Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно он будет делать и к какому сроку необходимо завершить работы, какими способами и с использованием каких средств он должен сделать. Бизнес-планирование позволяет не только обосновать необходимость разработки того или иного инвестиционного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что услуги по оказанию ремонтов квартир – довольно прибыльное предприятие. Во многих городах ниша не переполнена, а вход на нее свободный. Это открывает отличные перспективы в данном деле. Во-первых, затраты будут сводиться к заработной плате, ведь сырье клиент может покупать самостоятельно или оплачивать отдельно. К этим тратам можно прибавить средства на рекламу. Остальные категории затрат можно считать незначительными.
Прежде, чем приступать к разработке и написанию бизнес плана, любой предприниматель должен провести глубокое маркетинговое исследование, изучив текущее состояние рынка, целевую аудиторию и ее потребности, оценить свои возможности и ресурсы, которыми он располагает.
Если бизнес план написан грамотно и с учетом всех нюансов, то он будет способствовать успешному развитию бизнеса и предотвратит финансовые вложения в обреченный на провал проект.
Бизнес планы могут быть составлены сотрудниками компании, его руководством или же нанятым профессионалом. Как показывает практика, гораздо лучше, если в написании бизнес плана активное участие принимает руководитель, так как именно от него в дальнейшем будут зависеть дальнейшие действия по реализации проекта и решение возникающих проблем.
Любой бизнес план должен содержать следующую информацию: описание предлагаемых услуг или товаров, описание целевой аудитории и потребителя, характеристику рынка, тенденции прошлого и настоящего времени, а также описание конкурентов, включая их как сильные, так и слабые стороны.
Составляя бизнес план, следует помнить о том, что его задача – привлечение инвесторов. Поэтому в интересах самого предпринимателя предоставить как можно более полную и детальную информацию о своем проекте, которая сможет убедить потенциального в успешности будущего проекта.
Цель исследования – изучить и проанализировать разработку проекта создания предприятия по оказанию услуг ремонта.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы написания бизнес-планов;
2) разработать бизнес-план создания предприятия по оказанию услуг ремонта;
3) проанализировать эффективность и риски проекта.
Предмет исследования – разработка проекта создания предприятия.
Объект – оказание услуг ремонта.
Работа по структуре состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и списка литературы.
1 Теоретические основы написания бизнес-планов
1.1 Сущность бизнес-плана
Систему планирования в бизнесе условно можно разделить на два вида. Один из них – производственное планирование. Оно охватывает все виды деятельности предприятия. Ко второму относится планирование осуществления конкретного инвестиционного проекта, получившее название бизнес-план. Таким образом, сущность бизнес-планирования определяет успех деятельности по использованию нововведений в производстве.
Бизнес-план является целевым, программным и системным документом, который структурирован на разделы и является системой расчётов, технических и экономических обоснований. Содержит экономические показатели, описывает меры и действия, направленные на то, чтоб достичь основную цель улучшения предпринимательской деятельности.
Что касается бизнес-планирования, то для него отсутствуют нормативные требования. Общепризнанно только мнение о том, что бизнес-планирование состоит в подготовке комплекта документов по осуществлению коммерческого проекта.
Бизнес-план является кратким, точным и достаточно понятным описанием намечаемого бизнеса, на который необходимы определённые инвестиции. Содержание документа должно давать ясный ответ на прогнозируемые перспективы: в нём должны быть рассмотрены все вопросы снабжения сырьём, рабочей силой, финансовыми средствами, предугаданы риски и финансовые результаты.
Цели бизнес-планирования обычно подразделяются на основные и сопутствующие. Главная цель бизнес-планирования, как правило, - это либо создание новых объектов предпринимательской деятельности, либо улучшение условий деятельности действующих.Это представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Цели бизнес-планов
Целью создания новых предприятий является достижение экономических результатов либо возникновение социальных объектов новой направленности.
В рамках действующих объектов предпринимательства бизнес-планы создаются для осуществления инвестиций и инноваций. Их целью является повышение эффективности коммерческой деятельности, устранение низкой рентабельности, убыточности, возможного банкротства и прочие меры возможного финансового оздоровления.
