Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Стратегический менеджмент связан с управлением организацией, которое ориентирует основные бизнес-процессы фирмы на требования потребителей, осуществляя при этом регулирование и изменения в организации, чтобы добиться роста конкурентных преимуществ.
Актуальность данного исследования заключается в том, что анализ стратегии развития бизнес – процессов современных предприятий позволяет компании выявить свои слабые стороны и проблемы реализации бизнес – процессов, а также разработать пути по совершенствованию этих процессов.
Объект работы – стратегия развития предприятия.
Предмет работы – стратегия ООО «Юнифарм».
Целью данной темы является раскрытие понятия системы стратегического управления предприятием и практика ее реализации в конкретной организации.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
Раскрыть понятие и сущность стратегии развития предприятия,
Рассмотреть основные принципы и стратегии развития предприятия,
Дать организационно-экономическую характеристику ООО «Юнифарм»,
Проанализировать практику реализации основных направлений развития организации,
Дать основные мероприятия по совершенствованию системы стратегического развития,
Оценить предложенные мероприятия.
В ходе написания работы были использованы такие методы исследования, как анализ (основных бизнес-процессов), синтез (учет всех направлений деятельности предприятия для выявления проблем) и сравнение (оценка некоторых показателей в динамике).
Теоретической основой работы послужили труды таких авторов, как Горшенин В.Ф., Батурин В.К., Курлыкова А.В., Маркова В.Д., Шипунов В.Г. и др.
Работа состоит из трех основных частей. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты планирования стратегии развития предприятия. Во второй главе проводится анализ стратегии на примере ООО «Юнифарм». Третья глава посвящена разработке стратегии предприятия на перспективу.
Для раскрытия данной темы были использованы различные исследования современных авторов в области менеджмента организации и систем управления, различные управленческие порталы и ресурсы Интернет.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1.Понятие и сущность стратегии развития организации
Построение эффективной системы стратегии развития предприятия является важной задачей по формированию и всестороннему развитию организации.
Таким образом, в широком смысле система управления развитием организации – это самостоятельная система, которая имеет определенное предназначение, цели и функции, определяющие характер взаимодействия всех ее элементов [8, c.102].
Главной целью развития стратегии является получение максимальной прибыли на рынке.
При этом в ее основе лежит объект управления (управляемая подсистема) и субъект управления (управляющая подсистема), между которыми должна осуществляться связь (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 - Модель системы стратегического управления организации [12, c.56]
На Рисунке 1.1 цифрами обозначены следующие связи внутри и вовне предприятия:
1 – воздействия субъекта;
2 - состояние управляемой подсистемы предприятия;
3 - ресурсы;
4 – реализация продукции, услуг, выполненных обязательств;
5 - внешние воздействия;
6- документация для внешней среды;
7 - информация о внешней среде.
Таким образом, управляющая система выполняет функцию управления бизнес-процессами предприятий. Она включает в себя также аппарат управления организацией, который отвечает за производство и реализацию услуг на рынке.
В системе управления организацией выделяются следующие основные элементы:
планирующие элементы (перспективы развития систем управления компанией);
регулирующие элементы (совершенствование основ функционирования предприятия);
маркетинг предприятия;
контрольные элементы (информация о состо¬янии системы управления организацией).
Все элементы системы управления организацией можно представить на Рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 - Элементы системы стратегического управления организацией [15]
Стратегический менеджмент имеет отличия от оперативного управления [10, c.205]:
миссия организаций в стратегическом менеджменте связана с выживанием организаций в долгосрочном периоде с помощью установления динамического равновесия с окружающей средой, в оперативном менеджменте – с производством продукции и услуг для получения максимальной прибыли;
в стратегическом менеджменте основное внимание уделяется проблемам внешней среды компании, поискам возможностей по преодолению конкуренции на рынке, адаптации к изменениям, в оперативном менеджменте – проблемам внутри предприятий, которые связаны в основном с использованием ресурсов:
стратегический менеджмент ориентирован в долгосрочный период, а оперативный – в краткосрочный;
главным фактором формирования систем управления в стратегическом менеджменте являются человеческие ресурсы, информационное обеспечение и рынок, в оперативном менеджменте – это оргструктура, технологии;
в управлении персоналом стратегический менеджмент ориентирован на работников как основу предприятия, а оперативный – как ресурсы;
эффективность стратегического менеджмента отражается в своевременности и точности организации и реакции на потребности рынка и изменение в зависимости от окружающей среды, в оперативном менеджменте – в максимизации прибыли, рациональном использовании потенциалов.
