Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На сегодняшний день формирование и развитие физической культуры и спорта в России, зависит от того насколько эффективно работают физкультурно-спортивные организации и ведомства, складывающие структуру управления в данном направлении.
Одна из главных целей государства: развитие и увеличение здорового населения Российской Федерации, через популяризацию массового спорта и построение системы организации к доступным занятиям физической культурой, которая, в свою очередь, является основой здорового образа жизни, спорта высших достижений и поднимает престиж государства на международной арене.
В нашей стране, развитие отрасли физическая культура и спорт, в большей степени, реализуется, через комплексные целевые программы. Значимость целевых программ колоссальна, ведь именно с их помощью государство и муниципальные образования могут развивать спортивную, материально-техническую базу и инфраструктуру в регионах нашей страны. Больших альтернатив в нашей стране, по эффективности, целевым программам нет, при этом важно понимать, что суть целевого программирования заключается в глубоком исследовании объекта, постановке целей и задач в развитии и способов их реализации, подбором исполнителей и мониторингом осуществление программы.
На сегодняшний день, есть ряд проблем, которые остро стоят перед развитием отрасли физическая культура и спорт в регионах. Прежде всего, это нехватка молодых кадров, слабая инфраструктура, слабое финансирование отрасли. Именно перечисленными выше факторами и объясняется актуальность анализа развития физической культуры и спорта в Камчатском крае.
Объект исследования - физическая культура и спорт в Камчатском крае.
Предмет исследования - развитие физической культуры и спорта Камчатского края.
В качестве цели исследования выступает определение перспективных направлений развития физической культуры и спорта в Камчатского крае.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные теоретические аспекты государственной политики в сфере физической культуры и спорта, раскрыть организационные основы государственного управления в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации.
2. Проанализировать основные направления, состояние сферы физической культуры и спорта Камчатского края и выявить перспективы их развития.
3. Разработать основные положения плана мероприятий («Дорожная карта») «Развитие физической культуры и спорта в Камчатском крае на 2022-2026гг.».
Гипотеза: предполагается, что изучение кадрового, материально-технического, финансового обеспечения физической культуры и спорта, основных форм организации оздоровительных и соревновательных процессов позволит разработать дорожную карту развития физической культуры и спорта в Камчатском крае.
Практическая значимость: полученные результаты исследования и сформулированные на их основе выводы будут положены в основу составления дорожной карты развития физической культуры и спорта Камчатского края.
Методологическая основа исследования. Метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, которая раскрывает особенности развития физической культуры и спорта Камчатского края; метод системного анализа, частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования.
Теоретическая база работы – статьи, монографии, иные работы различных исследователей и ученых по вопросам, являющимся предметом настоящего исследования.
Нормативными источниками работы являются Конституция Российской Федерации [1], Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [8], Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта» [12]. Также был проведен комплексный анализ иных законодательных, подзаконных, локальных нормативно-правовых и корпоративных актов.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты государственной политики в сфере физической культуры и спорта
1.1.Физическая культура и спорт, как область государственного управления
Федеральное законодательство закрепляет такие институты государственного регулирования в области физической культуры и спорта, как признание видов спорта и спортивных дисциплин, Всероссийский реестр видов спорта, Единую всероссийскую спортивную классификацию, Единый календарный план всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий которыми совместно образована определенная система.
Стратегические цели государственной политики в области физической культуры и спорта – это создание условий, которые ориентируют граждан на здоровый образ жизни, и прежде всего на занятия физкультурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а помимо этого на повышение конкурентоспособности отечественного спорта.
В череде основных задач государственного урегулирования сферы физкультуры и спорта выделяют оздоровление нации, формирование здорового образа жизни граждан, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а помимо этого достойные выступления отечественных спортсменов на крупных международных спортивных соревнованиях [8].
Конституции РФ закрепляется право личности на занятие физической культурой и спортом. В статье 41 говорится о поощрении со стороны государства деятельности, которая способствует укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.
Право на занятие физической культурой приобретает большую значимость для всего человечества, свидетельством тому является принятие соответствующих документов на международном уровне.
В конституциях некоторых государств (Греции, Бразилии, Франции) закрепляется конституционное право на занятие физической культурой и спортом, в них говорится, что спорт находится под защитой и верховным надзором государства. Государство в таком случае признает общественную значимость спорта и влияет на его организационное построение, ресурсное обеспечение. В то же время существует противоположная группа стран (США, Великобритания) в конституциях которых право на занятие физической культурой спортом не закреплено, а значит, государство не принимает участия в решении вопросов, связанных с занятием физической культурой и спортом.
На построение системы физической культуры и спорта в России оказала свое влияние первая группа стран, в которых государство занимает активную позицию в организации физического воспитания и спорта, закрепив на конституционном уровне право на занятие физической культурой и спортом.
