Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время необходимость в полноценном отдыхе для каж-дого человека не теряет своей актуальности. Такая востребованность ре-креации среди граждан нашей страны связана как с субъективными, так и объективными факторами. Известными объективными факторами являют-ся: ускорение темпов жизни и как следствие - рост количества стрессоген-ных факторов и увеличение психофизических нагрузок; ухудшение эколо-гической ситуации в городах и как следствие - ухудшение самочувствия и здоровья в целом.
Ввиду этого, рекреация становится необходимым условием полно-ценной и гармоничной жизни, способом компенсации и восстановления работоспособности и условием эффективного осуществления производ-ственного процесса.
В научной литературе исследователи обосновывают несколько под-ходов к определению понятия «рекреация». Одни исследователи отож-дествляют понятия «рекреация» и «отдых» и рассматривают их как дея-тельность или бездеятельность, направленную на восстановление сил чело-века и осуществляемую как на территории постоянного проживания, так и за её пределами [5,с.56].
Второй подход основан на проведении различия между этими дву-мя понятиями, где под рекреацией понимается часть свободного времени, связанного с восстановлением физических и духовных сил человека и ис-пользованием свободного времени для оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно-развлекательной деятельности на специализиро-ванных территориях, в основном за пределами основного места прожива-ния, а под отдыхом - любую деятельность человека или бездеятельность, которая не направлена на удовлетворение насущных нужд [8]. Отличи-тельной чертой второго подхода является перемещение рекреанта в специ-ализированное место, предназначенное для «восстановления сил» и име-ющее определенную специализацию. С данной точки зрения этот подход тесно связан с понятием туризма, который рассматривается в научной и учебной литературе как временное перемещение туриста с места постоян-ного проживания с различными туристическими целями. Причем неотъем-лемой функцией туризма является рекреационная функция, то есть вне за-висимости от вида деятельности, осуществляемой туристом в дестинации, составной частью этой деятельности будет рекреационная деятельность.
Таким образом, на наш взгляд, рекреационная деятельность пред-ставляет собой деятельность туриста, осуществляемая на базе предприятий сферы сервиса и направленная на удовлетворение социальных, духовных и физических потребностей, в том числе потребности в отдыхе, связанное с восстановлением физических и духовных сил человека.
В литературе выделяются различные классификации видов рекреа-ционной деятельности. Основные виды рекреационной деятельности пред-ставлены экскурсионной деятельностью, которая длится менее 24 часов, и туристской деятельностью, длящейся больше 24 часов. Также виды рекре-ационной деятельности рассматриваются по сезонному и возрастному кри-териям. [34, с.67]
Основным структурным элементом рекреационной деятельности является анимационный сервис. С точки зрения классификации видов сер-виса по времени его осуществления этот вид сервиса можно отнести к сер-вису во время обслуживания (купли/продажи продукта, услуги). Согласно классификации видов сервиса по направленности на конкретного потреби-теля - это прямой сервис, предоставляемый непосредственному потребите-лю услуг предприятия.
В настоящее время во всём мире стало использоваться совершенно новое направление – анимация.
Понятие «анимация» имеет латинское происхождение («anima» – воздух, ветер, душа; «animatus» – одушевление) и означает воодушевле-ние, одухотворение, вовлечение в активность [7, с. 32]. Анимационная (или досуговая) деятельность человека, прежде всего связана с рекреацией (от англ. «recreation» – восстановление сил). В толковом словаре туристских терминов понятие «рекреация» определяется как «расширенное воспроиз-водство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных)» [9, с. 59].
От организации досуга населения зависит морально‐психологический климат в обществе, его культурный уровень, физическое и нравственное здоровье.
Досуг можно определить, как средство восстановления сил человека в процессе его деятельности. На данном этапе изменение уклада, стиля жизни современного молодого человека, характера его учебной деятель-ности привело к модернизации системы образования. Внедрению новых форм и методов, а также рациональному регулированию учебного време-ни с проведением досуга.
В последние годы во всем мире активно развивается индустрия ту-ризма: появляются новые гостиницы, туристские комплексы, туроператор-ские и турагентские фирмы, экскурсионные бюро, предприятия по произ-водству сувениров, информационные и рекламные службы. Что в свою очередь способствует социально-экономическому развитию и улучшению благосостояния стран, предоставляющих услуги. А так как индустрия гос-теприимства является первостепенным компонентом, удовлетворяющим потребности туристов в проживании, питании и отдыхе, то современные предприятия гостиничной индустрии все чаще сталкиваются с необходи-мостью трансформации системы обслуживания.