Стратегический менеджмент как совокупность взаимосвязанных процессов, отражает процессы по анализу внутренней и внешней среды предприятия, миссии и цели его деятельности, выбор стратегий развития, оценки и контроля их исполнения.
Таким образом, понятие системы управления предприятием строится на определении процесса установления, регулирования и развития поведения индивидов, входящих в персонал компании, образующих организацию как единое целое в перспективе.
Стратегический менеджмент включает [10, c.211]:
- стратегию,
- деловые способности компании,
- внедрение стратегии развития.
Рисунок 1.3 - Общая схема проектирования стратегического менеджмента на предприятии [10, c.213]
Целью первой стадии является сбор информации о предприятии и основных бизнес-процессах.
Вторым этапом стратегического анализа является изучение внешней среды организации, т. е. внешний анализ. Этот этап представляет собой тщательный анализ микросреды, или ближнего окружения организации, и макросреды, или ее дальнего окружения.
Рисунок 1.4 - Разновидности стратегического анализа [10, c.215]
Вторая стадия связана с правильным выбором наиболее оптимального развития организации в будущем на основе той информации, которая была получена при проведении стратегического анализа.
Третья стадия стратегического процесса включает одобрение выбранной стратегической альтернативы и ее реализацию.
Таким образом, процесс проектирования стратегического менеджмента на предприятии заключается в проведении внутреннего и внешнего анализа деятельности предприятия, выбора наиболее оптимальной стратегии поведения на основе полученной информации и непосредственная реализация стратегического менеджмента на практике.
1.2.Основные принципы и цели стратегии развития организации
Для улучшения качества и эффективности деятельности на каждой организации применяются, как правило, различные механизмы по планированию основных процессов, протекающих на предприятии.
В основе бизнес – планирования лежат механизмы и способы описания процессов, протекающих в компании, через различные элементы, составляющие деятельность предприятия (например, данные, события, материалы и пр.). Как правило, планирование бизнес процессов направлено на описание логической взаимосвязи всех элементов данного процесса, начиная с его зарождения на предприятии и заканчивая его завершением в рамках одной организации. В более сложных ситуациях бизнес-моделирование может также включать в свой анализ также внешние по отношению к организации процессы и системы.
Таким образом, бизнес - анализом процессов на предприятии можно назвать систематизированные и комплексные процессы по сбору и обработки различной информации, предназначенной для анализа потребностей и механизмов деятельности предприятия с целью выявления имеющихся проблем у бизнеса и предложения методов для их эффективного решения [8, c.33].
В качестве объекта бизнес – анализа выступают различные бизнес - процессы и бизнес - модели компаний, а также количественные и качественные показатели их деятельности.
Бизнес – процесс представляет собой совокупность различных мероприятий, которые направлены на выполнение конкретной цели, например, создать определенный продукт или услугу для основных клиентов и потребителей компании.
Основными элементами бизнес – планирования можно назвать [8, c.46]:
комплексный анализ предприятия, его состояния, положения в отрасли и т.д.
разработка и сбор требований к изменению некоторых бизнес – процессов.
анализ поступивших на обработку в рабочую группу бизнес – аналитиков требований.
построение аналитической модели решения проблемы.
оценка и проверка правильности и эффективности принятого на предприятии решения.
Бизнес – планирование нацелено на получение следующих результатов (Таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Цели бизнес – анализа и планирования [8, c.51]
Цель Пояснение
Уменьшение затрат Так как издержки на проведение бизнес – анализа можно признать трудоемкими и дорогостоящими, необходимо уменьшить стоимость бизнес – проекта без финансового вреда для всей организации.
Найти решение проблемы Для поиска решений бизнес – аналитики должны обладать полной информации о проблеме и использовать подход по альтернативному исследованию предложенных решений с целью выявления лучшего решения.
Соблюдать сроки анализа Бизнес – аналитика должна быть проведена вовремя и к тому моменту, когда ее результаты еще потенциально нужны предприятию.
Повышение эффективности Эффективность проверяется тем, насколько полученные исследования помогли решить существующую проблему.