Для социальных объектов актуальными целями разработки бизнес-планов является расширение перечня новых социальных услуг и улучшение существующих.
Следует различать цели и задачи бизнес планирования. Целью является тот результат, ради достижения которого разрабатывается бизнес-план. Задачами оказываются те проблемы, с решением которых возможно достижение целей.
Комплекс задач, решаемых при разработке бизнес-плана, можно разделить на две группы: стратегические и тактические.
Первые из них связаны с выявлением финансовых источников его формирования. Решается либо задача привлечения инвесторов любой формы собственности и организационно-правовой формы деятельности, либо привлечение средств через эмиссию ценных бумаг.
Текущие задачи связаны с разработкой отдельных разделов плана. Важнейшими из них являются формирование номенклатурных подробностей выпускаемых товаров и услуг, а также разработка тактической и стратегической тактики действия предприятия на рынке:
- Подлежат оценке возможные риски, требующие внесения негативных корректив в создаваемый план.
- Решается задача составления комплекта мероприятий по маркетингу, связанных с изучением рынка, продвижением и стимулированием продаж.
- Оценивается жизнеспособность и устойчивость предприятия в условиях существующей на рынке конкуренции.
- Особый комплекс задач связан с обеспечением финансовой устойчивости предприятия: оцениваются совокупные издержки, уровень их минимизации, а также задача максимизации прибыли.
Параллельно решается задача обеспеченности кадрами необходимой квалификации.
Принято считать, что наличие бизнес-плана обеспечивает выполнение двух важных для предприятия функций: внешней и внутренней. Представители внешнего делового мира получают возможность узнать про сущность и основные аспекты осуществления конкретного предпринимательского нововведения.
Внутренняя функция состоит в том, что бизнес-план становится механизмом самоорганизации, и действует в двух направлениях:
С одной стороны, у предприятия должны быть механизмы стратегического и оперативного руководства его деятельностью. И поскольку бизнес-план сформировал стратегические направления и цели деятельности, то контроль их соблюдения является естественным продолжением управления самим бизнес-планом.
Второе направление внутренней функции бизнес-планирования состоит в том, что существование бизнес-плана даёт предприятию механизм анализа и контроля, а также оценки эффективности действий. В бизнес-плане имеются показатели успешности реализации новшества. Отслеживание их выполнения одновременно является механизмом контроля и оценки успешности предприятия в целом.
Итак, бизнес-план – это краткое, точное и понятное описание предполагаемого бизнеса, в котором содержатся следующие данные:
- Программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы;
- Сведения о фирме;
- Сведения о товарах/услугах;
- Сведения о производстве товаров;
- Сведения о рынках сбыта и маркетинге;
- Сведения о порядке организации операций и их необходимой эффективности.
Бизнес-план представляет собой документ, в котором описаны шаги управления и контроля процессов бизнеса, поэтому он является неотъемлемым элементом стратегического планирования.
В ходе процесса бизнес-планирования определяются цели бизнеса и пути их достижения, посредством намеченных и разработанных программ действий. Программа действий в ходе исполнения корректируется и дополняется в соответствии с изменениями внешней среды или в связи с теми или иными событиями.
Анализ деятельности крупных организаций показывает, что качественные, точные бизнес-планы вполне могут быть сформированы в российских условиях и дают огромный плюс любой организации, работающей на рынке.
Схематично структура бизнес-плана выглядит следующим образом:
-пояснительная записка;
- основные экономические показатели предприятия;
- описание и расчеты запланированных мероприятий;
- предполагаемые результаты;
- заключение бизнес-плана;
- приложения.
Отталкиваясь от этой схемы и целей планирования, можно начинать формулировать названия основных разделов бизнес-плана, не забывая о том, что название должно отражать суть информации, изложенной в разделе.
Вступительная часть. Введение бизнес-плана дает возможность читателю получить следующую информацию:
- в каком году составлен документ;
- кто составитель;
- для какого предприятия осуществлялось планирование;
-исходные внутренние и внешние экономические показатели и условия, на базе которых осуществлялось планирование.
Иногда всю перечисленную информацию формируют в одну пояснительную записку к плану, иногда разбивают на несколько вводных частей.
