Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Обучение на ударных инструментах в ДШИ преследует цель всестороннего эстетического развития и овладения различными видами инструментов: малым и большим барабаном, ударной установкой, ксилофоном, колокольчиками. В процессе музыкально-творческой деятельности у учащегося происходит формирование и развития важных качеств: музыкальных способностей, мышления, фантазии и воображения, коммуникативности и способности слышать и понимать другого человека (на эти навыки положительным образом влияет игра в ансамбле).
В первые годы обучения основной педагогической задачей становится усвоение основных навыков звукоизвлечения, овладение простыми ритмическими рисунками и упражненями, а также активное развитие координации. Всё это с успехом реализовывается в классе барабана при условии высокого профессионального уровня педагога. Чтобы стать таковым, ему необходимо не только быть профессиональным музыкантом, но и обладать достаточно широкими теоретическими и педагогическими познаниями. По этой причине написание подобных работ всегда является своевременным.
Несмотря на востребованность и насущную потребность современного учебного процесса в подобных исследованиях, данную тему нельзя назвать широко изученной. Например, до сих пор отсутствует диссертационное исследование на данную тему. Большим подспорьем для данного исследования послужили различные школы обучения игры на ударных инструментах – И.А. Авалиани [1 – 2], Е.Н. Ахунова [4], Т. Егоровой и В. Штеймана [12], Г. Кизанта [14], К.М. Купинского [16], Я. Метсапелто [17], В. Осадчука [20], З. Резевского [23], В.М. Снегирёва [24], В. Штеймана [31]; и методико-теоретические исследования – А.Д. Буньковой и А.Д. Чернова [8]; Э. Жак-Далькроза [13], Т.Е. Никитиной [18], В.В. Тюкавкина [28].
Для того чтобы хорошо играть на любом музыкальном инструменте, необходимо знать его природу, возможности, музыкальные характеристики. В связи с этим учащихся необходимо ознакомить с особенностями тех инструментов, игре на которых они обучаются. Это – одна из задач данной работы.
Актуальность данного исследования состоит в насущной потребности поиска эффективных средств, направленных на обучение игры на ударных инструментах в классе барабана, повышения её уровня, а также в отсутствии целостного труда на данную тему.
Цель исследования: выявить специфику обучения игры на ударных инструментах в классе барабана в ДШИ.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1) изучить литературу по теме исследования;
2) дать характеристику ударным инструментам: барабану, малому барабану, ксилофону, колокольчикам;
3) дать характеристику понятию «ритм» и определить его значение в музыке;
4)выявить методы развития чувства ритма у учащихся младших классов ДШ;
5) выявить методы развития чувства ритма у учащихся в классе ударных инструментов;
6)выявить специфику обучения в классе ударных инструментах на примере упражнений, сольной программы, ансамблевой игры.
При написании работы использовались как общие, так и частные научные методы, среди которых можно выделить следующие:
1) анализ методической литературы по проблеме исследования;
2) описательный метод;
3) аналитический метод;
3) метод синтеза.
Теоретическую базу исследования составили труды в области анализа музыкального текста, музыковедения: Л.О. Акопяна [3], А. Одера [19], И.В. Способина [25]; в области музыкальной психологии и педагогики: Л.А. Баренбойма [6], А.Л. Гостдинера [11], Д.К. Кирнарской [15], В.И. Петрушина [21].
Теоретическая значимость работы состоит в углублении и расширении знаний об особенностях преподавания в классе барабанов ДМШ.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее выводы можно использовать при обучении детей игре в ансамбле в музыкальных школах и школах искусств.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трёх глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА I ХАРАКТЕРИСТИКА УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
1.1. Перепончатые и самозвучащие: малый барабан, ударная установка барабан
В общих чертах ударные инструменты можно определить как инструменты, звучащие от удара одного предмета о другой. Звуки, используемые в музыкальном искусстве, варьируются, в зависимости от конкретного инструмента, «от чисто музыкального тона до явного шума» [22; 275]. Самая распространённая классификация ударных инструментов разделяет их на инструменты с определённой высотой (колокольчики, литавры и прочие) и неопределённой (большой барабан, тарелки и т.д.).
Более специализированная классификация, по словам У. Пистона, различает также инструменты с вибрирующей мембраной, такие, как барабаны, и инструменты из металла, дерева или других материалов, способных звучать от удара сами по себе (тарелки или треугольник) [22; 275].
