Фрагмент для ознакомления
2
Цель любой гостиницы - победа в соответствующей конкурентной «борьбе». Но естественно, что победа должна быть запланированной. Чтобы быть победителем в данной конкурентной «борьбе» нужно анализировать всю деятельность гостиницы, а также деятельность своих непосредственных конкурентов, разрабатывать свою стратегию для достижения своих первоочередных целей. Так как главная цель гостиничного бизнеса в современном мире – это получение максимальной прибыли для гостиницы.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время проблема конкурентоспособности предприятий гостиничного хозяйства резко обострилась, и ее решение требует от всех гостиниц активного поиска идей и методов повышения конкурентоспособности на рынке гостиничных услуг. Конкуренция серьезный стимул для повышения качества работы гостиницы. Данное обстоятельство объясняет необходимость должных изменений в системе и методах управления гостиницами независимо от их размеров и класса предоставляемых услуг.
В каждой сфере деятельности отеля (менеджмент, маркетинг, финансовое управление, сервис, качество услуг, кадровый потенциал и др.) заложены определенные конкурентные преимущества, то есть резервы повышения конкурентоспособности. Формирование конкурентных преимуществ означает предоставление услуг более высокого качества по сравнению с конкурентами. Важным показателем качества гостиничной услуги является качество обслуживания, уровень которого может быть, достигнут коллективными усилиями работников всех служб отеля, а также эффективными системами контроля и координации со стороны администрации отеля, изучением и внедрением инновационных технологий, расширение перечня предлагаемых услуг, а также совершенствованием качества услуг размещения.
Цель исследования – проанализировать факторы конкурентоспособности гостиничного предприятия Китая.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы обеспечения конкурентоспособности гостиничного предприятия;
2) провести исследование факторов конкурентоспособности гостиничного предприятия;
3) разработать проектно-практические рекомендации по повышению конкурентоспособности гостиничного предприятия.
Предмет исследования – конкурентоспособность гостиничного предприятия.
Объект исследования - «Xcellent International Serviced Apartment».
Работа по структуре состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы обеспечения конкурентоспособности гостиничного предприятия
1.1 Конкурентоспособность гостиничного предприятия и его услуг в условиях современного рынка
Авторы дают разные определения понятию конкурентоспособности. «Конкурентоспособность – это особенность объекта, которая характеризуется степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на этом рынке». «Конкурентоспособность объектов складывается из конкурентоспособности элементов и их организованности для достижения цели». 1
«Конкурентоспособность – способность конкурировать на рынках товаров и услуг. В основе конкурентоспособности лежит сочетание цены и качества. При одинаковом качестве продукции и высокой репутации производителей поставщики конкурентоспособны только при условии, что их цены не превышают цен конкурентов».2
Проанализировав эти понятия, можно определить особенности конкурентоспособности. Во-первых, конкурентоспособность подразумевает более эффективную работу в отличие от конкурентов, которая в конечном итоге выражается в удовлетворении потребностей клиентов. Во – вторых, согласно некоторым терминам, конкурентоспособность в первую очереди подразумевает эффективное управление организационными процессами, что и позволяет формировать конкурентное преимущество. В-третьих, конкурентоспособность подразумевает соотношение цены и качества. И наконец, конкурентоспособность – комплексное понятие, обусловленное качеством построения организационных процессов, таких как система управления, система качества продукции, финансовая составляющая и т.д.
В результате проведенного анализа было выявлено большое количество факторов, которые в конечном итоге оказывают существенное влияние на конкурентоспособность компании. Сами факторы могут относиться как к внутренней, так и к внешней среде организации.
Признаками эффективной конкурентоспособность любой крупной компании, работающей в той или иной сфере производства, являются:
– минимальный уровень производственных издержек;
– качественная фондоотдача;
– рентабельность производства продукции;
– высокая производительность труда;
– положительный коэффициент затоваренности готовой продукцией;
– положительный коэффициент загрузки предприятия;
– рентабельность розничных и оптовых продаж;
– способность к постоянному развитию производственной базы;
– платежеспособность и независимость от кредитов;
– способность к автономному существованию;
– высокий уровень финансовой прибыли.
Многие эксперты считают самыми главными критериями качественной производственной и финансовой конкурентоспособности стоимость и востребованность товара. Так, например, продукция крупной фармацевтической компании, занимающаяся выпуском жизненно важных лекарственных средств, будет пользоваться большей популярностью, нежели товары компании, реализующей детали для редких моделей промышленного оборудования.