Также обязательным компонентом вступительной части бизнес-плана должна стать короткая презентация самой идеи коммерческого предприятия, которую предприниматель намерен воплотить в жизнь. Это описание должно быть содержательным и конкретным, чтобы сразу заинтересовать инвесторов.
Не включив в бизнес-план разделы с первичной информацией, составитель рискует исказить всю картину и лишиться возможности в будущем эффективно использовать приведенные расчеты.
Описание плана коммерческих мероприятий. После введения идут разделы бизнес-плана, в которых излагаются основные направления развития бизнеса, формируется стратегия достижения поставленных целей, производятся экономические расчеты на основе финансовых показателей компании.
В связи с тем, что для корректного описания перечисленного составителю необходимо будет изложить большой объем информации и сформировать предварительные расчеты, предлагается разбить бизнес-план на разделы с характеристикой отдельных структурных элементов, из которых состоит общий производственный процесс.
Опять же, никаких правил того, как вводить в бизнес-план разделы, нет. Единственная задача – изложить информацию как можно более компактно, структурированно и связно.
Наиболее используемый вариант того, как можно сформировать основные разделы бизнес-плана и их содержание, выглядит следующим образом:
- характеристика имеющихся производственных мощностей;
- описание выпускаемого продукта;
- расчет производственных затрат;
- структура доходов;
- рынок сбыта;
- основные экономические риски.
Включать в бизнес-план разделы с указанием показателей текущей экономической ситуации нужно не на авось, а используя сведения годовых и квартальных финансовых отчетов предприятия. Некоторые экономисты даже рекомендуют делать выборки показателей за несколько лет, чтобы адресаты документа могли оценить динамику развития предприятия.
Производственные мощности. Характеристика производственных мощностей, входящая в составляющие бизнес-плана, должна содержать следующую информацию:
- площадь и основные параметры производственных помещений;
- наличие подсобных и технических сооружений;
- параметры инженерных сетей;
- сведения о том, находятся ли производственные мощности в аренде или принадлежат предприятию (если предприятие – собственник, то указать, какими документами подтверждается право собственности);
- есть ли право пользования земельным участком;
- какое оборудование требуется для производства продукта, в каких годах устанавливалось, модернизировалось и ремонтировалось то оборудование, которое используется на предприятии в момент написания бизнес-плана.
В приложения можно включить копию технического паспорта на помещения и копию дислокации производственного оборудования на территории предприятия.
Продукция. Включая в бизнес-план разделы и описания, связанные с характеристикой продукта (это могут быть как работы, так и услуги), предприниматель может придерживаться следующего порядка изложения информации:
- краткое описание продукта (вид, технические характеристики, классификация);
- указание на государственные стандарты или другие технические условия, в соответствии с которыми продукт производится;
- расчет себестоимости для единицы продукта;
- количество продукта, выпускаемое за определенный период (в связи с тем, что на многих производствах количество выпускаемой продукции зависит от сезона, в разделе бизнес-плана лучше отразить количество партий не за последний месяц, а поквартально за весь предыдущий год – в таком виде информация наиболее полно поможет представить инвестору производственные масштабы);
- количество сырья, необходимого для производства;
- объемы затрачиваемых ресурсов (электричество, газ, вода).
Несмотря на то, что данная характеристика основных разделов бизнес-плана, на первый взгляд, больше содержит информации о производстве некоего материального продукта, все включенные в такой бизнес-план разделы могут презентовать максимум информации и об услугах. Ведь сложно спорить с тем, что услуга – это продукт, для производства которого нужны и помещения, и оборудование, и материалы.
Затраты. Некоторые экономисты считают, что основным разделом бизнес-плана является информация о производственных затратах. Ведь именно от количества предполагаемых расходов зависит финансовый успех и затраты - это тот параметр, который может регулировать сам предприниматель.
Как основные элементы бизнес-плана в разделе о затратах отражаются фактические данные:
- о том, какое количество сотрудников необходимо для работы компании и какой в связи с этим у предприятия фонд оплаты труда;
- размер издержек на уплату обязательств перед государством (налогов и других обязательных платежей);
- транспортные затраты;
- административные расходы;
- расходы на закупку материалов, сырья и услуг, необходимых для производства продукта;
- оплата процентов по кредитам и выполнение других обязательств перед кредиторами;
- расходы на содержание имущества предприятия.
