Фрагмент для ознакомления
2
Выделяется два способа размещения заказов: путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона и без торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). По общему правилу применяется первый способ, второй применяется в исключительных случаях. Детально регламентирована процедура размещения заказа путем проведения конкурса и аукциона (создание и полномочия специальной комиссии, содержание и порядок предоставления необходимой документации, участие в тендерах, признание их несостоявшимися, проведение закрытого конкурса (аукциона) и т. д.), путем запроса котировок .
Важным аспектом оптимизации организации государственных закупок является введение с 1 января 2017 года порядка двухэтапного планирования. Двухэтапное планирование представляет собой ведение заказчиками двух обязательных для осуществления закупочной деятельности документов: помимо плана-графика заказчики должны будут формировать ещё один документ – план закупок.
План закупок представляет собой документ, отражающий полный перечень потенциально возможных закупок по разным категориям нужд организации, обеспеченных бюджетом. План-график – это перечень мероприятий по реализации плана закупок. Он содержит более детальную информацию об условиях процедур определения контрагентов.
Регламентация планирования закупок позволила поставщикам (подрядчикам, исполнителям) заранее получать объективную и достоверную информацию о предстоящих закупках, что, несомненно, способствует повышению конкуренции на рынке государственных закупок. Планирование также позволило своевременно выявить ошибки заказчиков, предотвращая расходование средств неэффективно или с нарушением законодательства, так как заинтересованные лица и/или контроллеры могут своевременно вмешаться.
На современном этапе расходы по финансированию заказа утверждаются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации в составе расходной части местного бюджета при принятии закона о местном бюджете на предстоящий финансовый год.
Финансирование заказа на закупки может осуществляться по статьям бюджета: капитальные вложения в основные фонды, приобретение предметов снабжения и расходных материалов, оплата транспортных услуг и услуг связи, коммунальных услуг, программы социально-экономического развития и т.д.
Если предоставленного бюджета не хватает, то для финансирования государственного заказа предприятие (заказчик) имеет право проводить торги среди кредитных организаций на предоставление товарного или коммерческого кредита.
Анализ действующих механизмов закупок в коммерческой сфере, а также зарубежного опыта в данной области позволил выделить несколько форм проведения государственных закупок. Каждая форма имеет свои преимущества и регламентирована нормативно-правовыми актами, методическими рекомендациям.
На современном этапе размещение заказа посредством торгов (тендеров) является наиболее популярным способом проведения государственных закупок для регионов и всей страны. Согласно схеме проведения торгов Заказчик до последнего момента не владеет информацией о победителе, что существенно снижает риск мошенничества, сговора или подлога.
Можно выделить основные особенности размещения и управления муниципального заказа путем проведения тендеров:
- снижение максимальной стоимости осуществляется самими участниками,
- появляется возможность размещения многолотовых позиций,
- работа с информацией от поставщиков осуществляется в режиме реального времени.
На современном этапе размещение заказа посредством торгов (тендеров) является наиболее популярным способом проведения государственных закупок для регионов и всей страны. Согласно схеме проведения торгов Заказчик до последнего момента не владеет информацией о победителе, что существенно снижает риск мошенничества, сговора или подлога.
Можно выделить основные особенности размещения и управления муниципального заказа путем проведения торгов:
- снижение максимальной стоимости осуществляется самими участниками,
- появляется возможность размещения многолотовых позиций,
- работа с информацией от поставщиков осуществляется в режиме реального времени .
Таким образом, можно в качестве базы данного исследования принять следующее определение: сфера государственных закупок для муниципальных нужд - это особая область обеспечения деятельности муниципалитетов за счет проведения конкурсных мероприятий по выбору оптимальных поставщиков товаров и услуг с учетом обеспечения их высокого качества и эффективности использования муниципального бюджета.
Важным аспектом формирования системы государственных закупок и оптимизации ее организационного аспекта является информатизация процессов. Инновационные технологии, представленные специализированным программным обеспечением, использованием интернет-порталов, возможность использования электронной цифровой подписи и электронных торговых площадок позволило сформировать масштабный информационно-технологический плацдарм для развития муниципальных закупок и обеспечения максимально удобного, оперативного и прозрачного механизма взаимодействия муниципального учреждения и поставщика товаров и услуг.
Сфера государственных закупок ввиду своей новизны и недостаточно глубокой адаптированности к региональным особенностям и сложившейся системе муниципального управления требует особого внимания не только ученых, но и законодателей, руководителей органов управления, которые заинтересованы в ее внедрении и эффективности. Это особенно проявляется на региональном уровне в разработке новых законопроектах, методических указаниях, предложениях по совершенствованию нормирования и использованию новых методов определения цен.
