Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Морфология эстрадного искусства разнообразна и сложна, что связано, в первую очередь, с множеством основных эстрадных жанров: речевые (разговорные) жанры, оригинальные и эстрадно-цирковые жанры, инструментальные музыкальные жанры, танцевальные жанры, вокальные жанры. По классификации, выдвинутой профессором С.С.Клитиным, следует группировать их по родам: вокальному, речевому, цирковому и др. А внутри каждого «рода» еще и по «поджанрам». Таким образом, структура эстрады необычайно разветвлена. Подобного разнообразия не имеет ни одно из зрелищных искусств. Большинство искусствоведческих трудов, посвященных эстраде, представляет собой локальные исследования того или иного отдельно взятого жанра. В подтверждение можно привести одну из фундаментальных работ - очерки истории «Русская советская эстрада» 1 в трех томах, где история российской эстрады, практически всего советского периода предстает как история развития ее различных и вполне самостоятельных жанров.
В этом смысле настоящая работа не является исключением в общепринятой методике изучения искусства эстрады. Она содержит исследования проблем, связанных с развитием исполнительского искусства эстрадного вокала, наиболее востребованной формы современной зрелищной культуры.
Вокальная эстрада по популярности вышла на первый план. Песня главенствует на эстрадных подмостках. Поэтому научное осмысление проблем эстрадного вокального исполнительства, определяющего вектора развития эстрадного искусства сегодня и в ближайшей обозримой перспективе, является одной из самых важных и актуальных задач искусствознания в области эстрады.
Актуальность работы состоит в том, что объём исследования и предлагаемая автором система формирования пластической культуры эстрадного певца позволяют создавать на концертной сцене образцы вокального искусства, тем самым воспитывается художественный вкус артиста и, через исполнителя, - зрителя. Обращение к проблемам пластической культуры определяет активное стремление автора противостоять ординарности и дурновкусию, бытующим на современной вокальной эстраде
Объект исследования – актерская работа над исполнением вокально- хореографическом номере "Один из нас" в мюзикле М. Беннета "Кордебалет".
Искусство эстрады в целом и вокально-эстрадные жанры в частности по самой своей сути являются одним из самых демократичных видов зрелищных искусств.
Корни эстрады «лежат в народном творчестве, их зачатки выросли на почве фольклора, на почве скоморошьих игр и глумов» От игр скоморохов на ярмарках и базарах, балаганных театров XVIII столетия (подобных петербургским балаганам у Адмиралтейства), эстрада в XIX веке вышла на собственную концертную площадку. Здесь, наряду с другими жанрами, уже звучала песня, нередко имеющая сюжетную основу, наполненная мелодичностью и красотой. Искусны и неповторимо индивидуальны исполнители тех лет: Александр Давыдов, Мария Пуаре, Анастасия Вяльцева, Варвара Панина, Надежда Плевицкая, Раиса Раисова, Мария Каринская.
Предмет исследования — пластическая культура и на её основе пластическая выразительность артиста современной вокальной эстрады; художественный образ вокального эстрадного произведения и его составляющие.
Цель исследования - определение роли и места актерской работы в создании художественного образа вокального произведения на эстраде.
Основные задачи исследования:
- сформулировать и обосновать понятия «Пластическая культура» и «Пластическая выразительность» эстрадного вокалиста;
-выявить и классифицировать стили и особенности пластической выразительности в вокально- хореографическом номере "Один из нас" в мюзикле М. Беннета "Кордебалет";
-обосновать и сформулировать новый подход к структурированию пластической лексики в современном вокальном исполнительском искусстве на эстраде;
Теоретико-методологические основания настоящей работы лежат в теории эстрадоведения — особой части искусствознания; научных трудах по искусству танца, а также пластике драматических актёров: М.Лентовский «Эстрада и цирк глазами влюблённого», М.,1971; Е.Уварова «Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917-1945)»,М., 1983, С.Клитин «История искусства эстрады», СПб, 2008, А.Ваганова «Основы классического танца», Л. - М., 1963, М.Фокин, «Против течения», М., 1981, А.Мессерер, «Танец, мысль, время», М., 1990; Ю.Громов «Воспитание пластической культуры актёра средствами танца», М., 1971, Е.Маркова «Современная зарубежная пантомима», М.,1975, И.Кох «Основы сценического движения», Л., 1976, З.Фильденрай «Осознавание через движение», М., 1994, А.Буренина «Ритмическая мозаика», СПб., 2000, Е.Лукьянова «Дыхание в хореографии», М., 1979, Р.Ботавина «Этика деловых отношений», М., 2001, Т.Забозлаева «Искусство хороших манер», СПб., 1995 и другие. Однако, с сожалением приходится отмечать недостаточную разработанность проблем, а следовательно и литературы по вопросам пластической культуры эстрадных вокалистов и значения пластики в создании художественного образа песни на эстраде.
