Обь, 2004. - 90 с.
15. Гребенщикова, О.Ю. Диагностика психологической готовности детей него возраста к обучению в школе: методическое пособие [Текст] / О. Ю. Гребенщикова. - Курган, 2009. - 26 с.
16. Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению [Текст] : 3-е изд., переработанное / Н. И. Гуткина. - М. : МГППУ, 2004. - 68 с.
17. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе: учебное пособие [Текст] / Н. И. Гуткина. - СПб. : Питер, 2007. - 208 с.
18. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология : учеб. пособие [Текст] / О. Б. Дарвиш, В. Е. Клочко. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 321 с.
19. Жукова, Н.С. Логопедия [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М., ЭКСМО, 2013. - 288 с.
20. Загвоздкин, В.К. Готовность к школе : метод. пособие [Текст] / В. К. Загвоздкин. - М. : Издат. Деметра, 2011 - 96 с.
21. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста: учебное пособие [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - Минск, Унiверсiтэцкая, 2006. - 205 с.
22. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - СПб. : Питер, 2004. -- 480 с.
23. Коррекционно-развивающие программы для детей с ограниченными возможностями здоровья : учебно-методическое пособие [Текст] / Н. В. Скоробогатова, Н. Л. Лихачёва. - Шадринск: ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2014. - 272 с.
24. Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе: учебное пособие [Текст] / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М., Знание, 2004. - 94 с.
25. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности к школе: учебное пособие [Текст] / Е.Е. Кравцова. - М. : Педагогика, 2005. - 167 с.
26. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии : учебное пособие [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2004. - 509 с.
27. Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе: учебное пособие [Текст] / М. И. Лисина, Г. И. Капчеля. - Кишинев, 2007. - 184с.
28. Лопатина, Л.В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. методических рекомендаций [Текст] / Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева, В. А. Калягин. - СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2006. - 272 с.
29. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. - СПб.: ООО «Питер Пресс», 2008. - 580 с.
30. Матросова, Т.А. Формирование мотивации к школьному обучению [Текст] // Логопедия сегодня. - 2013. - №2 - с.58-67.
31. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник [Текст] / В.С. Мухина. 9-е изд. - М.: Издат. Центр «Академия», 2004. - 448 с.
32. Мухина, В.С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учебное пособие [Текст] / В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - М.: Издат. центр «Академия», 2005. - 624 с.
33. Немов, Р.С. Психология: учебное пособие в 3 кн. [Текст] / Р. С. Немов. 4-е изд. Кн.2. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 608 с.
34. Немов, Р.С. Психология: учебное пособие в 3 кн. [Текст] / Р. С. Немов. 4-е изд. Кн.3. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 640с.
35. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: учебное пособие [Текст] / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - М. Владос, 2008. - 326 с.
36. Овчиникова, И.Г. Ассоциативный механизм в речемыслительной деятельности [Текст] / И. Г. Овчиникова // диссертация. - СПб.: Питер, 2004 -382с.
37. Психоаналитические термины и понятия [Текст] / Б. Э. Мур, Б.Д. Файн. - Изд. Класс, 2004. - 262с.
38. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие [Текст] / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - Изд. Речь: Санкт - Петербург, 2010. - 694 с.
39. Рабольт, Е.М. Предшкольная подготовка детей в условиях логопункта общеобразовательной школы Васильева Н.Н. «Посиделки у Логопедии Логопедовны» [Текст] // Логопед. - 2013. - № 2 - с.72-76.
40. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. [Текст] / Е.И. Рогов. Кн. 2 - Владос, 2008 - 383с.
41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. Изд. Питер, 2013. - 713с.
42. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 46 листов.
43. Словарь практического психолога [Текст] / сост. С. Ю. Головин. - Минск : Харвест, 2004. - 799 с.
44. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / под ред. С.Ю. Циркина. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2004. - 896с.
45. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2006. - 194с.
46. Толстых, Н.Н. Практическая психология образования: учебное пособие [Текст] / Н.Н. Толстых, - «ПИТЕР», 2009 - 592 с.
47. Узорова, О.В. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. - М., АСТ: Астрель, 2014. - 102 с.