Такая инициативность региональных органов власти в большинстве случаев является признаком заинтересованности и убежденности в необходимости развития данного института управления, а также необходимости использования новых методов повышения эффективности муниципального управления в целом.
Регионы и муниципалитеты заинтересованы в том, чтобы товары и услуги для учреждений социальной сферы, системы управления доставлялись не только надлежащего качества, но и по оптимальной цене, учитывая интересы местного бюджета. В данном аспекте, в современных условиях муниципальные закупки позволяют органам муниципальной власти и управления, муниципальным организациям существенно экономить средства на приобретении нужных товаров и услуг, а также нивелировать коррупцию и завышенные расходы при осуществлении данного направления деятельности.
Итак, сфера муниципальных закупок является новой и перспективной областью для обеспечения эффективной реализации органами местного самоуправления своих задач по решению вопросов местного значения.
В Федеральном законе №44-ФЗ присутствует нововведение относительно изменения перечня способов осуществления закупок. По сравнению с законом № 94-ФЗ указанный перечень существенно возрастает из-за того, что появляются:
- процедура запроса предложений синтез запроса котировок и открытого конкурса),
- процедура 2-хэтапного конкурса (открытого и закрытого),
- конкурса с ограниченным участием (открытого и закрытого),
- электронный аукцион (аналог современного ОАЭФ),
- закупка у единственного источника.
Важным аспектом формирования системы государственных закупок в формате тендеров и оптимизации ее организационного аспекта является информатизация процессов. Инновационные технологии, представленные специализированным программным обеспечением, использованием интернет-порталов, возможность использования электронной цифровой подписи и электронных торговых площадок позволило сформировать масштабный информационно-технологический плацдарм для развития муниципальных закупок и обеспечения максимально удобного, оперативного и прозрачного механизма взаимодействия муниципального учреждения и поставщика товаров и услуг .
Сфера государственных закупок ввиду своей новизны и не достаточно глубокой адаптированности к региональным особенностям и сложившейся системе муниципального управления требует особого внимания не только ученых, но и законодателей, руководителей органов управления, которые заинтересованы в ее внедрении и эффективности. Это особенно проявляется на региональном уровне в разработке новых законопроектах, методических указаниях, предложениях по совершенствованию нормирования и использованию новых методов определения цен.
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУР В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В настоящее время организация закупок в государственных учреждениях осуществляется в соответствии с законодательством. Управление закупками происходит по определенному алгоритму.
Схема управления закупками можно представить в виде блок схемы (рис.3).
Рисунок 3 - Система управления закупками в государственных учреждениях
Рассмотрим эту схему подробнее.
Этап 1 (Прогноз закупок). Прогноз закупок осуществляется на основании данных объема закупок прошлого периода (календарного года, квартала, месяца). На этом этапе формируется расчет будущих закупок исходя из увеличенной или сниженной потребности в товарах или услугах.
При разработке прогнозов объемов продукции, закупаемой для нужд предприятия, учитываются товары (работы, услуги), поставляемые (выполняемые, оказываемые) для обеспечения работы предприятия (с учетом приобретения недвижимого имущества или аренды имущества) в соответствии с Законом, включая закупки, осуществляемые у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Прогнозы объемов закупаемых товаров, работ, услуг разрабатываются на основе номенклатуры продукции для государственных и муниципальных нужд, определенной Минэкономразвития России для разработки прогноза закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При формировании прогнозов на очередной год и плановый период рекомендуется рассчитывать объемы и суммы закупок, исходя из обоснованной платежеспособной потребности в товарах, работах, услугах с применением одного из пяти методов обоснования финансирования закупаемой продукции:
- нормативный, при котором объем закупок определяется исходя из удельных нормативов потребления и числа физических или юридических лиц, органов государственной власти (местного самоуправления), иных главных распорядителей бюджетных средств;
- метод индексации расходов, при котором объем закупок определяется на основе индексации расходов прошлых лет (на уровне не выше темпов инфляции);
- плановый, при котором объем закупок определяется на основе ранее утвержденного плана или графиков исполнения заключенных долгосрочных контрактов;
- формульный, при котором объем закупок определяется на основе нормативно закрепленной или сложившейся формулы расчетов;
- иной, для которого должно быть приведено краткое описание применяемого метода оценки.
Этап 2 (Формирование плана-графика). План-график представляет собой перечень мероприятий по реализации плана закупок. Планы составляются специалистом по закупкам на периоды: месяц, квартал, год.
