Фрагмент для ознакомления
2
замечена динамика при переходе с одного этапа онтогенеза на другой, которая является энергозатратной и стрессогенной.
Тем самым, находясь в новых условиях, требования к уровню мышления становятся высокими, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также формирование у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.
Начало обучения в школе ведет к тому, что изменяются социальные ситуации формирования ребенка. На протяжении всего младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с обществом. Постепенно угасает авторитет взрослого и к концу младшего школьного возраста большое значение для ребенка приобретают сверстники, возрастает роль детского сообщества [15, с. 67].
Главной в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она устанавливает наиболее важные преобразования, которые происходят в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Во время учебной деятельности формируются психологические новообразования, которые характеризуют самые важные достижения в развитии детей младшего школьного возраста. Данные новообразования являются фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Со временем мотивация к учебной деятельности, начинает ослабевать. Связано это с тем, что интерес к учебе падает. Чтобы подобное с детьми не происходило необходимо постоянно поддерживать познавательный интерес. Главная роль учебной деятельности заключается в процессе развития ребенка, не вычеркивает того, что ребенок активно участвует и в других видах деятельности, в протяжении которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения. В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, выдерживает существенные изменения. Память ребенка потихоньку приобретает черты произвольности, и становится сознательно регулируемой и опосредственной.
Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающий реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Особую роль в формировании воображения детей отводит рисованию на темы. В рисунках на темы ярко проявляется самостоятельность, оригинальность мышления, умение решать творческую задачу, выражать изобразительными средствами свои мысли и чувства, то есть младший школьник раскрывает тему, сюжет, цвет, освещение. Следует подчеркнуть, что, раскрывая психологическое воздействие изобразительного искусства необходимо особое внимание уделить развитию способностей к изобразительной деятельности. Развитие способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков [6, с. 118].
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, выдерживает существенные изменения. Память ребенка потихоньку приобретает черты произвольности, и становится сознательно регулируемой и опосредованной.
В этом возрасте появляется не менее важное новообразование произвольное поведение. Младший школьник становится более самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в той или иной ситуации. В основе данного вида поведения содержатся нравственные мотивы, развивающиеся именно в этом возрасте. Ребенок как губка впитывает в себя моральные ценности, пытается следовать установленным правилам и законам. Очень часто это связано с эгоистическими мотивами и желанием получить похвалу от взрослых или же укрепить свою личностную позицию среди сверстников. Дети младшего школьного возраста начинают активно думать на счет своих действий и скрывают свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка зачастую приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что очень хочется, к капризам [15, с. 67].
Значимым видом деятельности младшего школьника остается игровая деятельность. Игровая деятельность влияет на развитие познавательного интереса, внимания, памяти, мышления, воображения, и других познавательных процессов. Игра требует от ребёнка включенности в свои правила: он должен быть очень внимательным к развивающему сюжету в совместной игре со сверстниками; он должен быстро соображать, как поступить в неожиданно возникшей ситуации; он должен представить себе отсутствующий предмет или воображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли. Таким образом, в игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребёнок может следовать сознательной цели. А подобная цель выделяется для младшего школьника раньше всего и легче всего в игре.
Ситуация игры оказывает влияние на развитие умственной деятельности ребёнка. Он должен быть готовым к различным неожиданным ситуациям, которые в ту же минуту необходимо правильно решить, он должен уметь действовать с заместителем отсутствующего предмета в соответствии с игровым названием. Предмет заместитель становится опорой для мышления.
Ребёнок постепенно перестаёт действовать с предметом в наглядно-воспринимаемой ситуации, и научает мыслить о предметах и действовать с ними в игровом плане.
Условия игры требуют от ребёнка огромной сосредоточенности и внимания на предметах, которые включены в игровую ситуацию, т.к. если он будет невнимательным, его сверстникам будет с ним не интересно. Но потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении, похвале вынуждают ребёнка быть внимательным, целенаправленным, способным к волевым усилиям [13, с. 482].