Все ударные делятся на четыре группы:
1)Основная ударная группа: это инструменты, чаще всего встречающиеся в большинстве партитур и используемые в обычных концертах – литавры, малый барабан, большой барабан, тарелки, бубен, колокольчики, тамтам.
2)Добавочные ударные инструменты, применяемые лишь для дополнения или подмены участников основной группы – кастаньеты, ксилофон, деревянная коробочка, вибрафон и т.д.
3)Приспособления для звуковых эффектов, предназначенные для имитационного или подлинного воспроизведения немузыкального звучания: сирена, хлопушка, бубенцы – в этой группе нет ограничений.
4)Экзотические инструменты: в настоящее время большей частью инструменты латиноамериканского происхождения – маракасы, бонги, тимбалес, том-том, тэмпл-блоки [10; 34].
Данная характеристика представлена для пополнения музыкального кругозора. Рассмотрим более подробно малый и большой барабаны. Малый барабан (cassa militare – итальянское написание; caisse claire militaire – французское; snare (side) – английское)). Отличительной особенностью малого барабана является пара проволочных пружин, натянутых с нижней стороны по диаметру и вибрирующих вместе с верхней мембраной. Некоторые из названий этого инструмента в различных языках (в том числе, и приведённых) связаны с его военным происхождением и ношением его на ремне в походных условиях [9; 9].
Интересно, что между ними есть некоторые различия. Так, французский caisse claire – самый маленький из барабанов и предназначенный для максимально прозрачного и чёткого звучания. И.Ф. Стравинский (1882 – 1971) в «Истории солдата» вводит две разновидности этого барабана – большой и малый [5; 151].
Русское название «малый барабан», так же как и английское «snare drum», чаще всего подразумевает инструмент, несколько крупнее обычного французского, о котором говорилось выше. Скорее они соответствуют итальянскому tamburo piccolo. Если же говорить в целом о стандартном малом барабане, то это инструмент, снабжённый пружиной, 35,5 – 38 см в диаметре и около 15 см высоты. И верхняя, и нижняя, подструнная, кожи пружинного барабана удерживаются обручами, а их натяжение регулируется специальными металлическими винтами. Несмотря на то, что звучание малого барабана не имеет точно определённой высоты, это инструмент достаточно высокого регистра. Это достигается, очевидно, благодаря действию струн, которые удерживают частоту колебаний [9; 11].
Посредством рычажка струны, или пружины, могут быть отпущены, после чего строй инструмента резко опускается на октаву, и звучание становится немного похожим на том-том. Композиторы нередко используют эту особенность малого барабана в своих сочинениях. Так, Вторая часть Концерта для оркестра Б. Бартока (1881 – 1945) начинается и заканчивается солирующим малым барабаном с опущенными струнами [29; 128].
Обычно играют на барабане с натянутыми струнами, сохраняющими его характерное трескучее, яркое и сухое звучание. В связи с этим вызывает интерес технология изготовления этого инструмента. Ранее цилиндрический корпус изготавливался из дерева, а теперь – из медных сплавов. Палочки делаются из твёрдого дерева с овальными головками. Иногда они бывают и войлочными.
Принципиальное значение имеет знание и понимание барабанных штрихов. Музыка для малого барана и для других ударных инструментов с неопределённой высотой пишется преимущественно на одной черте, без ключа, со штилями, направленными как вверх, так и вниз. Нормальный нотоносец тоже применяется, поскольку сама нотная бумага, на которой пишет композитор, печатается с пятью линейками.
По этой причине обозначение барабанных штрихов исполнитель может увидеть в нотах, в партитуре. Данного рода штрихи складываются из одинарных и двойных ударов. При двойном палочка отскакивает и повторяет ноту. Наиболее важные из штрихов – дробь, простой и двойной форшлаги. Дробь осуществляется быстрым чередованием двойных ударов [10; 116].
Дробь может записываться двумя способами. Первый – как tremolo, а в нотации для барабана перечёркивание тремя чёрточками обозначает дробь, а не обязательно тридцать вторые. Второй способ – в виде трели. Этот способ считается более преимущественным, так как при его использовании чётче видна точная длительность дроби.
Иногда в нотах указывается метод исполнения дроби – с чередованием правой и левой палочек в двойных ударах; точно также дробь может начинаться и с левой палочки [22; 282].