Критерии конкурентоспособности могут меняться в зависимости от специфики деятельности предприятия и ситуации, сложившейся на финансово-экономическом рынке, поэтому определить четкие признаки высокого рейтинга той или иной компании можно только в условиях динамики ее развития.
В настоящее время широко используются 4 типа методов, позволяющих выявить положительную или отрицательную динамику показателей конкурентоспособности.
1. Матричные методы. Основываются на качественной маркетинговой оценке деятельности компании и предлагаемых ею товаров и услуг. В основу таких методов положен скрупулезный анализ способности предприятия конкурировать с другими производителями. Кроме того, обязательно учитывается жизненный цикл продукции, которую выпускает компания.
2. Методы, основанные на исследовании оценки конкурентоспособности. Использование данных методов подразумевает учет прямо пропорциональной зависимости уровня эффективности деятельности компании и качества ее продукта. Для исследования показателей конкурентоспособности в этом случае используются маркетинговые и квалиметрические программы.
3. Методы, основанные на теории эффективной конкуренции. Основной смысл метода – оценка конкурентоспособности предприятия в баллах по специальной шкале. Будущие перспективы компании, оцениваются с учетом его производственных ресурсов и способности находить новые пути решения проблем, связанных с улучшением технологий изготовления товаров.
4. Комплексные методы. Комплексный подход к оценке конкурентоспособности основывается на анализе всех тех инновационных решений, которые используются компанией для продвижения своей продукции на рынке. Данный метод требует привлечения дополнительных инвестиций, поэтому применяется крайне редко.
У каждого из вышеперечисленных методов имеются как достоинства, так и недостатки, поэтому многие организации, дабы избежать возникновения погрешностей, в процессе оценки уровня конкурентоспособности применяют различные методологические комбинации, выстроенные с учетом специфики конкретного предприятия. Такой подход позволяет получать максимально достоверные результаты и выработать правильные пути решения обнаруженных в процессе исследования проблем.
Бурное развитие сферы гостиничного бизнеса в России на современном этапе влечет за собой создание как мелких гостиниц, так и больших гостиничных цепей, что подтверждает существование огромной конкуренции в данном рыночном сегменте. Этот факт свидетельствует о том, что если ранее гостиничный бизнес не влиял на экономику страны, то в будущем он займет одну из лидирующих позиций.
На конкурентоспособность гостиницы оказывает влияние множество факторов, которые определяют способность данного хозяйствующего субъекта действовать в текущих финансово-экономических и политических условиях, с учетом специфики деятельности по оказанию гостиничных услуг, в том числе тактические и стратегические. Тактическим фактором формирования конкурентных преимуществ гостиницы является конкретный компонент внешней или внутренней среды хозяйствующего субъекта, по которому она превосходит или будет превосходить в краткосрочный период (6–12 месяцев) другие конкурирующие хозяйствующие субъекты. Стратегическим фактором формирования конкурентных преимуществ гостиницы является конкретный компонент внешней или внутренней среды данного хозяйствующего субъекта, по которому она может превзойти конкурирующие гостиницы после выполнения в перспективе конкретных условий, определяющих превосходство анализируемого компонента гостиницы по сравнению с другими конкурирующими хозяйствующими субъектами.3
В уточнённом определении, учтены таким образом, следующие важные моменты:
– конкурентоспособность организации обеспечивается различными факторами и базовым, определяющим фактором конкурентоспособности организации является предлагаемый ею товар/оказываемая услуга. Но, поскольку организации предлагают рынку не один товар/услугу, а совокупность, то, следовательно, конкурентоспособность организации определяется её способностью предлагать рынку ассортимент товаров/услуг, удовлетворяющий сложившиеся потребности;
– ассортимент товаров/услуг, удовлетворяющий сложившиеся на рынке потребности лучше, чем конкуренты, способствует росту эффективности деятельности организации, её предлагающей;
– конкурентоспособность организации формируется в конкретный период времени и в определённых условиях внешней среды, важнейшим из которых для организации являются её конкуренты.
Достижение определённого уровня конкурентоспособности организацией обеспечивается посредством управления факторами конкурентоспособности
Организации сферы услуг, оперируя факторами конкурентоспособности, управляют своей конкурентоспособностью в сложившихся условиях внешней среды. Высшее руководство любой компании должно четко понимать, какие факторы способствуют повышению уровня конкурентоспособности организации, чтобы уметь управлять ими, или же, наоборот, отказаться от бесперспективного соперничества в тех областях, где шансы на победу малы. Для каждой организации – субъекта конкуренции существует набор факторов конкурентоспособности, которые показывают наличие у неё определённого набора свойств, востребованных или особо ценимых потребителем при решении вопроса о покупке товара/услуги, выборе места осуществления покупки. Эти факторы и их значимость изменяются во времени в зависимости от характера и особенностей потребителя и в зависимости от других условий внешней среды организации.