В Конституции РФ в ст. 41 установлено: «В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».
Конституционное обеспечение права на занятие физической культурой и спортом можно разделить на категории:
- первая категория – обеспечение населения необходимым количеством спортивных сооружений;
- вторая категория – порядок доступа к пользованию данными сооружениями, учитывающий возможности различных категорий населения;
- третья категория – обеспечение и стимулирование создания учреждений дополнительного образования спортивной направленности;
- четвертая категория – стимулирование проведения спортивных соревнований.
Роль Конституции РФ в правовом регулировании физической культуры и спорта заключается в определении приоритетов государственной политики, распределении полномочий между уровнями государственной власти и поощрении со стороны государства деятельности, которая способствует укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте. Одним из первых указан принцип обеспечения права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения (ст. 3).
Согласно ст. 3 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», законодательство о физической культуре и спорте основывается на следующих принципах:
- обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;
- единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;
- сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта;
- установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
- запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта, на противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований;
- обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий испортивных мероприятий;
- соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
- содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите;
- взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления со спортивными федерациями;
- непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам;
- содействие развитию всех видов и составных частей спорта, в том числе детско-юношеского спорта, школьного спорта и студенческого спорта, с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.
В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [4] статей 14.1 закрепляется, что в целях содействия физическому развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций.
В п. 5 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [5] от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ предусматривается, что охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию и создание условий для занятия ими физической культурой и спортом. Создание таких условий входит в компетенцию образовательных организаций (п. 16 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании).
В нормативный блок конституционно-правовой политики в области физической культуры и спорта также следует отнести Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» [6], в котором указывается финансовая составляющая реализации государственных программ в области физической культуры и спорта.
Государственная политика должна опираться на продуманную и детально разработанную концепцию, положенную в основу долговременной государственной программы в области физической культуры и спорта, подкрепленную нормативными правовыми актами, обеспечивающими претворение ее в жизнь. В рамках государственной программы должны быть предусмотрены специальные подпрограммы регионального и муниципального уровней, в совокупности, представляющие собой единый механизм обеспечения прав граждан на физическую культуру и спорт.
В целях определения направлений реализации государственной политики, обеспечивающих создание условий для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта"».
Целями Программы являются создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, и повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений.
Цели Программы ориентированы на выполнение следующих задач государственной программы:
- обеспечение успешного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и совершенствование системы подготовки спортивного резерва;
- развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
К наиболее приоритетным мероприятиям относятся:
- реализация инвестиционных проектов создания федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по наиболее массовым видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр;
- развитие инфраструктуры для совершенствования подготовки спортсменов и тренеров;
- развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом;
- строительство и реконструкция инфраструктуры спортивно-тренировочных региональных центров для
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Международная хартия физического воспитания и спорта: принята на 20-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже 21 ноября 1978 г. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. – М.: Логос, 1993. – 639 с.
3. Европейская спортивная хартия «Спорт для всех», Кодекс спортивной этики: приняты в 1992 г. (и пересмотренные в 2001 г.) // СПС КонсультантПлюс.
4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3802.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
6. Федеральный закон от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" // "Российская газета", N 280, 11.12.2020.
7. Федеральный закон от 29.06.2015 N 204-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.07.2015, N 27, ст. 3995.
8. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 №329-ФЗ // «Российская газета» от 8 декабря 2007 г. №276. Ст. 9.
9. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об общественных объединениях" // "Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1930.
10. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» // Собр. законодательства Рос.Федерации. – 2014. – № 13. – Ст. 1452.
11. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // "Собрание законодательства РФ", 14.05.2018, N 20, ст. 2817.
12. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" // "Собрание законодательства РФ", 05.05.2014, N 18 (часть I), ст. 2151.
13. Постановление Госкомстата РФ от 12.10.1999 N 92 (ред. от 12.09.2003) "Об утверждении годовой формы федерального государственного статистического наблюдения за физической культурой и спортом" // документ опубликован не был.
14. Закон Челябинской области от 30 октября 2008 г. № 320 ЗО «О физической культуре и спорте в Челябинской области»: принят Законод. Собр. Челяб. области 30 октября 2008 г. № 1426 // Южноуральская панорама. – 2008. – 18 нояб.
15. Распоряжение Правительства Камчатского края от 25.10.2010 N 519-РП «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Камчатском крае до 2025 года» // Документ опубликован не был.
16. Приказ Министерства спорта Камчатского края от 16.12.2020 № 351 "Об утверждении плана-графика антидопинговых информационно-образовательных мероприятий в Камчатском крае на 2021 год, формы ежемесячного отчёта о проведении антидопинговых информационно-образовательных мероприятий и организации работы по исполнению плана-графика антидопинговых информационно-образовательных мероприятий в Камчатском крае" // // Документ опубликован не был.