Достижение целей предприятия Необходимо анализировать те бизнес – процессы, которые сегодня являются для предприятия наиболее важными с точки зрения ее цели.
Таким образом, современные предприятия могут применять различные модели с целью более детального и адаптированного планирования к условиям деятельности фирмы протекающих на предприятии бизнес- процессов.
Основными методами, применяемыми на данной стадии стратегического проектирования деятельности предприятия, можно назвать следующие [16]:
1. SWOT – анализ;
2. PEST – анализ;
3. Анализ пяти сил Портера.
Рассмотрим более подробно каждую из этих моделей.
SWOT – анализ – это метод стратегического планирования предприятия, который может применяться к любым проектам по улучшению бизнес – процессов на предприятии. С помощью этого метода рассматриваются основные факторы, влияющие на объект бизнес – анализа. В основе этого аналитического подхода анализируются сильные стороны проекта или бизнес – процесса (Strengths), его слабые стороны (Weaknesses), возможности развития или решения проблемы (Opportunities) и угрозы по внедрению его на практику (Threats) (Рис.1.5)..
Рисунок 1.5 - Модель SWOT– анализа [17]
Сильные и слабые стороны аналитического проекта относятся к внутренним факторам, возможности и угрозы по внедрению проекта зависят от внешних условий, которые помогают либо мешают достичь поставленных целей компании.
Такая модель пользуется огромной популярностью и применяется очень широко среди компаний. Однако следует учитывать, что результативность SWOT-анализа очень сильно зависит от полноты и качества исходной информации, и от высокой компетентности бизнес - аналитика, который его проводит. Большим является риск ошибок еще на ранних стадиях бизнес - анализа, что может привести к неверным результатам. Кроме того, интерпретировать результаты нужно с большой осторожностью, так как однозначных решений они не дают.
Следующим методом бизнес – анализа и моделирования является PEST– анализ. PEST – анализ представляет собой инструмент по стратегическому анализу внешней среды. Он включает в себя 4 группы факторов, которые можно обозначить следующим образом:
Р – политические факторы,
Е – экономические факторы,
S – общественные факторы,
Т - технологические факторы.
Политика играет роль при получении ресурсов, необходимых для бизнес – анализа, которые могут появиться при наличии властных полномочий у руководства компании или бизнес – аналитика.
Экономические факторы представляют собой распределение ресурсов между направлениями бизнес – анализа, они оценивают рентабельность проекта.
Социальный компонент определяет предпочтения по решению вопроса с точки зрения руководства компании, ее сотрудников или партнеров.
Технология определяет способ внедрения результатов бизнес – аналитики на предприятии (Рис.1.6).
Рисунок 1.6 - PEST– анализ [17]
К особенностям PEST – анализа можно отнести:
проблемы правильной интерпретации полученных аналитических результатов
краткосрочная ориентация анализа;
расхождение мнений различных сторон бизнес – анализа;
сложность централизации полученных результатов.
Наконец, третьим типом аналитического метода является анализ пяти сил по Портеру. Данная методика по разработки бизнес – стратегии фирмы была предложена М. Портером в Гарварде в 1979 г. Она представляет собой анализ пяти главных сил, действующих на бизнес – анализ:
1) анализ угрозы появления продуктов-заменителей;
2) анализ угрозы появления новых игроков;
3) анализ рыночной власти поставщиков;
4) анализ рыночной власти потребителей;
5) анализ уровня конкурентной борьбы.
Рисунок 1.7 - Анализ пяти сил Портера [17]
Для правильного использования данной модели необходимо определить потребителей результатов бизнес – анализа (кто платит, кто покупает), поставщиков анализа (изучение потенциала бизнес – аналитиков), конкурентов (бизнес – аналитики других компаний) и субституты (альтернативные бизнес – проекты, предоставленные другой группой аналитиков).
После выявления этих факторов руководитель бизнес - аналитики определяет организационные моменты предстоящего анализа бизнес – процессов и стратегию их внедрения в практику.
Таким образом, рассмотренные выше модели и методы, использующиеся
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский Кодекс РФ (глава 4)
2. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.11.2015) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
3. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2014. — 272 с.
4. Батурин, В.К. Общая теория управления: учебное пособие [Текст] / В.К. Батурин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
5. Брижанина, Т.В. Создание и организация деятельности малого предприятия [Текст]: учебное пособие / Т.В. Брижанина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2014. – 191 с.