Анализ научных источников, посвящённых развитию гостиничной индустрии, позволяет определить категорию «предприятие гостиничного хозяйства» как предприятие, производящее и предлагающее на рынке свой «товар», продукт в виде комплекса услуг, основными из которых являются услуга размещения и услуга питания. Исходя из определения конкурентоспособности, многие авторы считают возможным в качестве основного предложить следующее определение: «конкурентоспособность предприятия гостиничного хозяйства это его способность к формированию конкурентных преимуществ, позволяющих реализовывать качественные услуги размещения и питания и обеспечивать экономическую эффективность». Показатель конкурентоспособности предприятия сферы услуг отражает общие итоги функционирования практически всех его подразделений (т.е. состояние его внутренней среды), а также его реакцию на изменения внешней среды. При этом особо значима способность предприятия сферы услуг оперативно и адекватно реагировать на изменения поведения и предпочтения потребителей. Конкурентоспособность организаций гостиничного бизнеса включает большой комплекс социально-экономических характеристик, определяющих положение компании на рынке. С одной стороны это совокупность характеристик самой организации, которая определяется уровнем использования его производственного, кадрового и маркетингового потенциала.
На повышение конкурентоспособности и увеличение рыночной доли организаций гостиничного бизнеса существенным образом влияют такие факторы, как постоянство и качество предоставляемых услуг. Основой поддержания постоянство качества в гостинице является понимание, правильное использование и насыщение обслуживанием точек контакта с клиентами, которое означает, что гостиничная услуга предо-ставляется вне зависимости от того, какое количество клиентов проживает в гостинице в данный момент. При рассмотрении проблемы обеспечения качества гостиничной услуги необходимо рассматривать как техническое, так и функциональное качество в их взаимовоздействии и единстве.
Критерием оценки качества является сопоставление ожидаемого и представленного обслуживания. Если уровень предоставленного обслуживания соответствует или превышает уровень ожидаемого обслуживания, клиент удовлетворен его качеством. Важнейшим стратегическим показателем успешности бизнеса, в сфере гостиничных услуг, является доля рынка. Таким образом, модель оценки конкурентоспособности организаций гостиничного бизнеса может включать в себя рассмотрение набора основных интегрированных показателей – доля рынка; объем и динамика сбыта; доход/прибыль за ряд лет; объем дополнительных услуг; оценка клиентом технического и функционального качества гостиничной услуги и др.
Отсутствие единого взгляда на проблемы обеспечения конкурентоспособности организаций гостиничной сферы, а также важность и насущность их решения требуют необходимости проведения анализа основных подходов к определению понятия «конкурентоспособность организации гостиничной сферы».
Среди основных параметров, по которым считается целесообразным оценивать конкурентоспособность, можно выделить следующие:
а) способность отеля предложить потребителям гостиничный продукт с более привлекательными характеристиками, чем у конкурентов;
б) эффективность деятельности гостиницы на рынке, определяемая как отношение полученного рыночного результата к произведенным затратам;
в) рыночный результат, позволяющий достаточно успешно развиваться отелю в перспективе и удовлетворять потребности, как собственников, так и наемного персонала.4
В условиях все возрастающей конкуренции на рынке гостиничных ус луг проблема обеспечения конкурентоспособности гостиницы и ее услуг становится особенно значимой. Конкурентоспособность гостиницы — это способность и возможность средства размещения осуществлять деятельность по оказанию гостиничных услуг в условиях рынка, а также иметь преимущества перед гостиницами-конкурентами и за счет этого получать дополнительную прибыль, направляемую как на развитие гостиницы и ее кадрового состава, так и на обеспечение качественного обслуживания клиентов отеля5. При рассмотрении этого вопроса очень важно понимать, что конкурентоспособность гостиницы является категорией динамической, зависит от различных факторов внешней и внутренней среды и с течением времени может меняться. Значительное влияние на нее оказывают изменения на гостиничном рынке, происходящие на макро- и мезоэкономическом уровне в стране и мире (политическая ситуация в стране и мире, развитие правовой системы, демократизация общества, развитие промышленности, рост или падение интереса к инвестированию, налоговая политика, доходы населения, уровень инфляции, визовые формальности и др.). 6Конкурентоспособность гостиницы зависит также от ее финансового со стояния, маркетинговой политики, состояния материально-технической базы и прилегающей инфраструктуры, обеспечения гарантии безопасности проживания, профессионализма кадрового состава отеля, категории отеля и качества предоставляемого обслуживания. 7
Конкурентоспособность гостиницы определяется на основе сравни тельного анализа с гостиницами-конкурентами. При этом необходимо учитывать временные и пространственные границы анализа, основываясь на достоверной и объективной информации. Конкурентоспособность является результатом, фиксирующим наличие конкурентных преимуществ, без которых невозможно достижение конкурентоспособности. Необходимо отметить, что процесс формирования конкурентных преимуществ является очень трудоемким и требует от гостиницы постоянной работы по совершенствованию своей деятельности. Важно понимать, что большинство ресурсов, которые создают конку рентные преимущества отелю, могут быть легко скопированы конкурентами с течением времени. Конкурентные преимущества, основанные на внедрении инновационных технологий, рано или поздно становятся доступными гостиницам-конкурентам, поэтому сроки внедрения инноваций должны быть меньше, чем сроки их освоения и повторения конкурентами.