В начале нового столетия положение несколько изменилось. Рамки научного осмысления тенденций в развитии жанра, отдельных составляющих спектра проблем при создании эстрадного произведения (номера) расширяются. Об этом свидетельствуют такие издания как «Джазовый вокал» А. Корягиной, СПб. 2008; «Распевки. Хрестоматия для вокалистов» О.Сафроновой, СПб, 2010; «Эстрадное пение». Экспресс-курс развития вокальных способностей», И. Исаевой, М. 2006 и другие
Несомненный вклад в современное искусствоведение в области эстрады вносят исследования и печатные труды И.А.Богданова. Одна из последних его работ - «Постановка эстрадного номера», СПб., 2004, посвящена важнейшей составляющей части режиссуры эстрады.
В книге содержится изложение общих закономерностей режиссуры номера, а также представлена специфика режиссерской постановочной работы над эстрадными номерами различных жанров - речевыми, оригинальными, эстрадно-цирковыми и, что важно для настоящего исследования, вокально-эстрадными.
Богданов выделяет чрезвычайно важный аспект, говоря об отличительной особенности жанра эстрадного пения: «Только прекрасной вокальной техникой, только интересным пластическим рисунком во время пения, только актерскими способностями по отдельности удивить зрителя сегодня в этом жанре практически невозможно. Именно поэтому речь идет о комплексе выразительных средств»
Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что, анализируя искусство эстрадного вокала, автор выходит за рамки традиционных, свойственных музыковедению подходов.
Практическая значимость работы состоит в том, что она вооружает системой методических приёмов, дополняющих учебный процесс при формировании пластики артистов эстрады вокального жанра. Сформулированные положения и выводы исследования могут быть использованы как в режиссуре, так и в педагогике
Глава 1. Формирование пластической культуры вокалиста
1.1. Основы сценического движения в аспекте пластической культуры эстрадного вокалиста
Любое движение человеческого тела, входящее в систему искусства, - может стать основой пластического образа эстрадного вокалиста, если будет драматургически и (или) ассоциативно связано с вокальным произведением. Избранный пластический мотив, в зависимости от его стилистического толкования становится средством создания характера персонажа, от имени которого поется песня.
Пластика, как составная часть сценического образа, живет и развивается подобно музыкальному материалу и создает состояние, которое способно выражать тему, идею произведения, его эмоционально – содержательную структуру.
В задачу эстрадного певца входит, пользуясь теми или иными красками пластической лексики, создавать единую образную систему в синтезе вокальной выразительностью.
Для этого артист эстрады вокального жанра должен владеть разнообразным пластическим языком, сценическим пространством и быть, собственно в некотором, роде, балетмейстером – режиссером исполняемой песни.
Эстрадный певец обязан собирать воедино комплекс выразительных средств, чтобы ясно и ярко раскрыть свою основную идею в данном вокальном произведении, свое видение, связанное с музыкой и драматургией песни.
Через единственно нужные «пережитые» сценические движения, родившиеся от неразрывной музыки и содержания песни, возможен диалог певца и воздействия на него.