Этап 3 (Составление детального плана реализации). Детальный план необходим для получения бюджетных ассигнований. Он включает в себя полный перечень номенклатуры товаров и услуг и этапов закупки партий, а также графика платежей.
Этап 4 (Составление критерий в оценке поставщиков). На этом этапе важно определить тот перечень параметров (стоимостные и не стоимостные критерии (качественные, функциональные, экологические)), которые бы позволили выработать алгоритм, позволяющий ограничивать круг поставщиков, исключая недобросовестных поставщиков или тех с кем уже имеется отрицательный опыт реализации контрактов. Представляется, что такой перечень критерии должен разрабатываться применительно к конкретному органу власти, осуществляющему закупки. Однако базовые критерии должны задаваться централизованно, федеральным законодательством. При том, что в настоящее время это один из наименее проработанных вопросов, о чем уже говорилось выше.
Этап 5 (Получение заявок потенциальных поставщиков). Конкретный алгоритм получения заявок определяется формой проведения закупки – открытый конкурс, электронный аукцион, закупка у единственного поставщика, запрос котировок, закрытые способы закупок.
Наиболее популярными способами организации закупок ГУП «Петербургский метрополитен» являются конкурс и аукцион.
Однако осуществляется большое количество муниципальных закупок у единственного поставщика, что не соответствует реализации принципа конкурентности и объективности выбора поставщика. Также данный способ закупок нивелирует принцип экономии бюджетных средств, так как заказчик вынужден соглашаться с ценовыми условиями исполнителя-подрядчика и является большой проблемой системы муниципальных закупок в данном регионе.
Наибольший процент экономии бюджетных средств достигается за счет оптимизации такой формы закупок как аукцион. Однако совершенствование процедуры проведения конкурса также позволило повысить эффективность расходования бюджетных средств и сэкономить более 85 млн. рублей.
Этап 6 (Выбор поставщика по критериям оценки). Для того чтобы оценить предложения участников, заказчик вправе установить в документации о закупке ряд критериев (цена, расходы, результат, качественные, функциональные и экологические). Следует подчеркнуть, что, по моему мнению, эти критерии должны коррелироваться с показателями этапа 4, чтобы обеспечить единство и взаимосвязанность процесса управления закупками.
Этап 7 (Анализ эффективности проведения закупок). Предполагает, в первую очередь, оценку эффективности расходования средств предприятия по конкретной закупке. В то же время, представляется важным учитывать и нефинансовые параметры. В частности, показатели, характеризующие временные параметры (скорость исполнения обязательств по закупке, возникавшие временные потери), качество исполнения закупки и т.п.
Этап 8 (Проведение корректирующих мероприятий). На последнем этапе определяются возможные направления совершенствования процесса организации государственных закупок для нужд предприятия. В то же время, следует подчеркнуть, что решение таких вопросов как оптимизация трат средств предприятия по назначению, оптимизация организационных процедур зависит от качества реализации всех перечисленных этапов, обеспечение их взаимосвязи и взаимозависимости.
Следует отметить, что планирование закупок и составление плана-графика является одним из важнейших этапов организации закупок и занимает большую часть времени специалиста по закупкам. Его задача
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовая литература
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ
3. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
4. Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
5. Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
6. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
7. Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
8. Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" Консультант Плюс
9. Указ президента РФ 31 июля 2008 года «Об утверждении Национального плана противодействию коррупции на 2010-2011 гг.»// Консультант Плюс
10. Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов" Консультант Плюс
11. Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом" Консультант Плюс
12. Постановление Правительства РФ от 26.11.2013 N 1071 "Об утверждении Правил принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд на срок, превышающий срок" Консультант Плюс
13. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 "О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения" Консультант Плюс
14. Приказ Минэкономразвития/Казначейства России N 761/20н от 27.12.2011 "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказа" Консультант Плюс
15. Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 N 926 "Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)" // Консультант Плюс
16. Регламент осуществления закупок ГУП «Петербургский метрополитен»
17. Инструкция о порядке организации, ведения и приёмки работ, проводимых силами сторонних организаций на объектах транспортной инфраструктуры и подвижного состава метрополитена (основанная на положениях ФЗ-44ФЗ) // Официальный сайт ГУП «Петербургский метрополитен» // http://www.metro.spb.ru/
Учебники, монографии, научные статьи
18. Абросимова О. В. Некоторые проблемы правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2014. № 2 (16). С. 64
19. Анализ зарубежного опыта управления государственными и корпоративными закупками. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2016. - № 2 (26). – С. 34-36
20. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. М.: ВолтереКлувер. 2009. 296 с.