Однако такие конкурентные преимущества, как наличие у отеля высокой репутации, лояльного высококвалифицированного персонала, эффективного маркетинга, использование эффективных систем управления, являются трудно копируемыми, так как для их освоения и внедрения нужны большие финансовые и временные затраты, что свидетельствует об их вы высокой значимости при оценке конкурентоспособности гостиницы.
Отдельно хотелось бы подчеркнуть тот факт, что в сфере гостеприимства жесткую конкурентную борьбу выдерживают только те средства размещения, которые предлагают своим гостям качественные гостиничные услуги, что невозможно осуществить без высококвалифицированного и мотивированного персонала. Персонал в сфере гостеприимства является важной составной частью гостиничного обслуживания, и, следовательно, качество гостиничного обслуживания зависит от его квалификации, мастерства, мотивации, вовлеченности в эффективную работу отеля. Резервы повышения конкурентоспособности предприятий, функционирующих на рынке гостиничных услуг, необходимо искать в качественных (качество услуги и обслуживания), экономических и маркетинговых факторах, влияющих на нее.8
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Анущенкова К. А., Анущенкова В. Ю. Финансово-экономический анализ: учебно-практическое пособие. М., КноРус, 2014.
2. Афасижев Т.И., Тютюнников А.С. Направления модернизации российского гостиничного бизнеса в контексте повышения его конкурентоспособности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2012. – №1. – С. 189
3. Барчуков И.С., Баумгартен Л.И., Башин Ю.Б. Гостиничный бизнес и индустрия размещения туристов: Учеб. Пособие. – М.: Кнорус, 2012. – С. 76.
4. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб., Издательский дом Герда, 2014.
5. Варачева Н.В. Оптимизация информационного поля туристского бизнеса. Автореф. дисс… канд. экон. наук. – М., 2014. – 280с
6. Вильчинская М.А., Волохова С.Г. Исследование проблем рынка труда в сфере туристического бизнеса // Власть. 2013. № 11. - С. 101.
7. Виноградов, М. В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса/ М. В.Виноградов, З. И. Панина – учебник 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2008 – 464с.
8. Грашин С.А. (сост.). Учебно-методическое пособие по дисциплине Индустриальная база гостиниц и туристских комплексов. - Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2012. – 56 с.
9. Грибов В.Д., Леонов А.Л. Экономика предприятия сервиса. - КноРус, 2011. — 277 с.
10. Дашкова Е.В., Ивушкина Е.Б., Мирошниченко П.Н. Экскурсоведение: организация экскурсионных услуг в гостинице. Учебно-методическое пособие. — Шахты: ФГБОУ ВПО "ЮРГУЭС", 2011. — 62 с.
11. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. Мн., Новое знание, 2013.
12. Дурович А.П. Реклама в туризме. Мн., Новое знание, 2013.
13. Ефремова М.В. Основы технологии туристического бизнеса. М., Ось-89, 2014.
14. Жуков, А. В. Обеспечение конкурентоспособности гостиничных услуг на основе применения инсентив-программ : дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / А. В. Жуков ; Гос. университет упр. — М., 2014. — 172 с
15. Запесоцкий А.С. Стратегический маркетинг в туризме: Теория и практика. СПб., Изд-во СПбГУП, 2015.
16. Карпова Г.А., Современный туризм, М., Финансы и статистика, 2015.
17. Качмарек Я., Стасяк А., Влодарчик Б. Туристический продукт. М., Юнити-Дана, 2013.
18. Квартальнов В.А. Иностранный туризм. М., Финансы и статистика, 2013.
19. Квартальнов В.А. Туризм. М., Финансы и статистика, 2015.
20. Кирилов А.Т., Маслова Е.В. Реклама в туризме. СПб., Лекс Стар, 2013. .