«Анимация» (лат. anima - ветер, воздух, душа; animatus - одушев-ление) - означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жиз-ненных сил, вовлечение в активность. Является своеобразной услугой, преследующей цель - повышения качества обслуживания, и является свое-образной формой рекламы, повторного привлечения гостей и их знако-мых, продвигая тем самым туристский продукт на рынке.
Гостиничная анимация представляет собой комплекс рекреацион-ных гостиничных услуг, основанный на личных контактах тураниматора с туристом, на совместном участии аниматора и туриста в предлагаемых программой развлечениях. Гостиничная анимация, как в зарубежных странах, так и России, относится к одним из эффективных средств привле-чения гостей, и также влияет на позитивную оценку работы гостиницы в целом [23].
Данная статья посвящена решению проблемы противоречия между высоким уровнем предоставления услуг анимации в зарубежных гостини-цах и слаборазвитой анимацией в российских гостиницах.
Актуальность темы обусловлена тем, что индустрия гостеприимства - это бизнес, направленный не только на обеспечение жильем и пищей по-сетителей, но также на организацию их досуга. Современная гостиница яв-ляется своеобразным культурным центром, где люди имеют возможность, переключаться с трудовой деятельности на отдых и развлечения. Внедре-ние услуг анимации в гостиничных предприятиях направлено на совер-шенствование предоставляемых услуг и формирование их конкурентных преимуществ на мировом рынке.
В рамках исследования была определена цель, которая заключается в том, чтобы разработать мероприятия по развитию анимационной дея-тельности в гостиничной индустрии России.
В последние годы все большее количество туристских комплексов старается поднять свой уровень обслуживания именно за счет наличия в своей структуре анимационной службы. Ведь если гость в целом провел свой отдых весело и интересно, то он может закрыть глаза на некоторые недостатки, например, неудобства во время перелета и размещения и др. Для этого в работу и вступает анимационная служба [17].
Организация анимационно-культурной деятельности гостиничной индустрии наиболее полно представлена на Западе. За рубежом, анимаци-онная деятельность развивается уже на протяжении длительного периода времени и поэтому ее уровень в сфере обслуживания является довольно высоким. Российская анимационная деятельность, является относительно молодой, что и является одной из причин ее отставания от зарубежных стран. В табл. 1 приводится сравнительный анализ зарубежного и россий-ского опыта по организации анимационной деятельности в гостиничной индустрии.
Таблица 1. Зарубежный и Российский опыт организации анимаци-онной деятельности в гостиничной индустрии
Зарубежный опыт организации анимационной деятельности гос-тиничной индустрии Российский опыт организации анимационной дея-тельности гостиничной индустрии
Индустрия развлечений развива-ется более полувека назад, как результат - развитая система ор-ганизации досуга.
Преуспели: США, Канада, стра-ны Западной Европы (Германия, Франция, Дания, Бельгия, Ни-дерланды, Финляндия).
Разнообразие анимационных программ, от небольших быто-вых сценок до серьезных театра-лизованных представлений. Развивалась с СССР в санатории, пансионате, доме отдыха, детском летнем лагере и т.п. Массовик-затейник - аниматор.
Анимация как самостоятельная отрасль гостинич-ного бизнеса появилась в 2012 г., в сети отелей HELIOPARK Hotels&Resorts.
Российские гостиницы характеризуется малой оснащенностью анимационными услугами.
Зарубежный опыт организации анимационной деятельности гос-тиничной индустрии Российский опыт организации анимационной дея-тельности гостиничной индустрии
Для лучшей организации анима-ционной деятельности, устанав-ливаются деловые контакты с предприятиями, предоставляю-щими услуги развлечения, досу-га, отдыха и спорта.
Формируются анимационные службы, организующие досуг и отдых гостей.
Гостиницы имеют собственную спортивную базу, киноконцерт-ные залы, дискотеки, различные клубы и игровые заведения.
Наличие комплексных про-грамм, с использованием эле-ментов нетрадиционной терапии разных стран мира.
Большое разнообразие праздни-ков, фестивалей, карнавалов, позволяющее аниматорам гости-ничных предприятий в органи-зации анимационной деятельно-сти.
Развитый анимационный сервис в курортных зонах.