Имея информацию о том, в каких направлениях и в каком количестве расходуются деньги предприятия, инвестор сможет скорректировать эти потоки в соответствии с новыми предпринимательскими идеями, которые должны быть реализованы в рамках рассматриваемого бизнес-плана.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемьева Т.Д., Федоренко А.И. Бизнес-планирование инвестиционных проектов как основа реализации стратегии развития компании. //"Инвестиционный банкинг" - N 3, 4, - 2007 год.
2. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Уч. пособие. – 3-е изд. – М.: ФОРУМ, 2009. — 256 с.
3. Бекетова О.Н., Найденков В.И. Бизнес-планирование. - М.: Эксмо, 2007. — 32 с.
4. Бекетова О.Н. Бизнес-планирование: конспект лекций. - М.: Эксмо, 2007. — 160 с.
5. Бизнес-планирование: Учебник для вузов/ Под ред. В.М Попова, С.И. Ляпунова, С.Г. Млодика. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 816 с
6. Бородин К., Гиззатуллина Г. Прибыльная стоматология. Советы владельцам и управляющим. — СПб.: Питер, 2012. — 176 с.
7. Вестник современной клинической медицины 2014 приложение 1 том 7. Рецензируемый и реферируемый научно-практический журнал. Основан в 2008 г.
8. Головань С.И., Спиридонов М.А. Бизнес-планирование и инвестирование. Учебник. Ростов н/Д, Феникс, 2008. – 302 с.
9. Головань С.И. Бизнес-планирование / С.И. Головань – М.: Феникс, 2009. – 320 с.
10. Горфинкель В.Я., Попадюк Т.Г. (ред.) Бизнес-планирование. Учебник. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2015. — 296 с.
11. Даниленков В.Л. Бизнес-планирование в АПК. Учебно–методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Экономика и управление на предприятии АПК. г. Калининград, 2007. - 224 с.
12. Дьяченко В.Г., Галёса С.А. и др. Общая врачебная практика в стоматологии. Учебное пособие. — Хабаровск: изд-во ДВГМУ, 2009. — 312 с.
13. Короткова И.В. Бизнес-планирование. Учебное пособие. Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей», 2011. - 56 с.
14. Липсиц, И.А. Бизнес-план – основа успеха: Практическое пособие / И.А. Липсиц – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2012. – 112 с.
15. Маркова, В.Д. Бизнес-планирование / В.Д. Маркова, Н.А. Кравченко.- М.: Проспект, 2009. – 216 с.
16. Минко И.С. Бизнес-планирование инновационных проектов. Учеб. пособие. СПб.: НИУ ИТМО; ИХиБТ, 2014. – 171 с.
17. Морошкин, В. А. Бизнес-планирование: учебное пособие / В. А. Морошкин, В. П. Буров. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. — 256 с. — (Профессиональное образование).
18. Морошкин, В. А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Морошкин, В. П. Буров. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. — 256 с.
19. Нефедова И.В. Бизнес-планирование. - М.: Научная книга, 2010 - 96с.
20. Орлова, Е.Р. Бизнес-план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании / Е.Р. Орлова. – 2-е изд., испр. и доп. – Омега-Л, 2012. – 152 с.
21. Пашкина Т.И., Захарова Л.Р., Алчанова Р.Д. Бизнес-планирование предприятия. Учебное пособие. Уфа: Уфимск. гос. академия экономики и сервиса, 2008. – 98 с
22. Бизнес планирование. - http://center-yf.ru/data/Marketologu/Biznes-planirovanie.php
23. О сущности, содержании и осуществлении бизнес – планирования. - http://vseproip.com/biznes/o-biznese/sushhnost-biznes-planirovaniya.html
24. Основы бизнес-планирования. Как составить бизнес-план? - http://ivan-shamaev.ru/basics-of-business-planning-and-business-plan/
25. Основные разделы бизнес-плана: как ничего не упустить и правильно расставить акценты. - http://vseproip.com/biznes/biznes-plany/razdely-biznes-plana.html