Современное вокальное эстрадное искусство синтетично. Оно вбирает в себя множество поджанров, стилей, используя при этом различные способы выражения, среди которых одним из главных является пластика. «Пластичностью в бытовом понимании называется согласованность, гармоничность движений человека, - писал известный практик и исследователь И.Э.Кох. - Под пластичностью актёра подразумевается также подвижность процессов его психофизики, т.е. способность мгновенно воспринимать и отражать в физических действиях сценическую ситуацию, выражать внутреннее самочувствие в каждый момент исполнения роли. Оценка сценической действительности и соответствующие ей сценические действия создают возможность правдивой передачи реальной жизни и выразительного поведения в роли, т.е. умения донести до зрителя содержание, смысл физического действия».
В определении И.Э. Коха необходимо выделить весьма существенный момент: пластичность существует как средство "создания правды жизни". Следовательно, применительно к эстрадному исполнительству можно утверждать, что «пластическая выразительность» выступает как составная часть процесса художественного творчества артиста вокального эстрадного жанра, что в свою очередь, является вопросом эстетического порядка, и тем самым, напрямую связано с понятием "пластическая культура». В этом и состоит общность и основное отличие между понятиями «пластическая культура» и «пластическая выразительность». Видный деятель отечественной хореографии Ю.И.Громов обращает внимание на то, что в «системе К.С.Станиславского выразительность пластики на сцене есть не некая абстрактно существующая красивость, изящество, ловкость вообще, а физическое действие, логическое, экономичное и точное по качеству исполнения. При этом оно должно быть выразительным, т.е. понятным по своей сути зрителю, и эмоциональным, т.е. воздействующим на него».
В нём может быть и намек, и скрытый смысл, и действенный процесс. Пластическая культура включает в себя не только узкопрофессиональные компоненты пластической выразительности, но и все иные общеэстетические компоненты его сценического творчества. Главный партнер актера эстрады - зритель. Именно в этом и состоит одна из главных особенностей искусства эстрады. Всякий раз возникает (не возникает) своеобразнейшая по своему способу форма общественной связи его, актера личности, индивидуальности с обществом. В системе взаимодействия "актер - зритель" пластическая культура артиста или её отсутствие проступает наиболее отчётливо, т.к. на неё возлагается коммуникативная и воспитательная функции.
Эстрадное искусство имеет свои особенности, отличающие его от других, приближающие артистов к зрителю, как бы убирающие рампу. Для части исполнителей, не признающих этой особенности эстрады, это отсутствие «четвёртой стены»— основа для панибратства с публикой, повод для раскованности, нередко переходящей в распущенность. Основной способ существования актера эстрады, в том числе и артиста вокальных жанров, предполагает прямое межличностное взаимодействие между исполнителем и зрителем. Для того, чтобы обеспечить полноценность такого взаимодействия, эстрадного актёра необходимо оснастить не только пластической выразительностью, но сформировать в нём устойчивые нравственные основы, социальную ответственность за профессиональное воздействие на зрителя с тем, чтобы они надежно ограждали его от проявления пошлости и поверхностного отношения к своей миссии в момент общения со зрителем. Данная аксиома во многом позволяет предопределить уровень пластической культуры эстрадного певца. Художественный опыт современной эстрады неопровержимо и полностью подтверждает эти требования. Примером тому является успех у публики многих мастеров эстрадного вокала; в том числе народной артистки СССР Аллы Пугачевой.
Пластическая культура певицы как раз представляет собой воспринимаемое наглядно, зрительно сценическое действие. Существует, как уже говорилось ранее, в комплексе физического, психического и эстетического компонентов, составляющих её пластическую выразительность — главнейшее из средств создания художественного образа. Уровень пластической культуры неразрывно связывается с качеством пластической выразительности, где она проявляется не как внешняя экспрессивность, яркость формы, а как мотивированная внутренняя смысловая необходимость, включающая в себя содержательность, значимость, психологическую наполненность, строгую отобранность и четкость пластического рисунка внутренних процессов.
В этом видится смысл и функция пластической выразительности, ее эстетическая ценность. Только в этом случае можно говорить о связи пластической культуры и пластической выразительности. Дать положительную оценку изображению, - значит, видеть перед собой исключительно все компоненты художественной выразительности поведения.
Следовательно, рассматривая проблему пластической выразительности и пластической культуры, мы должны обязательно исходить из того, что основой пластической культуры является эстетическая обработка сценического поведения. Его воспитание включает в себя знания о свойствах и специфике психофизического аппарата, навыки и умения управления ими, на основе которых возникает верное (правдивое) сценическое самочувствие, органика физических действий, т.е., пластическая выразительность, отражающая категорию прекрасного.