Услуги анимационного типа на зарубежных курортах делятся на:
стандартные (детский городок, комната, игровые автоматы, бас-сейн, водные шоу и игры, волей-больная площадка, пляж, танцпол, гримерная и место ди-джея, спорткомплекс);
дополнительные (прокат велоси-педов, роликов, скутеров; тен-нисные корты; стрельба из лука и арбалета; баскетбольная пло-щадка; парк; снорклинг; тир; клубная песня-гимн);
эксклюзивные (скалодром, пейнтбол-клуб, роллердром, ба-тут, компьютерный клуб, авто-дром, АРМреслинг-клуб, мини-аквапарк) [3].
Следование принципам требую-щим: качественные программы, дорогостоящее и высококаче-ственное оборудование, новые подходы в управлении и высо-коквалифицированный персо-нал.
Аниматоры полностью занима-ются организацией анимацион-ной деятельности.
Структура и кадровый состав службы зависит от величины и типа гостиницы.
Анимационный сервис базиру-ется на: кадрах (персонале), МТБ (материально-технической базе), месте (территории), технологии (знании, информации).
Этапы организации зарубежной анимационной программы: под-готовка, проведение и анализ проведенной программы.
Правильная организация ре-кламной компании.
Собственный фирменный стиль - гарант качества предлагаемых услуг.
Анимационные программы за-висят от размера отеля, его ме-сторасположения, функциональ-ной ориентации возможностей. Анимационные программы: дискотеки, занятия фи-зической культурой, игры, конкурсы, диспуты, лек-ции, шоу-программы, вечера встреч, викторины, праздники, спортивные и оздоровительные меро-приятия, соревнования, экспромт-спектакли, теат-ральные сцены, танцы, концерты, включающие личное участие участников мероприятий.
Организация массового анимационного мероприя-тия начинается с определения цели, темы, места и времени проведения, количества и возраста гостей, подбираются ведущий, исполнители, инвентарь и др. Составляется бюджет мероприятия.
В проведении культурно-развлекательных меропри-ятий используются зрительные залы многоцелевого назначения.
Роль аниматора часто исполняет консьерж. Органи-зация «Золотые ключи консьержей» в нее входят консьержи лучших отелей Москвы и Санкт-Петербурга.
Проводимые анимационные мероприятия в основ-ном носят традиционный характер или заимствует-ся у зарубежных стран.
Российская анимация стремится к зарубежным об-разцам.
Формы организации анимационно-досуговой дея-тельности:
детские развлечения;
анимация;
экскурсии;
игровые автоматы, бильярд, шахматы;
показ кинофильмов;
водные развлечения;
вечера отдыха и развлечений (дискотека, караоке и т.д.);
спортивно-массовая работа;
библиотечная работа;
концертная деятельность [2].
Форма зависит от материально-технической базы гостиничного предприятия, его месторасположения, инфраструктуры, контингента отдыхающих, уровня профессиональной подготовки работников досуго-вой сферы.
Таким образом, из данной таблицы видно, что зарубежные страны и Россия пошли разными путями в развитии анимационной деятельности. И также наблюдается существенный разрыв в дальнейших уровнях предо-ставления данной услуги. Зарубежные страны во многом опережают Рос-сию по способам и уровню предоставления услуг анимации.
Основные проблемы организации анимационной деятельности Рос-сии заключаются в слаборазвитой туристской индустрии, от которой напрямую зависит наполняемость гостиничных предприятий и материаль-ная база. Анимационные развлечения, гостиничные предприятия оказываю на том уровне, который смогут себе позволить исходя из финансовых воз-можностей. При организации анимационной деятельности должна быть разнообразная материальная база: оборудование для пляжа и детских площадок, помещение, мебель и необходимый реквизит, инвентарь, обо-рудование для игр и тренажерных залов и т.д. На содержание и уход за ней требуются соответствующие затраты, частое обновление и внедрение инноваций, которое большая часть российских гостиниц не может себе позволить. Также существенной проблемой является нехватка высококва-лифицированных кадров в области анимации.
Для того чтобы улучшить анимационную деятельность гостинич-ных предприятий России, необходимо использовать такие мероприятия, которые бы способствовали развитию гостиничной индустрии, сделали бы ее более конкурентоспособной и приблизили бы к зарубежным образцам.
Для того, чтобы развивать анимационную деятельность в России, прежде всего, необходимо усовершенствовать материально-техническую базу существующих объектов размещения и ввести на рынок новые объек-ты, готовые принять туристов такие как: бунгалы, мини-отели, дизайн-отели, мотели, кемпинги для автомобилистов, меблированные комнаты, особняки для VIP-персон, апартаменты, туристские деревни. Вышепере-численные заведения будут успешно функционировать на рынке турист-ских услуг при условии ориентации на анимационный сервис.