17. Приказ Министерства спорта Камчатского края от 26.10.2020 № 291 "О ведомственных наградах Министерства спорта Камчатского края" // Документ опубликован не был.
18. Приказ Министерства спорта Камчатского края от 23.11.2020 № 321 "Об утверждении положения и порядка работы комиссии по проведению оценки результатов профессиональной деятельности тренеров в Камчатском крае на соответствие их квалификационным требованиям" // Документ опубликован не был.
19. Приказ Министерства спорта Камчатского края от 06.08.2020 № 206 "Об утверждении Порядка разработки и предоставления региональными спортивными федерациями в Министерство спорта Камчатского края программ развития видов спорта" // Документ опубликован не был.
20. Приказ Министерства спорта Камчатского края от 10.08.2020 № 211 "Об утверждении значений базовых нормативов затрат и отраслевых корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат на оказание государственных услуг (выполнения работ) в сфере физической культуры и спорта, значений натуральных норм необходимых для определения базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере физической культуры и спорта" // Документ опубликован не был.
21. Приказ Министерства спорта Камчатского края от 10.08.2020 № 212 "Об утверждении порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) в сфере физической культуры и спорта, применяемых при расчёте субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) учреждениями, подведомственными Министерству спорта Камчатского края" // Документ опубликован не был.
22. Ахмедова Е.А. Традиции и инновациии в строительстве и архитектуре // Градостроительство: сборник статей / СГАСУ. Самара, 2016. С.93.
23. Антипов В.В., Баталова Е.В. Оценка образовательного потенциала Приморского края // Современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам Международной научно - практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 16 - 18.
24. Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом: Учебник / В.В. Галкин. - Ростов н / Д: Феникс, 2014. - 448 с.
25. Королев А.Г., Галкин А.А. Правовое регулирование в сфере спорта и физической культуры в Российской Федерации // OlymPlus. Гуманитарная версия. 2016. № 1 (2). С. 58.
26. Коржова Е.Ю., Веселова Е.К., Анисимова Т.В., Залевский Г.В. Интегральная ресурсная концепция здоровья в контексте отечественных подходов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2017. № 184. С.109-112.
27. Лекарева Н.А., Енютина Е.Д. Арт-акция как прием художественного оформления городского пространства // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: материалы 71-й Всероссийской научно-технической конференции / СГАСУ. Самара, 2016. С. 340.
28. Лигута, А. В. Социально-педагогический мониторинг здоровья, физической активности и образа жизни школьников Хабаровского края / А. В. Лигута // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2010. – 11 (69). – С. 51–55.
29. Лигута, В. Ф. Двигательная активность и досуговая деятельность школьников как основа организации физической культуры и спорта по месту жительства / В. Ф. Лигута, А. В. Лигута // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 3 (98). – С. 107–111.
30. Лигута, В. Ф. Отношение учащихся Дальнего Востока России к физической культуре, спорту и организации физического воспитания / В. Ф. Лигута // Научно-методологические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Екатеринбург: [б. и.], 2018. – С. 106–109.
31. Лекарева Н.А. Территориально-пространственный ресурс города // Приволжский научный журнал. 2016. № 3(31). С. 107.
32. Мансурова Г.И., Мансуров А.П. Роль и значение физической культуры и спорта в экономике // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2016. № 4 (72). С. 59.
33. Никифоров Г.С., Дудченко З.Ф. Психология здоровья в России: у истоков. СПб.: Издательско-торговый дом «Скифия», 2019. 140 с.
34. Плешаков А.Н. Потребность в физической культуре как области деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №5. - С. 40 - 43.
35. Рибчич И.Е. Правовое регулирование государством развития физической культуры и спорта - доминирующее направление управленческой стратегии страны // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. 2016. № 2 (10). С. 30
36. Силин А.В. Высшая школа и физическая культура // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2016. № 15. С. 76.
37. Султанова Е.В., Андреева В.И. Реализация молодежной политики в Артемовском городском округе // Научный обозреватель. 2015. № 1. С. 5 - 7.
38. Смоленская Е.О. «Инклюзия» - как основа формирования пешеходных пространств города // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: материалы 72-й Всероссийской научно-технической конференции / СГАСУ. Самара, 2016. C. 178
39. Фомичева О.А. Конституционно-правовые основы регулирования федеративных отношений в сфере предметов ведения субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Казанский (Приволжский) федеральный университет. – Казань, 2016. – С. 15.
40. Фирсин, С. А. Физическая культура и спорт в системе ценностей школьников / С. А. Фирсин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2015. – № 1 (119). – С. 184–187.