Таким образом, пластическая выразительность имеет ярко выраженную двойственную природу, т.е. непосредственно телесную (моторную,) чувственно-эмоциональную (психическую). Исходя из вышеизложенного анализа, возможно, сформулировать понятие: пластическая выразительность — комплекс специальных навыков и умений артиста, способствующий воплощению образа вокально — эстрадного произведения, его художественной интерпретации.
Пластическая выразительность - категория, представляющая собой художественное изображение, которое возникает из совокупности навыков и психофизических свойств исполнителя, создает пластику образа, включая этические и эстетические компоненты, которые дают основания говорить о наличии или отсутствии пластической культуры у актёра. Именно найденный художественный образ в концертном номере, органично объединяет пластическую выразительность и пластическую культуру. В этом случае они обе взаимодействуют друг с другом и не могут существовать обособлено. Художественный образ цементирует гармонию и согласие пластической культуры и пластической выразительности. В оценке уровня пластической выразительности и пластической культуры артиста эстрады вокального жанра, нельзя исходить исключительно только из непосредственно телесной (моторной) подготовки (гибкости, силы, ловкости, амплитуды подвижности), обеспечивающих исполнение физически сложных движений.
Современная практика российской вокальной эстрады показывает, что уровень моторной сложности в пластике певца зачастую очень высок, насыщен трудными и внешне эффектными пластическими элементами и комбинациями, находится на уровне циркового и спортивного трюка. Это наблюдение можно проиллюстрировать эстрадно-вокальным номером «Привыкаю» в исполнении Анны Седоковой. Наряду с обилием иллюстративных движений на рефрен песни «я привыкаю к тебе» певица медленно, плавно отклоняла корпус назад, затем, касаясь одной рукой пола, выходила в стойку, и выполняла акробатический элемент - «мост», таким образом, демонстрируя преданность и кротость своей героини.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. / Л.А. Баренбойм. – Л.: Музыка, 1974. – 336 с.
2. Благой, Д.Д. Роль эстрадных выступлений в обучении музыкантов исполнителей. Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып.2./ Д.Д. Благой. – М., 1979. – 222 с.
3.Богданов И.А. «Жанры эстрадного номера: лекция по программе курса «Режиссура эстрады»». СПбГАТИ-СПб, 2004. (31 стр.)
4.Богданов И. Постановка эстрадного номера. СПб, 2004. (319 стр.)
5.Богданов И. Режиссер - как создатель драматургии эстрадного номер; Лекция по программе "Режиссеры эстрады". СПбГАТИ, 2003. (27 стр.)
6.Богданов И. Художественная структура эстрадного номера и основные методологические принципы его создания. Автореферат на соискание ученой степени доктора искусствоведения. СПбГАТИ, 2005. (38 стр.)
7.Богданов И.А. «Режиссер как создатель драматургии эстрадного номера: лекция». СПбГАТИ - факультет драматического искусства. Кафедра . эстрадного искусства и музыкального театра. СПб, 2003. (27 стр.)
8.Богданов И., Виноградский И. Драматургия эстрадного представления. Учебник. СПбГАТИ, 2009. (419 стр.)
9.Бондаренко В. Энциклопедия популярной музыки. Минск: Экономпресс, 2002. (415 стр.)
10. Бочкарёв, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. / Л.Л. Бочкарёв – М.: Классика–XXI, 2008. – 352 с.
11. Бузони, Ф.Б. О пианистическом мастерстве. Избранные высказывания// Исполнительское искусство зарубежных стран. – М.: Музгиз, 1962.– С. 171–173.
12.Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». СПб, 2000. (220 стр.)
13.Бутенко Э. «Имитационная теория сценического перевоплощения». М., 2004. (271 стр.)
14. Герсамия, И.Е. К проблеме психологии творчества певца./ И.Е. Герсамия – Тбилиси, Мецниереба, 1985. – 239 с.