Необходимо также выводить на рынок новые предприятия инду-стрии развлечений и за пределы гостиничных комплексов, с которыми бы предприятия сотрудничали при организации анимации. Наиболее акту-альными будут: парки развлечений, аквапарки, игровые площадки, ат-тракционы, дельфинарии, зоопарки, передвижные городки, спортивные залы, открытые танцпольные площадки, конгресс-холы, бассейны [4].
Для формирования анимационных программ в гостиничных ком-плексах необходимо создать анимационную службу. Помимо непосред-ственной работы с отдыхающими, анимационная команда может участво-вать в рекламной деятельности гостиничного предприятия. Наличие ани-мационной службы говорит также и о статусе гостиничного предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абалаков А.Д. Особенности развития туризма в период глобального экономического кризиса / А.Д.Абалаков, Н.С.Панкеева // География и природ. ресурсы. - 2011. - N 3. - С.111-117.
2. Александрова Е.Н. Актуальные вопросы развития международного туризма на этапе посткризисного восстановления глобальной эконо-мики / Е.Н.Александрова, И.А.Панова, В.П.Насыбулина // Нац. ин-тересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - N 33. - С.62-69.
3. Александрова-Зорина Е. Туризм в России: культурный или экстре-мальный? // Рос. Федерация сегодня. - 2011. - N 8. - С.62-63.
4. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. 10-е изд. СПб.: Питер, 2019. - 848 с.
5. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 252 с.
6. Балабанов И.Г., Балабанов А.И. Экономика туризма: учебное посо-бие М. Финансы и статистика, 2013.- 418 с.
7. Валеева С.В. Инновационное обновление в сфере туризма: мировые тенденции, российские реалии и псковский кластер // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - N 5. - С.22-29.
8. Виноградова М. Региональный туристский комплекс: система пока-зателей развития // Пробл. теории и практики управл. - 2011. - N 1. - С.74-79.
9. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. Ро-стов-на-Дону, издательство Феникс, 2013. – 522 с.
10. Гаранин Н.И. Культура и туризм. Сборник докладов и сооб-щений межвузовской конференции студентов и аспирантов Россий-ской Международной Академии туризма, 2011.
11. Глинский В.В. Оценка мультипликативного эффекта туристиче-ской индустрии на региональном уровне // Вопросы статистики. - 2012. - N 1. - С.48-52.
12. Глушенкова М. Скорая туристическая помощь // Коммерсантъ-Деньги. - 2013. - N 12. - С.37-39.
13. Гонтарь Н. Потенциал туристической индустрии России // Об-щество и экономика. - 2011. - N 8-9. - С.247-255.
14. Данилова Д. Силки на туриста / при участии А.Веселова, Е.Соловьевой, А.Смирновой // Русский репортер. - 2013. - N 10. - С.46-55.
15. Дихтяр В.И. К вопросу об использовании нейронных сетей в индустрии туризма // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 31. - С.56-59.
16. Золотарева И.Д. Исторический анализ государственной поли-тики в сфере туризма в России (начало XVIII - начало XXI века) // История государства и права. - 2013. - N 20. - С.40-44.
17. Золотарева Ю.В. Основные направления развития рынка ту-ризма и гостеприимства (на примере города Пятигорска) // Микро-экономика. - 2010. - N 2. - С.135-139.
18. Зорин И.В., Каверина Т.П и др. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 288 с.
19. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности М. «Финансы и статистика» 2013. – 310 с.
20. Исламов Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации М., издательство Мастерство; 2012. – 256 с.
21. Кузнецов Г.С. Потребительские и аналитические аспекты фор-мирования концепции туристической услуги // Микроэкономика. - 2011. - N 4. - С.101-105.
22. Кусков А. С. Гостиничное дело. - М.: Дашков и Ко, 2013. – 179 с.
23. Куярова Л. Туристический бизнес и социальная ответствен-ность / Л.Куярова, Р.Габрилян // Пробл. теории и практики управл. - 2012. - N 6. - С.44-49.
24. Кудрявцева Ю.В. Государственно-частное партнерство в сфере туризма как инструмент защиты национальных интересов страны // Власть. - 2013. - N 3. - С.91-94.
25. Менеджмент туризма. Экономика туризма. - М. «Финансы и статистика», 2012. – 432 с.
26. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности / Н. И. Га-ранин, И. В. Зорин, Е. Н. Ильина, В. А. Квартальнов и др. – М.: Фи-нансы и статистика, 2010. – 368 с.
