Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных экономических условиях хозяйствования ни одно предприятие не может функционировать и производить продукцию без осуществления закупок товарно-материальных ресурсов.
Актуальность темы заключается в том, что совершенствование закупок и эффективное построение закупочной деятельности - одно из основных условий успеха в работе предприятий.
Предметом работы выступает система организации закупок материальных ресурсов на предприятии.
Объектом исследования является закупочная деятельность конкретного предприятия.
Целью настоящей работы выступает разработка мероприятий по совершенствованию управления закупочной деятельностью торговой организации на основе комплексного анализа системы закупок на предприятии.
В связи с этой целью ставится ряд следующих задач:
раскрыть понятие и сущность закупочной деятельности,
исследовать задачи закупочной деятельности предприятия,
проанализировать основные виды закупок,
рассмотреть главные этапы осуществления закупочной деятельности,
описать структуру и функции отдела закупок,
дать характеристику закупочной деятельности на примере конкретного предприятия,
выявить основные проблемы закупочной деятельности компании и предложить мероприятия по их устранению.
Работа состоит из трех основных частей. В первой главе рассматриваются теоретические основы и сущность понятия закупок, основные виды и функции закупочной логистики на предприятии. Во второй части анализируется закупочная деятельность конкретного предприятия. В третьей выявляются основные проблемы и предложение мероприятий по совершенствованию закупочной логистики компании.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области закупочной деятельности предприятий, управленческие порталы и ресурсы Интернет.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ЛОГИСТИКОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие, сущность и задачи закупочной логистики
Закупки являются одним из мощнейших рычагов в решении вопросов успешной деятельности предприятия. Закупка – это основной шаг, который напрямую влияет на уровень доходности от ведения бизнеса и на успешность развития деятельности. Каждый момент, связанный с приобретением товара для работы компании, должен быть обдуман и проанализирован.
В деловой лексике закупка – это приобретение товаров в большом количестве для деятельности компании [12, c.76]. Чаще всего закупки осуществляются оптовые, потому что так и выгоднее, и удобнее для беспрерывной работы фирмы, чем бы компания ни занималась. Также для проверки уровня спроса на товар иногда заказывают розничные единицы продукции.
Закупки предприятия – это один из важнейших процессов, осуществляемый при ведении бизнеса. Именно процесс закупки обеспечивает эффективное функционирование сегодняшних предприятий, существенно влияет на их конкурентоспособность, эффективность и устойчивость. Под конкуренцией следует понимать возможность предприятия в полной мере удовлетворять требования потребителей, путём предоставления самой качественной продукции по приемлемым ценам и в необходимые сроки. Таким образом, можно сказать, что закупки предприятия базируются на выполнении шести основных правил логистика: товар, качество, количество, место, время и затраты.
Так как деятельность любого предприятия имеет долговременный период, это требует поиска комплексных и оптимальных решений, которые организуют эффективные закупки предприятия на длительную перспективу. Нахождение этих решений отражается, в конечном итоге, в производственных, маркетинговых и логистических стратегиях предприятий.
Закупки предприятия включают в себя, помимо приобретения необходимых товаров, организацию из перемещения, включая места размещения, организацию смены собственника, а также сбор, анализ и передачу своевременной и точной информации другим подразделениям. Эффективные закупки предприятия позволяют создать оптимальный ассортимент и номенклатуру товаров предприятия и обеспечивают его результативную работу.
Закупки предприятия – самый главный процесс в развитии компании, в его совершенствовании и достижении поставленных целей. Каждая задача, метод и форма взаимодействия с поставщиками, стоящая перед службой закупок, и вся эффективность закупочной деятельности в большинстве случаев зависит от того, насколько сильно и качественно развито межфункциональное взаимодействие имеющихся служб предприятия. Эффективные закупки предприятия должны реализовываться самым оптимальным и результативным способом. Хорошо организованные закупки предприятия можно оценивать по тому, сколько времени предприятие тратит на отбор и поиск контрагентов, является ли этот процесс объективным или всё же носит формальных характер, насколько качественно рассматриваются потенциальные поставщики. Ведь именно от их работы зависит работа самого предприятия.
Независимо от того, каким видом деятельности занимается компания, в любом случае закупка - это неотъемлемая часть для успешной работы. В свою очередь закупки распределяются на два вида [15, c.116]:
Прямые,
Непрямые.
Прямая закупка – это непосредственное приобретение товаров или услуг, связанных с деятельностью компании. Это может быть готовая продукция, а также элементы для реализации и создания новых источников производства. Под прямыми закупками подразумевается заказ товаров, услуг у компаний-поставщиков с целью полноценной деятельности предприятия.