Дроби различаются по количеству сделанных ударов, включая завершающий одинарный удар. Короткие дроби могут состоять из трёх или пяти ударов. Простой форшлаг – обычный штрих для одиночной акцентированной ноты. При его исполнении одна рука, предназначенная для основного удара, держится выше другой, приготовленной для мелизма. Хотя обе палочки ударяют практически одновременно, акцент получает именно основной звук. Это называется закрытым форшлагом. Если мелизматическая нота приходится на сильную долю, то это – открытый форшлаг, но используется он нечасто.
Двойной или тройной форшлаг тяжеловеснее простого. Здесь перед сильной долей две мелизматические ноты, играются двойным ударом или
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авалиани И.Н. Класс ударной установки в ДМШ. – М.: Музыка, 2013. – 72 с.
2. Авалиани И.Н. Школа игры на ударной установке. – М.: Музыка, 2016. – 44 с.
3. Акопян Л.О. Анализ глубинной структуры музыкального текста. — М., Практика, 1995. – 256 с.
4. Ахунов Е.Н. Этюды для малого барабана. – Л.: Музыка, 1983. – 36 с.
5. Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. – М.: Музыка, 1997. – 280 с.
6. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.: Музыка, 1974. – 282 с.
7. Бонфельд М. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. Монография. – СПб.: Композитор, 2006. – 648 с.
8. Бунькова А.Д., Чернов А.М. Преимущества использования электронных учебных пособий на занятиях по обучению игре на ударных инструментах в условиях ДМШ И ДШИ// Фундаментальные и прикладные исследования науки XXI века. Шаг в будущее. – СПб., 2017. – С.71 – 72.
9. Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов. – М.: Просвещение, 1985. – 224 с.
10. Гаранян Г.А. Основы эстрадной и джазовой аранжировки. – М.: Региональный Общественный Фонд развития джазового искусства Георгия Гараняна, 2010. – 256 с.
11. Гостдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Наука, 1993. – 193 с.
12. Егорова Т., Штейман В. Ритмические упражнения для малого барабана. – М.: Музыка, 1988. – 40 с.
13. Жак-Далькроз Э. Ритм. – М. : Классика, 2001. – 248 с.
14. Кизант Г. Техника игры на ударных инструментах. – Киев: Музична Украйина, 1986. – 64 с.
15. Кирнарская Д.К. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. – М.: Музыка, 2003. – 368 с.
16. Купинский К.М. Школа игры на музыкальных инструментах. – М.: Музыка, 1982. – 206 с.
17. Метсапелто Я. Барабаны. Школа игры для начинающих. – М.: АСТ, 2016. – 144 с.
18. Никитина Т.Е. Рабочая программа учебного предмета для обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» Для 1-8 (9) классов ДШИ, срок обучения 8 (9) лет Для 1-5 (6) классов ДШИ, срок обучения 5 (6) лет. – Екатеринбург, 2013. – 57 с.
19. Одер А. Музыкальные формы. – М.: Астрель: АСТ, 2004. – 192 с.
20. Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. – М.: Музыка, 1961. – 91 с.
21. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Владос, 1997. – 384 с.
22. Пистон У. Оркестровка. – М.: Советский композитор, 1990. – 464 с.
23. Резевский З. Руководство по игре на ударных инструментах. – Рига: Дом народного творчества им. Э. Мелнгайлиса, 1969. – 141 с.
24. Снегирёв В.М. Школа игры на двухрядном ксилофоне (маримбе). – М.: Музыка, 1983. – 130 с.
25. Способин И.В. Музыкальная форма. – М.: Музыка, 2007. – 400 с.
26. Стоун Ирвинг Муки и радости. – М.: Издательство политической литературы, 1992. – 430 с.
27. Тагор Р. Религия художника//Восточный альманах. № 4. – М., 1961. – 1961. – С.116 – 121.
28. Тюкавкин В.А. Образовательная программа. Музыкальный инструмент. Ударные инструменты. - Югорск, 2008. – 19 с.
29. Уйфалуши Й. Бела Барток. Жизнь и творчество. — Будапешт: Корвина, 1971. – 356 с.
30. Харлап М. Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки // Ранние формы искусства. – М.: Музыка, 1972. – 243 с.
31. Штейман В. Оркестровые трудности для малого барабана. – М.: Музгиз, 1962. – 97 с.
32. Шторк К. Система Далькроза / Перевод с немецкого Р. Варшавской и Н. Левинской, под ред. и с предисл. П. П. Гайдебурова. М.: Музыка, 2001. – 134 с.