21. Баранникова Е.С. Понятие, сущность и содержание гражданско-правового регулирования закупочных отношений в Англии, США и Российской Федерации// Бизнес в законе. 2014. № 2 С. 160-164.
22. Баранникова Е.С. Проблемы нормативного регулирования тендеров: английская практика // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3. С. 31-35.
23. Баскакова Н.М. Централизация государственных и муниципальных закупок - основа повышения эффективности системы размещения заказов // Вестник АКСОР. 2011. № 1. С. 109-112.
24. Белов В.Е. Нормирование в системе планирования государственных и муниципальных закупок: экономико-правовые аспекты // Пробелы в российском законодательстве . 2014. №4. С.57-62.
25. Ванин В.В. Программно-целевой подход как методологическая основа планирования государственных нужд и его закрепление в законодательстве Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 6. С. 75-78.
26. Гасаналиева А. Ш. Проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 671-673.
27. Государственные закупки: направления развития. Обзор международных практик и анализ ситуации в Российской Федерации / сост. Е. Абрамова, Б. Ткаченко // М: Сектор. - 2015. – С. 124
28. Золотарева А.Б. Рациональна ли существующая система централизации закупок? // Юридические исследования. — 2015. - № 12. - С.19-41.
29. Кичик К. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения -М: Юстицинформ, 2012.
30. Кричевский О. Про ГУП, МУП, СМП и другое. Изменения в законодательстве о госзакупках, вступающие в силу с 2017 г.//Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги", 2017, N 1.
31. Круглова О. В. Особенности правового регулирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в системе образования // Наука через призму времени.-2017.-№4.
32. Кузнецов К.В. Переход закупок унитарных предприятий на правила контрактной системы//Прогосзаказ.РФ, 2016, N 11.
33. Матевосян С.С. Принцип эффективности при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Финансовое право. 2013. № 8. С. 8-11.
34. Национальный план противодействия коррупции // Российская газета - Федеральный выпуск №4721 (0). Электронный источник. Режим доступа: URL: https://rg.ru/2008/08/05/plan-dok.html (Дата обращения: 22.02.2017)
35. Нестеров Н.В. Эффективность государственных закупок: «экономика должна быть» / Н.В. Нестеров// Госзаказ: управление, размещение, обеспечение – 2015 - №40. - С.58-63
36. Новый уровень контроля. Интервью начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяны Демидовой // Бюджет. – 2016 - №. – С.23
37. Отчет РАНХиГС при Президенте РФ о НИР по теме «Формирование и развитие контрактной системы в сфере закупок в субъектах Российской Федерации» // Москва, РАНХиГС, 2015
38. Першин Д. А. Инфраструктура государственных и муниципальных закупок // Социально-экономические явления и процессы. 2014.- № 1. - С. 67–72.
39. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // http://asozd2.duma.gov.ru
40. Петров Д.А. Контрактная система в сфере закупок и публичные закупки как способы государственного воздействия на экономику // Конкурентное право – 2013- №3 - С 3.
41. Саакян Т.В., Хабаев С.Г., Крадинов П.Г. Нормирование государственных закупок как инструмент их интеграции с бюджетным процессом // Финансовый журнал. -2015. - №5. – С.5-10
42. Савакина Р. В. Планирование на предприятии: Учебник.–М.: Издательско-торговая редакция «Дашков и К», 2013. , 346 с.
43. Сафохина Е.С. Новое в контрактной системе //Финансовый вестник. 2017, N 2
44. Серова О.А., Архалович О.В. Переход к федеральной контрактной системе в России: централизация закупок и повышение их эффективности // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. № 3. С. 130-136.
45. Сидорович А. Р. Новации законодательства в сфере государственных закупок: ключевые аспекты Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Текст] / А. Р. Сидорович // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 428-429
46. Сорокина Н.П. Механизмы и процедуры государственных и муниципальных закупок и особенности их применения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56664 (дата обращения: 19.11.2016).
47. Тасалов Ф. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование. /М., 2016.
48. Pierre-Henri Morand. SMEs and public procurement policy // Revie of Econjmic Design. 2003. N 8. С. 301 - 318.
Электронные ресурсы
49. Проблемы закупки у единственного поставщика согласно 44-ФЗ. URL: http://www.rts-tender.ru/HtmlView/HtmlView.aspx?ItemId=1277 (дата обращения: 20.01.2014).
50. Официальный сайт ГУП «Детско-юношеская спортивна школа №1» г. Москва // http://www.dusch1.ru/
51. ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ // https://www.pro-goszakaz.ru/44-fz-2017дата обращения: 19.05.2017).
52. Федеральная контрактная система США [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakupki-tendery.ru.