Непрямые закупки – это то, что необходимо в работе, но не связано непосредственно с деятельностью компании. Например, канцелярские принадлежности, предметы интерьера офиса, аксессуары для организации пространства. Эти закупки также очень важны, ведь без них не получится полноценно обустроить рабочие места персонала и коммуникацию с клиентами.
Также закупки разделяются на конкурентные и неконкурентные.
1. Конкурентные – участников много, они соревнуются друг с другом за право подписать контракт с заказчиком.
1.1. С проведением торгов – участники могут торговаться: изучив условия, предложенные конкурентами, предложить еще более привлекательные.
1.1.1 Аукцион – проводится, когда заказчик точно знает, какой товар ему нужен, с какими конкретно характеристиками и в какие сроки. Их он указывает в тендерной документации, а участники указывают цену, за которую готовы этот товар поставить. Выигрывает тот, кто предложил самую низкую. Если же во время торгов цену снизили до нуля (точнее меньше 0,5% от начальной), то далее идет аукцион на повышение. То есть контракт подпишут с тем, кто предложил наибольшую цену, причем эти деньги не заказчик будет платить поставщику, а поставщик заказчику.
1.1.2 Конкурс – проводится, когда заказчику важна не только цена, но и ряд других параметров товара (не менее двух). Заказчик устанавливает критерии оценки этих параметров, закрепляя значимость каждого – количество баллов, которые за него присваиваются – и алгоритм их подсчета. Победителем в конкурсе признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора: по цене, срокам и указанным параметрам.
1.2. Без торгов – в таких закупках участники только один раз предлагают свою цену контракта. Торговаться – то есть менять ее после ознакомления с предложениями конкурентов – нельзя. По этой причине, а также из-за меньшего количества тендерной документации, запросы котировок и предложений проводятся гораздо быстрее аукционов и конкурсов. Заказчики отдают им предпочтение, если закупка стандартная, и провести ее надо быстро. Часто такие способы выбирают, если был расторгнут контракт по аукциону или конкурсу, и нет времени на повторную процедуру с торгами.
1.2.1 Запрос котировок. Под словом “котировка” понимается “цена”. Эта форма закупок аналогична аукциону, но без торга. Заказчик описывает в извещении, какой именно товар и на каких условиях он хочет приобрести, и запрашивает у участников цену, за которую они готовы такой товар поставить. Объявить свою котировку – ценовое предложение – участники могут только один раз. После этого заказчик проверяет заявки на соответствие закону и условиям извещения и выбирает ту, в которой цена контракта минимальна. Если таких несколько, то побеждает участник, подавший заявку раньше.
1.2.2 Запрос предложений – аналог конкурса, проводимый без торгов. Заказчик сравнивает не только цену, как в случае запроса котировок, но и другие параметры, указанные им в извещении (качество, сроки и т.д.) – то есть в целом предложения поставщиков. Побеждает заявка с лучшими условиями.
2. Неконкурентные
Закупка у единственного поставщика – единственный неконкурентный вид тендеров. Заказчик приобретает товар у конкретного продавца – быстро и без характерных для госзакупок сложностей. Статья 93 Федерального закона 44-ФЗ содержит более сорока оснований для проведения закупки у единственного поставщика [6, c.77]. Самые популярные из них: заключение контрактов с естественными монополиями, малые закупки (до 100 000 рублей), а также случаи, когда закупка, проводившаяся по другому методу, признана несостоявшейся (то есть отклонены все заявки, кроме одной). Если выбор единственного поставщика не столь очевиден, заказчику необходимо подробно обосновать, почему невозможно или нецелесообразно проводить конкурентный тендер.
В каждом из видов есть своя система закупок. В зависимости от того, частное предприятие или государственное, данная схема может отличаться. Частные конторы могут вести процесс заказов товаров и услуг напрямую с поставщиком. То есть, не пользуясь дополнительными средствами и программами, уполномоченный представитель фирмы может в телефонном режиме или по электронной почте связаться с продавцом необходимых ресурсов.
В случае, когда закупка осуществляется за счет бюджета государства, схема закупки отличается. В этом случае нет возможности вести переговоры о поставках напрямую с продавцом необходимых товаров или услуг. С 2013 года была внедрена система электронных торгов. Такая схема придумана с целью исключения коррупции из органов законодательной государственной власти. К сожалению, прецеденты были, поэтому ответственные органы за борьбу с коррупцией в государстве нашли метод снижения уровня растрачивания денег страны. С внедрением в систему государственных закупок электронных торгов система заказов стала прозрачной и доступной для каждого. Даже обычный гражданин в этой программе может просмотреть все приобретения в государстве.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ,
2. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. – Таганрог: ТРТУ, 2015. – 121 с.
3. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2018. — 272 с.
4. Бердников В. Основы бизнес – анализа. – М.: КНОРУС, 2018. – 495 с.
5. Бузукова Е. Закупки и поставщики. – СПб.: Питер, 2016. – 416 с.
6. Гермацкий А.В. Закупочная логистика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/660779/
7. Дэвенпорт Т. Аналитика как конкурентное преимущество. Новая наука побеждать. – М.: Дашков и К, 2019. – 626 с.
8. Дрожжин А.И. Логистика. – М.: Инфра-М, 2019. – 581 с.
9. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2017. – 386 с.
10. Иванов Д.А. Логистика. Стратегическая организация. – М.: Экономика, 2015. – 139 с.
11. Конрад К. Бизнес – анализ. – М.: Вильямс, 2018. – 576 с.
12. Каменски Х. Методы стратегического анализа. Доступ через http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214035316/2008-4-5.pdf
13. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 437 с.
14. Литке Х. Д. Управление проектами./ Под ред. Х.Д. Литке, Илонка Кунов. – М.: Омега-Л, 2016. – 337 с.
15. Логистика. Интегрированная цепь поставок/Д.Бауэрсокс, Д.Клосс – М.: Кнорус, 2019. – 227 с.
16. Магданов П.В. Система управления организацией: понятие и определение// ВЕСТНИК ОГУ. – 2016. - №8(144). – с.56 – 67.
17. Модель зрелости закупок. Анализ функции закупок в российских компаниях/Х.Полиньски. Режим доступа: https://home.kpmg.com/
18. Мировые стандарты складской логистики/Э.Фразелли – М.: Инфра-М,2015. – 336 с.
19. Миротина Л.Б. Эффективность логистического управления. – М.: Экзамен, 2016. – 448 с.
20. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 266 с.
21. Николашин В.М. Основы логистики. – М.: Инфра-М, 2019. – 361 с.
22. Оптимизация управления закупками и снабжением [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.logists.by/library/view/optimizaciy-upravleniya-zakupkami
23. Покупки для бизнеса. Что такое снабжение/К.Баррат, М.Уайтхед – М.: Инфра-М, 2016. – 269 с.
24. Роберт Э. Эффективное снабжение. – М.: Инфра-М, 2018. – 403 с.
25. Руководство по закупкам/Н.Димитри, Г.Пига, Дж.Спаньоло – М.: Инфра-М, 2015. – 104 с.
26. Семененко А.И. Основы логистики. – М.: Инфра-М, 2015. – 418 с.
27. Сергеев И. Экономика организаций (предприятий): Учебник для ВУЗов. – М.: Проспект, 2015. – 343 с.
28. Скоробогатова Т.Н. Логистика. – М.: Дашков и К, 2016. – 472 с.
29. Служба закупок на предприятии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/logistika-1/50.htm
30. Степанов В.И. Материально-техническое снабжение. – М.: Академия, 2016. – 192 с.
31. Стратегическое управление цепочками поставок/П.Кузинс, Р.Ламминг, Б.Лоусон, Б.Сквир – М.: Инфра-М, 2018. – 302 с.
32. Управление закупками и поставками/ М.Линдерс, Ф.Джонсон, А.Флинн, Г.Фирон – М.: Дашков и К, 2015. – 504 с.
33. Яркова А.А. Организация закупочной деятельности// Актуальные проблемы. - №9. – 2015. – 212 с.
34. Все о логистике [электронный ресурс].– режим доступа http://www.logistics.ru/
35. Информационный портал о логистике [электронный ресурс].– режим доступа http://www.logistic.ru/
36. Теория и практика логистики [электронный ресурс].– режим доступа http://www.logistics-gr.com/
37. Журнал «Логистика» [электронный ресурс].– режим доступа http://www.logistika-prim.ru/
38. «Экономический портал»» [электронный ресурс].– режим доступа :http://institutiones.com/,свободный.
39. Журнал «Бизнес – аналитика»[электронный ресурс].– режим доступа: http://www.fin-izdat.ru/journal/fa/,свободный.
40. «Бизнес – аналитика» [электронный ресурс].– режим доступа: http://www.businessanalytica.ru/,свободный.