6. Бурганова, Л.А. Теория управления: учеб.пособие для вузов [Текст] / Л.А. Бурганова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 160 с.
7. Бусов, В. И. Управленческие решения [Текст] : учебник для бакалавров / В. И. Бусов. — Москва :Юрайт, 2013. — 254 с.
8. Галкина, Н.В. Экономика, организация и управление на предприятии: учеб.пособие [Текст] / Н.В. Галкина, Е.В. Масленникова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2013. – 308 с.
9. Горшенин, В.Ф. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / В.Ф. Горшенин. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. – 199 с.
10. Грант, Р.М. Современный стратегический анализ: учебник [Текст] / Р. Грант ; [пер. с англ. И. Малковой]. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 537 с.
11. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2011. – 386 с.
12. Зудина Л.А. Организация управленческого труда. Учебное пособие, 2014г. – 546 с.
13. Катаева, В. И. Методы принятия управленческих решений [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. И. Катаева, М. С. Козырев. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 196 с.
14. Курлыкова, А.В. Стратегический менеджмент: учебник для вузов [Текст] / А.В. Курлыкова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 170 с.
15. Магданов П.В. Система управления организацией: понятие и определение// ВЕСТНИК ОГУ. – 2012. - №8(144). – с.56 – 67.
16. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов [Текст] / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2014.
17. Мендель, А.В. Модели принятия решений : учебное пособие / А.В. Мендель. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 463 с.
18. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – 266 с.
19. Овсийчук, М.Ф. Бухгалтерский учет и контроль деятельности малого бизнеса [Текст]: учеб.пособие для вузов / М.Ф. Овсийчук, А.В. Шохнех; под общ.ред. М.Ф. Овсийчук. – 2-е изд., перераб. – М.: КноРус, 2014. – 293
20. Осипенко, С. А. Методы принятия управленческих решений [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / С. А. Осипенко. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015.
21. Петрова, Е.М. Экономика организации (предприятия). Краткий курс: учебное пособие [Текст] / Е.М. Петрова, О.А. Чередниченко. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 184 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233094
22. Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией/ А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 375 с.
23. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 352 с.
24. Ременников, В. В. Управленческие решения [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. В. Ременников. - 2-е изд., пере-раб. и доп. – Москва :Юнити-Дана, 2012. - 143 с.
25. Репин В.В. , Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 419 с.
26. Смирнов, Э. А. Управленческие решения [Текст] : учебник для вузов / Э. А. Смирнов. — Москва :Риор, 2014. — 362 с.
27. Стратегический менеджмент: учеб.пособие для вузов [Текст] / Ю.Т. Шестопал и др. – М.: КноРус, 2013. – 310 с.
28. Теория управления: учеб.пособие для бакалавров [Текст] / Л.П. Никитина и др.; под общ.ред. Н.И. Астаховой, Г.И. Москвитина. – М.: Юрайт, 2013. – 375 с.
29. Терехин В.И., Моисеев С.В. Финансовое управление фирмой / В.И. Терехин, С.В. Моисеев. - М.: Экономика, 2012. – 350 с.
30. Фирсова, И. А. Управленческие решения [Текст] : учебник для бакалавров / И. А. Фирсова, О. В. Данилова, С. В. Карпова ; под общ.ред. И. А. Фирсовой. — Москва :Юрайт, 2013. — 399 с.
31. Учитель, Ю.Г. Разработка управленческих решений : учебник / Ю.Г. Учитель, А.И. Терновой, К.И. Терновой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва. : Юнити-Дана, 2015. - 383 с.
32. Фатхутдинов, Р. А. Управленческие решения [Текст] : учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. — Изд. 6-е, перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2014. — 343 с.
33. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М.: Инфра-М, 2010. – 504 с.
34. http://www.refa.de/home - институт менеджмента, инноваций и бизнес – анализа
35. http://www.jobgrade.ru/ - все об организации труда в компании
36. http://www.inventech.ru – библиотека по менеджменту
37. http://consulting.1c.ru – управление предприятием
38. http://investobserver.info –институт управления бизнесом
39. http://institutiones.com/ - экономический портал
40. http://hr-portal.ru/ - сообщество HR менеджеров
41. https://www.unipharm.ru/ - ООО «Юнифарм»