Таким образом, формирование творческих способностей в младшем школьном возрасте является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для следующих лет обучения. На развитие познавательного интереса, внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов оказывает влияние как учебная, так и игровая деятельность, в процессе последней формируется произвольность психических процессов младшего школьника.
Основной категорией педагогического процесса является понятие «формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста » - это важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка.
В совре¬менных психолого-педагогических исследованиях определились неко¬торые общие акценты в изучении твор¬ческих способностей: подчер¬кивается, что основой для их возник¬новения являются творческие задатки (биологическая предпосылка), отмечается, что творческие способности играют важную роль в определении успешности осуществления человеком той или иной деятель¬ности, в создании материальной и ду¬ховной культуры.
Одна¬ко до сих пор не выработана единая точка зрения на содержание и структуру творческих спо¬собностей, су¬ществует терминологическая неопределен¬ность данного понятия, практически от¬сутствуют исследования, прослеживающие развитие творческих способностей младших школьников на протяжении нескольких лет.
Как известно, разви¬тие всех способностей человека, в том числе творческих, происходит в различных видах деятельности. Применительно к младшим школьникам такими видами деятельности являются учебная и вне учебная. Однако если изучению творческих способностей младших школьников в учебной деятельности посвящено немало исследований, то работ, где была бы представлена организация и реализация внеучебной деятельности, крайне мало. Вместе с тем, преимущество внеучебной деятельности по сравнению с учебной в развитии творческих способностей учащихся заключается в том, что, во-первых, она строится на принципе добровольности (дети сами выбирают занятие по интересам); во-вторых, в ней заключаются возможности использования синтеза искусств (музыки, живописи, литературы), что создает условия для развития целостной творческой личности ребенка; в-третьих, в рамках этой деятельности возможна реализация специально разработанной программы развития творческих способностей детей.
Определив для себя понятие, творческие способности, обратимся теперь к исследованиям ученных относительно возраста благоприятного для развития данных способностей. Например, мнение психологов, таких как Э. Фромм, И.П. Волков, Р. Бернс, И.О. Мотков и других по данному вопросу совпадают. Ими экспериментальным путем выявлено, что свойства психики человека таковы, что основа интеллекта и духовной сферы образуются и формируются в большей мере в дошкольном и младшем школьном возрасте, но результаты данного развития прослеживаются позже.
Б. Никитин в своих исследованиях определяет пять условий творческого развития личности и на первое место выдвигает ранее начало, то есть он считает, что младший школьный возраст является самым благоприятным этапом развития творческих способностей ребенка, роста его личностного достоинства и самореализации [28].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что перед учителем начальных классов встает задача не только по развитию ребенка, но и его творческих способностей, по воспитанию творческой личности в целом.
Младший школьный возраст наиболее подходящий для развития творческих способностей. В этот возрастной период ребенок лучше усваивает новую информацию, он открыт для знаний и не боится дать волю фантазии и воображению. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Сама сущность творческого процесса одинакова для всех.
Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости.
«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Так писал в своей работе «Сердце отдаю детям» Василий Александрович Сухомлинский. Стоит отметить, что данный материал был издан еще в 1974 году.
Детям в младшем школьном возрасте свойственна спонтанность, естественность и открытость – это прекрасная база для развития творческой активности и самовыражения личности. Важно создать в школе комфортные условия для раскрытия творческих способностей и проявлений учеников, это станет основой для саморазвития и самовоспитания личности, индивидуальности. Ребенок самостоятельно реализует свои возможности, зачастую благодаря творческой деятельности.
Цель творческой деятельности в начальной школе – развить способности ребенка, сформировать общую способность к поиску и нахождению новых решений, нестандартных способов достижения требуемого результата. Данная цель перекликается с целями, поставленными перед внеурочной деятельностью.
Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д. Творческая деятельность – способствует проявлению у ребенка самостоятельности, воплощению его собственных идей, направленных на создание нового. Она не нацелена на освоение уже известных знаний [36, с. 26].
На данный момент очень важно, чтобы образование предоставляло человеку не только возможность для выживания в нашем обществе, но и для самосовершенствования.