15. Готсдинер, А.Л. Подготовка учащихся к концертным выступлениям (к вопросу об эстрадном волнении) // Методические записи по вопросам музыкального образования. Вып. 3/ А.Л. Гостинер – М.: Музыка, 1991. – С. 187–188.
16. Гуренко, Е.Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ) / Е.Г. Гуренко – Новосибирск, 1982. – 256 с.
17. Дмитриев, Л.Б. Oснoвы вoкальнoй метoдики / Л.Б. Дмитриев – М.: Музыка, 2000. – 675 с.
18. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Т.1. / Т.Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 2000. – 1213 с.
19.Жарков А. «Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология». М., 2003-2004. Ч. 2. (215 стр.)
20.Зверева Н. «Мастерство режиссера». М., 2002. (472 стр.)
21.Иванов А. «Искусство пения». М., 2006. (221 стр.)
22.«Искусство режиссуры за рубежом. Первая половина XX века». Хрестоматия, отв. редактор проф. Л.Гительман. СПб, 2004. (319 стр.)
23.Клещёв, С.В. Волнение на эстраде и методы его устранения / Клещёв С.В. // Советская музыка, 1936. – №11 – С. 64.
24.Клитин С. «История искусства эстрады». СПб, 2008. (446 стр.)
25.Котова, Р.В. Исполнительская культура и формирования молодого певцаартиста / Р.В. Котова. – М.: Готика, 2006. – 192 с.
26.Перельман, Н.Е. В классе рояля \ Н.Е. Перельман. – М.: Классика–XXI, 2011. – 150 с.
27.Петрушин, В.И. Артистизм – это и тренировка! // Советская музыка № 12 /В.И. Пертушин. – 1971. – С. 6–17.
28.Платонов, К.К. Психология: учебник для инженерно-педагогических работников/ К.К. Платонов, Г.Г. Голубев – М.: Высшая школа, 1977. – 247 с.
29.Приходовская, Е.А. Целостная психологическая установка //Омский научный вестник – №2 / Е.А. Приходовская. – Омск, 2008. – С. 214–218.
30.Селиванов, В.И. Понятие воли в психологии: Материалы Второй межвузовской научной конференции по проблеме психологии воли / В.И. Селиванов. – Рязань, 1967. – С. 3-5.
31.Столяренко, Л.Д. Психология для студентов колледжей / Л.Д. Столяренко, Столяренко В.Е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 398 с.
32.Тетеревкина Т. «Проблемы взаимодействия современного драматического театра и эстрады». СПб, 2002. (22 стр.)
33.Токина, Н.Н. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества / Н.Н. Токина – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972. – 33 c.
34.Узнадзе, Д.Н. Теория установки / Д.Н. Узнадзе. – Воронеж, 1997. – 260 с.
35.Фёдоров, Е.Е. О Психологической подготовке музыканта к концертному выступлению // Вопросы музыкознания / Е.Е. Фёдоров. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 1999. – 332 с.
36.Уварова Е. «XX век. Лексикон. Энциклопедия». М., 2000. (784 стр.)
37.Уварова Е. «Эстрада России XX века (энциклопедия)». М., 2004. (862 стр.)
38.Фёдоров, Е.К. К. вопросу об эстрадном волнении /Труды ГМПИ им. Гнесиных; Вып. 43. – М., 1979. – С. 107–118.
39.Хренов Н. Переходные процессы в русской художественной культуре: новое и новейшее время. М., 2003. (495 стр.)
40.Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально исполнительской деятельности: учебное пособие / Ю.А. Цагарелли. – СПб.: Композитор–СанктПетербург, 2008. – 367 с.
41.«Цирковое искусство России». Энциклопедия. Авторы-составители Швыдкой М., Белякова Г., Славский Р. М., 2000. (480 стр.)
42.Цыпин, Г.М. Исполнитель и техника./ Г.М. Цыпин. – М.: Академия, 1999. – 192 c.
43.Чайковский, П.И. Из писем к Н.Ф. фон Мекк от 5 марта 1878 г. // О Композиторском мастерстве: избранные отрывки из писем и статей / П.И. Чайковский. – М.: «Государственное музыкальное издательство», 1985 г. – С. 49– 52.