27. Общий и специальный менеджмент: Учебник/Общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. — М.: Изд-во РАГС, 2012. – 568 с.
28. Организация и управление гостиничным бизнесом/ под ред. А.Л.Лесника, А.В.Чернышова. т.2. М., 2012. – 360 с.
29. Орлова В.С. Стратегические приоритеты пространственной ор-ганизации туристско-рекреационной системы на пути к инновацион-ному развитию // Инновации. - 2013. - N 7. - С.51-56.
30. Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Экономика туризма М., Финансы и статистика , 2019. – 325 с.
31. Полухина А. Сфера туризма: современная концепция управле-ния / А.Полухина, Ф.Удалов, Г.Сапрыкина // Пробл. теории и прак-тики управл. - 2011. - N 6. - С.79-85.
32. Путешествие. Как ворваться прямо в снежную зарю // Русский репортер. - 2013. - N 10. - С.57.
33. Скобкин С.С. Проблемы роста российской отрасли гостепри-имства и туризма // Микроэкономика. - 2012. - N 5. - C.97-100.
34. Снаговский Е.А. Туроперейтинг: учеб.-метод. комплекс/ Е.А. Снаговский - Мн.: Изд-во ИПД. 2011.
35. Тихомиров С.В. Туриндустрия России в зеркале международ-ных сопоставлений / С.В.Тихомиров, И.В.Мусиенко // ЭКО. - 2012. - N 9. - С.40-56.
36. Чудновский А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяй-стве: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2011, 175 с.
37. Шматько Л.П. Туризм и гостиничное хозяйство. - М.: ИКЦ «МарТ», 2010. – 313 с.
38. Экономика и организация туризма: Международный туризм / Под ред. Ю. В. Забаева, И. А. Рябовой, Е. Л. Драчевой. – М.: Кно-Рус, 2012. – 240 с.
39. Булыгина И. И. Современный подход к организации турани-мационной деятельности и подготовке специалистов. Проблемы со-циального управления: Межвузовский научный сборник. Вып.2. – Саратов.: СГСЭУ, 2018. – 223 с.
40. Булыгина И. И. Туранимация как метод и форма социальной активности личности. – М.: РМАТ, 2019. 91 с.
41. Булыгина И. И. Туранимация как перспективное направление в туризме. // Вестник СГСЭУ, 2011. - №1. – С. 34-36. 10.
42. Волков Ю. Ф. Технология гостиничного обслуживания. Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 260 с.
43. Елканова Д.И., Осипов Д.А., Романов В.В., Сорокина Е.В. Ос-новы индустрии гостеприимства. – М.: Академия, 2010. – 290 с.
44. .Ефремова М. В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие./ М.: Ось – 89, 2011. – с. 189
45. Комаров Е. И. Организатор и организаторская деятельность. М.: Московский рабочий, 2010. – 336 с.
46. Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслу-живания: Учеб. Для нач. проф. Образования / Под ред.канд.пед.наук А.Ю.Лапина. – М.: ПрофОбрИздат, 2019. – 208 с.
47. .Медлик С. Гостиничный бизнес. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 250 с. 24.
48. Новаторов В. Е. Организаторы досуга. М.: Cовременная Рос-сия, 2018. - 162 с.
49. Пильгун, О.В. Анимационная составляющая в санаторно-курортном обслуживании / О.В. Пильгун // Курорты и туризм: мате-риалы международной конференции. – Сочи: СГУКДиТ, 2018. – 123 с.
50. Приезжева Е.М. Анимационный менеджмент. / Е.М. Приезжева. – М.: Советский спорт, 2017. – 360 с.
51. Приезжева Е.М. Анимация в курортном деле. / Е.М. Приезже-ва. – М.: РМАТ, 2014. – 158 с.
52. Третьякова Т.Н. Основы курортного дела. / Т.Н. Третьякова. – М.: Академия, 2018. – 288 с.
53. Трубачева Н.В. Курортная анимация / Н.В. Трубачева // Ку-рортные ведомости, 2015. - № 2. – 52 с.
54. Труханович Л. В. Кадры в сфере гостиничного обслуживания: Сборник должностных и производственных инструкций. М.: Фин-пресс, 2013. 296 с.
55. Уокер, Джон Р. Введение в гостеприимство: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 10103 «Социаль-нокультурный сервис и туризм», 10102 «Туризм» / Джон Р.Уокер; пер. с 54 англ. [В.Н.Егорова]. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 735 с.