21. Конкурентоспособность гостиничных предприятий : учеб.-метод. пособие / изгот. по государственному заказу города Москвы. — М., 2007. — 96 с
22. Кружалин В.И., Мироненко Н.С. и др. География туризма. Учебник. Н. В. Зигерн-Корн, Н. В. Шабалина. — М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. — 336 с.
23. Лесник А.Л., Смирнова М.Н. Ценовая политика в гостиничном бизнесе. – М.: Ось-89, 2007.
24. Ляпина И.Ю. Индустриальная база гостиниц и туристских комплексов. Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ И.Ю.Ляпина, Т.Л. Игнатьева, С.В. Безрукова. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 272с.
25. Мачалкин С. Е. Специфика развития гостиничного бизнеса в России на современном этапе хозяйствования : дис. … канд. экон. наук / С. Е. Мачалкин. — М., 2012. — 154 с
26. Мезоэкономика развития : монография / под ред. чл.-корр. РАН Г. Б. Клейнера. — М. : Наука, 2011. — 236 с
27. Морозова Н.С., Морозов М.А. и др. Информационное обеспечение туризма. Учебник. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 288 с.
28. Муллагалиев А.Р. Особенности конкуренции на рынке гостиничных услуг // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 10. – С. 140-145.
29. Нарута Я.С., Смакота Т.Е. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 6. – С. 93-93
30. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Российской Федерации, за 2011год – Сборник – Краснодар: Центральный союз потребительских обществ Р.Ф., Апрель, 2012г. -151с.
31. Писаревский Е.Л. (ред.) Трофимов Е.Н., Мошняга Е.В. и др. Основы туризма. Учебник. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 384 с.
32. Писаревский Е.Л. (ред.) Правовое обеспечение туризма. Учебник. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 336 с.
33. Перепелицын К.Н. ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-1
34. Слепцова Н. Эффективность продаж и контроль за эффективностью // Отель, 2010. – № 2.
35. Тарский М.О. Конкурентоспособность – основное проявление качества управления организацией // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. – 2014. – №2. – с. 63-66
36. Харламов, В. И. Управление социально-экономической деятельностью и актуальные вопросы реинжиниринга региональной системы управления потребительской кооперацией Краснодарского края: монография/ В. И. Харитонов, А. В. Вострокнутов, Н. Л. Христюк.- М.: Издательство «Наука и кооперативное образование», российский университет кооперпации, 2007. -220с.
37. Апарт-отель что это? - http://snovadoma.ru/interes/Building/aparthotel/
38. Апарт-отели. - http://www.city-of-hotels.ru/168/types-of-hotes/apart-hotels.html
39. Апарт-отели в России: чем хороши. - https://news.ners.ru/apart-oteli-v-rossii-chem-khoroshi.html
40. Без чего нельзя продвигать отель в «Инстаграме»? - http://blog.travelline.ru/promotion/bez-chego-nelzya-prodvigat-otel-v-instagrame/
41. Виртуальные 3D туры в гостиничном бизнесе. - https://360joy.ru/articles/ocenka-effektivnosti-virtualnih-turov-v-gostinichnom-biznese.html
42. Как рекламировать и продвигать гостиницу в интернете: 33 и 1 совет интернет-маркетолога. - http://www.bizprofi.ru/blog/kak-reklamirovat-i-prodvigat-gostinicu-v-internete-33-i-1-sovet-internet-marketologa/
43. Кто еще хочет знать, как продвинуть отель в Instagram? - https://blog.websarafan.ru/2014/09/11/kto-eshe-xochet-znat-kak-prodvinut-otel-v-instagram/
44. Лучше жить, чем останавливаться. - http://zagorod.spb.ru/articles/2921
45. Методы продвижения гостиницы и её услуг. - http://hotelmaster.ru/metody-prodvizheniya-gostinitsy-i-eyo-uslug/
46. Трехмерное путешествие по гостинице – виртуальный тур. - http://ps-hotel.ru/stats/trehm_puteshestv/
47. Трехмерное путешествие по гостинице – виртуальный тур. - http://ps-hotel.ru/stats/trehm_puteshestv/
48. Что такое апарт-отель. Новый формат комплекса для проживания в Уфе. - http://mynedv.ru/blog/13348/103.html
49. 50+ советов по продвижению бренда в Instagram. - https://www.likeni.ru/analytics/52-soveta-po-prodvizheniyu-brenda-v-instagram/
50. Xcellent International Serviced Apartment. - https://www.booking.com/hotel/cn/xcellent-international-serviced-apartment-guangzhou.ru.html