Формирование творческих способностей, в настоящее время, является важнейшей задачей начального образования, ведь этот процесс проходит сквозь все этапы развития личности ребенка, пробуждает в нем инициативу и самостоятельность в вопросах принятия решений, формирует привычку к свободному самовыражению, развивает уверенность в себе [6, с. 149].
Изучая вопрос формирования творческих способностей, мы не можем не затронуть такую тему как креативность, то есть способность особого рода – умение предлагать необычные идеи, использовать нетрадиционное мышление, позволяющее быстро разрешать проблемные ситуации.
Таким образом, можно сказать, что креативность охватывает мыслительные и личностные качества человека, которые определяют способность к творчеству.
Для того, что бы определить уровень развития творческих способностей детей младшего школьного возраста необходимо выделить определенные параметры. Ученные предлагают разные варианты параметров для их определения, но мы придерживаемся точки зрения Д.Б. Богоявленской и считаем их наиболее подходящими для детей младшего школьного возраста.
Итак, Д.Б. Богоявленская выделяет следующие параметры развития творческих способностей: беглость мысли (количество идей), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность производить идеи), любознательность, фантастичность [8, с. 290].
Опираясь на мнение исследователей, которые определяют креативные способности как самостоятельный фактор, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников такие как: творческое воображение, творческое мышление, применение методов организации творческой деятельности.
Рассмотрим теперь особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. В данном возрасте у ребенка впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, которую он осуществляет ради удовольствия, которое он получит в процессе самой деятельности. Данное разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью младшего школьного возраста.
Дети младшего школьного возраста значительную часть своей активной познавательной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры – это плод их буйной работы фантазии, из-за чего они с большим увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой которой является творческое воображение. Ведь когда в процессе обучения ребенок сталкивается с необходимостью осознать абстрактный материал и ему необходимы аналогии при общей нехватке жизненного опыта, то на помощь ребенку приходит именно воображение.
Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии ребенка младшего школьного возраста достаточно велико.
Однако стоит отметить, что фантазия, как форма психического отражения, должна иметь в прерогативе позитивное направление на развитие. Она должна способствовать наиболее лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности. Для достижения данной задачи, педагогам нужно помогать ребенку, использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников [2, с. 14].
Обратим особое внимание на то, что дети младшего школьного возраста любят заниматься художественным творчеством. Оно помогает ребенку в полной форме раскрыть свою личность, так как вся художественная деятельность построена на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции позволяют ребенку сформировать новый, необычный взгляд на мир.
Необходимо отметить, что для развития ребенка младшего школьного возраста важно значение имеет формирование многих интересов, так как для него вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая интересующаяся направленность имеет объективную целесообразность [22, с. 8].
Разносторонний интерес расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с различными видами деятельности, активизирует его разные способности.
Дети младшего школьного возраста, в отличие от взрослых, способны активно проявлять себя в художественной деятельности [20, с. 100]. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах. Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою деятельность по мере увеличения возраста.
Раскрывая особенности формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста, мы приходим к выводу, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования творческих способностей у детей. В данный возрастной период происходит разделение видов деятельности ребенка, активно работает воображение, фантазия которые позволяют быстрее развиваться творческому мышлению.
Художественное творчество является одним из ведущих видов деятельности способствующих формированию творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
1.3. Методы и приемы формирования творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства
Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется формирование творческих способностей младших школьников в изобразительном искусстве.
По нашему мнению, основываясь на анализе, теории, литературы, формирование творческих способностей изобразительное искусство - урок творческий, имеющий сложную структуру, которая соединяет в себе знания о перспективе, композиции, пропорциях и т.д. Раскрытие способностей каждого ученика, формирование личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире – это задача современного образования.
Каковы бы ни были индивидуальные возможности ребенка, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.
Способность увлеченно заниматься каким-нибудь делом сама по себе является ценнейшим качеством человека. У художественного творчества детей есть свойство, которое сами они не замечают, но которое необходимо учитывать педагогу. Процесс художественной деятельности создает у учеников эмоционально-положительный настрой, чем снимает нервно-психологическое напряжение [8]. Иными словами, занятие художественной деятельностью оказывают на детей значительное психотерапевтическое воздействие.
Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка. Поэтому учителю необходимо привлечь ребенка к обучению, что бы он с желанием развивался.
Одной из главных задач, стоящих перед начальной школой является всестороннее развитие личности ребенка. Полноценному развитию ребенка способствуют два вида деятельности – учебная и творческая. В процессе учебной деятельности у детей формируется общее умение учиться, а творческая деятельность в свою очередь способствуют развитию у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Важно, чтобы познавательная деятельность проходила не только на репродуктивном уровне, но и на
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
2. Анникова Л.В. Рефлексивная педагогика и акмеологический подход в контексте профессионального образования учителя / Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 6. – С. 14-17
3. Банзелюк Е. И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет / Е. И. Банзелюк // Вопросы психологии. – 2008. – №3. – С. 55–60
4. Безменова К.В. Техника монотипии - Издательство: В.Шевчук., 2016. -80 с.
5. Белозерова К.Н., Бутенко Н.В. Актуализация детского художественного творчества в изобразительной деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспективы Материалы 10 Международной научно-практической конференции. Редакторы: Л.К. Пикулева, Л.Н. Галкина, Е.Н. Бехтерева. - 2012. - С. 43-47.
6. Белоцерковец Н.И. Некоторые аспекты формирования детского коллектива средствами внеклассной работы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 36. – С. 149-153.
7. Беляева О.М. Пейзаж-ассоциация в изобразительной деятельности школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2010. №6. – С. 86-88.
8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. – 364 с.
10. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника //Завуч начальной школы. – 2001. – № 2
11. Бородкина Н.В. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] : конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет / Н. В. Бородкина. - Ярославль : Акад. развития ; Москва : АСТ, 2011. - 159 с.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Психология, 2001.- 457 с.
13. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка : вопросы психологии / Л. С. Выготский. – М. : Педагог, 1999.
14. Гончаров В.Н. Социальная концепция информационного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. – № 6-2. – С. 27-30
15. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш. М. : Владос, 2005.
16. Дик Ю.И. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12 - летняя школа) // На пути к 12 - летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2000. - С. 12
17. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
18. Дусавицкий, А.К. Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя /А.К. Дусавицкий [и др.].- 4-е изд. – М.: Вита-пресс, 2012
19. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для образовательных учреждений / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 46, [2] c.
20. Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве.- Орел: МП Простор,1992.-120 с.
21. Кириллова Л.С., Лебединская В.В. Эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства // Проблемы и перспективы образования в России. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. – С. 100-105.
22. Колосова О.Ю. Духовная сфера: универсализм и самобытность // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. – 2012. – № 11-2 (27). – С. 6-12
23. Кондратьева Н.В. Сущность понятия «творческие способности», URL // http: // cyberleninka.ru / article / n / suschnost - ponyatiya - tvorcheskie - sposobnosti
24. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978.
25. Матвеева, Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) /Е.И.Матвеева, И.Е. Патрикеева.-3-е изд. – М.: Вита-пресс, 2012
26. Мещерякова Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. – М.: Олма–Пресс, 2004
27. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. – М.: «Треугольник», 1993
28. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991
29. Олешков М. Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины // М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. – М: Компания Спутник + , 2006. – с. 147
30. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2007
31. Петровский А.В. Воображение. Общая психология.- М.: Просвещение,1977.-654 с.
32. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе / Н.И. Пьянкова. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
33. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996.-80 с.
34. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. -У- Фактория, 2006.-189 с.
35. Теплов В.М. Избранные труды. – В 2-х т. – Т. 1. – М.: Просвещение, 1985. – С. 488
36. Терехова Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: Дис... кандидата пед. наук. – Челябинск, 2002. – с. 26
37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2009
38. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант / отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков // Развитие и диагностика способностей. – М.: Наука, 1991
39. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с.
40. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Учеб. для 1 кл. нач. шк./ Т. Я. Шпикалова. — 2-е издание. - М.: Просвещение, 2004. — 94 с.
41. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.